Инфоурок Литература КонспектыУрок по литературе на тему "Пролог к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина как собирательная картина народных сказок"

Урок по литературе на тему "Пролог к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина как собирательная картина народных сказок"

Скачать материал

ТЕМА «ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

А. С. ПУШКИНА КАК СОБИРАТЕЛЬНАЯ

КАРТИНА НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Цели деятельности учителя: рассказать об отношении поэта к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок –

                 Начинается урок.

              II. Актуализация знаний

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне».

2. Вступительная беседа.

              Вопросы:

1. Какие народные и литературные сказки вы читали?

2. Чем отличается народная сказка от литературной?

3. Какие виды сказок вы знаете?

Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям. Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский («Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский («Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А. Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М. Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д. Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.

III. Самоопределение к деятельности.

-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в сказочный мир, и вы познакомитесь с еще одним  произведением А. С. Пушкина.

Подумайте,  как эта экскурсия будет связана с темой нашего урока?

Задание: Вспомните сказочных героев и названия сказок А. С. Пушкина.

-Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с. 93-94).

V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей текста).

Вопросы и задания:

1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая пролог поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)

2. Словарная работа.

лукоморье                                          чредой

неведомые (дорожки)                       мимоходом

невиданные (звери)                           пленяет

…и дол видений полны...                 темница

прихлынут                                         над златом чахнет

брег песчаный                                    …и мед я пил

витязь                                                  поведать

3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет всего шесть строк.

1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и когда происходят события сказочного мира – время и место.)

2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже нравится это описание.)

 

4. Вторая часть более объемна, герои сказочного мира описаны конкретно:

1) Как можно понять строки:

 

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя...

 

2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину.

3) Какая должна быть интонация при чтении?

4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.)

5) Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и интонации торжественности, таинственности.)

Чтение отдельных отрывков пролога, нахождение нужной интонации.

Апофеозом всей картины пролога становится строчка:

 

Там русский дух... там Русью пахнет!

VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.

VII. Работа по вопросам учебника «Размышляем о прочитанном» (с. 94).

Рассматривание репродукции картины «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» художников Б. Парилова и В. Дудорова. (См. форзац учебника.)

 

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть пролога; прочитать «Сказку о мертвой царевне...»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе на тему "Пролог к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина как собирательная картина народных сказок""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по литературе для 5 класса на тему "Пролог к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина как собирательная картина народных сказок". Цели деятельности учителя: рассказать об отношении поэта к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.Планируемые результаты изучения темы:Предметные умения: знать поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 680 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 453
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.06.2020 99
    • DOCX 22.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Котенева Анастасия Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69599
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе