Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе 7 класс "Тимур и его команда"

Урок по литературе 7 класс "Тимур и его команда"

рок внеклассного чтения в 6 классе

Урок внеклассного чтения в 6 классе

по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»

Учитель: Романенкова Марина Юрьевна.

Цели:

- познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчества А. Гайдара, с текстом повести «Тимур и его команда»;

- учить работать с дополнительной литературой, выделяя основные моменты;

- учить высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам;

- познакомить учащихся с новыми словами;

- воспитывать у шестиклассников уважение к людям старшего поколения.

Оборудование: портрет А. Гайдара, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, выставка книг писателя.

Он жил, как должен

жить боец,

И умер, как солдат.

С. Михалков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами готовились заранее. Сначала прочитали повесть А. Гайдара «Тимур и его команда». Затем каждая группа-команда, распределив обязанности, приступила к следующему этапу подготовки:

- художники-иллюстраторы готовили свои работы к уроку (они представлены на доске),

- биографы должны были познакомиться с биографией А. Гайдара и найти ответы на заранее предложенные вопросы,

- библиографы должны были узнать историю создания повести,

- вдумчивые читатели внимательно прочитать повесть, обратив внимание даже на мелкие детали.

Сегодня на уроке у нас будет работать три команды:

- «Миша и его команда»;

- «Антон и его команда»;

- «Иван и его команда».

Самая дружная, самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большее количество красных звездочек за правильные ответы.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями от повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (по одному человеку от команды).

3. Слово учителя.

Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению, забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня на уроке внеклассного чтения постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя А. Гайдара читателям 21 века. А личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки (эпиграф).

А что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни А. Гайдара?

Почему С. Михалков называет его бойцом?

4. Конкурс биографов.

Из каждой команды приглашается по одному человеку. Им предлагаются вопросы. За правильный ответ команда получает звездочку. Если биограф не знает ответа на вопрос, он может обратиться за помощью к команде.

Вопросы для биографов.

1. Когда родился А. Гайдар? ( 22 января 1904 года в городе Арзамасе)

2. Каково настоящее имя А. Гайдара? (Аркадий Петрович Голиков)

3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем ушел в Красную Армию?

(14 лет)

4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком? (16 лет)

5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар? (стать военным, служить в армии)

6. Как и когда умер А. Гайдар? (погиб 26 октября 1941 года в бою с фашистами )

7. Где поставлен памятник А. Гайдару? (Украина, г. Канев)

8. Какие книги написал А. Гайдар?

5. Слово учителя.

Теперь вернемся к вопросу: почему А. Гайдара можно назвать бойцом.

( за лучший ответ команда получает звездочку)

Комментарий учителя.

Гайдар действительно был бойцом. Вначале он сражался в рядах Красной Армии.

Потом стал детским писателем и продолжал борьбу за души ребят, мальчишек и

девчонок, хотел, чтобы они выросли настоящими людьми, патриотами, гражданами

своей страны, людьми, которые способны окружить заботой и теплом нуждающихся

в этом людей.

И в этом ему помогли его книги.

6. Конкурс библиографов. Технология проведения та же.

Вопросы для библиографов.

1.Когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 год )

2. Как она вначале называлась? ( «Дункан и его команда» )

3. Почему вначале повесть получила такое название? (По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Отсюда в повести А. Гайдара появляется штурвал на чердаке штаба.)

4. Назовите три опубликованных текста повести. (литературный сценарий фильма в августе 1940 года; газетная редакция повести октябрь 1940 года; книжный текст январь 1941 года)

5. Сколько раз экранизировали повесть? ( 2, 1941 год и 1976 год )

7. Конкурс для команд. Предлагается учащимся совместно выполнить тест. (см. дальше)

8. Словарная работа. Учащимся предлагается сценка «Ультиматум», которую заранее учитель подготовил с учениками. Используется эпизод из повести «Тимур и его команда», когда Квакину вручается конверт с ультиматумом от команды Тимура.

Далее командам предлагается определить лексическое значение слова «ультиматум».

Команда, которая дала самый правильный ответ, получает очередную красную звездочку.

9. Подведение итогов. Беседа.

? О чем заставила вас задуматься повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»?

? Как вы думаете, есть ли сейчас люди, которые нуждаются в помощи? А как можно им помочь?

Домашнее задание. Учащимся предлагается на выбор темы для небольшого сочинения:

1. Если бы я был тимуровцем…

2. Как я помогал людям.

Тест по повести «Тимур и его команда»

1. Назовите фамилию главного героя повести:

а) Гараев;

б) Ковалев;

в) Смирнов.

2. Кто не является членом команды Тимура:

а) Сима Симаков;

б) Коля Колокольчиков;

в) Мишка Квакин.

3. Как звали собаку Тимура:

а) Мухтар;

б) Тайфун;

в) Рита.

4. На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные звездочки:

а) где жили пожилые люди;

б) где кто-то уходил в Красную Армию;

в) где жил военный человек.

5. На каком музыкальном инструменте играла Ольга:

а) баян;

б) аккордеон;

в) гитара.

6. Какую профессию хотела получить Ольга:

а) инженер;

б) музыкант;

в) доктор.

7. Какое воинское звание было у отца Жени:

а) подполковник;

б) полковник;

в) генерал.

8. Как тимуровцы наказали компанию Квакина:

а) отвели в милицию;

б) закрыли в пустой будке на базарной площади;

в) заставили съесть все ворованные яблоки.

9. За что тимуровцы наказали компанию Квакина:

а) за кражу козы;

б) за воровство яблок из чужих садов;

в) за угрозу Тимуру.

Дополнительная литература.

1. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1981.

2. Аркадий Петрович Гайдар. Жизнь и творчество. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М., 1974.

5.3.2008
Конспект урока словесности, посвящённого профессии Учителя

Конспект урока словесности, посвящённого профессии Учителя

6 класс

«Нет на земле ответственней призванья…»

(Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Цели:

1) раскрыть вместе с учащимися неповторимость образа учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»;

2) развивать умение давать элементы характеристики литературного героя, анализируя художественное произведение; развитие самостоятельного, критического мышления;

3) воспитывать уважение к профессии учителя.

Оборудование: использование ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся (вопросы и задания по группам).

Ход урока

Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, − нет, а за то, что сталось с нами после.

В.Г.Распутин

1. Вступительное слово учителя.

Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны. Образу этой учительницы будет посвящён наш сегодняшний урок, тема которого – «Нет на земле ответственней призванья…». Запишите в тетрадь тему и эпиграф к уроку: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после» (В.Г.Распутин). На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока.

Рассказ В.Распутина автобиографичный. Он посвятил его своей учительнице. Послушаем сообщение об истории создания рассказа.

2. Сообщение учащегося.

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.

Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в университет на исторический, но её смутили... стены будущей альма-матер: высокие, мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе...

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За дерзость», - объясняет сама героиня.

В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные

Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней. Классная руководительница, учительница математики Вера Андреевна Кириленко, судя по всему, спуску им не давала. «На самом деле Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, - считает Лидия Михайловна. - «Красивая, немножко косили глаза», - это всё про неё. Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом. Говорили, что она из бывших фронтовичек». Но почему-то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у нее умер муж, и она перебралась в Саранск, поближе к маме. В Саранском государственном университете Лидия Молокова отработала сорок лет. Были еще командировки за границу: сначала она работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в военной школе в Алжире. А потом была еще командировка во Францию, во время которой Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.

А посвящено произведение другой учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой.

Посмотрите на портреты Лидии Михайловны Молоковой. Такой ли вы представляли Лидию Михайловну?

3. Работа в группах.

Следующий этап нашего урока – это работа в группах. Наша задача – нарисовать образ Лидии Михайловны, определить, какую роль она сыграла в жизни мальчика, раскрыть всю глубину и неповторимость образа этой учительницы. Первая группа представляет внешний облик учительницы, её поведение и речь, вторая группа – взаимоотношения Лидии Михайловны с мальчиком, третья группа должна оценить решение учительницы играть с учеником в замеряшки и ответить на проблемный вопрос: «Поступок это со стороны учительницы или преступление?». Каждой группе предлагаются вопросы для обсуждения.

1 группа

1) Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора?

2) Какова её манера держаться? Как она характеризует учительницу?

3) Каковы особенности речи Лидии Михайловны?

Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» Ключевыми будут слова и словосочетания: «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя – это её призвание. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной. Её образ немного возвышен автором.

Рассмотрите иллюстрацию В.Л.Гальдяева. Совпадает ли ваше представление об учительнице с восприятием художника? Какой вы увидели Лидию Михайловну?

2 группа

1) Как герой относился к учительнице?

2) Как Лидия Михайловна относилась к мальчику?

3) Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому?

Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница выделяла героя среди других учеников за его способности, за склонность и интерес к учёбе, она видела самодостаточность мальчика и чувство собственного достоинства, которое рано в нём развилось. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают…, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства.

3 группа

1) Почему учительница предложила ребёнку игру на деньги?

2) Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?

3) Как ведёт себя учительница во время прихода директора?

Заранее подготовленные ученики инсценируют эпизод игры в замеряшки. (Со слов «Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счёте» до «И он воздел над головой руки»).

Далее при устном ответе ученики должны отметить, что учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику, а во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства. Это роднит её с главным героем рассказа.

В классе разворачивается дискуссия о том, можно ли назвать поступок Лидии Михайловны преступлением, как это сделал директор. Все группы включаются в беседу.

Рассмотрите иллюстрацию Б.А.Алимова. Какими вы увидели героев на ней?

4. Подведём итоги.

1) Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На экране всплывают качества: доброта, порядочность, способность к состраданию, милосердие и другие). Запишите в тетрадь главные качества учительницы.

Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Что такое милосердие, жалость? Запишем в тетрадь.

ЖАЛОСТЬ - 1. сострадание, соболезнование

2. печаль, сожаление.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

2) Какими уроками стали занятия французским для мальчика? (Это уроки доброты, человечности, сострадания).

3) Прочитайте высказывания великих мыслителей о доброте. Какое из них вам ближе? Запишите это высказывание.

Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.

Л.Толстой

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

В.А. Сухомлинский

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н. Толстой

4) Вернёмся к эпиграфу. Как вы ответите на вопрос, который поставил В.Распутин в предисловие к рассказу? (Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке; если учитель настоящий, стыдно его подвести).

5. Заключение

Каким же должен быть настоящим учитель? Может быть, нам помогут слова В.П.Астафьева, тем более что слова эти вам хорошо знакомы: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».

Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это такой, которого помнят всю жизнь. Настоящий учитель – это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем, кем я стала.

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Мой любимый учитель».



Урок по литературе 7 класс "Тимур и его команда"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урокаА.П. Гайдар. "Тимур и его команда"

Цели урока:

Познакомить с жизнью и творчеством А.П. Гайдара;

Учить размышлять на философские вопросы жизни

на основе произведения и поступков героев;

Воспитывать интерес к чтению литературных произведений.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Ребята сегодня на уроке мы начнем с вами знакомство с повестью А.П. Гайдара “Тимур и его команда” (Слайд 1)

2. Знакомство с биографией.

Кто такой Гайдар?

Когда идет в далекий трудный путь корабль, на носу его, зорко вглядываясь вдаль, не сводя глаз с горизонта, несут свою службу впередсмотрящие. Самым бдительным, верным и опытным доверяют моряки этот пост.

Когда в давние времена шли в походы воины – конники, они посылали вперед всадника.

Это всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.

Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар (настоящая его фамилия Голиков). (Слайд 2).

Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный многоговорящий псевдоним.

Немного о биографии Гайдара вам расскажут ваши одноклассники.

1 ученик.

А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. С малых лет он приучался к самостоятельности и рыцарству. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда свершилась Октябрьская революция, затем началась Гражданская война.

В ноябре 1918 года Гайдар уходит добровольцем в Красную Армию, ему было только 14 лет. (Слайд 3)

2 ученик.

Он мечтал всю свою жизнь посвятить армии. Но тут его сразила болезнь: сказались ранения. Врачи признают его непригодным к военной службе.

В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе.

Он становится детским писателем.

3 ученик.

Гайдар подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против разгильдяев и жуликов. (Слайд 4)

Гайдар жил как солдат и умер на боевом посту.

В октябре 1941 года по заданию редакции он оказался в партизанском отряде. Однажды небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Пулеметная очередь пробила его сердце. Так погиб Гайдар.

Учитель. Повесть “Тимур и его команда” была написана в 1940 году, книга вышла в свет в 1941 году. В 40 – м году в Европе уже шла война с фашистами. Через год гитлеровские войска вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы.

Наступило трудное, горькое, героическое время.
Встал вопрос: что же должен делать каждый человек?
Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей.
Повесть А.П. Гайдара помогла детям ответить на этот вопрос.
Прочитав эту повесть, мы с вами узнаем о жизни детей в те далекие времена.

3. Работа над произведением.

а) чтение 1 части (стр.7,8)

С какими героями мы познакомились, прочитав отрывок?

Что вы узнали о Жене и Ольге?

Где был их отец?

Что должна была сделать Женя?

Словарная работа. (Слайд 5)

В тексте вы встретили слова керосинка и примус. Знакомы ли они вам?

Керосинка – нагревательный прибор с фитилем

Фитиль (греч.) – рыхло свитая веревка, пропитанная керосином, горит медленно, но хорошо держит огонь.

Примус – прибор для приготовления пищи.

Что вы можете сказать об этих словах? (архаизмы)

б) Ольга поехала на дачу, а Женя пока осталась в городе. Хочется ли вам узнать, что произойдет дальше?

Чтение произведения (стр. 8 – 15)

Проверка восприятия.

А сейчас мы проведем небольшую самопроверку того, как внимательно вы читали текст.

Почему же Ольга и Георгий не встретили Женю? Что с ней случилось?

Вспомните, какой случай произошел на перроне?

У нас появляются новые герои: Георгий и Мишка Квакин.

Понравился ли вам Квакин? Почему?

Из слов Квакина мы узнали, что у Георгия есть племянник Тимка Гараев.

Что сказал Квакин про Тимку?

Физминутка.

Итак, мы остановились с вами на эпизоде, в котором рассказывается, что Женя крепко уснула в чужом доме. Продолжим чтение.

Чтение (стр. 15 – 16)

Работа по прочитанному.

Можете ли вы предположить, в чьем же доме оказалась Женя?

Да, действительно, по – видимому. Тимур это и есть тот Тимка, о котором говорил Мишка Квакин.

Мы еще не знаем этого героя, но можете ли вы про него что – нибудь сказать?

Какой он?

Но с Женей снова приключается неприятность. Какая?

Как дальше поступит девочка?

Прочитаем об этом дальше.

Чтение (стр. 16 – 19)

Проверка восприятия.

От кого Женя получает записку? Что в ней написано?

Итог урока.

Понравилось ли вам начало повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”?

Перечислите героев, с которыми мы познакомились?

(Ольга, Женя, Георгий, Тимур, Мишка Квакин) (Слайд 8)

Два мальчика: Тимур и Мишка Квакин. Что вы можете о них сказать?

Тимур – олицетворение хорошего, доброго.

Мишка Квакин – злого.

Вероятно добру и злу предстоит столкнутся.

Кто же одержит победу в этом противостоянии? Мы с вами узнаем, прочитав повесть

“Тимур и его команда”

Автор Арпабаева Анар Құралбековна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3383
Номер материала 58378
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓