Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе 11 класс " Благо или зло" (по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок по литературе 11 класс " Благо или зло" (по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней №6 Амвросиевского района Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики





Урок – исследование

«Благо или зло»

(по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)



http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//epidemius.ru/valar/upload/2010-10/3c64ff6c83c0%5Fzlo-otnositelnyi.jpg&mb=imgdb_preview_122



Старший учитель

высшей категории

Шибаева Н.В.

«Благо или зло?"

(урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" с использованием интерактивной доски) 11 класс (16-17 лет)

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\картинки урок булгаков\imgpreview.jpghttp://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.uralweb.ru/sale/cache/176/17618/0.jpg&mb=imgdb_preview_77&w=152

Цели урока:
• Выявить особенности изображения Воланда на страницах романа;
• Определить функции свиты Воланда;
• Выяснить авторскую позицию о корнях добра и зла в мире.
• Учить анализировать текст, сравнивать образы, сопоставлять художественную трактовку образов, обобщать и делать выводы;
• Развивать исследовательские способности учащихся;
• Развивать связную монологическую речь.
• Формировать нравственную позицию старшеклассников.


Оборудование урока:
• Мультимедийное оборудование;
• Компьютер;
• Интерактивная доска;
• Текс романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
• Фрагменты из трагедии И. В. Гете «Фауст»;
• Отрывок из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
• Фрагменты из черновиков романа «Мастер и Маргарита» 1929 года;
• Буклет «Каково происхождение свиты Воланда?»;
• Слайд-шоу «Изображение Дьявола в живописи»;
• Музыкальный фрагмент: М. П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе»;
• Фрагмент фильма «Мастер и Маргарита».


Ход урока.
Ι. Оргмомент.

II.Актуализация опорных знаний и умений

1.Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания осуществляется при помощи интерактивного

теста, учащиеся отвечают на вопросы теста, получая при этом жетоны в виде ангелочков за правильные ответы. Проверить правильность ответов могут при помощи ссылки, в виде человечка с ключом на слайде с вопросами.

hello_html_m5ad43aad.gif



hello_html_3a0c9660.gif



hello_html_5a8066b8.gif

hello_html_m6513bd27.gif

hello_html_m3e9d1a8c.gif

hello_html_m38a1c6b1.gif



hello_html_m69ff253c.gif

hello_html_m7f6e68a3.gif

hello_html_m79fbb1bd.gif

hello_html_m4c279dca.gif



hello_html_m34174f.gif

hello_html_m5e1651b5.gif

hello_html_29017e95.gif











IΙΙ. Мотивация и погружение.
- Ребята, вы знаете, что совсем недавно я ездила на курсы в Донецк, села в автобус, на вид такой приличный, новый, а он сломался. Пассажиров высаживают, люди расстроены, а одна девушка, наверное, очень спешила, обругала водителя и закончила свою гневную тираду словами: «Черт меня угораздил сесть в этот автобус!» А я подумала: как часто мы в своей жизни, совершенно не задумываясь, употребляем слово «черт». Наверняка, и вы знаете такие выражения?
(Чтоб черт не узнал. Сам черт не разберет. Чем черт не шутит. Черт тебя побери. На кой черт. Черт знает что. Черт ногу сломит. Один черт. Черти принесли. Словно их черт веревочкой связал. Связался черт с младенцем. Ему и черт не брат. Бог любит праведника, а черт ябедника. Хорош бы дом, да черт живет в нем. У него черт в подкладке, сатана в заплатке. Не стой, как черт над душой.)
- А вы знаете, что в словаре пословиц и поговорок русского народа, составленном Владимиром Ивановичем Далем 223 раза упоминается слово «черт»? Какие же представления русского народа отразились в этом образе?
(черт несет человеку зло, что-то негативное в жизни человека, всезнание черта)
- Как еще называют черта?
(бес, дьявол, сатана, демон, Вельзевул, Люцифер)
- Этот образ вдохновлял многих писателей, художников, композиторов. Среди них Модест Петрович Мусоргский, написавший музыкальную картину «Ночь на Лысой горе».
hello_html_5c92644.gif




Демонстрация слайд-шоу (через гиперссылку со страницы 1 конспекта урока – ПО интерактивной доски).

Рафаэль Святой Михаил и ДьяволKnight-Death-and-the-Devil.jpghttp://rupo.ru/i/msg_i/3289/031.jpg

1 2 3

демонДемон

4 5

1. Святой Михаил и Дьявол»

Рафаэль

2.«Рыцарь смерть и дьявол»

А.Дюрер

3. Фреска №20 Джотто

сцены жизни и смерти

святого Франциска

4. «Демон сидящий»

Врубель

5. «Демон поверженный»

Врубель



ΙV. Сообщение темы урока и совместное целеполагание.
- Есть и еще одно название черта – Мефистофель, которое мы встречаем в трагедии классика немецкой литературы Иоганна Вольфганга Гете «Фауст». Именно из этой книги М. А. Булгаков взял строки, ставшие эпиграфом романа «Мастер и Маргарита».
(страница 2 конспекта урока)


так кто ж ты, наконец? http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//litvinovs.net/reflection/moscow/woland.jpg&mb=imgdb_preview_23
- Я часть той силы, что вечно хочет
Зла и вечно совершает благо.



- С каким образом в романе соотнесены эти строки?
(Воланд)
- Это еще одно имя Сатаны, данное ему Булгаковым. Так что же несет Воланд на страницах романа: благо или зло? Сегодня мы и должны будем ответить на этот вопрос. Итак, тема нашего урока: Благо или зло? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Запись темы.
- А сейчас, пожалуйста, предложите три вопроса, на которые в рамках данной темы вы сегодня хотели бы получить ответ. Ученики формулируют цели урока.
(Запись вопросов на странице 2 – схема мозгового штурма – инструмент «перо»)
Примерные вопросы:
• Каковы особенности изображения Воланда в романе?
• Какие функции выполняет свита Воланда?
• Какова роль Воланда в соотношении добра и зла в мире булгаковских героев?
V. Изучение нового материала
1 учебная ситуация. (Страница 3 конспекта урока: задания по группам)
«Лишь только вы начали его описывать, я уже стал догадываться, с кем вы вчера имели удовольствие беседовать… Первые же речи этого профессора рассеяли всякие мои сомнения. Его нельзя не узнать, мой друг!»
- Так говорил Мастер в палате сумасшедшего дома, услышав от Ивана Бездомного о встрече на Патриарших прудах. Какими же узнаваемыми чертами наделил Булгаков своего Воланда?
Перед вами на столах раздаточный материал, который сейчас вам потребуется для работы. Воспользовавшись им, через несколько минут вы должны будете нарисовать портрет Воланда.
Задача для
первой группы: сопоставить портрет Воланда, Мефистофеля из трагедии Гете «Фауст», черта Н. В. Гоголя из «Ночи перед Рождеством». Определите, есть ли у них сходные черты и если есть, то какие?
Вторая группа сопоставляет образ Воланда в редакции 1929 года и в окончательном варианте. Какие изменения внес Булгаков в характер этого героя?
Третья группа находит предметы сопровождающие Воланда. Какое значение на ваш взгляд они имеют?
Опрос результатов работы.
1 группа: «на плечах накидка», «шпага с выгнутым эфесом», «он на ногу одну как будто хром», «вороны из вашей свиты», «красный камзол», «всех буравит его коварный, острый взгляд», «насмешлив», «совершенно немец», «не белее трубочиста».
2 группа: более грубая лексика, шутовское поведение, кривлянье, образ явно сниженный. В поздней редакции таким образом ведет себя Коровьев-Фагот. Воланд – лицо значительное, полное достоинства, невозмутимое.
3 группа: портсигар с бриллиантовым треугольником, трость-шпага, береты с орлиными перьями, черный плащ, подбитый огненной материей, канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап, жук из темного камня на золотой цепочке, странный, как будто живой и освещенный с одного бока глобус, изображение черного пуделя на тяжелой цепи, золотая подкова, усыпанная алмазами.
- Каким мы видим этого героя? Какими предметами он окружен? Как вы думаете, случаен ли их выбор или они имеют особое символическое значение? Сопоставьте изображенные на доске предметы с их возможными символическими значениями. Зачем Булгакову потребовались эти детали?

(Страница 4 конспекта урока: работа по сопоставлению визуализированных деталей портрета Воланда и символического значения предметов – работа по перемещению графических объектов – инструмент «панорамирование страницы»)

http://katalog-books.ru/books/master/files/01b-portsigar.jpghttp://aporra.ru/images/catalog/voland/voland-gold_l.jpghttp://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/tunin/tunin_ten_ot_shpagi.jpg

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRepZYAWz8N66E3FQZeF_NZrqhZUDUHnI70Ig9wQEhc4lj17KJvbt2kYpPehttp://lenta.ru/news/2009/07/27/scarab/picture.jpghttp://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/chistyakov/chistyakov_globus.jpghttp://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/other/m&m_woland_orangesun.jpg

http://www.rusizn.ru/images/pred/79.jpg


Промежуточный вывод:
- Итак, в чем же особенности изображения Воланда в романе?
(Булгаков использует традиционные представления о Дьволе, закрепившиеся в мировой культуре, но творчески трансформирует их в соответствии со своим писательским замыслом. Он придает ему черты невозмутимости, значительности, позволяя увидеть его высокий ранг. Детали, которые его окружают, имеют символическое значение, позволяя проводить параллели с аналогичными образами мировой культуры, а также дают представление о сфере влияния его ведомства.).


2 учебная ситуация.
«Итак, - обратился к Маргарите Воланд, - рекомендую вам, донна, мою свиту…»
- Воланд прибыл в Москву не один. Кто входил в свиту Воланда?
(Азазелло, кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Гелла, Абадонна).
- Вот как этих героев увидели современные кинематографисты:
Просмотр кинофрагмента из сериала «Мастер и Маргарита» - сцена «На Воробьевых горах» (гиперссылка со страницы 5 конспекта урока)
- С какой целью Воланд и свита прибыли в Москву?
(В качестве консультанта в связи с обнаружением рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского – на Патриарших прудах. Гастроли в варьете – у Степы Лиходеева. Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре – визит буфетчика.)
- Какая из причин является действительной?
«Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. Ну вот моя свита и устроила этот сеанс, я же лишь сидел и смотрел на москвичей.» Какие слова на ваш взгляд являются ключевыми для понимания роли Воланда?
http://pics.livejournal.com/kuznetsov_v/pic/00048a4h
(сидел и смотрел)
- Давайте проверим, так ли это.
1 группа - Черная магия и ее разоблачение (гл.12)
2 группа – Неудачливые визитеры (гл.18)
3 группа – Великий бал у Сатаны (гл. 23)
Просмотрите эти главы и сделайте вывод о том, чем занимается Воланд, а чем его свита.
(все безобразия, мистификации творит свита, сам же Воланд, действительно, только наблюдает).
- С какой целью он наблюдает? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним строки из романа:
(цитаты вынесены на странице 6 конспекта урока)
«Каждое ведомство должно заниматься своими делами» (Воланд).
«Мы враги всяких недомолвок и таинственностей» (Коровьев).
«Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно» (Воланд).
«Факт – самая упрямая в мире вещь» (Воланд).
«Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам» (об Абадонне).
«Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!» (Воланд).
«Он не заслужил света, он заслужил покой» (Левий Матвей).

- Выделите ключевые слова. Сделайте вывод.

(работа с инструментом «перо»)

(Воланд беспристрастный наблюдатель. В его ведении находится Земля. Его интересует только факт, только истина. Он вершит суд, который нельзя подкупить.)


4 учебная ситуация.
- Что же это благо или зло?
Перед вами на слайде слова: свет, тьма, возмездие, суд, рок(судьба), смерть, тень, добро, зло, милосердие, справедливость.
Распределите их, пожалуйста, в две группы: одна со знаком «+», другая со знаком «-«

+ -

.
(работа по перемещению графических объектов на странице 7 конспекта урока - работа с инструментом «панорамирование страницы»)
- Какие слова из записанных оказались в одной и другой группе? (возмездие, суд)
(Какие из слов вызвали трудности при определении группы? Почему?)
- А теперь подумаем, какую роль играют Воланд и его свита в жизни человека, живущего в Москве 30-х годов. Вспомните некоторые эпизоды, в которых мы видим влияние Воланда и его свиты на судьбу людей. Что оно несет: добро или зло?
Работа со схемой на странице 8 конспекта урока (использование инструмента «перо»):
Что произошло в судьбе человека?
С точки зрения человека. С точки зрения человечества.
(Что происходит в жизни московских граждан после встречи с Воландом и свитой. Записать эти события и определить, что это – зло или благо).

Итак, к какому выводу мы с вами пришли в результате нашего исследования: что несет людям Воланд и его свита – благо или зло?

Вывод:
Свита Воланда несет зло для человека, но, принимая во внимание облик пострадавших, можно сказать, что с точки зрения всего человечества – это благо. Это возмездие.
- А откуда же тогда берется зло в мире? (Его вершат сами люди.)
VI. Оценивание работы.
Самооценка, взаимооценка с помощью опросных листов. Комментирование работы учащихся учителем.
I. Домашнее задание.
1. Сочинение-миниатюра: «Если бы Воланд сегодня посетил наш город…»
2. Представьте, что вы одна из сил: свет, тьма, мир людей. Подготовьте устный рассказ о себе.
3. Проведите исследование: «Воланд М. А. Булгакова и Демон М. Ю. Лермонтова».

Приложение.
Раздаточный материал для работы в группах.
1. Портрет Воланда.

Фрагменты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец.
(гл. 1)

- А я только что сию минуту приехал в Москву, - растерянно ответил профессор, и тут только приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый - пуст, черен и мертв. (гл. 3)

Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване, низком, с разбросанными на нем подушками. Как показалось буфетчику, на артисте было только черное белье и черные же остроносые туфли. (гл.18)

Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.
Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече. Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной ноги и натирала какою-то дымящеюся мазью Гелла.
Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке. Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус. (гл. 22)

Фрагменты трагедии И. В. Гете «Фауст».

1. Мефистофель
Вот ты меня и лицезришь.
Я убежден, поладить мы сумеем
И сообща твою тоску рассеем.
Смотри, как расфрантился я пестро.
Из кармазина с золотою ниткой
Камзол в обтяжку, на плечах накидка,
На шляпе петушиное перо,
А сбоку шпага с выгнутым эфесом.
И - хочешь знать? - вот мнение мое:
Сам облекись в такое же шитье,
Чтобы в одежде, свойственной повесам,
Изведать после долгого поста,
Что означает жизни полнота.

2. 3ибель
С хорошим днем!
(Про себя, взглянув искоса на Мефистофеля.)
Он на ногу одну как будто хром.

3. Мефистофель
Не узнаешь? А я могу
Стереть, как твой прямой владыка,
С лица земли тебя, каргу, С твоею обезьяньей кликой!
Забыла красный мой камзол?
Стоишь с небрежным равнодушьем
Перед моим пером петушьим?
Не видишь, кто к тебе пришел?
Ведьма
Слепа, простите за прием!
Но что ж не вижу я копыта?
Где вороны из вашей свиты?

4. Маргарита
Как в спальне тяжело дышать!
(Отворяет окно.)
А на дворе не жарко, тихо.
Скорей бы воротилась мать!
Мне кажется, что неспроста
Такая в доме духота.

5. Маргарита
Я с ним бы дружбы не водила!
Едва он в дверь, как всех буравит
Его коварный, острый взор.
Он так насмешлив и хитер
И ни во что людей не ставит!
Что он любви вовек не ведал,
Как бы написано на нем.

Фрагменты повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колеса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец*: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

2. Эволюция образа Воланда при работе над романом.

Из главы 18 (черновой вариант – редакция 1929 года).

Ага, ну ладно. Брысь! (Кот исчез в камине.) Итак, продолжайте, вы славно рассказываете. Так... Якобы деньги?.. Дальше-с...
Но буфетчик не сразу обрел дар дальнейших рас¬сказов. Черненькое что-то стукнуло ему в душу, и он настороженными слезящимися глазками проводил Бе¬гемота в камин.
— А они, стало быть, ко мне в буфет и давай их менять!
— О! Жадные твари! Но, позвольте, вы-то видели, что вам дают?
— То-то, что деньги совершенно как настоящие.
— Так что же вас беспокоит? Если они совершенно как настоящие...
— То-то, что сегодня, глядь, ан вместо червонцев резаная бумага.
— Ах, сволочь-народ в Москве! Но, однако ж, чего вы хотите от меня?
— Вы должны уплатить...
— Уплатить?!
— О таких фокусах администрацию надлежит уве¬домлять. Помилуйте, на 110 рублей подковали буфет.
— Я не хочу вам платить. Это скучно платить.
— Тогда вынужден я буду в суд заявить, — твердо сказал буфетчик.
— Как в суд! Рассказывают, у вас суд классовый?
— Классовый, уж будьте спокойны.
— Не погубите сироту, — сказал плаксиво Воланд и вдруг стал на колени.
«Полоумный или издевается», — подумал бу¬фетчик.
— Лучше я вам уплачу, чем в суд идти. Засудят меня, ох засудят, как пить дадут, — сказал Воланд. — Пожалуйте бумагу, я вам обменяю.
Буфетчик полез в карман, вынул сверток, развернул его и ошалел.
— Ну-с, — нетерпеливо сказал хозяин.
— Червонцы!! — шепотом вскричал буфетчик.
Воланд сделался грозен.
— Послушайте, буфетчик! Вы мне голову пришли морочить или пьяны?
— Что же это такое делается? — залепетал буфетчик.
— Делается то, что у вас от жадности в глазах мутится, — пояснил Воланд, вдруг смягчаясь. — Лю¬бите деньги, плут, сознайтесь? У вас, наверное, поря¬дочно припрятано, э? Тысчонки сто тридцать четыре, я полагаю, э?
Буфетчик дрогнул, потому что, ляпнув наобум, по-видимому, цифру, Воланд угадал до последней копей¬ки — именно в сумме 134 тысяч выражались сбереже¬ния буфетчика.
— Это никого не касается, — забормотал буфетчик, совершенно пораженный.
— Мне только одно непонятно, — продолжал ар¬тист Воланд, — куда вы их денете? Вы помрете скоро, через год, в гроб вы их не запихнете, да они в гробу вам и не нужны...
— Попрошу вас не касаться моей смерти, — тихо ответил буфетчик и побледнел, и стал озираться. Ему сделалось страшно, отчего — он сам не знал.
— Я пойду, — добавил он, вращая глазами.

Из главы 18 (окончательный вариант).

- Тоже молодой человек?
- Нет, пожилой. Третий, четвертый. Я все даю сдачи. А сегодня стал проверять кассу, глядь, а вместо денег - резаная бумага. На сто девять рублей наказали буфет.
- Ай-яй-яй! - Воскликнул артист, - да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
- Неужели мошенники? - Тревожно спросил у гостя маг, - неужели среди Москвичей есть мошенники?
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди Москвичей есть мошенники.
- Это низко! - Возмутился Воланд, - вы человек бедный... Ведь вы - человек бедный?
Буфетчик втянул голову в плечи, так что стало видно, что он человек бедный.
- У вас сколько имеется сбережений?
Вопрос был задан участливым тоном, но все-таки такой вопрос нельзя не признать неделикатным. Буфетчик замялся.
- Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах, - отозвался из соседней комнаты треснувший голос, - и дома под полом двести золотых десяток.
Буфетчик как будто прикипел к своему табурету.
- Ну, конечно, это не сумма, - снисходительно сказал Воланд своему гостю, - хотя, впрочем, и она, собственно, вам не нужна. Вы когда умрете?
Тут уж буфетчик возмутился.
- Это никому не известно и никого не касается, - ответил он.
- Ну да, неизвестно, - послышался все тот же дрянной голос из кабинета, - подумаешь, бином ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.
Буфетчик стал желт лицом.
- Девять месяцев, - задумчиво считал Воланд, - двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит. Да еще десятки.
- Десятки реализовать не удастся, - ввязался все тот же голос, леденя сердце буфетчика, - по смерти Андрея Фокича дом немедленно сломают и десятки будут отправлены в Госбанк.
- Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, - продолжал артист, - какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться <в другой мир> под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?
Буфетчик сидел неподвижно и очень постарел. Темные кольца окружили его глаза, щеки обвисли и нижняя челюсть отвалилась.
- Впрочем, мы размечтались, - воскликнул хозяин, - к делу. Покажите вашу резаную бумагу.
Буфетчик, волнуясь, вытащил из кармана пачку, развернул ее и остолбенел. В обрывке газеты лежали червонцы.
- Дорогой мой, вы действительно нездоровы, - сказал Воланд, пожимая плечами.
Буфетчик, дико улыбаясь, поднялся с табурета.
- А, - заикаясь, проговорил он, - а если они опять того...
- Гм... - Задумался артист, - ну, тогда приходите к нам опять. Милости просим! Рад нашему знакомству.

3. Предметы, сопровождающие Воланда.

Фрагменты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец.
(гл. 1)

И редактора и поэта не столько поразило то, что нашлась в портсигаре именно "Наша марка", сколько сам портсигар. Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник. (гл. 1)

Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями. (гл. 18)

Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города. (гл. 29)

Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.
Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке. Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус. (гл. 22)

Материал для учителя:

«Он (портсигар) был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник.»
• Символизирует краеугольный камень, отвергнутый по Писанию и сделавшийся главой угла. В библейской притче тождественен вере. Символичен в сцене на Патриарших прудах.

«Трость с черным набалдашником в виде головы пуделя», «тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».
• В образе пуделя Мефистофель из трагедии «Фауст» проникает в дом Фауста. Позволяет догадаться читателю, кем является герой.

«Длинная шпага с поблескивающей золотой рукоятью.»
• Атрибут одежды масонов, чье учение является одним из источников романа; кроме того Мефистофель Гете носил на левом боку шпагу.

«…Искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке.»
• Священный египетский жук-скарабей, символизировавший возрождение жизни, знак вечной жизни. Золотая цепь – символ единства двух начал: добра и зла.

«На тяжелом постамента стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус.»
• Символ Земли и человеческого мира. Показывает, что Земля находится в сфере ведения Воланда.

«Траурный плащ, подбитый огненной материей.»
• В масонстве одеяние Великого Командора, имеющего абсолютную власть.

«Береты с орлиными перьями.»
• В масонстве орел – символ непреклонной борьбы добра и зла. Птичье перо символизирует истину, верховную власть. В христианской традиции перья символизируют также веру и созерцание. Этот символ позволяет по новому взглянуть на образ Воланда.



Урок по литературе 11 класс " Благо или зло" (по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок с использованием ИКТ.

Цели урока:
• Выявить особенности изображения Воланда на страницах романа;
• Определить функции свиты Воланда;
• Выяснить авторскую позицию о корнях добра и зла в мире.
• Учить анализировать текст, сравнивать образы, сопоставлять художественную трактовку образов, обобщать и делать выводы;
• Развивать исследовательские способности учащихся;
• Развивать связную монологическую речь.
• Формировать нравственную позицию старшеклассников.

Автор Шибаева Наталья Владимировна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 914
Номер материала 58537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓