Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Урок по литературе для 9 класса

Учитель Матвеева О.В. г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП №52»



Тема: «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока

  1. Образовательные.

Продолжить знакомство с комедией А.С. Грибоедова.

  1. Развивающие.



Показать нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества, противопоставив им свободолюбие и независимость Чацкого.

  1. Воспитательные.

Воспитывать интерес к изучению классической литературы.



Эпиграф



Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым - счастье от безумия,

Всем умным - горе от ума.

А.С. Грибоедов.



Ход урока. Оборудование:

технические средства, иллюстрации, портрет Грибоедова





  1. Звучит вальс Грибоедова.

  1. Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).

  2. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.



  1. Словарная работа. Записать крылатые слова и выражения. Что обозначают слова: фарс, каламбур, водевиль.

  1. Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д).



  • В чем заключаются интересы гостей Фамусова?

  • Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?

  • Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?

  • Как это их характеризует?

  • Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?

  • Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)

  • Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?

(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).

Слово учителя.

(Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)

  1. Инсценировка, где особенно сильно звучит саморазоблачение Молчалина. (Д 4, явл.12)



Слово учителя.

В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.

Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Вывод учащиеся записывают в тетради.

«Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.



  • Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).

  • Кто такой Репетилов?

Чтение явл. 17 ( Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)

Вывод записывать в тетради.

Учитель.

Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.

  1. Прослушивание монолога Чацкого.

... Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…



Вывод дети записывают самостоятельно.



  1. Звучит вальс Грибоедова.

  2. Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.











Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по литературе для 9 класса

Учитель Матвеева О.В. г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Тема: «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока

1. Образовательные.

Продолжить знакомство с комедией А.С. Грибоедова.

2. Развивающие.

Показать нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества, противопоставив им свободолюбие и независимость Чацкого.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к изучению классической литературы.

Эпиграф

Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым - счастье от безумия,

Всем умным - горе от ума.

А.С. Грибоедов.

Ход урока. Оборудование:

технические средства, иллюстрации, портрет Грибоедова

I. Звучит вальс Грибоедова.

1. Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).

2. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.

II. Словарная работа. Записать крылатые слова и выражения. Что обозначают слова: фарс, каламбур, водевиль.

3. Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д).

· В чем заключаются интересы гостей Фамусова?

· Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?

· Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?

· Как это их характеризует?

· Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?

· Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)

· Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?

(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).

Слово учителя.

(Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)

III. Инсценировка, где особенно сильно звучит саморазоблачение Молчалина. (Д 4, явл.12)

Слово учителя.

В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.

Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Вывод учащиеся записывают в тетради.

«Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.

· Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).

· Кто такой Репетилов?

Чтение явл. 17 ( Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)

Вывод записывать в тетради.

Учитель.

Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.

IV. Прослушивание монолога Чацкого.

... Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…

Вывод дети записывают самостоятельно.

V. Звучит вальс Грибоедова.

VI. Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.

Автор Матвеева Ольга Васильевна
Дата добавления 25.07.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 5220
Номер материала 60293
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓