Главная / Русский язык и литература / урок по литературе

урок по литературе

Литература. 10 класс

Урок №1

Тема урока: А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Островского, определить его роль в истории русской культуры.

Эпиграфы:

Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой ocoбый мир... после Вас мы, русские, можно гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». И. А. Гончаров

Мир Островского — не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как иностранцы... Ю. И. Айхенвальд


Оборудование: портрет А.Н. Островского (художник В.Перов), урок из «Школы КМ»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Всмотритесь в портрет А.Н. Островского. «В его облике нет как буд­то ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запёчатлённый точной кистью худож­ника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидатель­ные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его - свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни.» (В.Я. Лакшин).

Если бы не этот взгляд, можно было бы, глядя на знаменитый порт­рет, вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном до­мишке холодно и в тёплой одежде сидят, чтобы руки - ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухвёдерный самовар и на беленой скатерти боль­шие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья - покосившийся домишко с деревянным верхом на каменном подклете и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой, чудом уцелевший остаток прошлого, теснимый со всех сторон новостройками и спрямлёнными магистралями. Здесь ранним весенним утром 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было прожить трудную, тревожную жизнь и стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и иро­ническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом - как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы - реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой замлею.

Глухие длинные заборы, одноэтажные домики в пять окон с густыми садами и огородами, герань на подоконниках, а в окнах - чиновник с гитарой или купец в красной рубашке, пьющий чай «до третьей тоски»... Жизнь сон­ная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.

Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок со­лонину, запасались на год рыбой, мёдом и капустой. Здесь степенное беседо­вали о своих плутнях за стаканом «пунштика» бородатые купцы, здесь их молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах. Здесь почта была великой редкостью, а солдата - инвалида, разносившего письма, пугались, как нежданной беды. Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеден­ную пору, ужинали «туго - натуго», рано ложились спать. Здесь одни прези­рали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напо­маженные.

Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».

II. Основные периоды жизни и творчества А.Н.Островского.

Островский получает хорошее домашнее образование, изучает древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

1835-1840 – Островский учится в 1-й Московской гимназии.

1840 – поступает в Московский университет на юридический факультет.

1843 – оставляет университет и поступает на службу в Московский Совестный суд.

1845-1851 – служит в Московском коммерческом суде.

1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».

Признание Островскому приносит комедия «Свои люди – сочтёмся» (первоначальное название – «Банкрут», закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации автор читал её вместе со знаменитым актёром П.М.Садовским и пьеса получила одобрительные отзывы H.В.Гоголя, И.А.Гончарова, Т.H.Грановского и др. Комедию запрещают к представлению на сцене (впервые она была поставлена только в 1861г.). Автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под негласный надзор полиции.

Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г.Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник – это своего рода исследователь-«физиолог», который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого «физиологического очерка», широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере «физиологического очерка» (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и «картины»: «Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»; позднее, в 1857, - «Не сошлись характерами»). В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь-экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края. Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником – после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с «Грозы» и заканчивая «Бесприданницей» и «Воеводой (Сон на Волге)». Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием «Ночи на Волге» (осуществлён частично). 

После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А.Гедеоновым, Н.Я.Соловьёвым, П.М.Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К.Гольдони, Н.Макиавелли, М.Сервантес, Теренций и т.д.).  

Творчество Островского-драматурга можно разделить на три периода:

1-й – 1847-60; 2-й – 1860-75; 3-й – 1875-86.

К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. В первых пьесах Островского («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами») отчетливо прослеживаются отзвуки сатирической традиции Гоголя. Затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А.Григорьева, в пьесах «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) возникают патриархальные мотивы, идеализация русской старины и её обычаев. Эти настроения приглушают сатирический и критический пафос, свойственный ранним пьесам.

С 1856г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859)).

Ко второму периоду (1860-75) относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина", 1865), скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875)). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873) – «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.

Почти все драматические сочинения Островского, созданные в третий период творчества (1875-1886), печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П.Чехова.

О невероятной работоспособности драматурга свидетельствует даже сам факт его смерти: умер Островский в 1886 году за письменным столом в своем имении Щелыково (сейчас там находится дом-музей), когда переводил пьесу Шекспира, а рядом лежали несколько томиков рукопис­ных тетрадей - дополнение к «Толковому словарю живого ве­ликорусского языка» В. И. Даля, которое мечтал сделать Ост­ровский.

III. Особенности стиля Островского (сделать записи в тетрадях).

Что собой представляет русская драматургия до Островского? «Дра­матическая русская литература представляет собою странное зрелище, - писал Белинский в 1845 году. - У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Гри­боедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя - и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».

Вся творческая жизнь Островского была посвящена борьбе за утверждение реализма в русском театре. Н.А. Добролюбов, призна­вая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьесы Островского, - писал критик, - «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни» (Чтение отрывка из пьесы «Свои люди – сочтемся!» – монолог Липочки, которым открывается пьеса).

Л.Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Дей­ствительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал прав­дивую картину русской жизни, начиная с 40-х и кончая 80-ыми годами XIX века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое нашей Родины.

Островский всю жизнь мечтал основать русский народ­ный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Мо­сковская сцена, - писал он, - должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». Ни до, ни после Островского ни один драматург России не устанавливал с театром таких тес­ных контактов. Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его при­нято называть «вторым московским университетом». Часто можно было ус­лышать:

«В Москве два университета - на Моховой и на Теат­ральной».

«Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».

Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года...» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещённого автора (в 1853 году была по­ставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим ус­пехом).

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режис­сёром-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репе­тиции с актёрами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Анд­реев, 1929 г.).

Новаторство Островского драматурга (запись под диктовку).

1. Сюжеты – из жизни, они просты и типичны.

2. Центр тяжести – на характеры и породившую эти характеры общественную среду.

3. Характеры всегда социально конкретны: дается художественный анализ психологии мещанина.

4. Быт в пьесах – категория социальная, в нем проявляются поступки героев.

5. Действие в пьесах неспешное, с распространенной экспозицией и дополнительными эпизодами.

6. Развитие действия всегда последовательно и непрерывно.

7. Язык персонажей в пьесах является мощнейшим средством выявления идеи, а также для создания характеристик действующих лиц.

8. Сочетание комических и драматических элементов или их противопоставление.

9. Комические приёмы разнообразны, сценически выразительны и подчинены социально-этическому содержанию пьесы.

Домашнее задание: 1) Стр.141-146

2) Прочитать пьесу «Свои люди – сочтемся!», знать содержание, быть готовыми к опросу по тексту.

3) Продумать вопросы: «Смысл названия, своеобразие жанра. Реализм образов пьесы «Свои люди – сочтемся».





4


урок по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Островского, определить его роль в истории русской культуры.

Эпиграфы:

Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой ocoбый мир... после Вас мы, русские, можно гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». И. А. Гончаров

Мир Островского — не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как иностранцы... Ю. И. Айхенвальд

Оборудование: портрет А.Н. Островского (художник В.Перов), урок из «Школы КМ»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Всмотритесь в портрет А.Н. Островского. «В его облике нет как буд­то ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запёчатлённый точной кистью худож­ника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидатель­ные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его - свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни.» (В.Я. Лакшин).

Если бы не этот взгляд, можно было бы, глядя на знаменитый порт­рет, вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном до­мишке холодно и в тёплой одежде сидят, чтобы руки - ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухвёдерный самовар и на беленой скатерти боль­шие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья - покосившийся домишко с деревянным верхом на каменном подклете и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой, чудом уцелевший остаток прошлого, теснимый со всех сторон новостройками и спрямлёнными магистралями. Здесь ранним весенним утром 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было прожить трудную, тревожную жизнь и стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и иро­ническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом - как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы - реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой замлею.

Глухие длинные заборы, одноэтажные домики в пять окон с густыми садами и огородами, герань на подоконниках, а в окнах - чиновник с гитарой или купец в красной рубашке, пьющий чай «до третьей тоски»... Жизнь сон­ная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.

Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок со­лонину, запасались на год рыбой, мёдом и капустой. Здесь степенное беседо­вали о своих плутнях за стаканом «пунштика» бородатые купцы, здесь их молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах. Здесь почта была великой редкостью, а солдата - инвалида, разносившего письма, пугались, как нежданной беды. Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеден­ную пору, ужинали «туго - натуго», рано ложились спать. Здесь одни прези­рали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напо­маженные.

Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».

II. Основные периоды жизни и творчества А.Н.Островского.

Островский получает хорошее домашнее образование, изучает древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

1835-1840 – Островский учится в 1-й Московской гимназии.

1840 – поступает в Московский университет на юридический факультет.

1843 – оставляет университет и поступает на службу в Московский Совестный суд.

1845-1851 – служит в Московском коммерческом суде.

1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».

Признание Островскому приносит комедия «Свои люди – сочтёмся» (первоначальное название – «Банкрут», закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации автор читал её вместе со знаменитым актёром П.М.Садовским и пьеса получила одобрительные отзывы H.В.Гоголя, И.А.Гончарова, Т.H.Грановского и др. Комедию запрещают к представлению на сцене (впервые она была поставлена только в 1861г.). Автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под негласный надзор полиции.

Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г.Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник – это своего рода исследователь-«физиолог», который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого «физиологического очерка», широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере «физиологического очерка» (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и «картины»: «Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»; позднее, в 1857, - «Не сошлись характерами»). В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь-экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края. Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником – после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с «Грозы» и заканчивая «Бесприданницей» и «Воеводой (Сон на Волге)». Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием «Ночи на Волге» (осуществлён частично).

После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А.Гедеоновым, Н.Я.Соловьёвым, П.М.Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К.Гольдони, Н.Макиавелли, М.Сервантес, Теренций и т.д.).

Творчество Островского-драматурга можно разделить на три периода:

1-й – 1847-60; 2-й – 1860-75; 3-й – 1875-86.

К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. В первых пьесах Островского («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами») отчетливо прослеживаются отзвуки сатирической традиции Гоголя. Затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А.Григорьева, в пьесах «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) возникают патриархальные мотивы, идеализация русской старины и её обычаев. Эти настроения приглушают сатирический и критический пафос, свойственный ранним пьесам.

С 1856г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859)).

Ко второму периоду (1860-75) относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина", 1865), скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875)). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873) – «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.

Почти все драматические сочинения Островского, созданные в третий период творчества (1875-1886), печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П.Чехова.

О невероятной работоспособности драматурга свидетельствует даже сам факт его смерти: умер Островский в 1886 году за письменным столом в своем имении Щелыково (сейчас там находится дом-музей), когда переводил пьесу Шекспира, а рядом лежали несколько томиков рукопис­ных тетрадей - дополнение к «Толковому словарю живого ве­ликорусского языка» В. И. Даля, которое мечтал сделать Ост­ровский.

III. Особенности стиля Островского (сделать записи в тетрадях).

Что собой представляет русская драматургия до Островского? «Дра­матическая русская литература представляет собою странное зрелище, - писал Белинский в 1845 году. - У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Гри­боедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя - и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».

Вся творческая жизнь Островского была посвящена борьбе за утверждение реализма в русском театре. Н.А. Добролюбов, призна­вая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьесы Островского, - писал критик, - «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни» (Чтение отрывка из пьесы «Свои люди – сочтемся!» – монолог Липочки, которым открывается пьеса).

Л.Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Дей­ствительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал прав­дивую картину русской жизни, начиная с 40-х и кончая 80-ыми годами XIX века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое нашей Родины.

Островский всю жизнь мечтал основать русский народ­ный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Мо­сковская сцена, - писал он, - должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». Ни до, ни после Островского ни один драматург России не устанавливал с театром таких тес­ных контактов. Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его при­нято называть «вторым московским университетом». Часто можно было ус­лышать:

«В Москве два университета - на Моховой и на Теат­ральной».

«Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».

Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года...» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещённого автора (в 1853 году была по­ставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим ус­пехом).

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режис­сёром-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репе­тиции с актёрами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Анд­реев, 1929 г.).

Новаторство Островского драматурга (запись под диктовку).

1. Сюжеты – из жизни, они просты и типичны.

2. Центр тяжести – на характеры и породившую эти характеры общественную среду.

3. Характеры всегда социально конкретны: дается художественный анализ психологии мещанина.

4. Быт в пьесах – категория социальная, в нем проявляются поступки героев.

5. Действие в пьесах неспешное, с распространенной экспозицией и дополнительными эпизодами.

6. Развитие действия всегда последовательно и непрерывно.

7. Язык персонажей в пьесах является мощнейшим средством выявления идеи, а также для создания характеристик действующих лиц.

8. Сочетание комических и драматических элементов или их противопоставление.

9. Комические приёмы разнообразны, сценически выразительны и подчинены социально-этическому содержанию пьесы.

Домашнее задание: 1) Стр.141-146

2) Прочитать пьесу «Свои люди – сочтемся!», знать содержание, быть готовыми к опросу по тексту.

3) Продумать вопросы: «Смысл названия, своеобразие жанра. Реализм образов пьесы «Свои люди – сочтемся».Тема урока: Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи.

Особенности художественной структуры, жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий война и мир.

Цели урока: раскрыть особенности художественной структуры романа; дать представление о том, как Толстой относится к понятиям войны как исторического события и как вершителя судеб людей, какой смысл вкладывает в понятие «мир».

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорож­денного ребенка до последней вспышки чувства уми­рающего старика все го­рести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!

Критик Н. Страхов

Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события, облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева).

Можно ли «Войну и мир» назвать эпопеей?

Приведем доказательства.

А) Структурные особенности романа Л.Н.Толстого

В романе 4 тома и эпилог:

I том - 1805 год.

II том - 1806 - 1811 годы.

III том-1812 год.

IV том-1812-1813 годы. Эпилог- 1820 год.

Б) воплощение судеб народов, сам исторический процесс

  • Картины русской истории (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
  • События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
  • Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
  • Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
  • Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др).
  • Огромное количество человеческих характеров.
  • Большая протяженность во времени (15 лет).
  • Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поме­стья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

Таким образом, замысел Толстого требовал создания ново­го жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Джон Голсуорси, английский писатель рубежа веков, писал о «Войне и мире»: «Если бы пона­добилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «ве­личайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

В) многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому пере­мещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов игра­ли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Тол­стого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрыва­ется на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участ­ником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих геро­ях.

Смысл названия романа

Какой смысл имеют слова в о й н а и м и р в названии романа?

Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), и общее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни ( жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».

Столь же многозначно и другое ключевое слово романа – война. «Война и мир» - ведь это все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. Это две концепции бытия, два уровня понимания жизни представляет ли она собой столкновение исходящих лишь единичные стремления, слепой произвол случайности – словом, «войну» ( вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, - смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и его жена? И разве любая интрига, вообще интрига как таковая – не военная операция? Или же жизнь представляет собой по своей глубокой, скрытой, потенциальной сущности мир – общую связь людей, единство, согласие, целесообразную связь.(Ю.Бочаров)

«Война и мир» как художественное целое.

Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это

1.Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.

2.Мир семьи.

3.Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)

4.Мир нации.

5.Мир всех людей, живущих на земле.

6.Мир природы в ее самостоятельном развитии.

Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).

II. Композиция (записать под диктовку).

I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.

II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».

III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.

IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.

Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в рома­не. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Алек­сандр 1 ) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную амо­ральность).

Задание на дом.

Прочитать главы 1-6 первого тома

Подготовить ответы на вопросы

  • 1)Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?
  • 2)В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
  • 3)Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случа­ен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
  • 4)Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?
  • 5)Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Тол­стого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
  • 6)Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный ком­позиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».
  • 7)И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.
  • 8)Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?
  • 9)Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?
  • 10)Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?
  • 11) Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
  • 12)Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведе­ния.

13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Автор Ермуханова Гульмира Тимержановна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 950
Номер материала 58872
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓