Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок по истории "Куликовская битва" 6 класс

Урок по истории "Куликовская битва" 6 класс

Скачать материал

Урок истории для обучающихся 6 класса

Сидоренко М.Т.

Учитель истории

Урок-исследование по теме «Куликовская битва и истоки русского национального самосознания».

Цели урока:

-подвести учащихся к пониманию причин способствующих победе русских войск на Куликовом поле ,значимости этой победы в истории России;

-на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле, способствовать воспитанию гордости за свой народ, восставший на защиту Родины;

- содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценки исторических событий.

Оборудование урока: карты «Русь в 13 –14 вв.», «Русь в 12 в.», портреты Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, картины, тексты «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», раздаточный материал.

Ход урока:

1.     Организационный этап урока.

 (Запись тема, приветствие детей, фиксация отсутствующих.)

2.     Подготовка к изучению нового материала.

План урока: (записан на доске)

1)    Подготовка к сражению, поход на Дон.

2)    Сергий Радонежский.

3)    Сражение на Куликовом поле.

4)    Причины и историческое значение победы русских войск.

5)    Укрепление Москвы как центра сплочения сил для дальнейшей борьбы с монголо - татарами.

Для учителя: В начале урока нужно обратить внимание учеников на факт окончательного перехода Владимирского престола после 1327 года московским князьям. Москва стремительно возвышается, и это сдерживает процесс дробления северо-восточной Руси, что позволило собирать эти земли в единое целое. Москва, избежавшая раздробления, в итоге стала центром объединения русских земель и сосредоточила все свои усилия на борьбе с Ордой.

3.     Этап изучения нового материала.

Учащимся предлагается выполнить ряд индивидуальных заданий. Для этого ученики делятся на группы. Отслеживать результативность учебного процесса будет группа из 2-3 хорошо подготовленных учащихся. В конце урока они комментируют и оценивают работу одноклассников.

Эпиграф на доске: «Ныне же пойдем за Дон,

и там или победим

и все от гибели сохраним,

или сложим свои головы…»

                                    ( Дмитрий Донской «Сказание о Мамаевом побоище».)

Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Объясните успех русских войск в Куликовской битве. Было ли это неожиданностью для обеих сторон?

Учитель: В 1359 году московским князем стал сын Ивана Красного Дмитрий. Именно с ним связано начало борьбы за освобождение Руси от ига Орды.

Сообщение ученика о Дмитрии Донском.

Работа по группам:

Первая группа: Почему сражение на реке Воже стало первым, которое русская рать смогла выиграть у Орды?

Вторая группа: Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

Третья группа: Чем князь Дмитрий мотивировал свое решение избавиться от ига Орды?

Четвертая группа: Как монголо-татары могли отреагировать на решение о прекращении выплаты дани?

Учитель: Мамай собрал огромное войско и выступил в поход. По пути к Дону русское войско остановилось у Троицкого монастыря, где получило благословение Сергия Радонежского.

Сообщение ученика о Сергии Радонежском.

Задание учащимся: На карте показать Куликово поле.

Работа в группах:

Первая группа: Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле?

Вторая группа: Какое сражение и почему считают генеральной репетицией Куликовской битвы?

(Обоснованием для ответа должны стать строки из поэмы «Задонщина»)

Третья группа: Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как вы оцениваете позицию рязанского князя Олега? Можете ли вы его как-то оправдать?

Четвертая группа: Чем вы объясните успех русского войска в Куликовской битве? Почему археологи во время раскопок не нашли ни одного меча?

Учитель: Итак Куликовская битва завершилась разгромом Мамая.

Работа в группах:

Первая группа: Каково значение Куликовской битвы?  

Вторая группа: Составьте обобщенные характеристики князя Дмитрия и хана Мамая как персонажей «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

Третья группа: Чем можно объяснить обращение автора «Задонщины» к событиям двух вековой и полутора вековой давности:

-         Стремлением следовать традиции;

-         Желанием опереться на авторитет предшественников;

-         Пониманием исторической важности битвы;

-         Стремлением создать произвольную схему развития Руси;

-         Случайным совпадением.

Четвертая группа: Объясните почему через два года хан Тохтамыш взял Москву, но ярлык на великое княжение все равно достался московскому князю.

4.     Подведение итогов урока.

Созданная в начале урока экспертная группа подводит итоги работы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся, если это необходимо.

5.     Домашнее задание: Подготовить развернутый ответ на вопрос «Свидетельствует ли появление произведений подобных «Задонщине» и «Сказанию о Мамаевом побоище», становлению национального самосознания жителей московского княжества?»

6.     Рефлексия: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать

Урок:  - привлек меня тем…

            - показался интересным…

            - взволновал…

            - заставил задуматься…

            - навел меня на размышления…

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по истории "Куликовская битва" 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.11.2016 590
    • DOCX 37.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сидоренко Марина Тимофеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сидоренко Марина Тимофеевна
    Сидоренко Марина Тимофеевна
    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9229
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по истории в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 191 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по истории в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 399 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе