Главная / История / Урок по истории для 8 класса "Крестьянская реформа 1861 года"

Урок по истории для 8 класса "Крестьянская реформа 1861 года"

Конспект урока по теме «Крестьянская реформа 1861 года» (8 класс)

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа.


Цели урока:

  1. Образовательные:

- формирование знания исторических понятий: временнообязанные крестьяне, отрезки;

- формирование исторических представлений о причинах отмены крепостного права;

- формирование представлений о содержании реформы;

- формирование пространственных и хронологических представлений;


2. Воспитательные:

- формирование убеждений и ценностей: формирование неприятия угнетения в любой форме, ценности свободы.


3. Развивающие:

- развитие критического мышления;

- развитие умения работать со статистическими данными, анализировать данные и делать выводы;

- развитие умения аргументировать свою точку зрения;

- развитие воображения, образного мышления.


Технологии и методы: в основе урока лежит использование технологии проблемного обучения, реализуемая посредством постановки учителем проблемной задачи, которая поэтапно решается в течение урока. Реализуется посредством следующих методов и приёмов: мозговой штурм; анализ статистических данных; проблемное изложение; анализ картографических данных.


Литература: Лазукова Н.Н.История России, 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011.












Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Оргмомент

(2 мин)



Проверка готовности учеников к уроку. Запись темы уроки в тетрадь.

Ознакомление с планом работы:

  1. Современная наука о значении отмены крепостного права.

  2. Причины отмены крепостного права.

  3. Подготовка реформы.

  4. Содержание реформы.

  5. Оценка реформы.

Формирование умения организовать свою деятельность, развитие внимания.


2. Мотивационный этап (2 мин)

Мотивирует на изучение новой темы:

Член-корреспондент РАН Сахаров в современном издании учебника по истории России так характеризует крестьянскую реформу: это историческое событие огромного масштаба, при этом обошлось почти без жертв, в отличие от США, где в гражданской войне, приведшей к ликвидации рабства, погибло 600 тыс. человек.

Постановка проблемной задачи

Но забегая вперёд, отметим, что почему-то при всём при этом в начале 20 века именно США начинают вырываться в мировые экономические и политические лидеры, а не Россия. Не связано ли это в том числе и с характером проведённой реформы? Вот с этой проблемой мы и попытаемся разобраться на сегодняшнем уроке.


Развитие внутренней мотивации, развитие теоретического мышления, внимания и памяти

2. Актуализация знаний, предметных и универсальных УД

(10 мин)

Но для начала давайте подумаем, какие же причины поставили российские власти перед необходимостью реализовать реформу в 1861 году, хотя менее чем 40 лет назад самодержавие жёстко пресекло попытку реализовать этот шаг? Кстати, что это было за движение?

Идёт мозговой штурм. Учитель записывает на доске предполагаемые учениками причины отмены крепостного права. Затем один из учеников под контролем учителя аргументирует отбор наиболее важных. Ученики записывают отобранные причины в виде схемы по направлениям: экономические, политические, внешнеполитические.






Развитие теоретического мышления, умений анализа и синтеза, познавательного интереса



3. Формирование новых ЗУН, УУД (20 мин)


Обычно, начиная изучать отмену крепостного права, упоминают речь Александра Вт. перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года: в ней император отметил, что отмена крепостного состояния – необходимость, поэтому лучше это сделать сверху, чем ждать, пока это произойдёт снизу.


Как Вы понимаете смысл его слов? В условиях самодержавной и дворянской страны, чем было чревато решение вопроса о положении крестьянства сверху? Могла ли такая форма решения вопроса действительно глубокого изменить ситуацию в стране и открыть простор для более высоких темпов развития?


Учитель подытоживает: государство и дворянское сословие сосредоточили в своих руках разработку реформы. Для этого был создан сначала Секретный комитет, потом Главный комитет, а на местах губернские дворянские комитеты, направлявшие в центр свои предложения. Окончательный вариант реформы должны были выработать т.н. Редакционные комиссии.


Но было ли само дворянство однородно в своих интересах? Чем могло быть вызвано различие в их подходах к ликвидации крепостничества? Могла ли быть в таких условиях сама реформа последовательной и глубокой?



19 февраля (3 марта1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Мы рассмотрим лишь самые основные положения реформы. Более подробно с её деталями необходимо будет ознакомиться дома.

1.Крестьяне получали личную свободу и гражданские права.

Вспомните, что относится к гражданским правам?

2. Помещик сохранял собственность на все свои земли, но должен был предоставить в пользование крестьянину надел. Крестьянин, в случае согласия помещика, мог эту землю выкупить. А до выкупа крестьянин оставался временнообязанным и должен был по-прежнему нести повинности в пользу помещика.

Как вы думаете, насколько это согласуется с вышезаявленным наделением крестьян гражданскими правами? Имело ли большинство крестьян средства для выкупа?


3. В связи с тем, что крестьяне не обладали достаточными средствами, а помещики хотели получить всю сумму сразу, предусматривалась особая выкупная операция. Кратко суть.


К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. О чём говорят эти данные?


4. Отрезки и прирезки.

Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян, прирезка – у 3-15%. Отрезки в среднем по стране – 20%, в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела?

О чём говорят эти данные?

Работа с картой: покажите и назовите районы, где были произведены самые большие отрезки?


Какое впечатление вызывает содержание реформы? Мог ли крестьянин разобраться в её хитросплетениях? А разобравшись, как мог отреагировать?

Итог: за 1861 год – 1859 крестьянских волнений.






Формирование умения давать оценку историческим событиям; развитие критического мышления

Решение первой части проблемной задачи








Развитие теоретического мышления: искать связь между позицией и интересами социальных слоёв

Решение второй части проблемной задачи









Развитие мышления и памяти







Развитие критического мышления





Работают со статистикой: умение делать выводы




Работают со статистикой: умение делать выводы



Развитие пространственных представлений, умения извлекать данные при работе с картой

Развитие умения синтезировать и делать выводы

Закрепление новых ЗУН (5 минут)

Решение проблемной задачи, поставленной на первом этапе урока: судя по тому, как готовилась реформа и каково было её содержание, можно ли согласиться с мнением историка Сахарова о значении крестьянской реформой? В чем отличие от итогов Гражданской войны в США?

Развитие критического мышления

Этап рефлексии (4 мин)

Какие проблемы в данной теме вызвали наибольшие трудности в понимании?

Имеет ли для Вас изучение этой темы какое-то личное значение?

Развитие познавательного интереса; развитие умения давать оценку своей деятельности



Домашнее задание (2 минуты)

Параграф 19, с. 152 – задание 2, письменно в тетради.

Для наиболее способных учеников с. 152 – задание из рубрики «Давайте обсудим»


Записывают д/з: развитие внимания


Урок по истории для 8 класса "Крестьянская реформа 1861 года"
  • История
Описание:

Данный материал представляет собой конспект урока по истории для 8 класса на тему "Крестьянская реформа 1861 года".

Особенность материала состоит в том, что он последовательно реализует проблемный подход к обучению. На каждом уроке перед учениками ставятся проблемные задачи, требующие сопоставления статистических данных, проведения причинно-следственных связей, анализа и обобщения. Кроме того, содержание урока способствует не только развитию критического мышления, но и направлено на формирование мировоззрения учеников за счёт понимания долгосрочных тенденций общественно-исторического развития.

Автор Зверев Александр Александрович
Дата добавления 22.04.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1228
Номер материала 58174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓