Главная / Информатика / Урок по информатике на тему "Решение логических задач с помощью таблиц" (7 класс)

Урок по информатике на тему "Решение логических задач с помощью таблиц" (7 класс)

Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района Тамбовской области








Тема урока:


Решение логических задач с помощью таблиц


















Ф.И.О. педагога: Милосердова Надежда Петровна
















. Организационный момент.

. Разминка

Начинаем наше занятие с разминки, где разберём весёлые задачи на сообразительность.

  1. На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

  2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у этого отца? (7 детей)

  3. У Коли и Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. На сколько больше тетрадей стало у Маши, чем у Коли? (на 4 тетради)

  4. Представь себе, что ты машинист, ведущий пассажирский поезд из Москвы в Санкт-Петербург. Всего в составе поезда 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (столько же, сколько и тебе)

  5. На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули. Сколько мух осталось на столе. (1 прихлопнутая)

  6. В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков? (9 мальчиков, учитель тоже человек)


. Теоретический материал занятия.

Вся наша жизнь – это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем.

Среди других «крепостей царства смекалки» логические за­дачи стоят особняком.

С одной стороны, они отличаются от обычных задач-загадок тем, что в них нет никакой игры слов, нет попыток ввести чита­теля в заблуждение.

С другой стороны, они отличаются от большинства математи­ческих задач тем, что для их решения нужна в основном сообразительность, а не запас каких-то специальных знаний.

Само собой разумеется, что решающий логические задачи должен постоянно иметь в виду такие очевидные истины: отец старше своего сына; в баскетбольной команде могут быть либо только мужчины, либо только женщины; генерал старше майора по званию и т. п.

Разумеется, задача задаче — рознь, и ход рассуждений нель­зя свести к одной-двум стандартным схемам. Тем не менее, есть несколько общих рекомендаций по методике решения логических задач.

Лучше всего это сделать на конкретном примере. А поэтому рассмотрим задачу.

Вот ее условие.

hello_html_m3651b3f0.gif

Мысленно провести нить рассуждений сквозь многочисленные факты, гипотезы и выводы, основанные на них, трудно. Здесь очень легко запутаться.

hello_html_m185807de.gif


hello_html_321e0e39.gif


hello_html_63aab638.gif


hello_html_m6c8933ed.gif


А теперь приступим к решению.

hello_html_6286329a.gif


hello_html_m1f8538ee.gif


hello_html_3d00171f.gif


hello_html_4310df96.gif





V. Выполнение практического задания.


Детям предлагается задача первого уровня сложности (запись сделана на интерактивной доске):


Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не на втором и не на третьем?


Решение (дается в виде таблицы на интерактивной доске):


hello_html_22a1ae55.gif

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Веране на втором и не на третьем?




1 этаж

2 этаж

3 этаж

Аня

-

-

+

Вера

+

-

-

Лиза

-

+

-




Тем, кто успешно решил задачу первого уровня сложности предлагается самостоятельно выбрать себе карточку с задачей второго уровня сложности. После решения задачи ребенку дается на карточке ответ для проверки правильности своего решения.




Задача 1.

На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня – сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.





hello_html_3ae78254.gif

Ответ к 1 задаче:



Блины с вареньем

Пироги с капустой

Оладьи со сметаной

Пироги с вареньем

Лена

+

-

-

-

Аня

-

-

-

+

Ваня

-

+

-

-

Света

-

-

+

-


Так как Аня любит пироги и сладкоежка, то она выбрала пироги с вареньем. Пироги с капустой выбрал Ваня. Сладкоежка Лена выбрала блины с вареньем, а Света выбрала оладьи со сметаной.






Задача 2.

Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном меся­це, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одина­ковыми числами. Назовите дату рождения каждой де­вочки.





hello_html_m3e7a4a79.gif

Ответ ко 2 задаче:



2 марта

17 мая

2 июля

20 марта

Катя

-

-

+

-

Соня

-

-

-

+

Галя

+

-

-

-

Тамара

-

+

-

-


Так как Соня и Галя родились в одном месяце, то это не май и июль. Дни рождения Гали и Кати совпадают по числам, но Галя не может иметь день рождения в июле. Следовательно, Галя родилась в марте, а Катя в июле. Соня родилась в марте вместе с Галей, а Тамара в мае.








Задача 3.

В одном классе учатся Иван, Петр и Сергей. Их фами­лии — Иванов, Петров, Сергеев. Установите фамилию каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Петр — не Петров, Сергей — не Сергеев и что Сергей живет в одном доме с Петровым.





hello_html_m7bb6cf01.gif

Ответ к 3 задаче:



Иванов

Петров

Сергеев

Иван

-

+

-

Петр

-

-

+

Сергей

+

-

-


Фамилии детей не совпадают с именами. Сергей не может быть Петровым, так как живёт с ним в одном доме. Следовательно, он Иванов. Пётр может быть только Сергеевым, а Иван Петровым.












Задача 4.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили:

  1. Коля — ни первое, ни четвертое;

  2. Боря — второе;

  3. Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?



hello_html_mdfcdc70.gif



Ответ к 4 задаче:



1 место

2 место

3 место

4 место

Коля

-

-

+

-

Боря

-

+

-

-

Вова

+

-

-

-

Юра

-

-

-

+


Боря занял 2 место, следовательно, остальные не могут быть вторыми. Но Коля занял, ни первое, ни четвёртое и ему остаётся только третье. Так как Вова не был последним, то он занял первое место, а Юра четвёртое.







Задача 5.

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и
Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии.
Один из них готовится стать трактористом, другой —
садовником, третий — комбайнером. В разное время
были записаны следующие сказанные ими фразы:

  1. Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.

  2. Смотрел я вчера, Коля, как ты ухаживаешь за маши­ной, и подумал, что держать машину в отличном со­стоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.

  3. Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать рабо­ту молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?



hello_html_48fab236.gif


Ответ к 5 задаче:



Тракторист

Садовник

Комбайнер

Саша

-

-

+

Коля

-

+

-

Петя

+

-

-


Петя не может быть комбайнером, как и Коля, следовательно, комбайнер Саша. Так как Коля тоже имеет дело с техникой то он тракторист, а Петя садовник.



Задачи третьего уровня сложности:


Задача 1.

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных язы­ков, инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели, а Лена не говорит по-немецки. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Валя не знает французского, Лена не играет на арфе, а виолончелист­ка не говорит по-итальянски. Определите, кто на ка­ком инструменте играет, и на каком языке говорит.



Задача 2.

Три молодых человека — Андрей, Бронислав и Бо­рис — живут в Бобруйске, Архангельске и Белгороде.

Один из них аптекарь, другой — бухгалтер, третий — агроном. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:

  1. Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весь­ма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;

  2. у двоих из этих людей названия профессий и горо­дов, в которых они живут, начинаются с той же бук­вы, что и имена;

  3. жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.






hello_html_m5334e726.gif


Ответ к 1 задаче:



Музыкальные инструменты

Разговорный язык

Рояль

Скрипка

Виолончель

Арфа

Французский

Немецкий

Английский

Итальянский

Маша

+

-

-

-

-

-

+

-

Оля

-

-

+

-

-

+

-

-

Лена

-

+

-

-

+

-

-

-

Валя

-

-

-

+

-

-

-

+


Маша играет на рояле, а все остальные нет. Оля играет на виолончели, а все остальные нет. Лена не играет на арфе, следовательно, она играет на скрипке. На арфе играет Валя.

На французском языке говорит скрипачка Лена. Так как Маша не знает итальянского языка и виолончелистка Оля тоже, то на итальянском языке говорит Валя. Оля так же не владеет английским языком, а говорит на немецком языке. Маша владеет английским языком.










hello_html_m183835a6.gif

Ответ ко 2 задаче:



Место жительства

Профессия

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Аптекарь

Бухгалтер

Агроном

Андрей

-

+

-

-

-

+

Бронислав

+

-

-

+

-

-

Борис

-

-

+

-

+

-


Борис не живёт в Бобруйске и не является аптекарем. Так как у двоих совпадают первые буквы города, профессии и имени, то Борис живёт в Белгороде и он бухгалтер. Андрей может жить только в Архангельске и быть агрономом, а Бронислав в Бобруйске – аптекарем.






V. Подведение итогов занятия.

На этом занятии мы с вами научились решать логические задачи более удобным способом с помощью таблиц. Этот способ даёт нам преимущества в наглядности, так как логические задачи отличаются от большинства математи­ческих задач тем, что для их решения нужна в основном сообразительность.

Урок по информатике на тему "Решение логических задач с помощью таблиц" (7 класс)
  • Информатика
Описание:

Тип урока: изучение нового материала; в тематическом плане это занятие проводится после изучения законов логики, алгебры высказываний и решения логических задач с помощью алгебры логики;

Цель урока: тренировка умения мыслить логически

Задачи урока:

- научиться решать логические задачи с помощью таблиц;

- формирование логического мышления;

- овладеть основными логическими приёмами при решении задач.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация объяснения темы, карточки с заданиями, карточки-ответы.

Автор Милосердова Надежда Петровна
Дата добавления 26.09.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 268
Номер материала MA-067820
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓