Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
План- конспект урока «Скорость химических реакций» (9класс)Цели:а). Дидактические.Расширить и углубить знания о химических реакциях. Сформировать понятия о скорости химической реакции, рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции. Научить учащихся объяснять эти факторы с точки зрения внутреннего строения вещества. Продолжить формирование, закрепление следующих умений и навыков: конструирование и планирование ответа, работы с книгойб). Воспитательные.Продолжить формирование познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственных связей явлений природы и общества. В процессе работы на уроке развивать чувство самоконтроля. Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.в).Развивающие личность учащегося.В целях развития познавательного интереса планируются занимательные видеосюжеты с опытами. В целях развития мышления учащегося планируется сравнение скоростей химических реакций в зависимости от факторов, влияющих на них, а также обобщение и систематизация полученных знаний.Развивать умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила ТБ.Тип урока: изучение нового материала.Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, 2 чашки Петри, железный гвоздь, нитки, кристаллизатор с водой.Реактивы: натрий, калий,соляная кислота, гранулы цинка, мрамор, оксид меди (II), раствор серной кислоты, раствор хлорида бария, раствор сульфата меди(II).На уроке применялись методы:1. объяснительно-иллюстративный; 2. проблемно-поисковый;3. репродуктивный; 4. демонстрационные опыты как метод экспериментального обучения химии. Применение презентации слайдов и демонстрация видеофрагментов опытов.Приемы обучения: рассказ с элементами беседы, работа в парах, дискуссия, объяснение.За основу рабочей программы взята программаХимия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 клас сы / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение. УчебникР у д з и т и с Г. Е.Химия: 9кл.: учеб. для обшеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе(DVD)/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просве щение,2014-208c.Ход урока I. Организационный этап (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).II. Актуализация знанийУчитель демонстрирует опыт1- взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II); опыт 2-взаимодействие хлорида бария с серной кислотой. Ученики видят, что реакция с хлоридом бария с серной кислотой прошла мгновенно, а железа и сульфата меди (II) пока без изменений. Учитель демонстрирует видеофрагмент со 2 опытом, и учащиеся описывают признаки реакции. Фронтальная беседа - Что вы наблюдали? Ответы учеников-2 химические реакции. - Обе реакции практически осуществимы?Ответы учеников-да. - Как вы об этом узнали? Ответы учеников-по признакам химических реакций. - Сразу мы увидели признаки реакции в данных опытах? Ответы учеников-нет, 1-я реакция прошла быстрее, 2-я медленнее. - Какая физическая величина изменяется с течением времени? Ответы учеников -скорость. - Зачем нужны знания о скорости химической реакции? Ответы учеников -чтобы контролировать и управлять процессами и прогнозировать их протекание. - Какими примерами из жизни вы можете подтвердить, что химические реакции протекают с разными скоростями? Ответы учеников -ржавление железа, горение газа,скисание молока, гниение и т.д. - Как определяют скорость механического движения?Ответы учащихся-скорость механического движения рассчитывается по формуле:отношение расстояния к времени.Как определяют скорость химической реакции? Ученики затрудняются ответить. Учитель--как определяют скорость химической реакции, что это за величина, от чего она зависит, вы узнаете сегодня на уроке.III.Изучение нового материала.Записывают тему сегодняшнего урока: «Скорость химической реакции». Скорость химической реакции-это изменение концентрации прореагировавшего или образующегося вещества в единицу времени.Концентрация вещества часто определяется как число молей в литре. С1-первоначальная концентрацияС2-концентрация через некоторое времяФакторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ; концентрация реагирующих вещества; площадь соприкосновения реагирующих веществ; температура; катализатор. Давайте подробно рассмотрим каждый фактор, выполняя демонстрационные опыты. А).Природа реагирующих веществВзаимодействие натрия, калия с водой. Опыты показываются демонстрационно. Обсуждаются их различия, делаются выводы, что скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ, следовательно от внутреннего строения веществ. Записи оформляются в виде таблицы: Факторы Уравнения химических реакций Выводы Природа реагирующих веществ 2Na + 2H2O = 2NaOH + H22K + 2H2O = 2KOH + H2 скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ Б).Концентрация реагирующих веществ Демонстрируется видеофрагмент «Горение серы в кислороде и на воздухе». При обсуждении приходят к выводу, что скорость прямопропорциональна концентрации веществ (для реакций в растворах в газообразном состоянии), горение веществ в чистом кислороде происходит интенсивнее, чем на воздухе, где концентрация кислорода в 5 раз меньше.Демонстрационный опыт. Взаимодействие цинка с соляной разбавленной и концентрированной кислотой. Учащиеся делают вывод, что с концентрированной реакция идет гораздо быстрее. Концентрацияреагирующихвеществ S+O2=SO2 Скорость прямопропорциональна концентрации веществ (для реакций в растворах в газообразном состоянии) Zn+2HCL=ZnCL2+H2 концентрированной кислотой реакция идет быстрее В).Площадь соприкосновения реагирующих веществ Лабораторный опыт «Взаимодействие мрамора ( кусочек , порошок) с соляной кислотой» Идет обсуждение, что при увеличении площади поверхности реагирующих веществ скорость увеличивается. Площадь соприкосновения веществ CaCO3+2HCL=CaCL2+H2O+CO2 при увеличении площади поверхности реагирующих веществ скорость химической реакции увеличивается. Г).Температура Учитель выполняет демонстрационный опыт « Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой» без нагревания и с нагреванием Температура CuO+H2SO4=CuSO4+H2O При повышении температуры на каждые 10 градусов скорость химических реакций увеличивается в 2-4 раза. Д). КатализаторПроблемный опыт: разложение перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV).Пояснения: перекись водорода – неустойчивое соединение и постепенно на свету разлагается на воду и кислород. Выделение газа заметно по выделению пузырьков. (демонстрация при нагревании перекиси). Почему перекись разлагается в присутствии оксида марганца (IV)?Введение понятия «катализатор».Проводится демонстрационный опыт.Учитель проделывает опыт с перекисью водорода и оксидом марганца.Инструкциядля учителяРеактивы:р-р Н2О2, МnО2, лучина, спички.В пробирку налейте 2-3 мл 3% раствора пероксида водорода.Отметьте, что в обычных условиях заметного разложения пероксида водорода не наблюдается.На кончике шпателя добавьте в пробирку немного диоксида марганца.Наблюдайте энергичное выделение газа и с помощью тлеющей лучинки убедитесь, что выделяющийся газ кислород.Запишите уравнение реакции разложения пероксида водорода.Какой вывод можно сделать? Что произошло с перекисью водорода?катализа тор— химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции.Академик Георгий Константинович Боресков однажды шутя описал, что было бы, если бы на Земле вдруг исчезли все катализаторы, суть описания сводилась к тому, что наша планета скоро стала бы безжизненной пустыней, омываемой океаном слабой азотной кислоты.ИНГИБИТОРЫ(от лат mhibeo - останавливаю, сдерживаю), вещества, тормозящие химические реакции.А теперь тот же опыт, но с кусочками картофеля сырого и отварного. (Учитель проделывает опыт, но ответа не дает). Я намерено объяснять не буду,что происходит в этом случае. Предлагаю вам самим найти ответ и рассказать нам на следующем уроке, оформив свой рассказ, презентацию в виде отчета о проделанной работе. Дается исследовательское задание «Что происходит с перекисью водорода при воздействии сырого картофеля и вареного?»-Как вы думаете, в природе существуют катализаторы? (Ферменты) (Да)-Что нового вы узнали на уроке?-Как зависит скорость реакций от различных факторов, как ускорить реакцию?Где на практике можно применить полученные знания? (Замедление некоторых химических процессов, ускорение некоторых процессов).IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ Работа по группам. 1.Скорость химической реакции зависит:А).от природы реагирующих веществ;Б).от температуры реакции;В).от присутствия катализатора;Г).от каждого из перечисленных факторов.2. Скорость взаимодействия раствора соляной кислоты максимальна с кусочком1.железа 3) цинка2.магния 4) меди 3. Скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с цинком будет наибольшей, если цинк находится в виде: 1).гранул, 3).стружки, 2).пластинки, 4). порошка.4. Скорость взаимодействия гранулы цинка максимальна с раствором кислоты1).угольной , 3) соляной,2).уксусной , 4) сернистой. 5. В течение одной минуты выделится больше водорода, если для реакции использовать:А).Zn(гранулы) и CH3COOH (10% раствор)Б).Zn(порошок) и HCl (10% раствор)В).Zn(гранулы) и HCl (10% раствор)Г). Zn(порошок) и CH3COOH (10% раствор)6. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике? а). сохраняется влага, б).уменьшается скорость химических реакций, в). улучшаются вкусовые качества, г). нет правильного ответа.7. Почему на мукомольных заводах иногда происходят взрывы? а).мука воспламеняется при низкой температуре; б). мука имеет большую площадь внешней поверхности; в).в муке небольшое содержание влаги; г). нет правильного ответа.8.Укажите кислоту, в которой цинк будет растворяться наиболее медленно (массовая доля всех кислот в растворе равна 20%): а) соляная; б) серная; в) иодоводородная; г) уксусная.9. При комнатной температуре с наименьшей скоростью протекает реакция: а) гранулированный цинк с 2%-ным раствором Н2SО4 б) порошок цинка с 2%-ным раствором Н2SО4 в) гранулированный цинк с 10%-ным раствором Н2SО4 г) порошок цинка с 10%-ным раствором Н2SО4V. РефлексияКласс делится на 4 группы. (Учитель называет группам по 3 фактора. Если фактор верный, то группа дружно хлопает в ладоши. За каждый верный ответ – 1 балл, за неверный 0).1 группа: температура, ветер, количество веществ.2 группа: климат, вода, концентрация веществ.3 группа: объем; для реакций, катализатор, масса.4 группа: для твердых веществ – площадь поверхности, природа веществ, электрический ток.Оценивание работы учащихся.VI. Домашнее заданиеОткрываем дневники и записываем домашнее задание: § 3, с. 12-15, упр№2,3,4; тесты. Используя электронное приложение к § 3, посмотреть видеофрагменты.
6 663 954 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Анастасия Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.