Главная / География / Урок по географии "Синоптическая карта" (8 класс)

Урок по географии "Синоптическая карта" (8 класс)

Название документа Приложение 2.ppt

 Синоптическая карта.
Арктический фронт. Полярный фронт. Взаимодействуют арктические и умеренные во...
Сравнительная характеристика Признаки	Циклон	Антициклон 1.Атмосферное давлени...
 .
Синоптическая карта – основа для предсказания погоды. Для этой цели сопоставл...
Работа с синоптической картой начинается с анализа погоды, нанесенной на нее ...
1. Баринова И.И. «География России: природа» М: «Дрофа»; 2. Атлас « География...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Синоптическая карта.
Описание слайда:

Синоптическая карта.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Арктический фронт. Полярный фронт. Взаимодействуют арктические и умеренные возду
Описание слайда:

Арктический фронт. Полярный фронт. Взаимодействуют арктические и умеренные воздушные массы. Взаимодействуют умеренные и тропические воздушные массы. Где образуются арктический и полярный фронты над территорией России? Как изменяется их положение летом и зимой? (Летом эти фронты смещаются к северу , а зимой – к югу.)

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Сравнительная характеристика Признаки	Циклон	Антициклон 1.Атмосферное давление.
Описание слайда:

Сравнительная характеристика Признаки Циклон Антициклон 1.Атмосферное давление. Низкое. Высокое. 2. Движение воздуха. От периферии к центру. От центра к периферии. 3.Явления. Охлаждение воздуха с поднятием , образование и выпадение осадков вследствие конденсации. Прогревание и иссушение воздуха. 4. Размеры. 2-3 тыс. км 2-3 тыс. км 5. Скорость движения. 30-40 км/час в основном с запада на восток. Малоподвижны. 6.Районы формирования. Северная Атлантика , Баренцево море , Охотское море. Восточная Сибирь. 7. Погода. Пасмурная, ветреная , с осадками. Малооблачная , летом –теплая, зимой –морозная.

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14  .
Описание слайда:

.

№ слайда 15 Синоптическая карта – основа для предсказания погоды. Для этой цели сопоставляют
Описание слайда:

Синоптическая карта – основа для предсказания погоды. Для этой цели сопоставляют карты. Составленные на несколько сроков, и устанавливают изменения в положении фронтов, смещении циклонов и антициклонов, определяют вероятное направление их развития в ближайшее время.

№ слайда 16 Работа с синоптической картой начинается с анализа погоды, нанесенной на нее в з
Описание слайда:

Работа с синоптической картой начинается с анализа погоды, нанесенной на нее в закодированном виде. Знакомимся с «легендой» карты.

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 1. Баринова И.И. «География России: природа» М: «Дрофа»; 2. Атлас « География Ро
Описание слайда:

1. Баринова И.И. «География России: природа» М: «Дрофа»; 2. Атлас « География России 8 класс» издательство «Аст-пресс» 3.О.А.Антушева География России.Природа.8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой Волгоград: Учитель, 2005 4. www.fipi.ru материалы ОГЭ по географии

Название документа Приложения.docx

IV.Приложения.

Приложение 1.

Карточка № 1

1.Что такое солнечная радиация?

2.Перечислите виды солнечной радиации.

3.Какие районы России получают самое большое количество солнечной радиации?

Сравнительная характеристика циклона и антициклона:


Признаки

Циклон

Антициклон

Атмосферное давление



Движение воздуха



Явления



Размеры



Скорость



Районы формирования



Погода





Карточка № 2

  1. Что такое воздушные массы?

  2. Какие ВМ циркулируют на территории России?


Сравнительная характеристика циклона и антициклона:

Признаки

Циклон

Антициклон

Атмосферное давление



Движение воздуха



Явления



Размеры



Скорость



Районы формирования



Погода



Карточка № 3

1.Что такое атмосферный фронт?

2.Какие атмосферные фронты располагаются над территорией России?

Сравнительная характеристика циклона и антициклона:


Признаки

Циклон

Антициклон

Атмосферное давление



Движение воздуха



Явления



Размеры



Скорость



Районы формирования



Погода






Карточка № 4

1.Как взаимосвязаны климат и географическая широта?

2.Как географическое положение России влияет на ее климатические условия?

3.В каких климатических поясах лежит Россия?

Сравнительная характеристика циклона и антициклона:


Признаки

Циклон

Антициклон

Атмосферное давление



Движение воздуха



Явления



Размеры



Скорость



Районы формирования



Погода





Карточка № 5

1.Как рельеф местности может повлиять на климат? Приведите примеры.

2.Как высота местности влияет на климат?

Сравнительная характеристика циклона и антициклона:


Признаки

Циклон

Антициклон

Атмосферное давление



Движение воздуха



Явления



Размеры



Скорость



Районы формирования



Погода





















Приложение 3

Дата

температура

осадки

АД

Атмосферный фронт



8.11



9.11



10.11



11.11



12.11



13.11



14.11










































Иваново



Дата


Температура

Осадки

АД

Атмосферный фронт

8.11



9.11



10.11



11.11



12.11



13.11



14.11


- 5



- 1



+ 1



+ 2



+ 1



0



- 1

____



дождь



дождь



дождь



дождь



дождь



______




В



Н



Н



Н



В



В



В

Холодный



Теплый



Теплый



Теплый



Теплый



Холодный



Холодный



Вывод: повышение температуры и выпадение осадков в период с 9.11 по 11.11 связано с действием циклона( область с пониженным АД –Н) и наступлением теплого атмосферного фронта .









Якутск



Дата


Температура

Осадки

АД

Атмосферный фронт

8.11





9.11





10.11





11.11





12.11





13.11





14.11


-32



-31





- 21





- 18





- 17





- 18





- 19

_____





_____





_____





___





___





___





___

В





В





В





В





В





В





В

Холодный





Холодный





Теплый





Теплый





Теплый





Холодный





Холодный



Вывод: повышение температуры в период с 10.11 по 12.11 связано с наступлением теплого атмосферного фронта; отсутствие осадков и похолодание связано с господством области повышенного АД ( Сибирский антициклон).

























Владивосток

Дата

температура

осадки

АД

Атмосферный фронт



8.11





9.11





10.11





11.11





12.11





13.11





14.11




-4





-3





-1





+1





+6





+7





+5



___

Дождь, снег



____

____

____





Дождь,снег





____



В





Н







Н



Н





Н





В





В



Холодный





Теплый







Теплый



Теплый





Теплый





Холодный





Холодный



Вывод: повышение температуры в период с 9.11 по 13.11 связано с наступлением теплого атмосферного фронта; смена атмосферных фронтов сопровождается выпадением осадков.























Приложение 4.

Примеры синоптических карт сайта GISMETEO.RU

08.11.2015

C:\Users\Мила\Desktop\GISMETEO.RU_ Синоптические карты (метеокарты) Температура и явления погоды Центральная Россия._files\20151107120000.F012.N001.RCRU.TTWP.png

11.11



C:\Users\Мила\Desktop\GISMETEO.RU_ Синоптические карты (метеокарты) Осадки Сибирь._files\20151122000000.F060.N009.RSIB.TPRC.png



13.11.2015



C:\Users\Мила\Desktop\GISMETEO.RU_ Синоптические карты (метеокарты) Облачность и фронты Центральная Россия._files\20151121120000.F030.N004.RCRU.TCLFR.png



Приложение 5.

«ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ»

Вид задания

Отметка

1.Проверка домашнего задания.


2.Выполнение практического задания.


3.Умение делать общие выводы по теме.


4.Итоговая оценка.




Название документа Реутова Л.Г. - конспект.docx

Урок по географии для 8 класса «Синоптическая карта»


Автор: Реутова Любовь Георгиевна

Место работы: МБОУ « Гимназия № 32» г.Иваново


Пояснительная записка.

УМК: учебник: Баринова И.И. «География России: природа» М: «Дрофа»;

атласы « География России 8 класс» издательство «Аст-пресс»

Тема урока: Синоптическая карта

Тип урока: комбинированный урок с преобладанием деятельности по формированию практических умений работы с информацией

Класс: 8 класс

Предмет: география

Номер урока: тема « Климат и климатические ресурсы России» ; урок 2

Цель урока: Научить обучающихся работать с синоптическими картами и устанавливать взаимосвязь между климатообразующими факторами и погодными явлениями.

Задачи урока:

Образовательные задачи:  определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата

Развивающие задачи:  определить уровень умения работать с климатическими картами, синоптическими картами, составлять характеристику погоды территории; развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; научить учащихся применять полученные знания на практике (помощью в работе могут быть данные, полученные из Интернета, карт атласа), анализировать их, делать выводы

Воспитательные задачи:  воспитывать ответственность за свою деятельность в классе, повысить интерес к изучению материала

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Опорные знания и умения:

Климатообразующие факторы

(влияние океанов и рельефа на распределение температур и осадков, типы воздушных масс, понятия – циклон, антициклон, атмосферный фронт.)

Формируемые на уроке УУД:

Регулятивные: умение ставить задачи урока; представлять результаты урока

Познавательные: умение работать с картами, текстом, схемами, сравнивать, анализировать, делать выводы

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыками выступления

Личностные: уважительное отношение к учителю, одноклассникам



Используемое оборудование: проектор, экран, ноутбуки (1 на парту), подключенные к интернету, атласы, настенная карта России, раздаточный материал, компьютер.


Конспект урока.

Деятельность учителя (номер слайда)

Деятельность ученика

Организационный момент.

( 1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Просьба приготовить к работе свои рабочие места.

Обращает внимание на то, что на каждом этапе урока нужно заполнять лист самоконторля.



Готовятся к уроку, проверяют наличие атласов, листов самоконтроля, рабочее состояние ноутбуков.

Этап 1 . Проверка домашнего задания. ( 14мин.)

Цель этапа: организовать взаимопроверку, проверить уровень усвоения пройденного материала.



Нам очень знакомо слово погода. Что оно означает? Что такое климат?

От чего он зависит?

Раздает карточки для взаимопроверки по теме «климатообразующие факторы»




Организует фронтальную проверку с использованием презентации.

( приложение 2)




Цель этапа: учиться слушать одноклассников; правильно оценивать свои знания и знания одноклассников

Отвечают на вопросы учителя. Называют климатообразующие факторы.

Работа с карточками. Взаимопроверка. ( парная работа)

(приложение 1)

Заполняют лист самоконтроля. (приложение 5)





Участвуют во фронтальной проверке.

1.Назовите климатообразующие факторы?

( слайд 2)

2. Что такое солнечная радиация?

Перечислите виды солнечной радиации.

(слайд 3)

3. Что такое воздушные массы?

Какие ВМ циркулируют на территории России?

( слайд 4)

4. Что такое атмосферный фронт?

( слайд 5)

5. Какие атмосферные фронты располагаются над территорией России? (слайд 6)

6.Что такое циклон? Антициклон? Признаки.

( слайд 7-12)




Этап 2

Изучение нового материала.( 25 мин.)

Цель этапа: Научить обучающихся работать с синоптическими картами и устанавливать взаимосвязь между климатообразующими факторами и погодными явлениями.



Мы видим, что на климат влияет множество факторов и формирование погоды- сложный процесс. А откуда мы с вами узнаем об изменениях погоды?

( из прогнозов погоды)

Во время прогноза погоды дикторы используют специальные карты. Знаете ли вы как они называются?

( синоптическая карта)

Сегодня мы будем учиться работать с такими картами.



1.Знакомство с синоптической картой. ( 5 мин.)

Используя презентацию ( приложение 2) объясняет принцип работы с синоптическими картами. (слайд 13-16)

Какие интернет-сайты содержат информацию о погоде? Объясняет преимущество интернет-карт (можно проследить период в несколько дней, включая прогноз)




2. Практическая часть.(10 мин.)

Цель этапа: развивать умение обучающихся работать с синоптическими картами через сайты Интернета , сравнивать, анализировать



Дает практическое задание:

Воспользуемся сайтом GISMETEO.RU

(карты-прогноз)

Обработаем данные о погоде с 8 по 14.11 для следующих городов: Иваново, Якутск и Владивосток (задание по рядам)





Задания:

1. Отметить показатели температуры

2. Отметить облачность и осадки

3. Проследить движение циклонов и антициклонов ; движение атмосферных фронтов.

Все данные занести в таблицу (приложение 3)

4.Сделать вывод о взаимосвязи этих показателей.




Цель этапа: учиться самостоятельно определять тему урока, внимательно слушать учителя

Самостоятельное определение темы урока:

Синоптическая карта.

































Слушают объяснение учителя.

Называют следующие сайты: GISMETEO.RU

METEOSERVICE.RU, METEOMAPS.RU и др.













Цель этапа: научиться работать с синоптическими картами через сайты Интернета , сравнивать, анализировать информацию, делать правильные выводы



Выполняют практическое задание, пользуясь интернет –картами сайта GISMETEO.RU ( приложение 4)

Заполняют таблицы . Делают выводы.

Все записи делают в тетради.



Заполняют лист самоконтроля. (приложение 5)



















3. Подведение итогов практической работы. (10 мин.)

Организует анализ работы с картами GISMETEO.RU

помогает учащимся сделать общий вывод о зависимости характеристик погоды ( температура, осадки, облачность, давление) от климатообразующих факторов (движения воздушных масс , атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов)













Представители каждой группы( ряда) анализируют изменения погоды в заданном городе, оглашают вывод (приложение 3).

Другие группы , пользуясь картами GISMETEO.RU следят за ответами выступающих, при необходимости задают вопросы, высказывают свое мнение.

Делают общий вывод: повышение температуры и выпадение осадков связано с действием циклона( область с пониженным АД –Н) и наступлением теплого атмосферного фронта, а понижение температуры связано с действием антициклона ( область с повышенным АД –В), смена атмосферных фронтов сопровождается выпадением осадков. Вывод записывается в тетради.



Заполняют лист самоконтроля. (приложение 5)











IV. Закрепление (рефлексия) (5мин.)

Цель этапа: научить обучающихся правильно оценивать уровень своей деятельности; получить общую картину о результативности урока.

Рефлексия деятельности:

Предлагает выставить итоговые оценки в листы самоконтроля. Собирает листы самоконтороля.

Дает домашнее задание: мы знаем, что прогноз погоды не всегда сбывается. К следующему уроку выясните был ли верным прогноз GISMETEO.RU для заданного вам города.

Рефлексия настроения:

Учитель предлагает создать карту погоды урока: выходя из класса, каждый ученик прикрепляет к ватману условный значок, соответствующий его эмоциональному настрою (приложение 2 слайд 17).

Учитель благодарит всех за плодотворную работу.





Цель этапа: учиться правильно оценивать уровень своей деятельности.





Заполняют лист самоконтроля. (приложение 5)





Записывают домашнее задание.











Рефлексия настроения:

Выходя из класса, каждый ученик прикрепляет к ватману условный значок, соответствующий его эмоциональному настрою (приложение 2 слайд 17).



Благодарят всех за урок.












Урок по географии "Синоптическая карта" (8 класс)
  • География
Описание:

Урок по географии для 8 класса «Синоптическая карта»

География как школьный предмет обладает большой информационной насыщенностью и связан с информацией географического, этнокультурного, экологического и др. содержания, его задачей является обучение детей работать с различными источниками информации. В своей работе я применяю презентации, электронные учебники и энциклопедии, интерактивные карты, ресурсы интернет, которые способствуют индивидуализации процесса обучения, становлению информационных знаний и умений и развитию информационной культуры школьников, расширяют каналы получения информации, возможности неоднократного доступа, одновременного использования нескольких каналов восприятия, что позволяет обучаемым получить опыт аудиального, визуального, аудиовизуального, и других способов получения информации. Возможности одновременного использования различных каналов восприятия информации усиливает внимание обучаемого на излагаемый материал, позволяет интенсифицировать процесс и качество обучения, повысить мобильность обучаемого при восприятии информации, представленной в разных формах.

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, формировать и развивать у ребят информационную культуру необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношениях - от отношений в классе и до включения в общественную жизнь.

Школьный курс географии, который я преподаю, теоретически и практически приближен к жизни и потребностям учащихся, что позволило мне на основе достаточно высокого познавательного интереса школьников к предмету сформировать систему работы по овладению навыками информационной культуры в учебной и внеучебной деятельности.
Формирование элементов информационной культуры на каждом этапе осуществляется через использование соответствующих приёмов и методов обучения.

На своих уроках отвожу максимально возможное время на самостоятельную работу учащихся - “учение через деятельность”, используя разнообразные приёмы и методы обучения и самостоятельной работы учащихся. Ниже приводится пример одного из таких уроков.

Урок представлен с использованием ресурсов сети Интернет. Это особенно актуально в связи с тем, что УМК географии в 8-ом классе не в достаточной мере дает возможность качественного изучения темы «Синоптическая карта». А так как. данная тема вынесена на ОГЭ по географии, я решила построить урок на основе ресурсов Интернет, что позволило не только провести качественный урок, но и сделать его актуальным и практически-направленным.

Дальнейшие уроки и анализ качества проведения данного урока позволяют сделать вывод: только дистанционные образовательные технологии смогли сделать его интересным, живым и запоминающимся.

Автор Реутова Любовь Георгиевна
Дата добавления 20.08.2016
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1207
Номер материала MA-067589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓