Тема урока: "Сарыарка " 8 класс
Цель
урока:
продолжить формирование естественнонаучной
грамотности через общепредметные умения о
взаимосвязи природы и человека на примере
Казахского мелкосопочники.
Задачи
урока:
Образовательные:
-
Определить физико-географическое положение Сарыарка, выделить ее природные
границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно- следственные
связи природных явлений;
- Установить связь
между рельефом и геологическим строением, природные условия мелкосопочника и его
практическим применением.
- Выявит роль
мелкосопочника в хозяйственной деятельности человека.
- Продолжить
формирование умений работать с учебником, атласами, картами, текстом, дополнительной
литературой.
Развивающие:
- Развивать
интерес к предмету
- Развивать
зрительную память
- Развивать умения
классифицировать, делать выводы
- Развивать умения
учебного труда
Воспитывающие:
- Воспитывать
положительное отношение к учебному труду
- Воспитание
экологической грамотности
Ожидаемый
результат:
- Иметь
представление о Сарыарке
- Уметь
выявлять особенности географического положения, геологического строения,
климата.
- Уметь
работать с разными видами карт, таблиц.
- Уметь
решать задачи на развитие функциональной грамотности.
Межпредметные связи:
биология, экология, климатология.
Стратегии:«Толстый
и тонкий вопросы», «Инсерт», «Автобусная остановка»,
Ресурсы:
Презентация, ИАД, Компьютер, листы А-3, фломастеры, стикеры, таблицы,
раздаточный материал
Этапы урока
|
Содержание
|
Время
|
Оценивание
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
- Организационный
|
- Приветствует
учеников
Организация
психологического настроя на урок.
- С
помощью стикеров, разделить на группы по цвету.
- Улыбнуться
друг другу.
- Распределите
роли в группе (капитана, спикера, секретаря, таймера.). Возьмите листы
оценивания, подпишите свои имена.
- В
течение всего урока спикер не забывает заносить заработанные оценки.
Лист оценивания
№
|
Имя
уч-ся
|
Зад.
№1
|
Зад.
№2
|
Зад.
№3
|
итог
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Приветствуют учителя
Формируют группы смешанного состава
Коммуникативный опыт организации рабочей
группы, планирование учебного сотрудничества, с учителем и сверстниками.
|
1-2 мин
3-4 мин
|
Улыбка, пожелание друг другу
|
- Мотивационный
Этап А
Этап
Б
|
Проверка
д/з.
Урок
мы начнём с проверочной работы по теме предыдущего урока.
Какую
тему мы изучали на прошлом уроке?
Насколько
хорошо вы поняли тему, проверим выполнив проверочную работу используя активные
метод обучения «Толстый
и тонкий вопросы». На работу вам даётся 5-7 мин. Приложение 1.
Чтобы
определить тему урока посмотрите на слайд. Попробуйте определить цель
урока. Стратегия «Инсерт». Молодцы! Действительно, тема сегодняшнего урока
«Сарыарка» .
Цель
нашего урока:формируем из идей учащихся Сегодня мы вместе с вами
попробуем взглянуть на Сарыарку глазами геолога, географа, климатолога,
биолога (группы).
|
Выполнение проверочной работы, обмен
листами опроса, взаимопроверка по модельным ответам.
Примерные ответы учащихся. Дети
самостоятельно выходят на цель урока.
|
5 мин.
|
Суммативное, оценивание в виде баллов.
Формативное оценивание, похвала.
|
- Операционный
|
- Учитель фасилитатор. Стратегия
«Автобусная остановка», работа на листах А3. Раздаточный материал на
столах. Приложение 2.
- Физ. Минутка.
- Закрепление. Стратегия:
«Коллаборативное решение проблем». Учитель фасилитатор. Создание
коллаборативной среды. Использование заданий на определение
естественнонаучной грамотности учащихся.
|
Работа учащихся
в группах:
1. географы
2. Геологи
3. Климатологи
4. Биологи
Работа в
группе, обсуждая каждый вопрос вместе, итоговый ответ заносят в тест.
Проставление
баллов в оценочный лист.
|
15 мин
1 мин.
8 мин.
|
Взаимопроверка в группах по модельному
ответу.
|
- Рефлексия
|
Стратегия «Кувшин пожеланий». Мнения
учащихся на стикерах.- цветочках. Анализ.
|
Высказывания
учащихся.
|
5 мин
|
Формативное оценивание учащимися урока.
|
- Домашняя работа
|
На контурных картах отметить
мелкосопочник. Рельеф и полезные ископаемые
|
|
1-2 мин
|
|
Приложение 1
Простые вопросы: Географическое положение
Северо-Казахской равнины, общий уклон равнины, какие реки и озера протекают
через равнину, перечислите полезные ископаемые и их значение, охарактеризуйте
речную систему Иртыш?
Сложные вопросы: Геологическое строение
равнины, какие воздушные массы оказывают влияние на равнину, объясните с какими
условиями связанравнинный характер рельефа?
Приложение 2
Задания для группы географов.
Вопрос №1 Определите географическое
положение Казахского мелкосопочника по карте.
Вопрос №2.
Откуда произошло название мелкосопочник?Обьъясните. Казахский мелкосопочник(Сары-Арка, Центрально-Казахстанский
мелкосопочник,каз. Сары Арқа — «жёлтый хребет») — степь в центральном Казахстане, с небольшими, обрывистыми низкогорными
массивами (отсюда и название «мелкосопочник», то есть мелкие сопки).
Вопрос №3.
Какие формы рельефа встречаются на територрии мелкосопочника. Дайте
характеристику Кокшетауским горам. Какое значение имеют горы в деятельности
человека.
Задания для группы геоглогов.
Вопрос №1. Опишите
геологическое строение мелкосопочника используя строки 3-5
Вопрос №2.
Какие горные породы встречаются на мелкосопочнике используте строки 5-7-9
Казахский
мелкосопочник — очень древняя, сильно разрушенная горная область, состоит
из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними
раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины,
различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть
мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Мелкосопочник образован из
осадочных и магматических пород (гранит, порфирит, кварцит, песчаники и сланцы)
палеозоя. В формировании рельефа мелкосопочника 5главную роль играли
направления залегания пород и процессы выветривания. Ветер, дождь, текучие воды
разрушали когда-то высокие горы и почти превратили их в равнину. В центральной
части мелкосопочника на северных склонах растут сосновые леса, южные склоны
голые и скалистые. У подножия гор встречаются скопления обломков горных пород
(осыпи).
В западной
части мелкосопочника преобладают выровненные и пониженные участки, а останцовые
горы и сопки встречаются реже. Древние осадочные и магматические породы раннего
палеозоя видны здесь только на высоких скалистых гребнях. На равнинах и во 10впадинах они погребены под озерными и морскими отложениями палеогена. На
формирование рельефа этой части Казахского мелкосопочника вместе с
продолжительным процессом выветривания повлияли и осадочные породы мелового и
палеогенового периодов. Крупная котловина — Тенгиз-Кургальджинская впадина
(304 м) — разделяет западную часть мелкосопочника на две части.
Вопрос №3.
В каких целях человек может использовать
мелкосопочник, вид хозяйственной деятельности.
Задания для группы климатологов.
Вопрос №1. Опишите
климат мелкосопочника и данные занесите в таблицу
Низкогорная
область
|
Климати
ческий
пояс
|
В.М
|
температура
|
Кол-во
осадков
|
Особенности
климата
|
|
я
|
и
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос №2
Как можно использовать зная особенности
климата для ведения сельского хозяйства?
Вопрс №3. Достаточно
ли количество выпадаемых осадков для промышленности и сельского хозяйства?
Задания для группы биологов.
Вопрос №1. Охарактеризуйте
органический мир мелкосопочника, объясните с чем это связано?
Вопрос №2. Есть
ли на територрии мелкосопочника охраняемые объекты? Какие? Причины их
возникновения?
Вопрос №3. Видовой
состав органического мира и их использование в практических целях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.