Главная / Физика / урок по физике в 8 классе "Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы

урок по физике в 8 классе "Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы

Учитель: Гановская Татьяна Ивановна

КГУ «Подлесная основная школа»



Тема: Глаз, как оптическая система. Дефекты зрения и способы их исправления. Оптические приборы.

Тип: комбинированный

Цель: ознакомление с устройством, назначением и применением оптических приборов в жизни человека.

Задачи: рассмотреть применение геометрической оптики в оптических приборах; развивать познавательный интерес, умение выделять главное; воспитывать самостоятельность, расширять кругозор учащихся, демонстрируя связь с жизнью, воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку, умение работать в группе.

Оборудование: слайды к уроку, компьютер, карточки, наглядности: фотоаппарат, лупа, микроскоп, телескоп.

Методы: словесный, практический , наглядный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе

Ход урока:

  1. Орг. этап.

  2. Мотивация, ситуация вызова.

Демонстрация картин на слайдах

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSTTDbALNG7LPKQcXE9H_8RhR60EDmXpQD7PNINla3-EPzrQzaT8Q

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRYwqV4Xo1u28RnaWHUyPKl8QGGOlDlmTm9JVreno4yAQizk-QR8g


Ребята, что изображено на слайдах, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Да, правильно – о глазах, но не только. Существует ещё множество оптических приборов, которые помогают нам видеть наш прекрасный мир.

Глаза понятней, чем слова, 
Слова, порой, лишь смысл туманят… 
А взгляд… Ну разве он обманет 
Того, кто может в нём читать. 1


Но прежде чем начать изучать новую тему, нужно повторить основные понятия , которые мы учили на прошлом уроке.

3. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.

1.Поставить недостающие буквы в формулу.

1/d+1/ =1/F

D= 1/f + 1/

H/h =

f/ =Г

Объяснить, что означает каждая буква в формуле

d-

f-

F-

h-

H-

Г-

2.Дописать :

1. В формуле фокусного расстояния линзы знак минус ставится у тех величин, у которбых________________________

2. В формуле фокусного расстояния линзы знак плюс ставится у тех величин, у которых________________________

3. Линейным увеличением Г называют отношение размера (высоты) изображения h к_____________________________

Самопроверка по слайдам

1 балл- за правильный ответ.

4. Актуализация прежних знаний

Решение задач, работа по карточкам

Задачи:

  1. Имеются две линзы: собирающая с фокусным расстоянием F1=40 см и рассеивающая с оптической силой D2= -7,5дптр. Чему равна оптическая сила этой системы линз?

Решение:

D = 1/F F1 = 40 см =0,4м D1 =1/0,4м =2,5 дптр

Dсистемы= D1 + D2 = -8,5+2,5 = -6,5 дптр

Ответ: - 6,5 дптр

  1. В собирающей линзе d=0,5 м f= 0,1 м Найти оптическую силу D

1/d+1/f= D

Решение:

1/0,5+1/0,1=2+10=12 дптр

Ответ: 12 дптр

  1. Какова оптическая сила системы двух линз, если фокусное расстояние одной линзы F1=5 см,

а оптическая сила другой – D2= -2дптр?

Решение:

D = 1/F F1 = 5см = 0,05м D1 =1/0,05м =20 дптр .

Dсистемы = D1 + D2 =20 - 2= 18 дптр

Ответ: 18 дптр

Сравнение ответов учащихся с ответами на доске.

  1. Изучение нового материала

Говорят, что глаза- зеркало души. Все наши эмоции отражаются во взгляде.

  1. Самостоятельная работа по учебнику.

V»,- уже знал

«+»,- новое

« - «, - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

Применение приёма «инсерт»

По окончании работы – беседа по теме.

Вопросы к беседе: Из каких основных частей состоит глаз.?

Как устроена оптическая система глаза?

Назовите её части?\

В чём состоит сходство глаза с фотоаппаратом и различия между ними?

Какую функцию выполняет сетчатка?

В каком случае возникает близорукость, в каком дальнозоркость?

Методы устранения недостатков зрения?


  1. Работа в группах.

4 ученика готовили мини -проекты по темам: « Телескоп», «Фотоаппарат», «Лупа», «Микроскоп». Сейчас они будут консультантами в группах.

Каждая группа готовит сообщение по заданной теме и оформляет его на листах бумаги. Затем один учащийся из группы представляет работу у доски, используя схему, созданную группой.

Оценивание по пятибальной системе- каждый выставляет учащимся группы оценки,по мере их участия в работе.

Наиболее понравившаяся учащимся работа- 4 балла.

Дополнительный занимательный материал по темам:

Телескоп Хаббла2
Каждый из нас хотя бы один раз слышал о телескопе Хаббла или сталкивался с фото, сделанными этой машиной. Но что еще мы о нем знаем?

Хаббл или NSТ, по сути, это робот-телескоп, который находится на внешнем краю атмосферы, и движется по орбите вокруг нашей планеты, высота над уровнем моря - 593 км, орбитальный период - между 96 и 97 мин. Космический телескоп назван в честь Эдвина Хаббла, является совместным проектом НАСА и Европейского космического агентства, и был запущен 24 апреля 1990 года.

Учитывая, что телескоп находится на околоземной орбите, он не может подвергаться прямому влиянию атмосферы, которая, поглощая электромагнитное излучение некоторых волн, ухудшает качество изображения. Хаббл делает снимки Вселенной с высоким оптическим разрешением 0,1 угловой секунды.

Создание и запуск Хаббла принесли ученым множество открытий о межзвездном пространстве, а также внесли вклад в технологическое развитие человечества.

Одна из самых сложных камер телескопа смогла создать мозаику неба, состоящую из 10 000 галактик.

Хаббл помог обнаружить миллион новых объектов. Человек может видеть невооруженным глазом примерно 6000 звезд.

Космический телескоп содержит указатель положения 15 млн звезд, это помогает определить цели более точно.

Фотоаппарат и фотографии3

Первая фотография при электрическом свете была сделана в 1879 году. На съемку тогда ушло ровно 15 секунд;

  • Самая первая зеркальная фокусная камера была выпущена в 1979 году, а самым первым зеркальным фотоаппаратом ставшим основой для последующих фокусных камер стал фотоаппарат «Минолта» выпущенный в 1985 году;

  • По некоторым подсчетам на данный момент фотокамерами владеют 2,5 миллиарда людей в мире;

  • Основателем Кодак является Джордж Истман;

  • В 2011 году по статистике Великобритании на снимках чаше всего появлялись люди, выпивающие спиртные напитки. Однако это совершенно не значит, что эта страна повязла в спиртных напитках, ведь на фотографиях в основном были изображения с различных праздников;

  • Исследователи фотографий обнаружили удивительный факт. Оказывается, левая сторона людей более фотогенична, чем правая;

  • Самой дорогой камерой был 1923 Leica Camera которая продалась на аукционе за 2,8 млд $;

  • Самая большая бесшовная фотография была изготовлена для пехоты США на взлетно-посадочной полосе. Ее размеры составляли 9,6 метров на 3,3 метра;

  • Самая большая коллекция в мире была проведена в Индии Dilish Parekh,  у которого более 4,425 старинных камер. Свою коллекцию он собирал с 1977 года.


10 интересных фактов о лупах4

1. Знаете ли вы, что глаз человека не может четко сфокусироваться на предмете, который располагается на расстоянии ближе 15 см от глаз. Если ваши глаза могут это сделать, то тогда вам не нужна лупа!

2. Лупы являются оптическим прибором, технические характеристики которого часто бывают ложными. Многим лупам приписывают большее увеличение, чем есть на самом деле. Это не означает, что продукция плохого качества, просто покупателю нужно быть внимательным и осторожным.

3. Простое правило: чем больше увеличение, тем меньше линза. Чем меньше линза, тем меньше должно быть расстояние до рассматриваемого объекта. Другими словами, лупа 10х увеличения будет небольшой в диаметре и для фокусировки ее необходимо довольно близко поднести к тому, что вы читаете или рассматриваете.

4. Лупы могут иметь стеклянные или пластиковые линзы. Стеклянные линзы тяжелые и прочные. Пластиковые линзы гораздо легче, но их легко поцарапать.

5. Лупа может работать, как небольшой проектор. В солнечный день можно получить изображение того, что находится за пределами окна, если удерживать линзу на небольшом расстоянии от стены в части комнаты, которая находится в тени.

6. Практически все линзы, которые используются в лупах, являются двояковыпуклыми. Но существует особый вид линз – линзы Френеля, где для увеличения используется специальная система сечений.

7. В некоторых современных лупах используются комбинации линз. Изображение увеличивается благодаря работе двух или трех линз. Качество увеличения и изображения таких луп обычно лучше, чем луп с одной линзой. Разница особенно заметна при большом увеличении.

8. Некоторые виды луп со временем устаревают и больше не используются. Например, не так давно существовал целый класс луп для работы с негативами. Но с появлением цифровой фотографии необходимость в таких лупах отпала.

9. Существуют ситуации, где лупам нужно сдаться и микроскопы должны одержать верх. Оба прибора выполняют функцию увеличения, но имеют различную конструкцию.

10. Да, вы действительно можете разжечь костер с помощью лупы, но она должна быть значительных размеров, чтобы собрать необходимое количество света. Очки для чтения не подойдут для этого, а очки близоруких людей имеют другой тип линзы и тоже не подойдут для этого занятия.

Микроскоп5

В 1994 г. Джоном Маккафри и Жан-Марком Барибо из Института микроструктурных исследований при Национальном научном совете, Канада, была сконструирована линейка для определения размеров объектов, находящихся под электронным микроскопом. Самое мелкое деление линейки равно толщине 18 атомов, а совокупная длина 5 линеек будет равна толщине человеческого волоса.


Итоги урока. Критерии оценки:

«5»-17-18 баллов

«4»-15-16 баллов

«3»-12-13 баллов.

VIII.Рефлексия «Термометр"

Д/з « Проекционный аппарат- изучить тему, написать синквейн на тему: оптические приборы, прочитать п. 73,74, найти дополнительный материал по теме

Использованные интернет-ресурсы:

1. http://www.inpearls.ru/

2. http://v-shoke.com/item/952-interesnye-fakty-o-teleskope-habbla.html

3. http://madam-nika.ru/interesnye-fakty-o-fotoapparatax-i-fotografiyax/

4. http://optica100.ru/sovety/10-interesnykh-faktov-o-lupakh

5. http://factopedia.ru/tags/mikroskop























:







































урок по физике в 8 классе "Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы
  • Физика
Описание:

Урок физики в 8 классе по теме Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы. целью данной работы является ознакомление с устройством, назначением и применением оптических приборов в жизни человека.Задачи урока: рассмотреть применение геометрической оптики в оптических приборах:в линзах, очках, фотоаппарате, микроскопе, телескопе.; развивать познавательный интерес, умение выделять главное ;воспитывать самостоятельность, расширять кругозор учащихся, демонстрируя связь с жизнью, воспитывать самостоятельность,урок включает в себя работу с карточками, самостоятельную работу с учебником,работу в группах, занимательный материал

Автор Гановская Таьяна Ивановна
Дата добавления 17.06.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1366
Номер материала 60055
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы