Инфоурок Физика КонспектыУрок по физике по тема: «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона.»

Урок по физике по тема: «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона.»

Скачать материал

 Урок по физике

 по тема: «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона.»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательная:

û  Рассмотреть, как происходит взаимодействие точечных зарядов.

û  Добиться понимания учащимися закона Кулона, его физического смысла и границ применения.

û  Сравнить электростатические и гравитационные силы.

Воспитательная:

û  формирование научного мировоззрения.

û  формирование основных навыков решения задач на применение закона Кулона.

Развивающая:

û  развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: учебник 8 класс «Физика и астрономия», проектор, экран, доска, компьютерная презентация, раздаточный материал.

План урока:

              I.      Организационный момент (2 минуты).( создание кол.среды)

           II.      Актуализация имеющихся знаний (10 минут).(взаимопроверка, ГР)

        III.      Объяснение нового материала (15 минут).( инд.работа , фронт.опрос)

        IV.      Решение задач (14 минут).( диф.задание,ТиО,гр)

          V.      Домашнее задание, подведение итогов ,рефлексия.(4 минуты).

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Садитесь.

- Ребята, в течение двух последних уроков мы с вами рассматривали начала электростатики, ее качественные законы (особенности). Начиная с этого урока, мы приступим к изучению количественных законов электромагнитных взаимодействий, а сегодня рассмотрим основной закон электростатики – закон взаимодействия двух неподвижных точечных заряженных тел или частиц (закон Кулона).

- Но прежде, давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке.

2.Актуализация имеющихся знаний.

1. Тест

1 вариант

1. Силы, действующие на заряды, правильно указаны на рисунке

  1. только А
  2. только Б
  3. только В
  4. Б и В
  5. А и В

2. Если две заряженные материальные точки  притягиваются, то обязательно

  1. обе имеют положительный    заряд
  2. обе имеют отрицательный     заряд
  3. одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный
  4. либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд

3. Если две заряженные материальные точки  отталкиваются, то обязательно

  1. обе имеют положительный заряд
  2. обе имеют отрицательный заряд
  3. либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд
  4. одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный

4. Единица измерения электрического заряда (в СИ)

  1. Вольт
  2. Ватт
  3. Кулон
  4. Ом
  5. Ампер

5. Водяная капля с электрическим зарядом  +2.10-8 Кл соединилась с другой каплей, обладающей зарядом +2.10-8  Кл. Заряд образовавшейся капли равен

  1. +4.10-8 Кл
  2. +2.10-8 Кл
  3. 0
  4. -2.10-8 Кл
  5. -4.10-8 Кл

6. От водяной капли, обладающей  электрическим зарядом +2е,  отделилась  маленькая  капля с зарядом -3е.  Электрический заряд оставшейся части капли равен

  1. –5е
  2. –3е
  3. –е
  4. +3е
  5. +5е

2 вариант

1. В каком случае взаимодействие зарядов указано правильно?

  1. только А
  2. только Б
  3. только В
  4. Б и В
  5. А и В

2. Известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, капрона. Заряжается ли при этом шерсть?

  1. Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела и при этом электризуются оба;
  2. хотя в электризации трением участвуют два тела, в опытах всегда используются только палочки. Поэтому можно считать, что заряжаются только палочки.

3. Как взаимодействуют друг с другом эбонитовая палочка, наэлектризованная трением о мех, и стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шёлк?

  1. будут притягиваться
  2. будут отталкиваться
  3. не будут взаимодействовать

4. Нейтральная капля разделилась на две. Первая обладает электрическим зарядом +q . Каким зарядом  обладает вторая капля?

  1. +2q  
  2. -q    
  3. +q  

5. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд?

  1. Нельзя создать или уничтожить электрический заряд. 
  2. Создать можно, уничтожить нельзя.   
  3. Создать нельзя, уничтожить можно.

6. Алгебраическая сумма  электрических зарядов  атома в нормальном состоянии равна нулю, поэтому он:

  1. Заряжен отрицательно   
  2. Электрически нейтрален   
  3. Заряжен положительно

 

 

Ответы:

1 вариант: 1.В; 2.С; 3.С; 4.С; 5.А; 6.Е

2 вариант: 1.С; 2.А; 3.С; 4.С; 5.А; 6.В.

ГР (Вопросы на слайдах и карточках)

1.Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился?

(Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют)

2.Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?

(Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

3.Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

(Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

4.Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему?

(При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

3. Объяснение нового материала.

- Ребята, откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Решение задач».

- Первые количественные результаты по измерению силы взаимодействия двух точечных зарядов были получены в 1785 году французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном.

- Сегодня мы введем понятие точечного заряда.

 

Точечный заряд – заряд, сосредоточенный на теле, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до других заряженных тел, с которыми он взаимодействует.

 

- Понятие точечного заряда, как и материальной точки является физической абстракцией.

- Кулон для измерения этой силы использовал крутильные весы.

                 Работа с учебником . Рассмотрим  рис.67 «Крутильные весы»

- проведем анализ, ответьте на следующие вопросы:

1)      Из каких элементов состоят крутильные весы?

2)      Как Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер?

3)      В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов в вакууме Кулон установил зависимость. Какую?

- В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точеных зарядов в вакууме Кулон установил закон, названный впоследствии его именем.

Закон Кулона: Два неподвижных точечных электрических заряда взаимодействуют в вакууме с силой, прямо пропорциональной произведению этих зарядов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

где:

q 1,q 2 - величина зарядов [Кл]

r- расстояние между зарядами [м]

k – коэффициент пропорциональности [Н•м2/Кл2]

F- сила Кулона (кулоновская сила) [Н]

- Ребята давайте запишем в тетрадь закон Кулона, величины и единицы их измерения.

- В Международной системе единиц (СИ) за единицу электрического заряда принят 1 кулон (1 Кл).

1 кулон – это точечный заряд, который действует в вакууме на равный ему точечный заряд, расположенный на расстоянии, равном 1 м, силой 9•109 Н.

- Опытным путем было установлено, что коэффициент пропорциональности k в СИ имеет вид:

В СИ закон Кулона для вакуума имеет вид:

- Дальнейшие опыты показали, что наличие вещества вокруг зарядов влияет на силу их взаимодействия. Если, не меняя заряды и их взаимное расположение, пространство заполнить однородной непроводящей средой (керосином, водой, маслом и т.п.), то сила взаимодействия между зарядами уменьшится в ε раз. Величина ε называется диэлектрической проницаемостью среды. Для каждой среды она имеет определенное значение, полученное опытным путем.

- Итак, закон Кулона в зависимости от среды имеет вид:

4. Решение задач.( ГР)

1. Во сколько раз изменится  сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если:

а) расстояние между ними увеличить в 3 раза;

б) заряд одного из них увеличить в 5 раз?

Дано:

r1=r

r2=3r

q1=q2=q

Решение:Ответ: сила уменьшится в 9 раз.

F1/F2 - ?

 

 

Дано:

r=r*

q1=q2=q

q1*=q

q2*=5q

Решение:

Ответ: сила увеличится в 5 раз.

 

F*/F-?

 

 

2. Определите силу взаимодействия 2 одинаковых точечных зарядов по 1 мкКл, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга.

Дано:

q1=q2=1 мкКл

r=30 см

k=9•109 Н•м2/Кл2

СИ:

1•10-6 Кл

0,3 м

Решение:

Ответ: F=0,01 Н

F-?

 

 

3. Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов, находящихся на расстоянии 0,5 м, равна 3,6 Н найдите величины этих зарядов.

 

Дано:

r=0,5 м

F=3,6 Н

k=9•109 Н•м2/Кл2

q1=q2=q

Решение:

Ответ: q=0,1•10-4 Кл

q - ?

4. На каком расстоянии нужно расположить два заряда 5•10 -9 Кл и 6•10 -9 Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12•10-5 Н.?

Дано:

F=12•10-4 Н

k=9•109 Н•м2/Кл2

q1=5•10 -9 Кл

q2 =6•10 -9 Кл

Решение:

Ответ: q=0,1•10-4 Кл

r - ?

 

 

5. Определите расстояние между двумя одинаковыми электрическими зарядами, находящимися в керосине, с диэлектрической проницаемостью ε, если сила взаимодействия между ними такая же, как в вакууме на расстоянии 30 см.

Дано:

ε=2,5

q1=q2=q

F1=F2

r2= 5м

Решение:

Ответ: r1=10м

r1 - ?

 

 

5. Домашнее задание, подведение итогов

6.Рефлексия.Пожелание.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по физике по тема: «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона.»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по физике по тема: «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона.»Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательная: ûРассмотреть, как происходит взаимодействие точечных зарядов. ûДобиться понимания учащимися закона Кулона, его физического смысла и границ применения. ûСравнить электростатические и гравитационные силы.Воспитательная:ûформирование научного мировоззрения.ûформирование основных навыков решения задач на применение закона Кулона.Развивающая: ûразвитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.Оборудование: учебник 8 класс «Физика и астрономия», проектор, экран, доска, компьютерная презентация, раздаточный материал.План урока:I.Организационный момент (2 минуты).( создание кол.среды)II.Актуализация имеющихся знаний (10 минут).(взаимопроверка, ГР)III.Объяснение нового материала (15 минут).( инд.работа , фронт.опрос)IV.Решение задач (14 минут).( диф.задание,ТиО,гр)V.Домашнее задание, подведение итогов ,рефлексия.(4 минуты).Ход урока.1. Организационный момент.- Здравствуйте! Садитесь.- Ребята, в течение двух последних уроков мы с вами рассматривали начала электростатики, ее качественные законы (особенности). Начиная с этого урока, мы приступим к изучению количественных законов электромагнитных взаимодействий, а сегодня рассмотрим основной закон электростатики – закон взаимодействия двух неподвижных точечных заряженных тел или частиц (закон Кулона).- Но прежде, давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке.2.Актуализация имеющихся знаний.1. Тест 1 вариант1. Силы, действующие на заряды, правильно указаны на рисунке только А только Б только В Б и В А и В 2. Если две заряженные материальные точки притягиваются, то обязательно обе имеют положительный заряд обе имеют отрицательный заряд одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд 3. Если две заряженные материальные точки отталкиваются, то обязательно обе имеют положительный заряд обе имеют отрицательный заряд либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный 4. Единица измерения электрического заряда (в СИ) Вольт Ватт Кулон Ом Ампер 5. Водяная капля с электрическим зарядом +2.10-8 Кл соединилась с другой каплей, обладающей зарядом +2.10-8 Кл. Заряд образовавшейся капли равен +4.10-8 Кл +2.10-8 Кл 0 -2.10-8 Кл -4.10-8 Кл 6. От водяной капли, обладающей электрическим зарядом +2е, отделилась маленькая капля с зарядом -3е. Электрический заряд оставшейся части капли равен –5е –3е –е +3е +5е 2 вариант1. В каком случае взаимодействие зарядов указано правильно? только А только Б только В Б и В А и В 2. Известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, капрона. Заряжается ли при этом шерсть? Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела и при этом электризуются оба; хотя в электризации трением участвуют два тела, в опытах всегда используются только палочки. Поэтому можно считать, что заряжаются только палочки. 3. Как взаимодействуют друг с другом эбонитовая палочка, наэлектризованная трением о мех, и стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шёлк? будут притягиваться будут отталкиваться не будут взаимодействовать 4. Нейтральная капля разделилась на две. Первая обладает электрическим зарядом +q . Каким зарядом обладает вторая капля? +2q -q +q 5. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд? Нельзя создать или уничтожить электрический заряд. Создать можно, уничтожить нельзя. Создать нельзя, уничтожить можно. 6. Алгебраическая сумма электрических зарядов атома в нормальном состоянии равна нулю, поэтому он: Заряжен отрицательно Электрически нейтрален Заряжен положительно Ответы:1 вариант: 1.В; 2.С; 3.С; 4.С; 5.А; 6.Е2 вариант: 1.С; 2.А; 3.С; 4.С; 5.А; 6.В.ГР (Вопросы на слайдах и карточках)1.Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют)2.Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)3.Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)4.Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)3. Объяснение нового материала.- Ребята, откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Решение задач».- Первые количественные результаты по измерению силы взаимодействия двух точечных зарядов были получены в 1785 году французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном.- Сегодня мы введем понятие точечного заряда. Точечный заряд – заряд, сосредоточенный на теле, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до других заряженных тел, с которыми он взаимодействует. - Понятие точечного заряда, как и материальной точки является физической абстракцией.- Кулон для измерения этой силы использовал крутильные весы. Работа с учебником . Рассмотрим рис.67 «Крутильные весы»- проведем анализ, ответьте на следующие вопросы:1)Из каких элементов состоят крутильные весы?2)Как Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер?3)В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов в вакууме Кулон установил зависимость. Какую?- В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точеных зарядов в вакууме Кулон установил закон, названный впоследствии его именем. Закон Кулона: Два неподвижных точечных электрических заряда взаимодействуют в вакууме с силой, прямо пропорциональной произведению этих зарядов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.где:q 1,q 2 - величина зарядов [Кл]r- расстояние между зарядами [м]k – коэффициент пропорциональности [Н•м2/Кл2]F- сила Кулона (кулоновская сила) [Н] - Ребята давайте запишем в тетрадь закон Кулона, величины и единицы их измерения.- В Международной системе единиц (СИ) за единицу электрического заряда принят 1 кулон (1 Кл).1 кулон – это точечный заряд, который действует в вакууме на равный ему точечный заряд, расположенный на расстоянии, равном 1 м, силой 9•109 Н.- Опытным путем было установлено, что коэффициент пропорциональности k в СИ имеет вид:В СИ закон Кулона для вакуума имеет вид:- Дальнейшие опыты показали, что наличие вещества вокруг зарядов влияет на силу их взаимодействия. Если, не меняя заряды и их взаимное расположение, пространство заполнить однородной непроводящей средой (керосином, водой, маслом и т.п.), то сила взаимодействия между зарядами уменьшится в ε раз. Величина ε называется диэлектрической проницаемостью среды. Для каждой среды она имеет определенное значение, полученное опытным путем.- Итак, закон Кулона в зависимости от среды имеет вид:4. Решение задач.( ГР)1. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если: а) расстояние между ними увеличить в 3 раза;б) заряд одного из них увеличить в 5 раз? Дано:r1=rr2=3rq1=q2=q Решение:Ответ: сила уменьшится в 9 раз. F1/F2 - ? Дано:r=r*q1=q2=qq1*=qq2*=5q Решение:Ответ: сила увеличится в 5 раз. F*/F-? 2. Определите силу взаимодействия 2 одинаковых точечных зарядов по 1 мкКл, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга. Дано:q1=q2=1 мкКлr=30 смk=9•109 Н•м2/Кл2 СИ:1•10-6 Кл0,3 м Решение:Ответ: F=0,01 Н F-? 3. Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов, находящихся на расстоянии 0,5 м, равна 3,6 Н найдите величины этих зарядов. Дано:r=0,5 мF=3,6 Нk=9•109 Н•м2/Кл2q1=q2=q Решение:Ответ: q=0,1•10-4 Кл q - ? 4. На каком расстоянии нужно расположить два заряда 5•10 -9 Кл и 6•10 -9 Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12•10-5 Н.? Дано:F=12•10-4 Нk=9•109 Н•м2/Кл2q1=5•10 -9 Клq2 =6•10 -9 Кл Решение:Ответ: q=0,1•10-4 Кл r - ? 5. Определите расстояние между двумя одинаковыми электрическими зарядами, находящимися в керосине, с диэлектрической проницаемостью ε, если сила взаимодействия между ними такая же, как в вакууме на расстоянии 30 см. Дано:ε=2,5q1=q2=qF1=F2r2= 5м Решение:Ответ: r1=10м r1 - ? 5. Домашнее задание, подведение итогов6.Рефлексия.Пожелание.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.01.2020 1667
    • DOCX 102 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дячук Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дячук Галина Викторовна
    Дячук Галина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82207
    • Всего материалов: 249

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 536 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 130 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе