Главная / Биология / Урок по биологии "Как питаются паразиты?"

Урок по биологии "Как питаются паразиты?"


План – конспект открытого урока по биологии.

ФИО педагога Верина Надежда Станиславовна

УМК: Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова,

В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

Цель урока: формирование новых знаний; знакомство с новой группой живых организмов по способу питания – паразитами, их значением в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  1. определить группы паразитов и виды;

  2. выявить черты паразитизма у червей-паразитов;

  3. выяснить, какое значение имеют паразиты в природе и жизни человека.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений решать проблемно-поисковые задачи;

  2. работать с текстом, рисунками; заполнять схему; находить в тексте нужную информацию;

  3. работать в паре, проводить самокоррекцию, самоконтроль; закреплять рефлексивные навыки.

Воспитательные:

  1. воспитывать положительное отношение ко всему живому на Земле, в том числе и паразитам, как животным, регулирующих численность других организмов;

  2. развивать гигиенические навыки.

Планируемые результаты (предметные):

  • обучающиеся познакомятся с новой группой живых организмов – паразитами;

  • научатся определять группы паразитов;

  • изучат черты паразитизма червей;

  • роль паразитов в природе и жизни человека;

  • познакомятся с правилами гигиены, позволяющими защитить себя от паразитов.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний:

  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы;

Коммуникативные:

  • работать в паре, в группе;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей.

Регулятивные:

  • оценивать себя, границы своего знания и незнания;

  • уметь определять и формулировать тему и задачи на уроке;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

  • формировать устойчивый интерес к учебному предмету и осознавать значимость знаний для сохранения своего здоровья;

  • использовать знания о способах заражения паразитами в быту.

Вид урока (по организации): комбинированный

Тип урока (по дидактической цели): урок изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технология обучения: деятельностного подхода, ИК-технология.

Формы и методы обучения фронтальная, работа в паре, групповая, индивидуальная;

частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Биология» авторов: Т. С. Сухова, В. И. Строгонов; вопросы теста, система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass, рабочий лист.


17. Структура и ход урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день!

Ребята, посмотрите всё ли готово у вас к уроку.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу успехов в открытии новых знаний.

Мы - умные. Мы - дружные!

Мы - внимательные! Мы - старательные!

В 5 классе учимся, всё у нас получится!

Садитесь.

На уроке будем работать в парах, в группах и чтобы всё получилось, мы должны соблюдать определённые правила работы.

Назовите их.





Проверяет готовность к уроку,

эмоционально настраивая на урок.






Проверяет знание правил работы на уроке.




Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место. Проверяют учебные принадлежности.



Повторяют правила работы на уроке.

1. Не выкрикиваем

2. Не перебиваем друг друга

3. Мы слышим друг друга

4. Учимся работать сообща

Создание ситуации для положительной эмоциональной мотивации

Коммуникативные УУД:

Определение способа взаимодействия;

планирование учебного сотрудничества

Регулятивные:

саморегуляция

II. Актуализация знаний.

Перед трудной работой мы всегда с вами проводим разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак,

Разминка (Слайд №2).

1). К какому типу питания относятся данные животные? (гетеротрофы)

2) Почему волка называют серым хищником? (питается другими животными)

3) Какие признаки хищника имеет тигр? (хорошо развитые клыки, когти, имеет мощный скелет)

4) Можно ли лося отнести к хищникам? (нет, это травоядное животное, у него нет признаков характерных для хищников)

5) Медведь любит мед, не прочь полакомиться малиной, овсом, но и мясо входит в его рацион. К какой группе животных по способу питания относится медведь? (всеядные)

6) Вставьте пропущенные слова:

а) лев - ……. – хищник (клыки)

б) прудовик – язык-тёрка - …….. (травоядное)

в) ……. – ногочелюсти – хищник (паук)

7) Найди соответствие

1. Заяц а) сосущий хоботок

2. Бабочка б) массивный клюв

3. Волк в) клыки

4. Дятел г) хорошо развиты резцы





Предлагает учащимся задания на закрепление и повторение по теме «Как питаются разные животные?», задачи на развитие логического мышления.



Называют гетеротрофный тип питания, повторяют группы животных по способу питания, признаки хищников, травоядных, решают задачи на логическое мышление.


Познавательные УУД: Структурирование знаний, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение, обобщение, анализ объектов с целью выделения признаков










III. Работа по теме урока.

  1. Постановка проблемы (слайд № 3)

Ребята, на данном слайде вы видите разные виды животных, попробуйте объединить их в группы. Возьмите ваши рабочие листы и выполните задание №1.

Название животного

Хищник

Растительноядное

1.



2.



- Всех животных распределили по группам?

- Какое животное оказалось лишним?

- Где оно живет?

- Как называют такие организмы по способу


питания?... (знакомились с паразитами в начальной


школе) …


- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?..


- Какова цель урока?...


- Какие задачи нам нужно решить? …

2. Знакомство с паразитами слайд (№ 4 )

А) Словарь:

греч. parasitos — «нахлебник», «дармоед» — форма отношений, при которых один вид (паразит) использует другой (хозяина) как среду обитания и источник пищи.

Б) Разнообразие паразитов (слайд № 5, 6 )

В) Задание 1. Используя рисунок 54 §20, запиши в схему названия групп паразитов

hello_html_m5e2cc8fa.gif Паразиты

hello_html_m55afe6a7.gifhello_html_m751407f3.gifhello_html_m17f7a997.gif

Растения

1. Черви Грибы Бактерии.

2. 1. 1. 1.

Приспособления к паразитическому образу жизни

Задание №2. Работа в парах по заданию своего варианта, обмен информацией, записывают ответы своего и других вариантов.

Используя дополнительный текст (текст в рабочих листах),

1вариант. Выписать общие признаки паразитов

2 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у червей

3 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у пиявок

4 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у клещей

Первичное закрепление, используя эталон (слайд

7 с ответами)

III. Физминутка

Массаж спины «Дождь».

(дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения)

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам (хлопки ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек (поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят (постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже (поглаживание спины ладошками),

ловит рыбу нам на ужин (дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж снова)

Задание 3. Прочитайте строки произведения Д. Свифта стр. 63

«Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая мошка:

На блошке той – блошинка-крошка.

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка…» и ответьте на вопросы: «О чем хотел нам сказать автор? Какое значение имеют паразиты в природе?...

Сформулируйте ответ, запишите

Живя внутри тела или на теле другого организма, паразиты ослабляют организм хозяина, что нередко приводит его к гибели. Слайды №7,8

Задание 4. Ответьте на вопрос: «А что будет, если не будет паразитов на Земле?»…

Прочитай, найди ответ.

Не будь паразитов, многие насекомые размножались бы в количестве, опасном для существования растений. Есть паразитические грибы, которые поражают насекомых и их личинки. Слайд №9,10

Задание 6. Просмотри анимационные картинки и ответь на вопрос: «Что показывают эти картинки?»…

- Как человек может заразиться червями.

- А как можно предотвратить заражение червями?

Соблюдать правила личной гигиены, не пить сырую воду, прожаривать хорошо мясо, рыбу, мыть овощи и фрукты и т. д. слайды №11




Организует индивидуальную работу, проводит беседу


















Знакомит с новой терминологией, разнообразием паразитов




Комментирует самостоятельную работу учащихся по поиску новой информации



















Организует проведение физминутки











Организует беседу, создает ситуацию поиска



























Выполняют работу, отвечают на вопросы



















Слушают, выполняют работу в рабочих листах




























Выполняют физические упражнения











Регулятивные УУД

Планирование деятельности, постановка цели

Познавательные УУД

Самоконроль знаний
















Познавательные УУД

Извлекают информацию из разных источников ;составляют произвольное речевое высказывание в письменной форме


Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную задачу
































Познавательные УУД

Извлекают информацию из разных источников, составляют произвольное речевое высказывание в письменной форме


Регулятивные УУД

Ориентируются в тексте, контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи


Личностные

Проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний



V. Тестовая работа.

Наступил момент проверить свои знания.

Сейчас вы выполните тестовую работу по системе контроля. Возьмите свой пульт. Нажмите на любую букву. Система готова к работе.

Будьте внимательны при выполнении работы. Читайте вопрос, выбирайте вариант ответа, который вы считаете верным, нажимая на соответствующую букву на вашем пульте.

( см. приложение к тестовой работе)

  1. Для червей характерно

А) хорошо развитое обоняние

Б) колюще-сосущий ротовой аппарат

В) присоски

2. К паразитам относятся:

А) блоха В) оба ответа верны

Б) бычий цепень

3. Петров крест – это:

А) хищник В) растительноядное

Б) паразит

4. Трутовик паразитирует на:

А) деревьях В) животных

Б) человеке

5. Чтобы не заразиться паразитами нужно:

А) мыть овощи и фрукты В) оба ответа верны

Б) пить сырую воду


Объясняет правила работы с системой контроля и мониторинга качества знаний PROCLass.

Организует работу с системой контроля, при необходимости оказывает помощь ученикам.

Уч-ся работают с системой контроля и мониторинга качества знаний PROCLass.


Учащиеся выполняют тесты.




Регулятивные УУД

Оценивают собственную деятельность

Познавательные УУД

Самоконроль знаний


VI. Рефлексия.

У вас на столе кружки. Оцените цветом свою работу на уроке. (Слайд №10)

Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – зелёный цвет.

Если иногда были трудности, сомнения – жёлтый цвет.

Если не совсем разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.


Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока, используя сигнальные карточки


Проводят анализ своей деятельности. Дают самооценку.

Регулятивные; самооценка результатов учебной деятельности

VII. Итог урока (Слайд №11).

Продолжите фразу:

cегодня на уроке

Я узнал, что …

Я уверен, что смогу применить на практике …

Я понял, как нужно …

Я хочу узнать …


Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока, используя итоговые вопросы.


Высказывают мнение. Формулируют, что ещё по заданной теме они хотели бы узнать, чему научиться.

Регулятивные; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

VIII.Домашнее задание §20 задание на с. 64

Используемые материалы и средства:

  1. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012

  2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения)

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)

  4. Мультимедийное пособие «Биология 5-9 класс»

  5. Интернет-сайты:



































Рабочий лист

ФИ_________________________

Класс _________

Задание №1. На данном слайде вы видите разные виды животных, попробуйте объединить их в группы. Возьмите ваши рабочие листы и выполните задание №1.


Название животного

Хищник

Растительноядное

1.



2.





Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Задание №2. Используя рисунок 54 §20, запиши в схему названия групп паразитов


hello_html_m5e2cc8fa.gifhello_html_m751407f3.gifПаразиты

hello_html_m55afe6a7.gifhello_html_m17f7a997.gifРастения-паразиты

1. Грибы-паразиты Черви-паразиты Бактерии - паразиты

2. 1. 1. 1

2. 2. 2.

Задание №3 Используя текст,

1вариант. Выписать общие признаки паразитов

2 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у червей

3 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у пиявок

4 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у клещей

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина. Отличаются от хищников тем, что обычно мельче своих жертв и не доедают их до конца, а используют постепенно, в течение большей части собственной жизни. Приспособления паразитов обычно сводятся к механизму попадания на хозяина (часто в виде микроскопических яиц или личинок) и прикрепления к нему. Паразитический образ жизни почти всегда отражается на самом строении паразита. У одних появляется особое приспособление для прикрепления к данной части тела хозяина, в виде разного рода крючков или присосок, у других вырастают особые отростки, которые внедряются в тело хозяина и всасывают питательные соки, как корешки растений; очень часто даже личинки и яички паразитов бывают снабжены специальнымиприспособлениями для того, чтобы пристроиться известным образом. Поэтому очень часто паразиты утрачивают конечности, органы чувств, пищеварительный канал у них до крайности упрощается, а у иных даже совсем исчезает, если паразит поселяется в кишечнике хозяина, где может пользоваться уже переваренной пищей.

Пиявки. Довольно крупные мускулистые черви с присосками, исключительно плотоядные: хищники и паразиты разных животных. Обычно используют челюсти для прокусывания кожи добычи, с последующим высасыванием содержимого. Некоторые глотают и переваривают добычу целиком. Пиявки питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и т. д., встречаются также виды-хищники, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). В кишечнике пиявки кровь переваривается медленно, и поэтому, насытившись, пиявка может долго оставаться без пищи — около полутора лет.

Клещи. Лапка (концевой членик) обычно вооружена коготками и стебельчатыми присосками. Самая передняя пара придатков  — ротовые выросты, они клешневидные (грызущие) или образуют колюще-режущие ротовые структуры.

Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами. У представителей некоторых семейств тело мягкое, с кожистыми хитиновыми покровами, у других оно защищено твердыми щитками или панцирем.

Ответ:











Задание 4. Прочитайте строки произведения Д. Свифта


«Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая мошка:

На блошке той – блошинка-крошка.

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка…» и ответьте на вопросы: «О чем хотел нам сказать автор? Какое значение имеют паразиты в природе?...

Сформулируйте ответ, запишите


























hello_html_m4d466bb7.png

Урок по биологии "Как питаются паразиты?"
  • Биология
Описание:

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Технологии обучения: деятельностного подхода, ИКТ

Методы обучения: беседа, самостоятельная работа с разными источниками информации, самоконтроль, тестирование, частично-поисковый, репродуктивный

Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, рабочий лист, система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass.

Планируемые результаты (предметные):

обучающиеся познакомятся с новой группой живых организмов – паразитами;

научатся определять группы паразитов;

изучат черты паразитизма червей;

роль паразитов в природе и жизни человека;

познакомятся с правилами гигиены, позволяющими защитить себя от паразитов
Автор Верина Надежда Станиславовна
Дата добавления 01.07.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 253
Номер материала MA-067431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓