- Учебник: «Биология», Сивоглазов В.И., Плешаков А.А.
- Тема: § 10. Цветок
- 01.01.2021
- 650
- 50
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Дата Предмет биология Класс 6 Урок 18 Названиезанятия Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов.Лабораторная работа № 13.Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы. Общие цели Цель:изучить многообразие побегов.Задачи: Обучающие: Знать многообразие побеговЗнать видоизменения побеговУметь применять полученные знания на практике, различать видоизменения корней и побегов.Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса.Создавать условия для развития логического мышления, творческих способностей.Воспитывающие: Продолжить формирование научного мировозрения. Результатобучения Актуализация ЗУНЗнают многообразие побеговЗнают видоизменения побеговУмеют применять полученные знания на практике, различают видоизменения корней и побегов.Применяют свои творческие способности при выполнении заданий. Ключевыеидеи Столоны. Усы. Усики. Корневища. Клубни. Глазки. Клубнелуковицы. Источники Учебник биологии 6 класса § 19Электронный учебник «Биология 6 класс». Рабочая тетрадь «Строение и жизнедеятельность растений» часть 1 Материалы и оборудование ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.Электронный учебник « Биология 6 класс». Таблицы «Видоизменения побегов» Ход занятия Этапы проведения занятия Время – Действия учителя и действия учеников 1. Организационный момент.2. Мотивация. 1 мин. Подготовка к уроку. Приветствие. Определение целей урока. Психологический настрой Начинаем изучать тему «Органы цветковых растений, плоды и семена»(14 часов) 3. АктуализацияФронтальный опрос по вопросам к § 10 10 мин. А. 1. Какие функции выполняет стебель? 2. Как вода поднимается по стеблю? 3. С какой тканью связано утолщение древесины? В. 1. Опишите внутреннее строение стебля? 2. В каком слое находятся чечевички? 3. Где расположена точка роста? С. 1. Какую функцию выполняет сердцевина? 2. Назовите все слои стебля. 3. В какой части стебля передаются органические вещества? 4. Формирование новых знаний и способов действияПрием КМ « Мозговой штурм» 15 мин. Стадия вызова.Чёрный ящик.- Что же у меня в чёрном ящике? отгадаем загадки.Я вырос на грядке, характер мой гадкий:Куда ни приду, всех до слез доведу (лук). Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).В земле веревочка,А в ней - кладовочка. (Корневище)Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры- Ребята, назовите мне эти объекты одним словом.-Затрудняетесь?- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6Стоит он задумчивый, В жёлтом венце, Темнеют веснушки На жёлтом лице. (подсолнух)Горел в траве росистой Фонарик золотистый, Потом померк, потух И превратился в пух.(одуванчик)И лист и почки - всё врачует,И сок - целебное сырьё. Шумит от ветра, если дует,Краса России - ствол её. (береза)По округе славится Зелёная красавица: Сарафан - как колокол, По земле да волоком, Шапочка - с опушечкой, С остроюмакушечкой. (ель) Он стоит на ножке длинной, Точно в пачке балерина. Как букет, цветок один -Тёмно-красный георгин. (георгин)- Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7üМожем ли мы назвать представленные объекты побегами? (затрудненияучащихся)üКакими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов). üКак можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужноизучитьстроениеэтихорганов)üЭто побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги. üСледовательно, какова наша задача на уроке?(Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.).Стадия осмысленияИтак, какие же бывают видоизмененные побеги: (слайд 5)- корневище (ландыш, папоротник),- клубень (картофель, топинамбур),- луковица (лук репчатый, тюльпан, чеснок).- А почему вы подумали, что это не побеги?Все они частично или полностью находятся в почве и поэтому называютсявидоизмененными подземными побегами.А теперь давайте подумаем, почему корневище, клубень и луковица все-таки являются побегами.Какие части должен иметь побег?Обучающиеся заполняют таблицу по ходу объяснения учителя. (слайд 6-9) Видоизмененный побег Части побега Примеры растений КорневищеКорневище имеет стебель, листья (чешуйки) и почки, поэтому является видоизмененным побегом.ЛуковицаИмеет укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.КлубеньРазвивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля (Вспомнить, какие слои имеет стебель)Видоизменениямипобегов являются также колючки (груши, дикая яблоня, боярышник), усики (виноград, огурец). (слайд 10)Для учителя: Молодой корень покрыт чешуевидными листочками. У старых на их месте имеются продолговатые листовые рубцы – бровки. Над бровками в углублениях имеются пазушные почки – глазки. Различают верхушку и основание клубня. На верхушке больше почек, при основании – меньше. При посадке из почек развиваются побеги.- А зачем нужны такие видоизмененные побеги?Работа в парах - обучающиеся записывают свои предположения в тетрадь и озвучивают их используя формулу. (слайд 11)После предположений обучающихся учитель демонстрирует опыт по обнаружению крахмала в клубне картофеля и корректирует ответы школьников и делает выводы.Обучающиеся приходят к выводу о том, что видоизмененные побеги служат для запасания питательных веществ и размножения; человеком используются в пищу (значение записывается в тетрадь или корректируются ответы в тетради).(слайд 12) 5.Физкультминутка6. Применение. Формирование умений и навыков.Работа в группах 2 мин. 10 мин. Веселаяфизминутка под музыку.Лабораторная работа №13 «Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы».Цель: доказать, что клубень и луковица – видоизмененные побеги.Оборудование: клубень картофеля, луковица репчатого лука, лупа.I. Строение клубня.1. Рассмотрите клубень снаружи. Найдите основание, верхушку, глазки (почки).2. Зарисуйте внешнее строение клубня, подпишите его части.3. Рассмотрите поперечный срез клубня. Найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля.4. Зарисуйте срез клубня, подпишите его части.5. Вывод: докажите, что клубень – это видоизмененный побег.II. Строение луковицы.1. Рассмотрите строение луковицы. Найдите видоизмененные листья – чешуи (сухие и сочные). Найдите видоизмененный стебель (донце) и почки.2. Зарисуйте продольный разрез луковицы. Подпишите ее части.3. Вывод: докажите, что луковица – видоизмененный побег.Ответьте на вопросы и докажите (после выполнения лабораторной работы)- что клубень – это видоизмененный побег- что луковица – видоизмененный побег5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 1.Главная функция видоизменённых побегов: А) фотосинтезБ) накопление питательных веществ В) поглощение воды Г) поглощение минеральных веществ.2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть: А) стебель Б) почки и листьяВ) стебель и почки Г) почки3.На поперечном срезе клубня есть: А) только кораБ) древесина, сердцевина В) только сердцевина Г) только древесина4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть: А) листья Б) почкиВ) листья, почки, стебель Г) почки и листья5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:А) не имеют листьев В) не имеют почекВзаимопроверка. Ответы: 1 б, 2 в, 3 а, 4 в, 5 а1) Давайте вспомним, какие части имеют корневище, клубень и луковица.2) О чем говорит такое строение?3) Значит, мы с вами доказали, что корневище, клубень и луковица – это …4) «Закончите предложение»- клубень – это..- столон- это…- Недоразвитые листья молодого клубня оставляют ….- пазушные почки, находящиеся над бровками …..- пырей, ветреница, ландыш имеют видоизмененный побег ОдО и СО 1 мин. Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку. Объявление результатов формативного оценивания. 7. Информация о домашнем задании. 2 мин. § 19 ответить на вопросы к § 19 стр. 67 Рефлексия.Подведение итогов урока. 2 мин. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Как вы оцениваете свою работу. На стикерах напишите свои пожелания и поместите на плакат «Острова настроения» Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу. Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.
6 662 058 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Коршунова Вера Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.