Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира по теме " Охрана природы" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме " Охрана природы" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "  Охрана природы" (4-й «а» класс)

Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы

Задачи:

доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;

создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

формировать мотивацию природоохранной деятельности;

развивать речь, обогатить словарный запас;

развивать логическое мышление; активность, самостоятельность;

воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, ) и коммуникативных УУД (  формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

 создать условия для развития общеучебных умений и навыков

Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки, план исследования, тест 

Ход урока

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей!

- Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте  их. Потихоньку садимся.

2. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.

. Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи.. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что  этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Чтение стихотворения детьми.

1 ученик

Взгляни на глобус – Шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

"Ты береги нас, береги!”

2 ученик

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги!”

3 ученик

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

"Ты береги нас, береги!”

4 ученик

Остановил олень свой бег:

"Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!”

 

4. Выводы детей

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)

О человеке и природе. Об экологии. Об охране природы

Какая тема урока?

Итак, сегодня мы займемся исследованием вопроса: "Охрана природы – это важно или нет?”

Слайд

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

"Экология – это важно или нет?”

А что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).

Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).

- Послушайте внимательно  эту  сказку и определите главную мысль этой сказки , а также подумайте и скажите , как можно её озаглавить?

6. Сказка «Экологическая искорка»

Это было давно, очень давно, когда люди ещё не знали что такое экологическое счастье… Да, было такое время. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, и испытать земную жизнь 

- Но с чем я приду к людям? - задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.

- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искорку. Она светилась всеми цветами радуги.

- Что это? - удивился добрый ангел.

- Это экологическая искорка - ответил Отец, – положи ее себе в сердце и отнеси людям в дар.

- И что она им даст?

- Она принесёт им особую энергию жизни.

 Добрый ангел вложил удивительную искорку в сердце свое и в одно мгновение спустился на Землю. Он извлёк из своего сердца лучик экологической искорки и передал его людям. Мгновенно землю осветил чарующий свет. Весь мир стал красочным: и цветы, и солнце, и все вокруг! Так пришло к людям экологическое счастье.

 

Итак, о чём эта сказка? Какое отношение она имеет к теме нашего урока? Заголовок?

-Какую энергию  дала людям экологическая искорка?

7. Сообщение учителя

Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний.

Какой он, наш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен?

Я уверена, вы готовы к работе.

8. Создание проблемной ситуации

- Отгадайте о чём идёт речь?

Слайд 1

Самое глубокое озеро  -  крупнейшая  сокровищница пресной воды. ( Байкал)

Слайд 2. Какой воздух  обладает настоящими целебными свойствами. ( Горный)

Слайд 3.

Что по праву можно назвать  легкими  нашей планеты.(Лес)

Слайд 4

Что предпринимают для   улучшения воздуха в городах ? (высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.)

Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)

Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу).

Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

9. Просмотр слайдов

Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Прокомментируйте их.

Слайд 1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Слайд 5, 6. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

 

Слайд 7. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Слайд 8. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром

10. Выводы

Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения.

Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи! .- Скажите каким образом люди стараются помочь нашей планете?? ( В разных уголках Земли образованы заповедники, в красную книгу занесены редкие виды растений и животных)

- Как вы понимаете, что такое заповедник?

Об этом подробнее вы прочитаете в учебниках на стр. 55-56

Чтение с пометами.

- что уже знали?

-Что нового узнали?

- О чём хотели узнать больше?

Показ фильма

11. Музыкальная физминутка

Если б только – только - только,

Если б только на планете,

Если б только все земляне

Все живое берегли,

То возможно – можно – можно,

То наверно – верно – верно,

Книги Красной точно – точно

Никогда б не завели!

Припев:

А-а, здравствуйте,

Горы вот такой вышины!

А-а, здравствуйте,

Реки вот такой ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты,

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай!

А-а, и зеленый попугай!

И пускай у этой речки,

И пускай в зеленой роще,

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай,

И запомни – помни - помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами

Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки)

Они круглой формы и в красной окантовке.

Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.

Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)

Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.

Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить  закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей– Каждому отделу я раздам карточку с заданием.. Затем  каждый отдел отчитается о проведенной работе.

Карточка 1 (Отдел охраны зверей)

1Жалоба

  Я красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. У нас очень ценится пятнистая шкура и кости, которые широко используются в народной медицине. Поэтому человек безжалостно истребляет нас.__________________________________

 

3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.

Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

1Жалоба

  Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте, обижать или любить меня.________________________________________________________

3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1Жалоба

Мы самые красивые насекомые в мире. Не приносим никакого вреда. А из-за своей красоты страдаем.

Очень часто люди видят что-то красивое и говорят: мне бы такое! Люди, остановитесь! Поймав нас вы нарушаете закон. Ведь некоторые из нас очень редкие и занесены в Красную книгу.

Не убивайте нас!

3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1Жалоба

Я жил в большом лесу..  Старался всем оказать помощь: птичке капельку росы для питья, муравью тенек от солнца, пчелке нектар к обеду. Для цветов я  был будильником, потому что просыпался раньше всех и звенел своими   белыми колокольчиками.

Однажды в лесу гуляли малыши и сорвали  меня. Они поиграли, а уходя выбросили .Я чуть было не умер.. На моё счастье меня  заметили птички. Они  отнесли меня  и прикопали на берегу ручейка. Так я остался жить  и продолжаю помогать  лесным обитателям.

 

Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

Выступают ребята со своими сообщениями.

Хорошо потрудились ребята. Молодцы.

Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах  Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.

А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я предлагаю вам самим оценить работу своей группы. ( Слушаю высказывания)  Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу.

19. Тест «Экологическая безопасность»

Выбери правильный ответ

Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

а) Через воздух, воду, почву;

р) через, воздух, воду и продукты питания.

Что такое экологическая безопасность? 

а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

о) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?

к) отойти в сторону;

г) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух 

Как защититься от загрязненной воды?

м) пей сырую воду;

н) научись пользоваться бытовым фильтром.

Если мы будем беречь природу …

От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.

Мы должны сохранить нашу планету для тех, кто будет жить после нас.

Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.

Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают? 

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

 

22. Рефлексия деятельности (итог урока)

Давайте подведем итоги нашей  работы

 

Какую задачу ставили в начале урока?

Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

Где можно применить новые знания?

- О чём  заставил задуматься наш урок?

Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда.

Звучит спокойная музыка.

Теперь представьте себе, что над вами  светит  чудесная звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу.

Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете… Будем беречь нашу планету!

 

Д\З  с. 55-58, читать, ответить на вопросы; подготовить сообщение о любом заповеднике.



Урок окружающего мира по теме " Охрана природы" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:
Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы Задачи: доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье; создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; формировать мотивацию природоохранной деятельности; развивать речь, обогатить словарный запас; развивать логическое мышление; активность, самостоятельность; воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, ) и коммуникативных УУД ( формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; создать условия для развития общеучебных умений и навыков Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки, план исследования, тест
Автор Богачева Татьяна Владимировна
Дата добавления 05.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1267
Номер материала MA-061995
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓