Главная / Начальные классы / Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные"

Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные"

Конспект урока обучения грамоте 1 класс



Учитель: Сизоненко С.Н. МКОУ Светлоярская сош№2 им. Ф.Ф.Плужникова

Дата проведения 02.10.2015

Тема:  Согласные звонкие и глухие, их смыслоразличительная роль.

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звонкими и глухими, умения слышать и различать их в словах

Планируемые результаты: Формирование первоначальных понятий о парных согласных

  • Задачи:Учить произносить и слышать звонкие и глухие согласные в начале, середине и в конце слова.

  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме - слог, ударение, гласный звук, согласный звук

  • . Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;

  • совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;

  • воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения. 

  • Формировать– умение объяснять значение слов; применять слова в устной речи . Универсальные учебные действия



Предметные:

  • Выделять парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки в процессе слого-звукового анализа;

  • Определять эти звуки на слух, находить их местоположение в слове;

  • Владеть навыком слогового чтения

Метапредметные:

  • Планировать деятельность на уроке.

  • Слушать и слышать учителя.

  • Выполнять задание под руководством учителя.

  • Работать в паре, группе.

  • Оценивать свою деятельность на уроке.


Коммуникативные:

уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.


Личностные:

  • Проявлять желание научиться читать самостоятельно;

  • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Термины и понятия


Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, парные согласные, предложения, слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • Букварь (1 часть). АвторыВ.В репкин, Е.В Восторгова, В.А.Левин. Изд.центр «Вита- Пресс». Москва.2014.

  • компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  • физкультминутка http://videouroki.net/


Межпредметные связи:

Математика. Владение понятиями "слева", "справа", "столбики", "строчки".

Технология.

Темы: Рукотворный мир.

Материалы и сырье.


Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.

Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.







Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя



Прозвенел звонок,

Начался урок.

Ты, дружочек, не ленись,

В школе хорошо учись.



-Какой у нас урок?

-Как будем работать, чтобы урок прошел хорошо?


Дети проговаривают правила поведения на уроке и значение обучения для человека.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу









Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре в процессе проверки





Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.













Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией























































































Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму


Личностные:

- самопроверка

- развитие мелкой моторики

- сотрудничество


Коммуникативные:

-хоровое произношение

-работа в парах

- творческая работа



Личностные:

- установка на сотрудничество





Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей













Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре в процессе проверки




2.Основная часть.

Актуализация знаний.




Цель: выявление затруднений в запоминании ранее изученных терминов и понятий, характеристика слова, слога




-Какой вопрос зададим себе и другим?









Где живет ударение?





Хорошо умеем определять ударение в словах?



1.Игра «Кто или что»

Учитель показывает картинки-слова: кот, лошадка, игрушка, парта, мальчик, стул, река, собака.



2. Игра «Подбери слово к схеме»









-Из чего состоит слог?




-Что мы узнали на прошлом уроке?

Познакомились с ударением.

В слоге, который произносится с большей силой.









Дети называют слово, определяют количество слогов, называют ударный слог.



схемы с выделенным слогом: мама, Таня, доска, цветок, машина, мост…



-Из звуков

3.Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для учебного диалога, ведущего к открытию нового.




- Прочитайте тему урока:

«Звуки речи»

- Кто знает, какими бывает звуки?

-Как мы их отличаем в речи? А в модели?

Без какого звука не бывает слога?

Назовите гласные звуки.

-Нужны ли нам согласные? Зачем?



Как думаете, для чего мы это повторили?

- Какую работу мы будем выполнять сегодня?

Сегодня мы узнаем, какими бывают согласные звуки, будем учиться их слышать, произносить и различать.








Гласные и согласные.

Ртооткрыватели, ртосмыкатели.












4.Работа над новым материалом.

Постановка учебной проблемы.

Открытие знания.




Отгадайте загадку

1.Травку щиплют на лугу,

Молочко дают и пух.

Бородаты и рогаты

И бодаются ,однако. (Козы)

- произнесите первый слог, второй. Какой слог вы произносите с большей силой? Ударяете по нему?

На какой звук падает ударение?

Он какой? (ударный)



2.Две сестрички ,две лисички

С белым бантом на хвосте,

Две красивые косички

Заплетает мама мне.

-О каких косах говорится?

-А еще какие косы бывают?



Анализ слова.

-Что заметили, глядя на схемы слов?

Дети произносят отгадку, считают количество слогов в слове, составляют схему слова, определяют ударный слог и звук





















Многозначность слова







Модель.

Схемы одинаковые.

































5.Физминутка



Цель: Смена деятельности


-А слова? Сравним звуки





-Что заметили?





Закроем ушки и произнесем их еще раз.

В таком случае говорят: звонкий и глухой звук.

Наша задача – научиться их различать. Откроем буквари на стр.40.Найдите модели слов козы-косы. Что нам советует Дядюшка Ага?

-Звоночек для звонких.





Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком

Все ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках,

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесём к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз два, три.Отомри!

Дети произносят и сравнивают по звучанию(=,=/=)

(З)-голос и шум

(С)- только шум



(З)-раздается звук в висках

(С)- нет























выполняют движения.

6. Организация познавательной деятельности- работа в парах.





Работа по Букварю

-Что нового узнали о согласных звуках? Каким способом их можно различить?

Подберите и произнесите звук к модели.

Кто затрудняется? Как будем работать, чтобы помочь друг другу?

Это как?

-Сейчас вам предстоит отгадать спрятавшиеся слова, но разгадать их можно ,если:

1.вы их произнесете

2.услышите

Алгоритм.

-Готовы?

3.подберете им пару (звонким -глухой звук, а глухим- звонкий)



С.40 по схемам и картинкам отгадайте слова.
















Дети высказывают своё мнение и делают выводы.







-В парах

Правила работы в паре.



















Работа в парах.

7.Физминутка



Цель: Смена деятельности, помочь тем. кто затрудняется.


Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором первый звонкий звук хлопайте в ладоши, а если первый звук глухой -поднимайте руки. Если затрудняетесь – пользуйтесь способом –закрыв ушки, произносите. Не торопитесь, слушайте себя.

Вата-фата, гол-кол, шило, жизнь, дуб, тополь, булка, йод, рот.



8.Предварительная

самооценка

Покажите ,как справились с работой, - Кто отгадал все слова?

без ошибок +, если работа выполнена хорошо, но есть ошибка …

-, если работа не выполнена, много ошибок.


Дети выражают своё мнение о работе.

9.Проверка работы

1.- Какие слова спрятались? Работаем по нашему плану.(Алгоритм)

-Какое слово вам непонятно-объясняем.

2. Оцените теперь свое умение еще раз.



3.Такие звуки, как з-с, д-т, б-п, в-ф, г-к, ж-ш в русском языке называются парными по звонкости и глухости. Теперь и вы будете их различать. Как?



Есть согласные непарные - только глухие и только звонкие. Примеры?




Дом-том, шар- жар, горка- корка, зайка-сайка















Способ действия.

10.Подведение итогов. Рефлексия



Цель: помочь ребенку осмыслить и оценить свою учебную деятельность. Вызвать положи тельные эмоции.


-Что нового узнали на уроке? Как их различаем при произношении ? На модели?

-А теперь подумайте, все ли у вас получилось?

- встаньте те, кто хорошо разобрался в новой теме

- встаньте те, кому нужна помощь учителя

-Кто хочет высказаться? Поблагодарим тех, кто работал с полной отдачей.

-Как думаете, чем займемся на следующем уроке чтения?



Ответы на вопросы,


оценивание своей работы на уроке







Будем учиться различать звонкие и глухие согласные.


Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей



Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные"
  • Начальные классы
Описание:

Проблемно-диалоговый урок.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звонкими и глухими, умения слышать и различать их в словах

Планируемые результаты: Формирование первоначальных понятий о парных согласных

Задачи:Учить произносить и слышать звонкие и глухие согласные в начале, середине и в конце слова.

Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме - слог, ударение, гласный звук, согласный звук

  • .Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
  • воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.
Автор Сизоненко Светлана Николаевна
Дата добавления 21.07.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 509
Номер материала MA-067473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓