Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные"

Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные"

Скачать материал

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

 

Учитель: Сизоненко С.Н.                                                         МКОУ Светлоярская сош№2 им. Ф.Ф.Плужникова

Дата проведения 02.10.2015

Тема:  Согласные звонкие и глухие, их смыслоразличительная роль.

Цель:   Создать условия для ознакомления учащихся  с согласными  звонкими и глухими, умения слышать и  различать их в словах

Планируемые результаты: Формирование первоначальных понятий о парных согласных

·         Задачи:Учить произносить и слышать звонкие и глухие согласные в начале, середине и в конце слова.

·         Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме - слог, ударение, гласный звук, согласный звук

·         .          Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;

·                     совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;

·                      воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения. 

·         Формировать–  умение объяснять значение слов; применять слова в устной речи .                                                                                         Универсальные учебные действия

 

Предметные:

·                     Выделять  парные и непарные  звонкие и глухие согласные  звуки  в процессе слого-звукового анализа;

·         Определять эти звуки  на слух, находить их местоположение в слове;

·         Владеть навыком слогового чтения

Метапредметные:

·                     Планировать деятельность на уроке.

·                     Слушать и слышать учителя.

·                     Выполнять задание под руководством учителя.

·                     Работать в паре, группе.

·                     Оценивать свою деятельность на уроке.

 

Коммуникативные:

уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

 

Личностные:

·         Проявлять желание научиться читать самостоятельно;

·         Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

·          

Термины и понятия

 

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, парные согласные,  предложения,  слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

·                    Букварь (1 часть). АвторыВ.В репкин, Е.В Восторгова, В.А.Левин. Изд.центр «Вита- Пресс». Москва.2014.

·        компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

·         физкультминутка  http://videouroki.net/

 

Межпредметные связи:

Математика.  Владение понятиями "слева", "справа", "столбики", "строчки".

Технология.

Темы: Рукотворный мир.

Материалы и сырье.

 

Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.

Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

 

 

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Ты, дружочек, не ленись,

В школе хорошо учись.

 

-Какой у нас урок?

-Как будем работать, чтобы урок прошел хорошо?

 

Дети проговаривают правила поведения на уроке и значение обучения для человека.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре в процессе проверки

 

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму

 

Личностные:

- самопроверка

- развитие мелкой моторики

- сотрудничество

 

Коммуникативные:

-хоровое произношение

-работа в парах

- творческая работа

 

 

Личностные:

- установка на сотрудничество

 

 

 

 

Коммуникативные  УУД:- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре в процессе проверки

 

 

2.Основная часть.

Актуализация знаний.

 

 

Цель:  выявление затруднений в запоминании ранее изученных терминов и понятий, характеристика слова, слога

 

 

-Какой вопрос зададим себе и другим?

 

 

 

 

Где живет ударение?

 

 

Хорошо умеем определять ударение в словах?

 

1.Игра «Кто или что»

Учитель показывает  картинки-слова: кот, лошадка, игрушка, парта, мальчик, стул, река, собака.

 

2. Игра «Подбери слово к схеме»

 

 

 

 

-Из чего состоит слог?

 

 

-Что мы узнали на прошлом уроке?

Познакомились с ударением.

В слоге, который произносится с большей силой.

 

 

 

 

Дети называют слово, определяют количество слогов, называют ударный слог.

 

схемы с выделенным слогом: мама, Таня, доска, цветок, машина, мост…

 

-Из звуков

3.Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для учебного диалога, ведущего к открытию нового.

 

 

 

- Прочитайте тему урока:

«Звуки речи»

- Кто знает, какими бывает звуки?

-Как мы их отличаем в речи? А в модели?

Без какого звука не бывает слога?

Назовите гласные звуки.

-Нужны ли нам согласные? Зачем?

 

Как думаете, для чего мы это повторили?

- Какую работу мы будем выполнять сегодня?

Сегодня мы узнаем, какими бывают согласные звуки, будем учиться их слышать, произносить и различать.

 

 

 

 

Гласные и согласные.

Ртооткрыватели, ртосмыкатели.

 

 

 

 

 

 

4.Работа над новым материалом.

Постановка  учебной проблемы.

Открытие знания.

 

 

Отгадайте загадку

1.Травку щиплют на лугу,

Молочко дают и пух.

Бородаты и рогаты

И бодаются ,однако. (Козы)

- произнесите первый слог, второй. Какой слог вы произносите с большей силой? Ударяете по нему?

На какой звук падает ударение?

Он какой? (ударный)

 

2.Две сестрички ,две лисички

С белым бантом на хвосте,

Две красивые косички

Заплетает мама мне.

-О каких косах говорится?

-А еще какие косы бывают?

 

Анализ слова.

-Что заметили, глядя на схемы слов?

Дети произносят отгадку, считают количество слогов в слове, составляют схему слова, определяют ударный слог и звук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многозначность слова

 

 

 

Модель.

Схемы одинаковые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка

 

Цель: Смена деятельности

 

-А слова? Сравним звуки

 

 

-Что заметили?

 

 

Закроем ушки и произнесем их еще раз.

В таком случае говорят: звонкий и глухой звук.

Наша задача – научиться их различать. Откроем буквари на стр.40.Найдите модели слов козы-косы. Что нам советует Дядюшка Ага?

-Звоночек для звонких.

 

 

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком

Все ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках,

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесём к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз два, три.Отомри!

Дети  произносят и сравнивают по звучанию(=,=/=)

(З)-голос и шум

(С)- только шум

 

(З)-раздается звук в висках

(С)- нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют движения.

6. Организация познавательной деятельности- работа в парах.

 

 

Работа по Букварю

-Что нового узнали о согласных звуках? Каким способом их можно различить?

Подберите и произнесите звук к модели.

Кто затрудняется? Как будем работать, чтобы помочь друг другу?

Это как?

 -Сейчас вам предстоит отгадать спрятавшиеся слова, но разгадать их можно ,если:

1.вы их произнесете

2.услышите

Алгоритм.

-Готовы?

3.подберете им пару (звонким -глухой звук, а глухим- звонкий)

 

С.40  по схемам и картинкам отгадайте слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают своё мнение и делают выводы.

 

 

 

-В парах

Правила работы в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

7.Физминутка

 

Цель: Смена деятельности, помочь тем. кто затрудняется.

 

Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором первый звонкий звук хлопайте  в ладоши, а если первый  звук глухой -поднимайте руки. Если затрудняетесь – пользуйтесь способом –закрыв ушки, произносите. Не торопитесь, слушайте себя.

Вата-фата, гол-кол, шило, жизнь, дуб, тополь, булка, йод, рот.

 

8.Предварительная

самооценка

Покажите ,как справились с работой, - Кто отгадал все слова?

без ошибок  +, если работа выполнена         хорошо, но есть ошибка …

-, если работа не выполнена, много ошибок.

 

Дети выражают своё мнение о работе.

9.Проверка работы

1.- Какие слова спрятались? Работаем по нашему плану.(Алгоритм)

-Какое слово вам непонятно-объясняем.

2. Оцените теперь свое умение еще раз.

 

3.Такие звуки, как з-с, д-т, б-п, в-ф, г-к, ж-ш в русском языке называются парными по звонкости и глухости. Теперь и вы будете их различать. Как?

 

Есть согласные непарные - только глухие и только звонкие. Примеры?

 

 

Дом-том, шар- жар, горка- корка, зайка-сайка

 

 

 

 

 

 

 

Способ действия.

10.Подведение итогов. Рефлексия

 

Цель:           помочь  ребенку осмыслить и оценить  свою учебную деятельность. Вызвать положи тельные эмоции.

 

-Что нового узнали на уроке? Как их различаем при произношении ? На модели?

-А теперь подумайте, все ли у вас получилось?

- встаньте те, кто хорошо разобрался в новой теме

- встаньте те, кому нужна помощь учителя

-Кто хочет высказаться? Поблагодарим тех, кто работал с полной отдачей.

-Как думаете, чем займемся на следующем уроке чтения?

 

 

Ответы на вопросы,

 

оценивание своей работы на уроке

 

 

 

Будем учиться различать звонкие и глухие согласные.

 

Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблемно-диалоговый урок.Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звонкими и глухими, умения слышать и различать их в словахПланируемые результаты: Формирование первоначальных понятий о парных согласныхЗадачи:Учить произносить и слышать звонкие и глухие согласные в начале, середине и в конце слова.Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме - слог, ударение, гласный звук, согласный звук .Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся; воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 072 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.09.2020 1365
    • DOCX 26.3 кбайт
    • 36 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Туровская Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Туровская Марина Анатольевна
    Туровская Марина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 117347
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе