Главная / Начальные классы / Урок обучения грамоте на тему " Гласные звуки Е,Ё" (1 КЛАСС)

Урок обучения грамоте на тему " Гласные звуки Е,Ё" (1 КЛАСС)































Пояснительная записка



Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;

  • технология деятельностного метода

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.


В структуре урока выделялись следующие этапы:

  • включение в учебную деятельность;

  • актуализация знаний;

  • постановка учебной проблемы. Открытие нового знания;

  • применение нового знания;

  • подведение итогов урока. Рефлексия урока.

Каждому этапу урока соответствуют определённые цели, формы и методы работы.

Основной формой работы является фронтальная работа.

В соответствии с выбранными образовательными технологиями на этапе актуализации знаний мышление учащихся подготовлено к проектировочной деятельности. Зафиксировано затруднение в дальнейшем обучении чтению без изучения новой буквы. Учащиеся подготовлены к самостоятельному выявлению проблемы, постановке цели урока и формулировке его темы .Созданы условия для включения детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи, в построение нового способа действия и его оформление в схеме, фиксация решения учебной задачи. Всё это позволит обеспечить усвоение учебного материала на основе деятельностного метода.

Первичное закрепление включает решение детьми типовых заданий на новый способ действий (чтение слогов, слов, текста со словами, включающими изучаемую букву). На этом этапе также присутствует самостоятельное решение учащимися заданий на новый способ действий (нахождение в тексте слов с новой буквой).

С целью включения в систему полученных знаний является выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения (из предложенных слов учащиеся составляют предложения). Такой метод повторения и закрепления материала имеет методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения (работа по развитию речи, пропедевтика прямого и обратного порядка слов предложении).

На этапе рефлексии деятельности дети соотносят полученные результаты с поставленной целью деятельности, дают самооценку собственной деятельности.



















Технологическая карта





Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Включение в учебную деятельность











2. Актуализация знаний









































3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.














































































































4. Применение нового знания.




























































































5. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.













- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?


- Из чего состоит наша речь?


- Из чего состоят предложения?


- На что делятся слова?

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?


- Какими бывают гласные звуки?


- Какими бывают согласные звуки?



- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

- Какие друзьями мягких согласных? Почему?

- Какие буквы мы называем хитрыми?

- Почему?



-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?


- Тогда проведём небольшое исследование.

- Назовите, что изображено на картинках.

- Найдите одно слово, исключив два лишних.



  1. Знакомство со звуками [й'], [о].

- Произнесите слово по слогам.

- Сколько слогов в слове ёжик?

- Какой слог первый?

- Какой второй?

-Произнесите несколько раз первый слог.

- Какие звуки слышите?

- Сколько их?

- Какой первый?

- Какой второй?

- Составим схему слова ёжик.






- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

- Какую цель поставим на уроке?



- Какая тема нашего урока?

2.Знакомство с буквами Ё, ё.

- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

- На что похожа буква?

- Буква Е передохнула,

И тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.


- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё –

Превратите в Е её.


Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

  1. Физкультминутка «Ёжик»

- Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

- Как вы думаете, куда спешил ёжик?

- Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения?


- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.

- В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

Поговорить об этом подробнее мы можем на занятии кружка.

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?

- А рядом с какой буквой?

- Почему?



- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:


ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.


- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.

4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.


- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?



-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.


- Прочитаем текст по цепочке.

- Где были ребята?

Что они услышали? Кто это был?

Кто напал на ёжика?


Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.




- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?




5.Физкультминутка «Ёлочки»

6. Продолжение работы по теме урока.


- Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

- Что означает слово съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?

- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся?

- А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

- Кого она вам напоминает?


- Вот почему люди так говорят.



- Ёж есть лесной, а есть...

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.

Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт.

- Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его.

Под еж жил елкой

- А чем ёлка похожа на ёжика?


- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:


- В каких случаях буква ё обозначает два звука?


- В каких случаях буква ё обозначает один звук?

- А ещё он предлагает выполнить домашнее задание по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё.

- Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.

- А чем же мы порадуем ёлочку?

- Впереди нас ждет весёлый волшебный праздник – Новый год. Все: и взрослые, и дети - любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками. Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.

Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

-Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.














Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду.



- Мы общаемся с помощью речи.


- Наша речь состоит из предложений.


Предложения состоят из слов.


Слова делятся на слоги.


Слова состоят из звуков.


Звуки бывают гласные и согласные.


Гласные звуки бывают ударными и безударными.



Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.



- А О У ы


И Е Я


Е Я


- В начале слова и после гласной обозначают два звука.


-Да






- черника, малина, ёжик.

-Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.



- Ё - жик


- Два

- Ё


- жик


[й' о]

- [й о]


Два

[й]

[о]


Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[й'], [о]



- Одна


- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме


- Буква, обозначающая два звука
















(Ответы детей)



















- К гласным, к друзьям мягких согласных.

- О

- В букве Ё тоже есть звук [о].




- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…























- Буква Ё всегда ударная.



-Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.


- Дети ходили в лес.



- Ребята были в лесу.

- Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- На ёжика напала Жучка.

- Жучка наколола нос и убежала.

- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».


- Ёлочки, ёжик, ёжика.

- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.









- Нет.


- Когда холодно, страшно.

(Дети показывают)

(Ёжик так делает от страха или холода).




- Морской



















- Нужно составить предложение.

Под ёлкой жил ёж. (Ёж жил под ёлкой)

- У ёлки и у ёжика есть иголки.

- Эти слова начинаются с буквы ё.


- Когда она стоит в начале слова и после гласной.



- После мягкого согласного.





- Украсим





Дети выбирают шарик, показывают.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.










Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.



Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;

  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.












Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.
































Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.





































Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.






















Познавательные УУД

Звуковая структура слова.












Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.



















Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.























Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.































Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.








Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.






Заключение

Урок обучения грамоте построен по типу предъявления новых знаний. На уроке используется мультимедийное оборудование. Я начинаю урок с четверостишия, которое мобилизует внимание ребят, стимулирует интерес, создает положительный эмоциональный настрой. Учащиеся учатся свободно высказываться, задавать вопросы, отвечать на вопросы. Загадывая загадки, я подвожу учащихся к новой теме, затем обучаю учащихся самостоятельно формулировать цель урока. Далее используя презентацию, опираясь на жизненный опыт учеников. На уроке ученики активны, стремятся высказать свое мнение. Это говорит о том, что я создаю комфортные условия для свободных высказываний и форма делового сотрудничества является традицией организации моих уроков. На уроке используется деятельностный подход. Постоянно организую ситуацию поиска информации в учебнике, также использую самостоятельную практическую работу, тем самым вовлекая обучающихся в деятельность. На разных этапах урока учу сохранять цель урока, поставленную вначале. Применяю технологию развития функций самоконтроля и самооценки, используя различные виды «смайликов». Методы и методические приёмы направлены на решение дидактических задач урока. На разных этапах урока учу сохранять цель урока, поставленную вначале, поэтому на заключительном рефлексивно-оценочном этапе дети легко подвели итоги своей деятельности.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.



Список литературы:

  1. Горецки:й В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. 1 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. В 4-х ч. – М.: Просвещение, 2014.

  3. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск CD-ROM), автор Л. Ф. Климанова.

  5. Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (Диск CD-ROM), автор В. Г. Горецкий.

  6. Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. ! класс. – М.: просвещение, 2014.

  7. Жиренко О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. – М.: Вако, 2014

  8. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. 1 класс. – М.: просвещение, 2014.



18



Урок обучения грамоте на тему " Гласные звуки Е,Ё" (1 КЛАСС)
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного метода

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом(отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

  • В структуре урока выделялись следующие этапы:
  • включение в учебную деятельность;
  • актуализация знаний;
  • постановка учебной проблемы. Открытие нового знания;
  • применение нового знания;
  • подведение итогов урока. Рефлексия урока.
Автор Минайкина Елена Васильевна
Дата добавления 26.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 995
Номер материала MA-061712
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓