Главная / Начальные классы / Урок обучения грамоте

Урок обучения грамоте

Урок обучения грамоте в 1б классе по ОС «Школа 2100» Авторы учебников Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Учитель Маслакова Т.В.

Тема урока «Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами.

Работа над интонацией. Точка, восклицательный и вопросительный знак в конце предложений.»

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Повторение


1. HM00380_ На доске таблица. 2



г

п

т

р

к

н

а







о







и







ы







у








Рассмотрите таблицу. Как вы думаете, какое я вам приготовила задание?

Такая же таблица есть у вас в учебнике. Откройте «Буквари» на с. 58.

Сколько строчек в таблице?

Сколько столбиков?

Какая буква повторится во всех слогах первого столбика таблицы? (Г)

Последнего?(Н)

В какой строчке все слоги с гласным У?

Какой гласный сделает все согласные звуки мягким? (И)

Назовите только звонкие согласные звуки, которые услышим при произношении слогов.

Внимательно заполняйте таблицу по столбикам, произнося слоги.


Что мы сейчас делали? (Заполняли табличку, составляли слоги)


2. – Что мы ещё будем делать на уроке?

План

1. Работа со схемами-«человечками». C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\coglasn.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\images.jpg

2. Писать и читать буквы, слоги и слова.


Угадайте, посмотрев на мои губы, какой звук я произношу.

у а о и

Что мы сейчас делали?

А как вы думаете зачем?

Слайд 35

grafika_15456_7139264. Работа в прописи.

Откройте пропись, рассмотрите весь разворот в прописи на с. 28–29.

Кого изобразил художник?

А на всех картинках один клоун или разные?

Какой смешной нос у каждого клоуна! Каким цветом выделим нос? (Возможно, красным цветом.)

Шляпка пусть будет зелёного цвета.

Как можно украсить воротничок клоунов?

Красным цветом ровно раскрасте губы каждого клоуна.

Правильно ли художник нарисовал губы каждого клоуна, которые произносят звуки? Проверьте: произнесите сами и сравните.

Что же за облако рядом с каждым клоуном? (Для буквы того звука, который он произносит.)

Какая букву произносит в каждый клоун?

Как вы догадались? (По губам.) 4

2) Написание букв.

Письмо букв под диктовку.

Я буду вам называть слова, а вы запишите первую букву этого слова в той части прописи, где написаны эти буквы.

Утро, астра, осень, ирис.

Теперь запишите последнюю букву.

Коньки, гитара, кино, кенгуру.

3) Написание слогов.

Посмотрите на таблицу, вспомните, какие слоги мы составили.

Какие слоги со звуком [у] в таблице? Какое соединение потребовалось при письме?

Запишите эти слоги. Где будете писать?

Какие слова могут состоять из этих слогов? гуси, пути, тут, рука, куры, нуга.

Аналогично организуется написание слогов со всеми остальными гласными.

Проверка.

HM00380_5. Работа в «Букваре».

Мы составили очень много слов, а давайте посмотрим, есть ли эти слова в «Букваре»? Откройте «Букварь» на с. 58.

Чтение слов.

Чтение первого столбика слов.

Прочитайте слово, которое я произнесу по слогам. (Гру-ппа.)

Что вы заметили (Букв две – пп, а звук один – [п].)

Прочтите слова, где ещё встречается удвоенная буква согласного.

Произнесите каждый звук отдельно.

Подчеркните удвоенную букву в словах.

Чем группа отличается от группки? (По картинке)

Как по-другому можно назвать группку из двух человек? (Пара.)

Чем похожи слова первого столбика? (Пишем удвоенную букву, а слышим один согласный звук.)

Какие слова в этом столбике являются «родственниками»? Что у них общего? (Это однокоренные слова.)

Объясните значение слова труппа.

Второй столбик.

Чтение про себя.

Прочитайте слова, которые начинаются с глухого согласного.

(Кнут, прут.)

Похожи ли эти слова? Можно ли их разделить на слоги?

Прочитайте слово, которое обозначает начало дня. (Утро.)

Прочитайте слово, которое осталось непрочитанным.

Можно ли эти слова разделить на слоги?

Что объединяет слова второго столбика? (Во всех словах четыре звука.)


Третий столбик.

Чтение про себя.

Можно ли сказать что здесь записаны родственные слова?

Прочитайте первое и второе слова. С какой буквы они начинаются?

Обозначьте схематически какой звук мы слышим вначале слова.

Однокоренные ли эти слова? Почему? Докажите.

Слайд 37

Выделите общую часть в слове икра и в слове икринка.

Слайд 38

Как называется общая часть слова? (Корень)

Прочитайте оставшиеся 2 слова

Как можно назвать эти слова? (Родственными или однокоренными.)

Слайд 39

Выделите общую часть в слове крупа и в слове крупинка.

Слайд 40

Как из икры получилась икринка? А из крупы крупинка?

Какая часть слова «сделала» предмет маленьким? (-инк-, её называют суффиксом).

Суффикс – это часть слова,

Слайд 41

Выделите эти суффиксы в словах: икринка, крупинка.

Попробуем большой предмет сделать маленьким или наоборот:

слеза слезинка

дождь дождинка

горох горошинка

пух пушинка

снег снежинка

хворост хворостинка


Какая часть есть в каждом слове? (-инк-)

Кто запомнил, как называется эта часть слова?

А как вы думаете для чего нужны суффиксы?

Вам понравилось такая работа?


Физкультминутка.


grafika_15456_7139267. Работа в прописи.

1) – Вспомните, какие слова мы читали в «Букваре» с одним гласным. (Кнут, прут.)

Давайте запишем эти слова. Как вы думаете, куда мы запишем?

Запись слов по алгоритму.

Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

Проговорите это слово.

Запишите слово, диктуя его себе, чтобы не пропустить ни одной буквы.

Сколько слов мы записали?


2) – Что я сейчас назову?

У Раи кот Прутик.

Сколько слов в этом предложении?

Выберите на доске подходящую схему.

Назовите первое слово.

Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

Проговорите это слово.

С какой буквы напишите слово? Почему? Запишите слово.

Назовите второе слово.

Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

Проговорите это слово.

Запишите слово.

Назовите третье слово.

Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

Проговорите это слово.

Запишите слово.

Назовите четвёртое слово.

Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

Проговорите это слово. С какой буквы напишите слово? Почему?

Запишите слово.

Что нужно поставить в конце предложения?

Что мы сейчас с вами записали?

Перечитайте его вслух. 4

А в «Букваре» есть предложения, посмотрите?

8. Работа в «Букваре». 6 1 4

HM00380_Работа с текстом

Чтение текста на странице 58

1) Работа с текстом до чтения. Рассматривание иллюстрации и чтение заголовка.

Понятно ли по картинке, где происходит действие?

В каком классе учатся эти ребята?

А художник изобразил весь класс?


2) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста про себя, а затем вслух. Вопросы по ходу чтения.

Чем интересно первое предложение? (Состоит из одного слова.)

Когда идёт урок в классе?

Как зовут учеников? Прочитайте.

Прочитайте только имена девочек. Только имена мальчиков.

Поставьте заглавную букву на парту каждого школьника.

Сравните иллюстрацию и текст. Точен ли художник в деталях рисунка?

Как исправить текст? (Замена в третьем предложении предлога у на предлог за.)

Прочитайте исправленное предложение.

А теперь как зазвучит весь текст?

Сколько в классе девочек? Мальчиков?


3) Работа над выразительностью чтения.

а) – Давайте проведём интонационную разминку.

От чего зависит интонация, когда мы читаем вслух или, наоборот, слышим и хотим записать?

Рассмотрите слова, записанные в столбики внизу на с. 58.

Что общего?

Чем отличаются?

А что это? (Предложения.)

Попробуйте в паре прочитать друг другу эти предложения, передавая интонацию.


б) – А теперь поработаем вместе.

Для работы понадобятся доски с фломастером для обратной связи. Класс пишет фломастером на индивидуальной доске знаки: ! ? .

Учитель шепчет задания на ухо отдельным ученикам, дети пытаются произнести вслух.

1-й ученик (бодро, торжественно): Утро!

2-й ученик (с жалобным вздохом): Утро.

3-й ученик (капризно, с удивлением): Утро?

4-й ученик (восторженно): Урок!

5-й ученик (беспокойно, с удивлением): Урок?

6-й ученик (мечтательно, проникновенно, задумчиво): Урок.

7-й ученик (жизнерадостно, с удивлением): Тут урок?

8-й ученик (мягко, ласково, приветливо): Тут урок.

9-й ученик (дерзко, властно): Тут урок!

в) – Предположите ситуации, в которых эти предложения можно

произнести с разной интонацией.

С какими словами нужно обратиться, чтобы ваша просьба была выполнена? (Будьте добры и т.д.)

4) Чтение текста стихотворения на с. 59. 1 3 1 3

а) Работа с текстом до чтения.

Как называется стихотворение Юнны Мориц?

А что происходит обычно 1 сентября?

Какого возраста школьницу нарисовал наш художник, в какой класс собирается девочка?

б) Работа с текстом во время чтения. Чтение стихотворения целиком без комментирования учителем или детьми про себя (при условии, что дети читающие).

Повторное чтение стихотворения детьми с комментированием учителя.


Первое сентября

Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички! (Опаздывать нельзя!)

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички. (К кому обращается автор? Покажите, как приглаживают вихры.)

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе. (Обязательно ли брать цветы первого сентября?)

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради! (Забыть ничего нельзя!)

Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке,

Пожалуйста, будьте бодры

В начале осенней поры! (А для чего понадобится бодрость? За лето дети отвыкли рано вставать, собирать портфель…)

Осенние тучки – прекрасны!

Зато недоучки – ужасны! (А кто это – недоучки?)

Заправьте чернилами ручки,

Пожалуйста, будьте добры! (Интересно, заправить можно автомобиль бензином, а как же заправить ручку?)

Внимание!

Входит учитель – (А почему «Внимание!»?)

Мечтатель,

А также мыслитель. (О чём может мечтать и мыслить учитель?)

Всем –

Ушки держать на макушке! (Что значит держать ушки на макушке?) Пожалуйста, будьте бодры!


Проверка первичного восприятия.

Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?

5) Работа с текстом после чтения.

О каком добре говорит Юнна Мориц?

Относится ли стихотворение только к первоклассникам? Почему?

ΙI. Домашнее задание (по желанию)

Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц. Желающие могут выучить его наизусть. (Для читающих детей.)

Задание остальным детям: чтение коротких предложений с разной интонацией (с. 58 «Букваря»).

III. Итог

Что удивило? Что запомнилось на уроке? 4

Что нового мы узнали, что изучать по-настоящему будем во втором и третьем классах?

Были ли у нас сегодня задания, когда мы наблюдали и делали выводы? Когда?

Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось? ТООУ

Как бы оценили своё настроение после урока?

Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.


Формирование УУД

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.










Г

П

Т

Р

К

Н

а







о







и







ы







у










Урок обучения грамоте
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока «Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами.

Работа над интонацией. Точка, восклицательный и вопросительный знак в конце предложений.»

Дата проведения урока: 9 ноября 2012 года .

Урок обучения грамоте в 1б классе по ОС «Школа 2100» Авторы учебников Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Раздел 2 «Учим буквы – учимся читать и писать», всего на раздел отводится 85 часов.

Тип урока: урок применения новых знаний.

Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

1. Формирование УУД (Познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные)

2. Духовное развитие.

3. Нравственное воспитание.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Это 16 урок данного раздела.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап упражнений в чтении и письме. При этом использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

1. по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с карточками, проведение опытов).

2. по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Автор Маслакова Татьяна Владимировна
Дата добавления 25.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 495
Номер материала MA-061664
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы