Главная / Обществознание / Урок обществознания в 11 классе по теме "Коррупция как социальное явление"

Урок обществознания в 11 классе по теме "Коррупция как социальное явление"

«От вашего «нет» зависит многое » -

Россия заняла 127-е место из 175 в индексе восприятия коррупции, опубликованном международной организацией Transparency International. Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с понятием коррупция, нё основными видами, нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность.

2. Расширить кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.

3. Воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, способствовать формированию активной гражданской позиции.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Размышление учащихся над темой урока

Добрый день, ребята. Предлагаю слоганом нашего урока взять следующую фразу «От вашего нет, зависит многое». Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока



СЛАЙД 1

Лейтмотив урока - подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Вы совершенно правы, наш сегодняшний разговор, о коррупции. Просмотр фрагмента видеоролика - фильм Аркадия Мамонтова «О коррупции в России» - проект канала Россия 1 «Специальный корреспондент».

На учебной доске оформлена экспозиция газет и журналов, в которых говорится о коррупции в стране, регионе, районе:

- «Коррупция держит оборону» статья в Газете.Ру

- «Папа решает, а Вася сдаёт» - статья в районной газете «Наша жизнь»

- «Степень дурака» (кандидатскую на любую тему можно купить) - статья в Учительской газете и т.д.

Просмотр учащимися видеофрагмента, осмысление проблемы, настрой на активную и сознательную работу в течение всего урока



СЛАЙД 2 - ВИДЕО

Сообщение темы урока

По видеофрагменту, статьям на нашей импровизированной выставке можно определённо сказать, что наша действительность такова, что часто в ней, к сожалению, царят власть, деньги, воровство, коррупция. Задумывались ли вы, почему это происходит в нашей жизни, в нашей стране. Приглашаю вас сегодня к открытому разговору по проблеме "Коррупция как социальное явление".

Учащиеся слушают учителя, осмысливают тему урока











На слайде тема урока «Коррупция как социальной явление»

СЛАЙД 3 – тема урока

Актуализация знаний и социального опыта учащихся

План нашей работы на уроке вы определите самостоятельно, но необычным способом, через ассоциации с которыми связывается у вас понятие коррупция.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о коррупции.

Использование технологии критического мышления

1.Стадия вызова:

ассоциации связанные со словом коррупция, оформление групповой корзины идей

- оформление кластера по теме урока

Коррупция













Причины появления

понятие







Пути решения проблемы

последствия









Ребята, помогите мне определить учебную задачу нашего урока.

Учебная задача: Коррупция - часть нашей жизни?!... Но какой знак в конце этого предложения поставить (?,!, …) это решит каждый из вас в конце нашего сегодняшнего общения.

Учащиеся в группах набрасывают ассоциации, формируя корзину идей. Возможные варианты: клубок ниток, сточные трубы, паук, болото, осьминог, тёмный лабиринт, коррозия, общественная слепота, страусиная политика.

СЛАЙД 4 – ассоциации мои

Учащиеся совместно с учителем обрабатывают ассоциации, обобщая и классифицируя составляющие понятия - коррупция





СЛАЙД 5 – кластер

















Учащиеся определяют самостоятельно учебную задачу урока

СЛАЙД 6 – учебная задача

Освоение новых знаний и способ деятельности

1.Рассказ учителя о международном дне борьбы с коррупцией

























2.Информационная пятиминутка





































































3. Организация групповой деятельности



























































4.Проигрывание приёма активной формы обучения «Социодрама»



















































5.Технология «Вотум»




1.Рассказ учителя о международном дне борьбы с коррупцией

Действительно, день ото дня мы всё больше убеждаемся, что коррупция – это одна из серьёзнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения. Проблема эта мирового масштаба. Ещё в 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. Знает, ребята понятие коррупция возникло не сегодня.

2.Предлагаю, вам познакомиться с интересными фактами по данной проблеме и выразить собственное отношение к ним (работа по вопросам и слайдам презентации)

1.Знаете ли вы, ребята кто из правителей нашего государства вёл борьбу с коррупций?

2.Какие страны мира более всего сегодня подвержены коррупции?

3. В каких сферах общественной жизни распространена коррупция в России?

4. Какие профессии сегодня являются наиболее коррумпированными по результатам социологических опросов?

5.Фондом общественного мнения был проведён опрос и респондентам был задан вопрос. Почему вы даёте взятки?

6.Какие наиболее громкие коррупционные дела вы можете назвать?

7.Какое место занимает Россия в международном исследовании по восприятию коррупции? (Вы удивлены, не ожидали?)



3.Я увидела, ребята, что вы знакомы с данной проблемой, предлагаю углубить ваше понимание коррупции, как социального явления, а для этого поработать в фокус группах.







































Отработка с учащимися ключевых понятий темы, по ходу защиты творческой деятельности, соотношение итогов работы с ключевыми понятиями

4. Организация и проведение методического приёма «Социодрама»

Уже совсем скоро вы закончите школу. Каковы ваши планы на будущее? Хотите ли вы продолжить образование в Вузе? Каковы ваши возможности поступления?

Предлагаю, вам проиграть 2 позиции. Одна часть класса приводит аргументы в поддержку 1 точки зрения, 2 часть класса аргументирует перекрёстно 2 точку зрения.

Вывод: Как видите, совсем не просто дать ответ, на казалось бы, простые вопросы. Как часто сегодня мы слышим: могу купить хорошую оценку на ЕГЭ, могу купить поступление в институт, могу купить военный билет, могу, могу, могу… Коррупция действительно является частью нашей жизни. Можем ли остановить эту череду МОГУ и хотели ли бы вы это сделать?



5. Хотели ли вы, чтобы наше общество существовало без коррупции, свободно развивалось. Мне важно мнение каждого из Вас, прошу проголосовать и определиться с собственной позицией по проблеме «Коррупция часть нашей жизни!?... Кто поставил восклицательный знак и полностью согласен с этим. У кого есть сомнения и надежды и кто поставил вопросительный знак? А кто ребята поставил многоточие… и почему?

Осмысление информации

СЛАЙД 7





СЛАЙД 8











СЛАЙД 9















СЛАЙД 10













СЛАЙД 11 - 15







СЛАЙД 16





СЛАЙД 17







СЛАЙД 18









СЛАЙД 19

















СЛАЙД 20









1 группа проанализирует понятие коррупции по различным видам источников и сформирует собственное обобщённое понятие коррупции СЛАЙД 21

Группа 2 - познакомиться с причинами коррупции по различным видам источников и добавит причины, основываясь на собственном социальном опыте - СЛАЙД 22

Группа 3 познакомиться с тезисами последствия коррупции и попытается структурировать их в ОС - СЛАЙД 23



СЛАЙД 24- понятие

Слайд 25-причины

Слайд 26 - последствия





Учащиеся знакомятся с двумя альтернативными позициями

Позиция 1- поступать в вуз буду честно, рассчитывая только на собственные знания

Позиция 2 – чтобы поступить в ВУЗ буду платить

Перекрёстная дискуссия

































Учащиеся голосуют по проблеме «Хочу ли я видеть Россию без коррупции»

СЛАЙД 27 – учебная задача











Ответы учащихся

Перенос полученных знаний в нетрадиционную форму - Организация проектной деятельности учащихся

Несмотря на разноплановые позиции ни у кого не вызывает сомнений что с коррупцией нужно бороться. Предлагаю, вам ребята, определиться с путями решения данной проблемы через

1 группа - создание постерной презентации,

группа 2 - листовки,

3 группа памятки безопасности

Создание групповых мини – проектов - «Скажи с нами коррупции: НЕТ!», а может быть в результате творческой деятельности у Вас появиться собственное название

Творческая мастерская по переносу полученной информации в художественные образы

Группа 1 - создаёт постерную презентацию

Группа 2 - создаёт листовку

Группа 3- памятка безопасности

СЛАЙД 28 – название проектов

Рефлексия

Меня по-настоящему радует, что вы растетё патриотами и вам не безразлично будущее страны. Вы не остаётесь равнодушными к проблемам, которые есть в России. За будущее страны болеют и те, кто сегодня руководит нашим государством. Совсем недавно на телеканале НТВ в программе центральное телевидение был показан репортаж о губернаторе Ставропольского края Владимирове Владимире Владимировиче – внимание на экран.

Уверена, что каждый из вас, сегодня принял для себя правильное решение.



















СЛАЙД 29 – видео Владимиров





















































Лист работы на уроке

Группа 1

Значение слова «коррупция» в словарях.


Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике.

Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление.

В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы».
В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение.
Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.

В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей".

В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".

В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее:

"Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредотачивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупались. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик:

Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным интересам.

Вторая. Секретность исполнения решений.

Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно.

Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять.

Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.

Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совершает эти акты



Задание – выделите понятие коррупции из всех предложенных словарей, сформулируйте обобщённое понятие коррупции на основе полученной информации

Лист работы на уроке

Группа 2

Причины коррупции по версии современных научных исследований.

  1. Значительный объем государственных расходов. Отчасти эта причина связана с первой и поддается корректировке лишь в определенной степени. В условиях самой протяженной в мире сухопутной границы расходы, к примеру, на оборону, при любых реальных условиях будут поглощать значительную часть государственного бюджета. Также как и расходы на государственное управление. При самой совершенной организации они будут больше, чем в небольшой по размеру стране.


  1. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Эта проблема имеет весьма давнюю историю. Специфические природно-климатические условия, в которых происходило становление российской государственности, способствовали сохранению низкой продуктивности хозяйства (частые неурожаи, высокие затраты на перевозку произведенной продукции, на развитие инфраструктуры и пр.). Нехватка служащих и низкая их квалификация также способствовали усилению коррупции, поскольку замедлялось решение дел, развивалась волокита. Тем более, что даже имеющимся чиновникам правительство не могло обеспечить достойное существование, в связи с чем должно было смотреть на мздоимство как на допустимую меру и заботилось главным образом о том, чтобы оно укладывалось в определенные рамки.

Словарные слова:

Корысть — одно из альтернативных свойств коррупционных правонарушений, выражающееся в стремлении обогатиться или обогатить других лиц за счет чужого имущества (прав на него) с нарушением установленного правовыми нормами и договорами порядка распределения материальных благ.

Лихоимство (устар.) — получение лицом, состоящим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействия) по службе.

Мздоимство (устар.) получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе.

  1. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. Преобладание обычая в управлении фактически узаконивало взятки. Практика разного рода подношений хозяину (естественная в условиях российского крепостного права, где помещик фактически выступал как владелец не только земли, но и жизни крестьянина) переносилась и на другие сферы жизни, в частности на взаимоотношения с государственной властью. В ряде случаев, чиновники просто не могли сопротивляться давлению «мира», воспринимавшего отказ от «подарка» как обиду.

4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти. Еще на ранних стадиях формирования системы государственного управления, правящие круги осознавали опасность подобного явления и пытались соединять в рамках государственной системы управления коронную администрацию с представителями от сословий (создание земских изб во времена Ивана Грозного, развитие службы по выборам дворянства в конце XVIII в.) Но решить эту задачу в полной мере не удалось.



Задание:

Познакомьтесь с некоторыми причинами возникновения коррупции. Какие причины известны вам, добавьте перечень – обобщите вашу работу в таблицу



причины

проявления









Дополнительный материал:

Таким образом, высокую обеспеченность страны природными ресурсами в определенной степени можно расценивать как потенциальную предрасположенность общества к коррупции. Политические причины. Среди политических факторов, влияющих на коррупцию, следует выделить особенности государственного строя. Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления.

Демократический режим в республике (наиболее распространенный среди прочих в современном мире, поэтому остановимся именно на его анализе) обеспечивает возможности и стимулы для существования коррупции и появления новых ее форм. «Новые» области коррупции, появляющиеся с демократизацией, – это финансирование политических партий, электоральные должностные преступления, развитие новых систем политического патронажа для обеспечения голосов избирателей на выборах. Децентрализация, как часть процесса демократизации, допускает передачу отдельных полномочий для осуществления политической деятельности региональным и местным властям, что, в свою очередь, дает возможность правящей элите злоупотреблять, причем безнаказанно, своими новыми полномочиями.

Однако важное значение в отношении коррупции может иметь наличие устойчивых традиций демократии в обществе и, как следствие, высокая степень общественно-политических свобод. Выявлена закономерность, что страны с большим историческим опытом демократии в значительно меньшей степени подвержены коррупции, чем страны, не обладающие таким опытом или же имеющие относительно небольшой опыт. Это утверждение подтверждается на швейцарской земле, где «непосредственная демократия» имеет прочные исторические корни. Обратная ситуация происходит в случае резкого изменения формы правления. Например, вместо монархии утверждалась республика. В историческом контексте это часто сопровождалось государственно-правовыми нарушениями, а народы десятилетиями расплачивались за них политической нестабильностью (предпосылкой коррупции), (что характерно для России).

Не подлежит сомнению тот факт, что политическая нестабильность влечёт рост коррупции. Тесная взаимосвязь между частой сменой правительств, правящих лидеров в стране очевидна. Общество оказывается перед лицом утраты своего более или менее стабильного социально-экономического положения вследствие перемены общего политического курса государства. Гражданская неуверенность в завтрашнем дне провоцирует процветание коррупции.

Организационно-институциональные причины. Некоторые из последних исследований ТИ касались оценки национального институционального каркаса, необходимого для предупреждения и сдерживания коррупции. Выяснилось, что коррупция буквально поразила институциональные основы государственности и процветает в них вследствие их неэффективного функционирования, дезорганизации и отсутствия четкой линии подотчетности и контроля.

Общеизвестно: власть и контроль над коррупцией тесно взаимосвязаны. Коррупция – это показатель слабой власти, неумелого руководства. Суть управленческого бессилия и происхождения коррупции заключается в отсутствии четкой институциональной организации, подробной регламентации деятельности, систем действующего контроля и ответственности за нарушения. Специфические институциональные изъяны лежат в основе слабого управления в отдельных национальных структурах. Диагностические исследования в этой сфере уже определили уязвимые звенья: законодательную и судебную систему, таможенное управление и региональный уровень власти. Рассмотрим некоторые подробнее.

В законодательной сфере уже не новость такие «формы» коррупции, как «покупка» парламентских законов, президентских указов. В некоторых странах (особенно с переходной экономикой) в определённой степени государственная политика (включая основные направления внутренней и внешней политики), законы, правовые нормы диктуются «захватническими» фирмами, которые аккуратно оплачивают соответствующим лицам очередной виток своего развития: открывают себе рынки сбыта продукции, формируют приемлемую для них таможенную и налоговую политику. Все больше они закабаляют, разоряют государство, которое погрязает в пучине коррупции, теперь оно работает исключительно на элитарную верхушку, оставляя народ прозябать в нищете.

Иной аспект этого же вопроса – так называемые факторы правового характера (или недостатки правового регулирования), имеющие организационную окраску вследствие их возникновения из-за неэффективности функционирования государственного механизма: это отсутствие зачастую в законодательстве некоторых стран дефиниции коррупции, действующей системы уголовного преследования за коррупционные сделки и принципа неотвратимости наказания. Нет регламентации и четких правил прохождения государственной службы. Происходит это из-за выгодного сотрудничества бизнеса, переходящего в организованную преступность, и власти. Отсюда процветание коррупционного фаворитизма, протекционизма, лоббизма. Широкое распространение получает и непотизм, политический патронаж, который особенно ярко выражен в государственных секторах развивающихся стран и нарушает принципы чести и конкуренции при поступлении на службу, продвижении по ней.

Коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. А это означает, что правоохранительные органы, сами погрязшие в мздоимстве, с одной стороны, слабы бороться с институциональной коррупцией, с другой – подчинены в этих делах не только и не столько закону.

Этико-культурные факторы. Оценка воздействия на коррупцию этико-культурных факторов является наиболее сложной задачей ввиду «нематериальности» этой сферы. Однако именно культурную предрасположенность социума следует рассматривать как основную причину коррупции. Религия, как неотъемлемая часть культуры, может формировать предпосылки для развития коррупции в обществе. В основе практически всех религий лежат два понятия – Бог и Закон. Однако в разных религиях одно преобладает над другим. Таким образом, религия влияет на восприятие обществом закона в любом его проявлении – божественном или человеческом: закон воспринимается либо как абсолют, либо он рассматривается как проявление чьей-то воли и не является безоговорочной истиной. Так, например, в исламе Бог превознесен до такой степени, что покрывает и подавляет все остальное во Вселенной. В буддизме вера в закон доведена до логического предела: для этой религии характерно отрицание личности вообще – как человеческой, так и божественной. Христианство не разделяет понятия «Бог» и «Закон», ибо «Бог есть Верховный Судья. Бог есть Закон». Таким образом, на основе религиозной приверженности складываются типы социума, в которых изначально присутствуют либо традиции беспрекословного подчинения закону, либо традиции его возможного игнорирования.

Поэтому очень трудно бороться с коррупцией в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть праведнее гражданского населения, объявляя преступлениями то, что стало социальной нормой.



























Лист работы на уроке

Группа 3



Социальные последствия, порождаемые коррупцией

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

  1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества "двойной стандарт" морали и поведения;

  2. Коррупция приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

  3. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

  4. Обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

  5. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти;

  6. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.



Экономические последствия, порождаемые коррупцией

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  1. Коррупции негативно влияет на национальную экономику страны, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках;

  2. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;

  3. Это приводит оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции;

  4. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры;

  5. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников;

  6. Коррупция портит инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

  7. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

  8. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;

  9. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

  10. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных "накладных расходов" в результате чего страдает потребитель.



Политические последствия, порождаемые коррупцией

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

  1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок;

  2. Коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним задач (например, назначение на должность за взятку ведет к снижению эффективности работы государственных органов и учреждений и приносит огромные убытки);

  3. Коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (взяточничество в конечном итоге отражается на налогоплательщике, и в результате он вынужден платить за услуги в несколько раз больше);

  4. Коррупция оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат как в государственной, так и негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работы («общий уровень этики снижается, и каждый задает себе вопрос, почему именно он должен быть единственным, кто соблюдает нормы нравственности»);

  5. Коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

  6. Коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;

  7. Коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот у кого больше денег и меньше нравственных самозапретов;

  8. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в "пятую колонну" и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны;

  9. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции;

  10. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре на волне борьбы с коррупцией;

Профанируется и снижается политическая конкуренция. Коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах



Задание

Ознакомьтесь с основными последствиями коррупции и обобщите полученный материал в ОС «Последствия коррупции»

Урок обществознания в 11 классе по теме "Коррупция как социальное явление"
  • Обществознание
Описание:

Урок обществознания в 11 классе по теме "Коррупция как социальное явление" направлен на формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся. Основными методическими приёма в данном уроке являются: приём нравственного противопоставления, сожетно-ролевая игра "Социодрама", групповая работа учащихся по различным видам источников, организация проектной деятельности учащихся, через создание постерной презентации, листовки и памятки безопасности по теме "Скажем с нами коррупции нет"

Автор Костина Оксана Васильевна
Дата добавления 23.12.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 684
Номер материала MA-063367
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓