Булаевская средняя школа № 3
Район Магжана Жумабаева
Приложение № 5
Учитель: Лячина Т.А.
Добрый
день, весёлый час,
Рады
видеть вас сейчас
Начинаю
я сейчас урок общения для вас.
Тему
определите сами.
Обед.
Семья сидит за столом .
-Дайте
мне хлеба,- говорит лена. Мама не отвечает.
-Я
хочу хлеба, - говорит Лена. Снова:
-Ты
хлеб дашь мне или нет? А мама?
Мама
строго смотрит на Лену .
Почему?
Урок
– общения , урок –вежливости .
На
нашем уроке будет и словарная работа, и минутка поэзии, и решение задач , и
весёлая переменка .но ,а сейчас отправимся в удивительный мир сказки , которая
нас приведёт в волшебный город вежливости. Ну что ж, счастливого пути!
Жил
был волшебный сад. Издалека видно было, что в нём росли прекрасные цветы и
переливались на солнце фонтаны . Но ворота сада были закрыты крепко- накрепко.
Как хотелось людям попасть в этот сад! Они решили перелезть через стены .но как
только они об этом подумали ,стена стала расти вверх , один ряд за другим.
Тогда люди взяли топор и хотели разбить дверь топором . Топор сломался, люди
хотели сжечь ворота .но они не горели. И тут к саду подошла маленькая девочка
. Она посмотрела на людей удивлённо и прошептала одно-единственное слово . Как
вы думаете , какое?
Пожалуйста
. И ворота волшебного сада распахнулись. И девочка, улыбаясь, пошла по
дорожкам волшебного сада, восхищаясь цветами.
А
у кого из вас возникло желание совершить путешествие по волшебному саду?
Но
ведь на пути , нам могут встретиться много трудностей . Готовы ли вы их преодолеть?
Готовы! Тогда в путь!
Да
вот и прохожие мимо идут. Одному из них 62 , а другому 9 лет. У первого в
руках было 5 предметов:
портфель,
3 книги, большой свёрток. Одна из книг упала.
-У
вас книга упала!- закричал мальчик, догоняя прохожего.
-Разве?
– удивился тот.
-Конечно,-
объяснил мальчик, - у вас же было 3 книги, плюс пакет, плюс портфель, итого 5 ,
а теперь осталось 4 .
-Я
вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом
поднимая книгу .однако , есть правила , о которых ты ещё не знаешь. Как бы вы
не устали, помогайте старшим, бабушкам и дедушкам. Посмотрите вокруг себя, всё
это они построили для нас.
До
16 века, слово знаток означало – вежливый, это тот, кто знает как вести себя.
Основа вежливости – уважение к людям , но и чувство собственного достоинства
.волшебные слова , что же это за слова? Это обычные, простые, умные и полезные
слова, а волшебными они стали, потому что без них нельзя прожить. Эти слова
надо не только хорошо знать, но и уметь их хорошо произносить, по- волшебному.
А научиться такому волшебству нетрудно , стоит лишь захотеть .
Вы
вырастите, станете взрослыми, но прежде всего вы должны вырасти настоящими
людьми: добрыми, внимательными, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо тоже
учиться. Вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых
становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе
слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое
настроение .
Однажды
Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием
рассматривал улицы. Вдруг автобус остановился , и вошла женщина с ребёнком. Вова
встал и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Женщина была очень вежливая,
поблагодарила Вову: «Спасибо».
Вдруг
автобус резко затормозил, и Вова чуть не упал, и сильно толкнул мужчину.
Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал:
-Извините,
пожалуйста!
Не
стесняйтесь чаще употреблять такие слова. Но, а мы, взрослые, будем рады за вас,
если вы будете внимательными, вежливыми.
Домашнее
задание. Подготовка к рыцарскому турниру.
-Кого
в прошлом называли рыцарем вежливости?
-Какого
человека мы называем рыцарем в наши дни?
-Откуда
пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
-Откуда
пришёл к нам обычай, здороваясь, снимать перчатки?
Чтобы
в рыцарском турнире победить,
Очень
умным и любезным надо быть.
Все
законы поведения изучить.
Дядя
Саша огорчён
Рассказал
он вот о чём: «Видел девочку я, Настю, вот на улице, сейчас,
Настя
– славная девчонка,
Настя
ходит в 3 класс.
Но
давно уже от Насти
Я
не слышу слова ….(здравствуйте)
На
улице вы встретите пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие
слова вы добавите к вашему приветствию?
-Здравствуйте,
дядя Саша, как вы себя чувствуете?
-Добрый
день! - я кричу вслед,
Всем,
идущим на обед.
-Добрый
вечер! - так встречаю,
Всех,
домой спешащих к чаю.
И
каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе
утро длится до вечера.
Итак,
кроме обычного слова «здравствуйте», какие ещё слова можно говорить, когда с
кем-нибудь встречаешься.
Утром
- «доброе утро»
Днём
– «добрый день»
Вечером
– «добрый вечер»
Даже
если плохая погода : метель, дождь, сыро , грязно, стоит сказать : «Доброе утро
!« -и сразу станет теплее, радостнее. Но не только у вас, ребята, слова должны
быть добрыми .надо ,чтобы поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы
никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться, ни вашим друзьям , ни
вашим родителям.
Сценка.
Мама
дочке говорила: «Скоро сварится обед.
В
магазин бы ты сходила, видишь:
Дома
хлеба нет»
«Не
могу», - сказала Лена,
У
меня болит колено.
Значит,
плохо наше дело.
И
давно болит? – давно.
Очень
жаль, а я хотела,
Взять
тебя с собой в кино.
Кажется,
прошло колено,-
Покраснев,
сказала лена.
-Почему
Лена покраснела? Плохо это или нет?
А
вот ещё одно поучительное стихотворение.
Давайте
же послушаем.
Папа
разбил драгоценную вазу.
Бабушка
с мамой нахмурились сразу.
Но
папа нашёлся: взглянул им в глаза.
И
робко и тихо
Простите,
- сказал
И
мама молчит, улыбается даже,
Мы
купим другую, есть лучше в продаже.
Простите
– казалось бы, что в нём такого?
А
вот ведь какое чудесное слово!
А
как бы вы попросили извинение за то, что:
1.Опоздали
в класс.
2.
У мамы - вы испачкали школьную одежду.
3.Попросили
у соседа карандаш.
4.Узнали,
как пройти на вокзал.
Антонов:
- Вежлив Витя или нет?
Мальчика
обидел Витя,
Но
пред школою в строю,
Витя
просит: извините,
Я
ошибку признаю.
На
урок пришёл учитель,
Положил
на стол журнал,
Следом
Витя:
Извините,
я немного опоздал.
Спор
давно ведётся в классе,
Вежлив
Витя или нет,
Разберитесь
в споре нашем,
И
скажите нам ответ.
Задачи
не на сложение, на уважение.
1
. По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся,
поэтому шел, глядя себе под ноги, навстречу ему, подняв голову к верху, шёл
мальчик 9 лет. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок
очень рассердился на мальчика, но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок
сразу подобрел.
-Что
же такое мальчик сказал ему? ( если ты задел, толкнул кого-то нечаянно,
извинитесь, скажи: «Извините , пожалуйста»).
2.Два
мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
-Кто
из них должен уступить дорогу?( если возраст мальчиков 9 лет и 11 лет, тот кто
вежливее.
3.Одна
девочка жаловалась возмущённо маме. Во дворе один мальчик, такой невежа, зовёт
меня галькой.
-
А ты его зовёшь?- спросила мама.
-Я
его вообще никак не зову, я ему просто кричу:
-Эй,
ты! Права ли Галя?
4.
Приходит утром Костя в класс. У дверей его класса стоит ученица. Костя увидел её,
обрадовался, подбежал к ней, и начал рассказывать какую- то интересную историю.
-Какие
ошибки допустил Костя?
1.Не
поздоровался с ученицей.
2.С
ребятами тоже.
3
Никого в школе не заметил, только о кино не забыл.
5.Мальчик
крикнул прохожему, скажите, сколько сейчас часов?
-Какие
ошибки допустил мальчик, обращаясь к прохожему? (не кричать, спокойно, после
ответа взрослого надо сказать спасибо, если у взрослого что-то спрашиваешь.
Извините, пожалуйста, скажите, который час?)
Знаете,
ребята, однажды я спросила у своего соседского мальчика, знает ли он правила
хорошего тона.
-
Да, знаю, - ответил он.
Вот
идёшь по улице и навстречу тебе первоклассник, нужно его оттолкнуть, и всё в
порядке. (Так или не так)
Или
старушка попросила через дорогу перевести, а я сделал вид, что ничего не
услышал и мигом через дорогу. Все говорят, что нужно старшим помогать, что я
должен посуду мыть. Но нет, это не моё дело, и не ваше. (Так или не так)
Вообще,
вежливых днём с огнём не найдёшь. Это пережиток прошлого.
да
такому мальчику ещё многому надо учиться, многое нужно узнать, прежде чем стать
вежливым человеком.
Музыкальная
пауза.
Раздаётся
звонок, извещающий о том, что скоро начнётся спектакль. Вот вам билет в
зрительный зал, по всем правилам хорошего тона пройти на свои места.
Итак,
мы с вами попадаем в театр.
Игра
«Кто грамотнее?»
Объявился
в доме вдруг,
Очень
вежливый индюк.
Раз
по 30 в день, не реже,
Он
кричал: эй, вы, невежи!
Заходите,
что ли в гости,
Поучиться
вежливости.
Я
и сам, - кричал индюк,
Доктор
вежливых наук,
И
жена моя – пример,
Замечательных
манер.
Даже,
когда спит она,
Видно,
что воспитана.
Не
ломайся ты, осёл,
Заходи,
садись за стол.
Что
же ты молчишь, как рыба,
Говори:
приду, спасибо.
Заходи,
и ты, свинья,
Ждёт
тебя моя семья,
Только
раньше бы умыла,
Ты
своё свиное рыло,
Как
ни бился он, однако,
Так
никто и не пришёл.
Ни
хавронья, ни осёл.
Посинел
индюк от злости,
Не
идут болваны в гости,
Зря
пропали все труды
Все
они балды, балды.
И
добавил с высоты, своего приличия
Не
усвоили они правила приличия.
Слово
лечит, слово ранит, лечит душу, ранит сердце.
По
телефону день-деньской
Нельзя
к нам дозвониться
Живёт
народ у нас такой
Ответственные
лица.
Живут
у нас 3 школьника,
Да
первоклассник Коленька
Придут
домой ученики
И
начинаются звонки
Звонки
без передышки
А
кто звонит? – ученики
Такие
же мальчишки.
Учёные
и врачи попытались ответить на вопрос:
-Влияет
ли грубость, насмешки, оскорбление на здоровье людей? они установили , что
жестокие поступки, обидные слова и прозвища имеют самые серьёзные последствия.
потому, что пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к друзьям.
вот над этим нам нужно всем серьёзно задуматься и следить за собой. будь
осторожен :выбирая слово , им осчастливить можно и убить.
Умение
общаться по телефону.
1.Для
чего нужен телефон?
Итог:
а теперь, давайте проверим, не зря ли мы совершали путешествие?
Слушайте
и отвечайте хором. Игра: «Вежливые ребята»
Встретил
Витю я, соседа,
Встреча
грустная была.
На
меня он, как торпеда,
Налетел
из–за угла .
Но
представьте – зря от Вити,
Ждал
я слова ……(извините)
Он
про внучку говорил.
Экая
досада..
Я
портфель ей подарил,
Вижу
то, что рада.
Но
нельзя ж молчать как рыба,
Но
сказала бы ……(спасибо)
Слова
– то, какие,
Очень
дорогие.
Скоро
прозвенит звонок,
А
сейчас мы подведем итог.
Клянёмся
вежливыми быть
Всегда
спасибо говорить
Добрый
день, до свидания,
Не
забудем на прощание.
Клянёмся
вежливыми быть,
И
лень. И грубость позабыть,
Учиться
этикету
Науку
помнить эту.
Клянёмся,
Вежливыми
быть!
Кстати,
на наш адрес пришла посылка. Ребята, кому из вас она адресована? Внуку
-У
кого из мальчиков есть дедушка?
-Чей
дед нам мог её прислать?
В
посылке записка:
Посылаю
тебе, внук,
Замечательный
сундук.
Лежат
там мандарины, яблоки и апельсины.
Если
внучек дорогой в памяти пороется,
Слово
нужное найдёт, то сундук откроется.
-Какое
это важное слово?
-Как
бы вы поступили, если бы дедушка вам прислал посылку?
Я
вас благодарю за ваш труд, говорю тоже вам: «спасибо»!
Желаю
вам, ребята, овладеть по-настоящему волшебными словами. Стать настоящими
волшебниками!
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.