Главная / Русский язык и литература / Урок-обобщение по творчеству 30-х гг А.С.Пушкина

Урок-обобщение по творчеству 30-х гг А.С.Пушкина

Волченко Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Лишь на мгновенье умер…

или мгновенье жил ?

Урок-обобщение по творчеству 30-х гг А.С.Пушкина


Технология развития критического мышления предлагает в качестве одного из творческих приемов обучения – синквейн (в переводе с французского - стихотворение, состоящее из пяти строк). Составить хороший, умный синквейн не так-то просто: нужно достаточно полно, системно представлять себе объем темы, уметь отобрать не просто главное, а именно то, что создаст всесторонний «портрет» предмета изучения. Кроме того, составитель должен владеть большим словарным запасом - выбрать из своего лексикона наиболее точное слово, семантика которого удачнее всего подходит для определения именно этого объекта. Ну и наконец, интеллектуальная составляющая: синквейн с головой выдает уровень умственного развития, глубину понимания изучаемого материала.

Синквейн может стать хорошим стимулом на любом этапе обучения. Можно, например, пропустить один из компонентов синквейна и предложить ученикам заполнить его, проанализировать то, что получилось.

Мы предлагаем вам урок-обобщение, проведенный в 8 классе-гимназии, как результат работы факультатива «Лингвистический анализ текста» (Приложение – Презентация). В течение полугодия ребята создавали реферативно-исследовательские проекты под общим названием «Человек в столкновении с судьбой» по произведениям 30-х годов А.С.Пушкина. Анализу подверглись «Пиковая дама», Маленькие трагедии – «Моцарт и Сальери» и Сказки – «Сказка о золотом петушке». Целью проведения такого урока после защиты проектов стало стремление ребят попробовать обобщить изученный материал; разрозненные выводы, к которым пришла каждая группа в отдельности, сами собой напрашивались на сопоставление, возникло желание найти то, что объединяет их. Занятие назвали

Лишь на мгновенье умер…

или мгновенье жил ?


Когда-то на один из юбилеев А.С.Пушкина ученик Игорь Кудрявцев написал небольшое стихотворение под коротким названием «Дуэль»:

Еще молчит в руке мятежной

Неутоленный пистолет.

Но на земле России снежной

Дантес уже оставил след.

И что с того, что мир прекрасен, -

Окрасив кровью русский снег,

У русской речки рухнет наземь

Не просто тело – целый век.

Раздался выстрел на опушке,

Заставив вздрогнуть черный лес…

Лишь на мгновенье умер Пушкин,

И лишь мгновенье жил Дантес.


Лишь на мгновенье…Чем отличаются эти «на мгновенье умер» и «лишь мгновенье жил»? Что должно произойти, как должен жить, каким должен быть человек, чтобы «на мгновенье» в итоге умереть? Каков рецепт бессмертия? Достоевский говорил, что «человек есть тайна» и он ее разгадывал всю жизнь. Мы попробуем приблизиться к разгадке тайны Пушкина-человека, что его мучило, отчего его мысли, выраженные произведениями, живы и волнуют нас до сих пор.

Давайте рассмотрим синквейн Человека вне времени и пространства, просто человека, можно сказать, изначальный:

человек

_____?_____ ____?_______

рождается -- живет -- умирает

Должен оставить свой след на земле

Человек

Как вы считаете, человек по этой схеме может стать бессмертным, стать Человеком с большой буквы? Здесь пропущены эпитеты, определения, попробуем заполнить пробелы. Каким может быть человек в этой схеме, исходя из действий, определяемых глаголами? - А никаким! Это НЕчеловеческий синквейн. Попробуем уточнить, что должно быть в этом синквейне, чтобы можно было сказать – таким должен быть настоящий, с большой буквы Человек, такой как А.С.Пушкин, чтобы жить в веках.

Мы решили посмотреть на произведения А.С.Пушкина 30-х годов как на одно большое цельное произведение – ведь писал-то их один человек. Что-то должно выдавать его присутствие, должны проглядывать мысли, мучившие его в этот период. И это что-то – конечно, отражено в СЛОВЕ.

В презентациях к защите проектов у ребят один из слайдов – синквейн героя: Моцарта-Сальери, Германна, царя Дадона. Посмотрим, может, кто-то из них уже готовый идеал? Достойны ли эти герои стать идеалами современного человека?

Моцарт

Жизнерадостный -- счастливый

Творит--восхищает--любит (музыку,детей,жену,людей…)

Гармонией музыки покоряет сердца людей

Гений


Сальери

Надменный -- трудолюбивый

Преодолевает -- умертвляет (музыку, Моцарта) -- завидует

Никогда не испытывает вдохновения, сомневается в себе

Ушел из живой жизни

Ремесленник

Черный человек

Моцарт и Сальери – это две стороны таланта: труд и вдохновение. Сальери хочет остаться в веках, но он лишен вдохновения, за что и пытается отомстить Богу, лишив жизни того, кто наделен этим свыше. Сальери добровольно ушел из живой жизни – и теперь пытается вновь занять место в «живой» жизни за счет других.

Почему мы знаем Моцарта? А почему Сальери? У одного все легко и просто, потому что он умеет любить, умеет быть счастливым, а у другого – все черно в жизни: не умеет видеть и ценить людей вокруг себя, ценить просто за то, что они есть рядом. Можно ли об одном из них сказать: «лишь на мгновенье умер» или « лишь мгновенье жил»?


Германн

Расчетливый -- честолюбивый

Обманывает—манипулирует--убивает (любовь, себя, старуху…)

Проигрывает в поединке с жизнью

Пустота

Германн пытается манипулировать судьбой так же, как делает это с людьми. Но если с людьми получается отчасти, то с жизнью – чаще всего - нет. За все нужно платить цену – свою жизнь. Пушкин восклицает в это же (30-е гг) время: «Не дай мне бог сойти с ума!» - потому что нет мыслей – нет жизни. « Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!» Именно поэтому Германн наказывается так страшно – безумием, безмыслием-пустотой. Герой хочет покоя и независимости (вполне человеческое и понятное желание), Пушкин тоже мечтает о том же: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Разница лишь в том, что один хочет исполнить мечту за счет других, а другой платит за все собой.

Царь Дадон

Ленивый -- жестокий

Нарушает -- не исполняет -- убивает

Хочет покоя для себя – за счет других

Пустота

Пустота – именно с этим ассоциируется у нас царь Дадон, потому что правит он таким образом, что в результате его правления не остается ничего: сыновья убиты, государство оставлено на произвол судьбы, сам убит. А раз наследников нет – смутное время наступает в государстве. Царь хотел покоя для себя. Для себя за счет других, а жить надо ценой себя, растрачивая себя для других. Так, во всяком случае, поступают герои Пушкина – Моцарт, Гринев, да и сам Пушкин.

Вспоминаем синквейны еще двух пушкинских героев: Гринева и Пугачева, к чему они стремились, что главное в их жизни:

Гринев

Благородный -- искренний

Оберегает – защищает-- отстаивает честь

Берет ответственность за других на себя

Великодушие


Пугачев

Великодушный -- жестокий

Убивает -- милует -- ведет за собой

Умеет брать ответственность за других на себя

Противоречивость

Можно отметить, что кардинальным отличием этих героев является то, что один хочет воли для себя за счет других, а другой - Дома и чести для себя и за счет себя.

Как философ, творец, Пушкин интересен нам. Размышляя над жизнью, он пытается решить вечную проблему: в чем суть человека. Он призывает и читателя задуматься над этим. В «Пиковой даме» - имя героя Германн в переводе с немецкого «господин человек», в «Сказке…» имя Дадон обозначено в словаре Даля как «несуразный, нелепый человек», в «Моцарте и Сальери» появляется черный человек как напоминание о бренности жизни:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится.

Понятно, что все произведения так или иначе о человеке, в центре их человек, но писатель упорно цепляется за само слово «человек», зашифровывает или выпячивает его именно как некое абсолютное понятие. Ребята пробуют проанализировать высказывания русских поэтов и писателей о человеке, выбирают черты, которые могли бы составить сущность Человека:

Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. (Н.В.Гоголь)

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого... («1831-го июня 11 дня» М.Ю.Лермонтов , 1831)

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Ф.М.Достоевский)

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей… («19 октября» А.С. Пушкин, 1825)

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и умиленье! («Полководец» А.С.Пушкин, 1825)

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… («Элегия» А.С.Пушкин,1830)

Лейтмотивом звучит и слово «сказка», например. В «Пиковой даме» мы слышим его из уст Германна как оценку истории о трех выигрышных картах:

«- Случай! – сказал один из гостей.

- Сказка! – заметил Германн».

В «Моцарте и Сальери» это слово - синоним домысла, выдумки, оно вложено в уста Сальери:

Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонароти? или это сказка

Тупой бессмысленной толпы…

Слово сказка выступает квинтэссенцией добра и нравственности:

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

Автор-сказочник и сам верит в сказки, и придумывает их – удивительный фантазер и мечтатель.

В эти же годы в лексиконе Пушкина появляется придуманное им слово самостоянье:

На  них  основано от  века                                 
По  воле  бога  самого                           
Самостоянье  человека,    

Залог  величия  его. (Черновики, октябрь 1830 года)

Самостоянье – это нечто близкое к самостоятельности, самостийности, но словообразовательная, мотивационная модель принципиально иная. Какой это человек, который сам стоит: независимый, твердо в чем-то убежденный, умеющий постоять за себя и других. Может, именно попытка самостоянья сделала автора этого слова столь интересным, вечным, он пытался ответить на главный безответный вопрос: в чем смысл жизни?

Так каким же был человеком Александр Сергеевич Пушкин, почему ему хотелось творить, что хотелось сказать миру, какую тайну нес в себе? Пожалуй, и сам не знал:

Жизни мышья беготня...

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу... 1830г.

У нас получается некий обобщенно-собирательный образ-синквейн Пушкина-человека, который предлагается дополнить-изменить самостоятельно в зависимости от того, что каждого из ребят затронуло в личности героя нашего занятия – Александра Сергеевича Пушкина:

Пушкин (30 гг)

Ищущий -- гуманный (человечный)

Творит -- мечтает -- любит

Гармонией слова покоряет века

самостоянье

Мы создали синквейн, согласно которому, наверное, при определенном воспитании можно вырастить Человека, который «лишь на мгновенье умер». Возможно ли, чтобы все были одинаковы, одинаково хороши? Есть легенда, согласно которой на одном острове не было женщин. Мужчины создавали их сами. Путешественники очень удивлялись, почему каждая женщина имела какой-то недостаток: большие уши, родинку на щеке, бородавку на пальце… «Зачем?» - вопрошали путешественники. «За что же их любить, если они будут совершенны?» - отвечали мужчины острова.

Человек есть тайна…

В качестве домашнего задания ребятам было предложено создать эссе по итогам урока: каким должен быть совершенный современный Человек. Название эссе выбрать самостоятельно.




hello_html_m7eceb3aa.gifhello_html_690d2cd3.gif


hello_html_m70a64104.gifhello_html_m1e0ba0c9.gif






6


Урок-обобщение по творчеству 30-х гг А.С.Пушкина
  • Русский язык и литература
Описание:

Мы предлагаем вам урок-обобщение, проведенный в   8 классе-гимназии,  как результат  работы факультатива «Лингвистический анализ текста» (Приложение – Презентация). В течение полугодия ребята создавали  реферативно-исследовательские проекты под общим названием «Человек в столкновении с судьбой» по произведениям 30-х годов А.С.Пушкина.  Анализу подверглись «Пиковая дама», Маленькие трагедии – «Моцарт и Сальери» и Сказки – «Сказка о золотом петушке». Целью проведения такого урока после защиты проектов стало стремление ребят  попробовать обобщить изученный материал; разрозненные выводы, к которым пришла каждая группа в отдельности, сами собой напрашивались на сопоставление,   возникло желание найти то, что объединяет их. 

Автор Волченко Наталья Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 430
Номер материала 23590
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓