Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок-обобщение по теме "Русские народные сказки".

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки".

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация К УРОКУ литературного чтения по сказкам.ppt

Скачать материал "Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки"."

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок-обобщение по теме «Русские народные сказки»Шумская Наталья Юрьевна, учит...

    1 слайд

    Урок-обобщение по теме «Русские народные сказки»
    Шумская Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой

  • Ваня, Ваня - простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в о...

    2 слайд

    Ваня, Ваня - простота
    Купил лошадь без хвоста.
    Сел задом наперёд
    И поехал в огород.

  • Рыбу ловил рыболов,
		В реку уплыл весь улов.

    3 слайд

    Рыбу ловил рыболов,
    В реку уплыл весь улов.

  • Учение и труд - всё перетрут.
Учение и труд - всё перетрут!
Учение и труд - в...

    4 слайд

    Учение и труд - всё перетрут.
    Учение и труд - всё перетрут!
    Учение и труд - всё перетрут?

  • ЗАЧИНРАЗВИТИЕ СОБЫТИЙГЛАВНЫЙ УСТАРЕВШИЕ ГЕРОЙСЛОВАВЫРАЖЕНИЯУСТАРЕВШИЕ КОНЦОВК...

    5 слайд

    ЗАЧИН
    РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ
    ГЛАВНЫЙ
    УСТАРЕВШИЕ
    ГЕРОЙ
    СЛОВА
    ВЫРАЖЕНИЯ
    УСТАРЕВШИЕ
    КОНЦОВКА
    присказка

  • Использованные источники:http://i039.radikal.ru/1105/b4/f25348e69503.jpg

    6 слайд

    Использованные источники:
    http://i039.radikal.ru/1105/b4/f25348e69503.jpg

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок литературного чтения по сказкам.doc

2 класс.

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки".

 

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, видах;

  • учить работать в группе, проявлять свои творческие способности, фантазию, развивать речь, мышление, память, наблюдательность
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

 

Оборудование: презентация, иллюстрации к прочитанным сказкам, карточки с цитатами сказок (для лотереи), карточки со словами из названий сказок, рисунок яблони, памятка для домашнего задания.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка. (Презентация).

            а)         Ваня, Ваня - простота

                        Купил лошадь без хвоста.

                        Сел задом наперёд

                        И поехал в огород.

            - К какому малому фольклорному жанру русского народного творчества можно отнести этот стишок? (Потешка). Произнесите потешку на выдохе.

            б) Произнеси сначала медленно, потом быстрее, потом ещё быстрее.

                        Рыбу ловил рыболов,

                        В реку уплыл весь улов.

            - К какому фольклорному жанру отнесёте эти строчки? (Скороговорка).

            в) Произнеси с разной интонацией.

                        Учение и труд - всё перетрут.

                        Учение и труд - всё перетрут!

                        Учение и труд - всё перетрут?

            - К какому жанру русского народного творчества можно отнести это предложение? (Пословица).

III. Актуализация знаний.

            - С каким жанром русского народного творчества мы знакомились несколько последних уроков? (Со сказкой).

            - Почему сказки, с которыми мы знакомились на последних уроках, называются русскими народными?

            -  Кто их автор?

            -  Как передавались сказки?

            - Могли ли сказки "дойти" до нас без изменений?

            - Почему?

IV. Структура сказок. (Презентация).

            - Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями  и попробуем построить дом-сказок.

            - Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин). (Слайд )

            - Действия, которые происходят в сказке мы называем... (Развитием событий) (Слайд).

            - По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд).

            Задание по вариантам:

            1 вариант.

            - Вспомните или найдите в текстах сказок и назовите устаревшие слова. ("Пуще", "кручиниться", "кудель", "перст", "око" и др.).

            2 вариант.

            - Перечислите устойчивые выражения, которые встречались в прочитанных сказках. ("Видимо-невидимо", "накормила-напоила", "куда глаза глядят" и др.)

 

            - Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор).

            - Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка). (Слайд).

            - Найдите в наших сказках присказки и концовки.

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — зачины;

 «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал.

 

            - МОЛОДЦЫ! Посмотрите какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).

 

V. Физминутка.

 

VI. Викторина по сказкам (класс делится на 5 групп).

1 задание. Работа над видами сказок.

            - Все сказки мы условно разделили на 3 группы: волшебные, бытовые и сказки о животных. У меня на доске записаны пословицы и есть иллюстрации к сказкам. Сейчас от каждой команды выходит 1 человек. Ребята должны будут соотнести каждую пословицу  с  одной из иллюстраций и определить вид сказки.

                                                          

На доске.

 

            пословицы                                                                            иллюстрации к сказкам

1. Друзья познаются в беде.                                               "Кот, Петух и Лиса" (о животных)

2. Глупый киснет, а умный всё промыслит.                     "Каша из топора" (бытовая)

3. Горька работа, да сладок хлеб.                                      "Морозко" (волшебная)

4. На языке медок, а на уме ледок.                                    "Лиса и Тетерев" (о животных)

5. Глаза боятся, а руки делают.                                          "Гуси-лебеди" (волшебная)

 

            Задание классу.

- Объясните, какие сказки мы называем бытовыми, какие волшебными и какие сказки о животных. Приведите свои примеры.

(Бытовые сказки - сказки о бедных и богатых. Высмеивают жадность, скупость, глупость.

Сказки о животных - главные герои животные, сильный защищает слабого, животные разговаривают.

Волшебные сказки. Есть волшебство, волшебные предметы,  герои-злодеи и герои-помощники, необычные испытания.)

- Как вы думаете, а может ли сказка сочетать в себе разные виды, например, быть волшебной и о животных или о животных и бытовой?

 

2 задание.

            - Сначала я предлагаю вам вспомнить сказки, с которыми мы познакомились на уроках.  

От каждой группы выходит 1 человек. "Соберите" название сказок из карточек на доске. Определите вид сказки. Докажите свою точку зрения.

 

ГУСИ             ПЕТУШОК               ТОПОРА                   И                     ВЕЛИКИ                   ЛИСА             ЛЕБЕДИ                    ЗЁРНЫШКО            ТЕТЕРЕВ                   И             ИЗ               ГЛАЗА            БОБОВОЕ                 У         КАША           СТРАХА

 

            1. "Петушок и бобовое зёрнышко"

            2. "Гуси-лебеди"

            3. "У страха глаза велики"

            4. "Лиса и Тетерев"

            5. "Каша из топора".

            - У каждой команды получилось одно название сказки. Следующее задание будет связано с предыдущим.

 

3 задание. Составление картинного плана.

            На одной парте лежат рисунки, которые рисовали дети к сказкам, во время изучения всей темы. От каждой группы выходит 1 человек. Он должен выбрать рисунки только к своей сказке (название которой составил товарищ по команде).

 

4 задание. Лотерея.

            Пока ребята работают с иллюстрациями, мы с вами поиграем в лотерею. У меня в руках карточки. Я предлагаю каждой команде по очереди брать по одной карточке, читать текст, а команда должна отгадать название сказки или героев. Если название с первого раза не угадали, ход переходит к другой команде.

 

Тексты для карточек

 

В какой народной сказке одним из персонажей является лиса?

1) Репка                     2)Гуси-лебеди                       3) Колобок

В какой народной сказке среди персонажей есть заяц?

1) Гуси-лебеди                      2) Теремок                 3) У страха глаза велики

В какой народной сказке среди персонажей есть волк?

1) Каша из топора                2)У страха глаза велики                  3) Теремок

Найди героя сказки «Теремок»

1)      Гуси-лебеди

2)      Петушок золотой гребешок

3)      Мышка-норушка

Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

1)      Лиса               2)Курочка                  3)Волк

Найди героя сказки «У страха глаза велики»

1) Солдат       2) Медведь     3) курочка

Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»

1)      Берёза             2)Яблоня        3)Груша

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке.

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул  в окошко.

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом.

 

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!

А дорога далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок.

Отворили дверь козлята – и пропали все куда-то.

Опустил он в прорубь хвост –

Ну а хвост ко льду прирос.

 

            Проверка 3 задания и краткий пересказ по картинному плану.

VIII. Итог урока.

            Подведение итогов

IX. Рефлексия.

            С обратной стороны доски у меня нарисована яблоня. Я предлагаю сейчас каждому из вас взять один магнит (будем считать, что это яблоко) и закрепить на яблоне.  Если урок вам понравился, и у вас не осталось ни одного вопроса, то возьмите красный магнит; если урок не очень понравился, и остался хотя бы один вопрос, то возьмите жёлтый магнит; если же урок совсем не понравился, и осталось много вопросов, то возьмите зелёный магнит.

 X. Домашнее задание.

            Дома я предлагаю вам сочинить свою сказку. В этом вам поможет материал нашего урока (вспомните наш дом) и памятка, которая лежит у каждого на парте. Помните, в каждой сказке добро побеждает зло. Сказка обязательно учит людей чему-либо, и выдуманный мир всегда несёт мудрую мысль.

 

            Памятка.

1. О чём будет сказка?

2. Кто будет героем?

3. Что с ним произойдёт? Какие приключения?

4. Какие волшебные предметы будут в сказке?

5. Кто будет противостоять герою?

6. Какие устаревшие слова, устойчивые выражения ты употребишь?

7. Какой будет у тебя троекратный повтор?

8. Какую присказку ты используешь для своей сказки?

9. Как добро победит зло?

10. Какую мудрую мысль ты донесёшь слушателю?

 

 

http://i039.radikal.ru/1105/b4/f25348e69503.jpg

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки"."

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Цели:Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, видах;

учить работать в группе, проявлять свои творческие способности, фантазию, развивать речь, мышление, память, наблюдательность

Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Урок организован в игровой форме (проводится викторина по сказкам, соотнесение пословиц со сказками, лотерея). В презентации наглядно показана структура сказок на примере постройки дома-сказок (зачин, развитие событий, главные герои,  волшебные предметы,устаревшие слова и устойчивые выражения).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 423
    • ZIP 396.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шумская Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шумская Наталья Юрьевна
    Шумская Наталья Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 44012
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек