Главная / Начальные классы / Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки".

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки".

Название документа Презентация К УРОКУ литературного чтения по сказкам.ppt

Урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» Шумская Наталья Юрьевна, учи...
Ваня, Ваня - простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в о...
Рыбу ловил рыболов, 		В реку уплыл весь улов.
Учение и труд - всё перетрут. Учение и труд - всё перетрут! Учение и труд - в...
Использованные источники: http://i039.radikal.ru/1105/b4/f25348e69503.jpg
1 из 6

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» Шумская Наталья Юрьевна, учител
Описание слайда:

Урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» Шумская Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой

№ слайда 2 Ваня, Ваня - простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огор
Описание слайда:

Ваня, Ваня - простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород.

№ слайда 3 Рыбу ловил рыболов, 		В реку уплыл весь улов.
Описание слайда:

Рыбу ловил рыболов, В реку уплыл весь улов.

№ слайда 4 Учение и труд - всё перетрут. Учение и труд - всё перетрут! Учение и труд - всё
Описание слайда:

Учение и труд - всё перетрут. Учение и труд - всё перетрут! Учение и труд - всё перетрут?

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Использованные источники: http://i039.radikal.ru/1105/b4/f25348e69503.jpg
Описание слайда:

Использованные источники: http://i039.radikal.ru/1105/b4/f25348e69503.jpg

Название документа Урок литературного чтения по сказкам.doc

2 класс.

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки".


Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, видах;

  • учить работать в группе, проявлять свои творческие способности, фантазию, развивать речь, мышление, память, наблюдательность

  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.


Оборудование: презентация, иллюстрации к прочитанным сказкам, карточки с цитатами сказок (для лотереи), карточки со словами из названий сказок, рисунок яблони, памятка для домашнего задания.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка. (Презентация).

а) Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

- К какому малому фольклорному жанру русского народного творчества можно отнести этот стишок? (Потешка). Произнесите потешку на выдохе.

б) Произнеси сначала медленно, потом быстрее, потом ещё быстрее.

Рыбу ловил рыболов,

В реку уплыл весь улов.

- К какому фольклорному жанру отнесёте эти строчки? (Скороговорка).

в) Произнеси с разной интонацией.

Учение и труд - всё перетрут.

Учение и труд - всё перетрут!

Учение и труд - всё перетрут?

- К какому жанру русского народного творчества можно отнести это предложение? (Пословица).

III. Актуализация знаний.

- С каким жанром русского народного творчества мы знакомились несколько последних уроков? (Со сказкой).

- Почему сказки, с которыми мы знакомились на последних уроках, называются русскими народными?

- Кто их автор?

- Как передавались сказки?

- Могли ли сказки "дойти" до нас без изменений?

- Почему?

IV. Структура сказок. (Презентация).

- Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями и попробуем построить дом-сказок.

- Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин). (Слайд )

- Действия, которые происходят в сказке мы называем... (Развитием событий) (Слайд).

- По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд).

Задание по вариантам:

1 вариант.

- Вспомните или найдите в текстах сказок и назовите устаревшие слова. ("Пуще", "кручиниться", "кудель", "перст", "око" и др.).

2 вариант.

- Перечислите устойчивые выражения, которые встречались в прочитанных сказках. ("Видимо-невидимо", "накормила-напоила", "куда глаза глядят" и др.)


- Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор).

- Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка). (Слайд).

- Найдите в наших сказках присказки и концовки.

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — зачины;

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал.


- МОЛОДЦЫ! Посмотрите какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).


V. Физминутка.


VI. Викторина по сказкам (класс делится на 5 групп).

1 задание. Работа над видами сказок.

- Все сказки мы условно разделили на 3 группы: волшебные, бытовые и сказки о животных. У меня на доске записаны пословицы и есть иллюстрации к сказкам. Сейчас от каждой команды выходит 1 человек. Ребята должны будут соотнести каждую пословицу с одной из иллюстраций и определить вид сказки.

На доске.


пословицы иллюстрации к сказкам

1. Друзья познаются в беде. "Кот, Петух и Лиса" (о животных)

2. Глупый киснет, а умный всё промыслит. "Каша из топора" (бытовая)

3. Горька работа, да сладок хлеб. "Морозко" (волшебная)

4. На языке медок, а на уме ледок. "Лиса и Тетерев" (о животных)

5. Глаза боятся, а руки делают. "Гуси-лебеди" (волшебная)


Задание классу.

- Объясните, какие сказки мы называем бытовыми, какие волшебными и какие сказки о животных. Приведите свои примеры.

(Бытовые сказки - сказки о бедных и богатых. Высмеивают жадность, скупость, глупость.

Сказки о животных - главные герои животные, сильный защищает слабого, животные разговаривают.

Волшебные сказки. Есть волшебство, волшебные предметы, герои-злодеи и герои-помощники, необычные испытания.)

- Как вы думаете, а может ли сказка сочетать в себе разные виды, например, быть волшебной и о животных или о животных и бытовой?


2 задание.

- Сначала я предлагаю вам вспомнить сказки, с которыми мы познакомились на уроках.

От каждой группы выходит 1 человек. "Соберите" название сказок из карточек на доске. Определите вид сказки. Докажите свою точку зрения.


ГУСИ ПЕТУШОК ТОПОРА И ВЕЛИКИ ЛИСА ЛЕБЕДИ ЗЁРНЫШКО ТЕТЕРЕВ И ИЗ ГЛАЗА БОБОВОЕ У КАША СТРАХА


1. "Петушок и бобовое зёрнышко"

2. "Гуси-лебеди"

3. "У страха глаза велики"

4. "Лиса и Тетерев"

5. "Каша из топора".

- У каждой команды получилось одно название сказки. Следующее задание будет связано с предыдущим.


3 задание. Составление картинного плана.

На одной парте лежат рисунки, которые рисовали дети к сказкам, во время изучения всей темы. От каждой группы выходит 1 человек. Он должен выбрать рисунки только к своей сказке (название которой составил товарищ по команде).


4 задание. Лотерея.

Пока ребята работают с иллюстрациями, мы с вами поиграем в лотерею. У меня в руках карточки. Я предлагаю каждой команде по очереди брать по одной карточке, читать текст, а команда должна отгадать название сказки или героев. Если название с первого раза не угадали, ход переходит к другой команде.


Тексты для карточек


В какой народной сказке одним из персонажей является лиса?

1) Репка 2)Гуси-лебеди 3) Колобок

В какой народной сказке среди персонажей есть заяц?

1) Гуси-лебеди 2) Теремок 3) У страха глаза велики

В какой народной сказке среди персонажей есть волк?

1) Каша из топора 2)У страха глаза велики 3) Теремок

Найди героя сказки «Теремок»

  1. Гуси-лебеди

  2. Петушок золотой гребешок

  3. Мышка-норушка

Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

  1. Лиса 2)Курочка 3)Волк

Найди героя сказки «У страха глаза велики»

1) Солдат 2) Медведь 3) курочка

Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»

  1. Берёза 2)Яблоня 3)Груша

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке.

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом.


Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!

А дорога далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок.

Отворили дверь козлята – и пропали все куда-то.

Опустил он в прорубь хвост –

Ну а хвост ко льду прирос.


Проверка 3 задания и краткий пересказ по картинному плану.

VIII. Итог урока.

Подведение итогов

IX. Рефлексия.

С обратной стороны доски у меня нарисована яблоня. Я предлагаю сейчас каждому из вас взять один магнит (будем считать, что это яблоко) и закрепить на яблоне. Если урок вам понравился, и у вас не осталось ни одного вопроса, то возьмите красный магнит; если урок не очень понравился, и остался хотя бы один вопрос, то возьмите жёлтый магнит; если же урок совсем не понравился, и осталось много вопросов, то возьмите зелёный магнит.

X. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам сочинить свою сказку. В этом вам поможет материал нашего урока (вспомните наш дом) и памятка, которая лежит у каждого на парте. Помните, в каждой сказке добро побеждает зло. Сказка обязательно учит людей чему-либо, и выдуманный мир всегда несёт мудрую мысль.


Памятка.

1. О чём будет сказка?

2. Кто будет героем?

3. Что с ним произойдёт? Какие приключения?

4. Какие волшебные предметы будут в сказке?

5. Кто будет противостоять герою?

6. Какие устаревшие слова, устойчивые выражения ты употребишь?

7. Какой будет у тебя троекратный повтор?

8. Какую присказку ты используешь для своей сказки?

9. Как добро победит зло?

10. Какую мудрую мысль ты донесёшь слушателю?



http://i039.radikal.ru/1105/b4/f25348e69503.jpg


Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки".
  • Начальные классы
Описание:

 Цели:Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, видах;

учить работать в группе, проявлять свои творческие способности, фантазию, развивать речь, мышление, память, наблюдательность

Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Урок организован в игровой форме (проводится викторина по сказкам, соотнесение пословиц со сказками, лотерея). В презентации наглядно показана структура сказок на примере постройки дома-сказок (зачин, развитие событий, главные герои,  волшебные предметы,устаревшие слова и устойчивые выражения).

 

Автор Шумская Наталья Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1456
Номер материала 40348
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓