Главная / Биология / Урок-обобщение по теме " Кровь и кровообращение "

Урок-обобщение по теме " Кровь и кровообращение "

hello_html_4096620d.gifhello_html_3f6711ed.gifhello_html_m6873a77.gifhello_html_4531512.gifhello_html_m165d91ee.gifУрок-обобщение по теме " Кровь и кровообращение "

Тип урока – обобщающий

Форма урока – тематический учет знаний.

Методы:

  • репродуктивный

  • частично поисковый

Класс – восьмой

Понятия: внутренняя среда организма, кровь – строение и функции, группы крови, переливание крови, иммунитет, органы кровообращения, транспортные системы организма, кровотечения, пульс, давление.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “ Кровь и кровообращение ”.

Ожидаемый результат: овладение учащимися умениями выделять главное в изученном материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний.

Обучающие задачи: учащиеся

1.Умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;

2. Используют свои знания в конкретной практической ситуации;

3.Учатся находить необходимую информацию, используя И.Т.

Развивающие задачи: учащиеся

  1. анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;

  2. делают выводы о значении анатомических знаний;

  3. формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
    использованием ИТ.

Воспитывающие задачи: учащиеся

  1. повышают биологическую культуру,

  2. проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни,



Материалы и оборудование

  1. компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации к уроку; прибора explorer GLX-

  2. на столах каждого ученика «Листок учета знаний»

  3. индивидуальные карточки-задания,таблицы «Органы кровообращение»

Ход урока.

  1. Организационный момент - 1 минута.

  2. Актуализация знаний.5 мин

  3. Физ. минутка 4 мин

  4. Тематический учет и контроль знаний - 30 минут

  5. Рефлексия 5 минут



Для актуализации знаний учащимся предлагается просмотр видеофильма удивительный рассказ «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» (приложение №1)

Физ.минутка: «Подсчет пульса» с использованием прибора explorer GLX- Используя прибор explorer GLX, учащиеся подсчитывают пульс до физических упражнений и после.

Тематический учет и контроль знаний

К уроку подготавливается “Листок учета знаний”, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка, которая ставится в журнал . У более сильных учеников есть возможность получить дополнительную оценку, выполняя в ходе урока более сложные задания

Листок учета знаний

Фами-лия, имя

Понятий-ный диктант

Программированное задание (тест)

Узнай биологи-ческий объект

Уст-ный ответ

Письмен-ное задание

Итого-вая отмет-ка

Дополни-тельная оценка

 

 

 

 

 

 

 

 



Понятийный диктант

Каждому варианту (их 2) нужно письменно дать три определения по теме “Кровеносная система ”. На выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Затем ученики, сидящие за одной партой меняются выполненными заданиями и проверяют работы (ученик первого варианта отвечает устно, учитель корректирует ответ и в результате обсуждения формируется эталон ответа. Ученик второго варианта сверяет ответ соседа с эталоном, ставит отметку о правильности или неправильности ответа. Таким же образом проверяем второй вариант, но сейчас в роли учителя выступают дети сидящие на первом варианте. После того как все определения проверены, на листочке ставится итоговая оценка по этому типу заданий, которая в конце урока заносится в “Листок учета знаний”).

Таким же образом проверяются остальные типы заданий кроме программированного задания.

1-вариант

Фамилия _________________________________

Определение

Отметка о правильности выполнении

Письменно пояснить три определения

Вакцина____________________________________

Артерии _________________________________________

Иммунитет______________________________________

 

Критерии оценки:

3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4”1 правильный ответ – “3”

Нет правильных ответов – “2”

Итого:

 





2-вариант Фамилия _____________________________

Определение

Отметка о правильности выполнении

Письменно пояснить три определения

Антиген____________________________________

Кровообращение ____________________________________________

Внутренняя среда организма______________________________________

 

Критерии оценки: 3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4” 1 правильный ответ – “3” Нет правильных ответов – “2”

Итого:

 

Программированный опрос

На ответы отводится не более пяти минут. Работу учащиеся выполняют по программе «Тестировщик» на компьютерах. (Приложение № 2)

1-вариант Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1.В каком процессе участвуют тромбоциты: А. транспорт О2 В.Иммунитет С.определение групп крови д. свертывание крови

2. Какая причина вызывает малокровие? А. недостаток лейкоцитов В. Недостаток тромбоцитов С. Избыток лейкоцитов Д. недостаток эритроцитов 3. Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения? А.Левое предсердие В.правое предсердие С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Как отличить левый желудочек от правого желудочка А. по расположению В. По толщине мышечного слоя С. По направлению движения крови Д. не отличаются. 5. Какой тканью образован миокард? А. поперечнополосатой сердечной мышечной тканью В. поперечнополосатой скелетной мышечной тканью С. Гладкой мышечной тканью Д. кроветворной тканью

 

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3”2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

 

Дополнительный вопрос: Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 4 группу крови А. 1 и 4 группы крови В. 1 и 2 группы крови С. Любую группу крови Д. только 4 группу крови


 

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1. В каком процессе участвуют лейкоциты :

А. свертываемость В. Транспорт кислорода

С. Иммунитет

Д. определение групп крови

2. Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 2 группу крови?

А. 1 и 4 группу крови

В. 1 и 2 групп крови

С. 2 и 4 группы крови

Д. только 2 группу крови? 3.Какой камерой заканчивается большой круг кровообращения? А.Левое предсердие

В.правое предсердие

С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Назовите основную причину движения крови по сосудам? А. Работа сердца В. Сокращение стенок сосудов С. Сокращение скелетных мышц Д. ритм дыхания

5. Назовите фактор который, который Не влияет на работу сердца А. Ионы Са В.Ионы К

С. Ионы Магния Д. адреналин


Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

 

Дополнительный вопрос:

Постоянство состава внутренней среды организма получило название ….а) гемостаза; в) фагоцитоза;б)гомеостаза;г) ибринолиза.

 

Узнай биологический объект

Это задание рассчитано на 3-4 минуты. Дети на листочках подписывают названия органов обозначенных на рисунках, которые дополнительно выдаются к этому типу задания. (Приложенте №3)

1-вариант

Фамилия __________________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

Что обозначено цифрами на рисунке:

Кровеносная система:

1_____________________________________________

2_____________________________________________

3______________________________________________

4_____________________________________________

5_____________________________________________

Состав крови:

1______________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

4____________________________________________

 

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5” 6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”2 правильных ответа – “2”0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

 

2-вариант

Фамилия __________________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

Что обозначено цифрами на рисунке:

Строение сердца:

1_____________________________________________

2_____________________________________________

3______________________________________________

4_____________________________________________

5_____________________________________________

Состав плазмы:

1______________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

 

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5”

6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

 

Устный ответ

Должен быть кратким, четким, мотивированным (не более 1 минуты на один вопрос). Дети первого варианта тихонько отвечают на вопрос соседу со второго варианта, затем учитель спрашивает одного из ученика первого варианта и в результате беседы формулируется правильные ответ. Ученик второго варианта ставит отметку за данный соседом ответ в зависимости от правильности ответа. Затем отвечает ученик второго варианта ученику первого варианта.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

  1. Что можно сказать о состоянии здоровья человека, если известны результаты его анализа крови?

  2. Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?

  3. Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

  4. Как называются «клетки пожиратели» способные к движению при помощи ложноножек, как амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Кем было открыто и подробно изучено это явление?

  5. Какие клетки встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами?

  6. Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления?

 

Критерии оценки:

5-6 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2”

1 правильных ответов – “1”

Итого:

 

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание


Отметка о правильности выполнения

  1. 1. Как называются клетки крови открытые Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в процессе развития?

  2. Называть причины, виды заболевания органов кровообращения.

  3. Виды кровотечений, способы оказания первой помощи?

  4. Вы учите уроки. Какой орган при этом получает больше крови?

  5. Какое действие оказывает адреналин на величину кровеносных сосудов?

  6. 12. Почему происходит омертвление тканей конечности, если наложенный на неё жгут не ослабляют в течение длительного времени?

 

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

 

Письменное задание

Это задание рассчитано на 5 минут. Ученики письменно заполняют листочек с заданием.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Установите соответствие между структурными компонентами крови и их функциями:


Структурный компонент


Выполняемая функция и химическая природа

А

Соли кальция

1

Растворимый белок алвзмы

Б

плазма

2

Обеспечивает иммунитет

В

фибрин

3

Транспорт кислорода

Г

Фибриноген

4

Нерастворимый белок в тромбе

Д

Антитела

5

Участвует в свертывании



6

Транспорт гормонов



Критерии оценки:

6 правильных ответов – “5”

4-5 правильных ответов – “4”

3 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

 

2-вариант

Фамилия ______________________


Задание Установите соответствие между клетками крови и их функциями:


Клетки крови


Выполняемая функция

А

Т-лимфоциты

1

Транспорт кислорода

Б

В-лимфоциты

2

Свертываемость крови

В

Эритроциты

3

Клеточный иммунитет

Г

Тромбоциты

4

Выроботка антител

Д

Фагоциты

5

Обнаружение антигенов



6

Определение групп крови



7

Транспорт гормонов



После того как сделаны все задания и поставлены оценки по каждому типу работ, заполняется “Листок учета знаний”. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы одно за задание ученик получил двойку. Итоговую оценку ставит учитель. В ходе урока некоторые дети отвечали на дополнительные вопросы и им выставлялись отметки о степени правильности ответов. Дополнительную оценку также ставит учитель за дополнительные выполненные задания по карточкам. ( приложение № 3)

Рефлексия: учащимся предлагается составить ЭССЕ на тему « Кровь и кровообращение»

Используемая литература: учебник Биология 8 класс , автор Алимкулова Р. и др издательство «Атамура»,журнал Биология в школе. -2002. -№4. Слободяник Р. Ф. Тематический учет знаний, «Учителю биологии» 1998 год , М.Н. Панкина., «ЧЕЛОВЕК АНАТОМИЯ,ФИЗИОЛОГИЯ,ГИГИЕНА» поурочные тесты и задания, автор Г.И. Лернер, издательство «Аквариум» -1998 г.































Приложение №1 «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» Если бы можно было взглянуть на какую-нибудь часть нашего тела, все равно какую в микроскоп- открылось бы удивительная картина. Наша грудь, спина, руки и ноги, уши и пальцы - словом, все части нашего тела кажутся цельными и плотными . А на самом деле они составлены из бесчисленного множества мельчайших частиц- клеток. Эти клетки так малы, что глазом их не различить. Человек живет до тех пор, пока живы клетки, из которых состоит его организм. Но всему живому, и клеткам в том числе, надо дышать. Значит им нужно откуда-то получать кислород. Кто же доставляет всем клеткам нашего организма необходимую пищу и кислород? Это делает кровь. Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организму, как водопроводные трубы проложены по всему дому , в котором ты живешь. Одни сосуды широкие и плотные , как резиновый шланг от велосипедного насоса. Другие настолько узкие , что через них не пропустить и волоса. Стенки этих сосудов такие тонкие, что сквозь них легко просачиваются растворы. Как вода по трубам обегает весь дом и попадает в каждую квартиру , так по широким и узким трубочкам сосудов по телу все время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм. По пути кровь забегает в клетки и разносит им пищу и кислород. А заодно уносит с собой скопившиеся в клетках отходы и вредную углекислоту, образующуюся в клетках при дыхании. Где же спрятан тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит кровь в сосуды и заставляет обегать ее все тело? Такой необыкновенный мотор – наше сердце . Человеческое сердце невелико. Это плотный и мускулистый мешочек, размером немного больше кулака. Внутри он делиться перегородками на 4 камеры: правое и левое предсердие , правый и левый желудочек. В перегородках между предсердиями и желудочками есть отверстия, соединяющиеся между собой. Из левого желудочка сердца выходит короткая и широкая трубка самого большого сосуда –аорта. По ней сердце выталкивает организм ярко-алую кровь, полную кислорода и питательных веществ. Более мелкие сосуды - артерия разносят кровь по всему телу. Пробегая по клеткам , доставляя им пищу и кислород, забирая углекислоту и отходы, кровь постепенно становиться темно-вишневой. Эта загрязненная , темная кровь бежит по телу уже по другим тонким сосудам-венам. А затем она собирается в двух широких и толстых трубках – верхней и нижней полых венах и по ним возвращаются обратно в сердце. Но где, же кровь обновляется? В каком месте она оставляет собранную ею углекислоту и получает новый запас кислорода? Происходит это в легких. Здесь находиться главная станция отчистки .Когда сердце разжимается, оно всасывает из вен собранную ими испорченную кровь. А затем сердце сжимается, вновь и через другие сосуды гонит кровь в легкие. В легких всегда много воздуха. Они наполняются при каждом вздохе. Пробегая по легким, кровь жадно вбирает живительный кислород. В то же время она отдает легким скрывшуюся в ней углекислоту и человек ее выдыхает. Насытившись кислородом и освободившись от углекислоты , кровь снова становиться ярко- алой. Теперь она готова опять к следующему путешествию по организму. Разжимаясь, сердце вытягивает из легких эту обновленную кровь, а затем, сжимаясь новым толчком, посылает ее в путь. Так обстоит дело с кислородом и углекислотой. А где же получает кровь питательные вещества и когда сдает отбросы? Баз снабжения в нашем теле несколько, это желудок , кишечник, печень. В них все время идет работа – готовится для клеток различные питательные растворы. Пробегая по телу, кровь заглядывает по пути в желудок , кишечник забирает приготовленные там питательные растворы и разносит их по всему организму. Скопившиеся в клетках отходы кровь забирает собой и по пути передает их почкам, потовым железам и другим органам, чья задача удалять из организма все ни нужное и вредное. Пока жив человек его сердце все время находится в движении.

(Приложение №4)

Задания: - вспомнить, что означают эти цифры.

1. 90 % (количество воды в крови)

2. 250-300 г. (масса сердца)

3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5. 0,8 сек (длительность сердечного цикла)

6. 5 млн/ мм з (количество эритроцитов)

7. 0,5-1,2 мм/сек (скорость тока крови в капиллярах)

8. 120/80 мм.рт.ст. ( нормальное артериальное давление крови)

9. 6-9 тыс/мм з ( количество лейкоцитов)

10. 0,5 м/сек (скорость тока крови в аорте)

« Прием в травм. пункте» - оказать первую медицинскую помощь.

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ: Артериальное. Жгут выше раны на 1,5 -2 ч. Стерильная повязка. Доставить к врачу.

2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: Наложить повязку, доставить к врачу.

3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, закрыть бактерицидным пластырем.

«Найди ошибку»

Сердце.

Сердце -двигатель крови в организме. Это трехкамерный (4 - х) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца, около 500 г (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи -соединительная ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца - аорта -начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепо замкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система -посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

Решение задач

1. У человека цвет крови - красный, у головоногих моллюсков -голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

Ответ: У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета -гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.

2. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно - медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Ответ: В пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта, кровь отличается содержанием Г е, входившего, в состав гемоглобина и если в пепле обнаружится повышенное содержание Ге, значит, на одежде была кровь. 3.У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов. Таблетки бронхикум, анальгин, витамины «Ревит». Ответ: Бронхикум - лекарство от кашляАнальгин - обезболивающееРевит – витамины . Гематоген - яблоки, гранаты - для повышения гемоглобина.

Хурьма - рекордсмен по количеству Fе среди фруктов, родина - Китай.





1





4

2



5

3

U19_11_00



C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Кровь.jpg









http://festival.1september.ru/articles/550700/Image1477.jpg













Урок-обобщение по теме " Кровь и кровообращение "
  • Биология
Описание:
Урок-обобщение по теме " Кровь и кровообращение "

Тип урока – обобщающий

Форма урока – тематический учет знаний.

Методы:

  • репродуктивный
  • частично поисковый

Класс – восьмой

Понятия: внутренняя среда организма, кровь – строение и функции, группы крови, переливание крови, иммунитет, органы кровообращения, транспортные системы организма, кровотечения, пульс, давление.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “ Кровь и кровообращение ”.

 Ожидаемый результат: овладение учащимися умениями выделять главное в изученном материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний.

Обучающие задачи: учащиеся

1.Умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;

2. Используют свои знания в конкретной практической ситуации;

3.Учатся находить необходимую информацию, используя И.Т.

Развивающие задачи: учащиеся

1.       анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;

  1. делают выводы о значении анатомических знаний;
  2. формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
    использованием ИТ.

Воспитывающие задачи: учащиеся

1.       повышают биологическую культуру,

  1. проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни,

 

Материалы и оборудование

1.     компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации к уроку;прибора explorerGLX-

2.     на столах каждого ученика «Листок учета знаний»

3.     индивидуальныекарточки-задания,таблицы «Органы кровообращение»

Ход урока.

1.     Организационный момент - 1 минута.

2.      Актуализация знаний.5 мин

3.     Физ. минутка  4 мин

4.     Тематический  учет и контроль знаний - 30 минут

5.     Рефлексия  5 минут

 

Для актуализации знаний учащимся предлагается просмотр видеофильма    удивительный рассказ «Мотор, который не останавливается всю жизнь.»   (приложение №1)       

Физ.минутка: «Подсчет пульса»  с  использованием прибора explorerGLXИспользуя прибор explorer  GLX,  учащиеся подсчитывают пульс до физических упражнений и после.                                                                                                            

Тематический  учет и контроль знаний  

К уроку подготавливается “Листок учета знаний”, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка, которая ставится в журнал . У более сильных учеников есть возможность получить дополнительную оценку, выполняя в ходе урока более сложные задания

Листок учета знаний

Фами-лия, имя

Понятий-ный диктант

Программированное задание (тест)

Узнай биологи-ческий объект

Уст-ный ответ

Письмен-ное задание

Итого-вая отмет-ка

Дополни-тельная оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятийный диктант

Каждому варианту (их 2) нужно письменно дать три определения по теме “Кровеносная система ”. На выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Затем ученики, сидящие за одной партой меняются выполненными заданиями и проверяют работы (ученик первого варианта отвечает устно, учитель корректирует ответ и в результате обсуждения формируется эталон ответа. Ученик второго варианта сверяет ответ соседа с эталоном, ставит отметку о правильности или неправильности ответа. Таким же образом проверяем второй вариант, но сейчас в роли учителя выступают дети сидящие на первом варианте. После того как все определения проверены, на листочке ставится итоговая оценка по этому типу заданий, которая в конце урока заносится в “Листок учета знаний”).

Таким же образом проверяются остальные типы заданий кроме программированного задания.

1-вариант

Фамилия _________________________________

Определение

Отметка о правильности выполнении

Письменно пояснить три определения

Вакцина____________________________________

Артерии _________________________________________

Иммунитет______________________________________

 

Критерии оценки:

3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4”1 правильный ответ – “3”

Нет правильных ответов – “2”

Итого:

 

 

 

2-вариант      Фамилия _____________________________

Определение

Отметка о правильности выполнении

Письменно пояснить три определения

Антиген____________________________________

Кровообращение  ____________________________________________

Внутренняя среда организма______________________________________

 

Критерии оценки: 3 правильных ответа – “5”  2 правильных ответа – “4”               1 правильный ответ – “3”       Нет правильных ответов – “2”

Итого:

 

Программированный опрос

На ответы отводится не более пяти минут. Работу учащиеся выполняют по программе «Тестировщик»  на компьютерах.  (Приложение № 2)

1-вариант     Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1.В каком процессе участвуют тромбоциты:              А. транспорт О2  В.Иммунитет С.определение групп крови д. свертывание крови

2. Какая причина вызывает малокровие? А. недостаток лейкоцитов В. Недостаток тромбоцитов С. Избыток лейкоцитов Д. недостаток эритроцитов                                          3. Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения? А.Левое предсердие В.правое предсердие  С. Левый желудочек

Д. правый желудочек                                                                  4. Как отличить левый желудочек от правого желудочка А. по расположению В. По толщине мышечного слоя С. По направлению движения крови  Д. не отличаются.                                               5. Какой тканью образован миокард? А. поперечнополосатой сердечной мышечной тканью  В. поперечнополосатой скелетной мышечной тканью С. Гладкой мышечной тканью Д. кроветворной тканью

 

Критерии оценки:       5 правильных ответов – “5”    4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3”2 правильных ответов – “2”                                          1 правильных ответов – “1”

Итого:

 

Дополнительный вопрос:   Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 4 группу крови А.  1 и 4 группы крови В. 1 и 2 группы крови С. Любую группу крови Д. только 4 группу крови

 

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1. В каком процессе участвуют лейкоциты :

А. свертываемость                                                                                              В. Транспорт кислорода

С. Иммунитет

Д. определение групп крови                                                                       

2. Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 2 группу крови?

А. 1 и 4 группу крови

В. 1 и 2 групп крови

С. 2 и 4 группы крови

Д. только 2  группу крови?                                                                        3.Какой камерой заканчивается большой круг кровообращения?  А.Левое предсердие

В.правое предсердие 

С. Левый желудочек

Д. правый желудочек                                                     4. Назовите основную причину движения крови по сосудам?    А. Работа сердца                                                                                                 В. Сокращение стенок сосудов                                                                            С. Сокращение скелетных мышц                                                                              Д. ритм дыхания                                                 

5. Назовите фактор который, который Не влияет на работу сердца  А. Ионы Са   В.Ионы К 

С. Ионы Магния  Д. адреналин    

 

Критерии оценки:    5 правильных ответов – “5”  4 правильных ответов – “4”            3 правильных ответов – “3”   2 правильных ответов – “2”  1 правильных ответов – “1” 

Итого:

 

Дополнительный вопрос:

Постоянство состава внутренней среды организма получило название ….а)      гемостаза;         в)  фагоцитоза;б)гомеостаза;г)   ибринолиза.

 

Узнай биологический объект

Это задание рассчитано на 3-4 минуты. Дети на листочках подписывают названия органов обозначенных на рисунках, которые дополнительно выдаются к этому типу задания. (Приложенте №3)

1-вариант

Фамилия __________________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

Что обозначено цифрами на рисунке:

Кровеносная система:

1_____________________________________________

2_____________________________________________

3______________________________________________

4_____________________________________________

5_____________________________________________

Состав крови:

1______________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

4____________________________________________

 

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5”   6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”2 правильных ответа – “2”0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

 

2-вариант

Фамилия __________________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

Что обозначено цифрами на рисунке:

 Строение сердца:

1_____________________________________________

2_____________________________________________

3______________________________________________

4_____________________________________________

5_____________________________________________

Состав плазмы:

1______________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

 

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5”

6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

 

Устный ответ

Должен быть кратким, четким, мотивированным (не более 1 минуты на один вопрос). Дети первого варианта тихонько отвечают на вопрос соседу со второго варианта, затем учитель спрашивает одного из ученика первого варианта и в результате беседы формулируется правильные ответ. Ученик второго варианта ставит отметку за данный соседом ответ в зависимости от правильности ответа. Затем отвечает ученик второго варианта ученику первого варианта.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1.     Что можно сказать о состоянии здоровья человека, если известны результаты его анализа крови?

2.      Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?

3.      Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

4.      Как называются  «клетки пожиратели» способные к движению при помощи ложноножек, как амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают.  Кем  было открыто и подробно изучено это явление?

5.      Какие клетки встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами?

6.     Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления?

 

Критерии оценки:

5-6 правильных ответов – “5”  4 правильных ответов – “4”                                         3 правильных ответов – “3”   2 правильных ответов – “2”

1 правильных ответов – “1”

Итого:

 

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1.     1. Как называются клетки крови открытые  Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в процессе развития?

2.     Называть причины, виды заболевания органов кровообращения.

3.      Виды кровотечений, способы оказания  первой помощи?

4.     Вы учите уроки. Какой орган при этом получает больше крови?

5.     Какое действие оказывает адреналин на величину кровеносных сосудов?

6.     12. Почему происходит омертвление тканей конечности, если наложенный на неё жгут не ослабляют в течение длительного времени?

 

Критерии оценки:   5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4”                                          3 правильных ответов – “3”   2 правильных ответов – “2”   1 правильных ответов – “1”

Итого:

 

Письменное задание

Это задание рассчитано на 5 минут. Ученики письменно заполняют листочек с заданием.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Установите соответствие между структурными компонентами крови и их функциями:

 

Структурный компонент

 

Выполняемая функция и химическая природа

А

Соли кальция

1

Растворимый белок алвзмы

Б

плазма

2

Обеспечивает иммунитет

В

фибрин

3

Транспорт кислорода

Г

Фибриноген

4

Нерастворимый белок в тромбе

Д

Антитела

5

Участвует в свертывании

 

 

6

Транспорт гормонов

Критерии оценки:

6 правильных ответов – “5”

4-5 правильных ответов – “4”

3 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

 

2-вариант

Фамилия ______________________

 

Задание Установите соответствие между клетками крови и их функциями:

 

Клетки крови

 

Выполняемая функция

А

Т-лимфоциты

1

Транспорт кислорода

Б

В-лимфоциты

2

Свертываемость крови

В

Эритроциты

3

Клеточный иммунитет

Г

Тромбоциты

4

Выроботка антител

Д

Фагоциты

5

Обнаружение антигенов

 

 

6

Определение групп крови

 

 

7

Транспорт гормонов

 

После того как сделаны все задания и поставлены оценки по каждому типу работ, заполняется “Листок учета знаний”. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы одно за задание ученик получил двойку. Итоговую оценку ставит учитель. В ходе урока некоторые дети отвечали на дополнительные вопросы и им выставлялись отметки о степени правильности ответов. Дополнительную оценку также ставит учитель за дополнительные выполненные задания  по карточкам. ( приложение № 3)

Рефлексия: учащимся предлагается составить  ЭССЕ на тему « Кровь и кровообращение»

 Используемая литература:  учебник  Биология 8 класс , автор Алимкулова Р. и др издательство «Атамура»,журнал Биология в школе. -2002. -№4. Слободяник Р. Ф. Тематический учет знаний, «Учителю биологии» 1998 год , М.Н. Панкина., «ЧЕЛОВЕК  АНАТОМИЯ,ФИЗИОЛОГИЯ,ГИГИЕНА» поурочные тесты и задания,  автор  Г.И. Лернер,  издательство «Аквариум» -1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1                                                                                                                              «Мотор, который не останавливается всю жизнь.»      Если бы можно было взглянуть на какую-нибудь часть нашего тела, все равно какую   в микроскоп- открылось бы удивительная картина. Наша грудь, спина, руки и ноги, уши и пальцы - словом, все части нашего тела кажутся цельными и плотными . А на самом деле они составлены  из бесчисленного множества мельчайших  частиц- клеток. Эти клетки так малы, что глазом их не различить.                                    Человек живет до тех пор, пока живы клетки, из которых состоит его организм. Но всему живому, и клеткам в том числе, надо дышать. Значит им нужно откуда-то  получать кислород. Кто же доставляет всем клеткам  нашего  организма необходимую пищу и кислород?  Это делает кровь.                                                                                                                Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организму, как водопроводные трубы проложены по всему дому , в котором ты живешь. Одни сосуды широкие  и плотные , как резиновый шланг от велосипедного насоса. Другие настолько узкие , что через них не пропустить  и волоса. Стенки этих сосудов такие тонкие, что сквозь них легко просачиваются растворы. Как вода по трубам обегает весь дом и попадает в каждую квартиру , так по широким  и узким  трубочкам сосудов по телу все время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.         По пути кровь забегает в клетки и разносит  им пищу и кислород. А заодно уносит с собой скопившиеся в клетках отходы и вредную углекислоту, образующуюся в клетках при дыхании. Где же спрятан тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит кровь в сосуды и заставляет обегать ее все тело?                                            Такой необыкновенный мотор – наше сердце . Человеческое сердце невелико. Это плотный и мускулистый мешочек, размером немного больше кулака. Внутри он делиться перегородками на 4 камеры: правое и левое предсердие , правый и левый желудочек. В перегородках между предсердиями и желудочками есть отверстия, соединяющиеся между собой. Из левого желудочка сердца выходит короткая и широкая трубка самого большого сосуда –аорта. По ней сердце выталкивает организм ярко-алую кровь, полную кислорода и питательных веществ. Более мелкие сосуды - артерия  разносят кровь по всему телу. Пробегая по клеткам , доставляя им пищу и кислород, забирая углекислоту и отходы, кровь постепенно становиться темно-вишневой. Эта загрязненная , темная кровь бежит по телу уже по другим  тонким сосудам-венам. А затем она собирается в двух широких и толстых трубках – верхней и нижней полых венах  и по ним  возвращаются обратно в сердце. Но где, же кровь обновляется? В каком месте она оставляет  собранную ею углекислоту и получает новый запас кислорода? Происходит это в легких. Здесь находиться главная станция отчистки .Когда сердце разжимается, оно всасывает из вен собранную ими испорченную кровь. А затем сердце сжимается, вновь и через другие сосуды гонит кровь в легкие. В легких всегда много воздуха. Они наполняются при каждом вздохе. Пробегая по легким, кровь жадно вбирает  живительный кислород. В то же время она отдает легким  скрывшуюся в ней углекислоту и человек ее выдыхает. Насытившись кислородом и освободившись от углекислоты , кровь снова становиться ярко- алой. Теперь она готова опять к следующему путешествию по организму.  Разжимаясь, сердце вытягивает из легких эту обновленную кровь, а затем, сжимаясь новым толчком, посылает ее в путь.   Так обстоит дело с кислородом и углекислотой. А где же получает кровь питательные вещества и когда сдает отбросы?    Баз снабжения в нашем теле несколько, это желудок , кишечник, печень.  В них все время идет работа – готовится для клеток различные питательные растворы. Пробегая по телу, кровь заглядывает по пути в желудок , кишечник  забирает приготовленные там питательные растворы и разносит их по всему организму. Скопившиеся в клетках отходы кровь забирает  собой и по пути передает их почкам, потовым железам и другим органам, чья задача удалять из организма все ни нужное и вредное. Пока жив человек его сердце все время находится в движении.

 (Приложение №4)

Задания: - вспомнить, что означают эти цифры.

1.   90 % (количество воды в крови)

2.   250-300 г. (масса сердца)

3.   60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

4.   120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5.   0,8 сек (длительность сердечного цикла)

6.   5 млн/ мм з (количество эритроцитов)

7.   0,5-1,2 мм/сек (скорость тока крови в капиллярах)

8.   120/80 мм.рт.ст. ( нормальное артериальное давление крови)

9.   6-9 тыс/мм з ( количество лейкоцитов)

10. 0,5 м/сек (скорость тока крови в аорте)

 « Прием в травм. пункте» - оказать первую медицинскую помощь.

1.   У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ: Артериальное. Жгут выше раны на 1,5 -2 ч. Стерильная повязка. Доставить к врачу.

2.   У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: Наложить повязку, доставить к врачу.

3.   У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, закрыть бактерицидным пластырем.

 «Найди ошибку»

Сердце.

Сердце -двигатель крови в организме. Это трехкамерный (4 - х) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца, около 500 г (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи -соединительная ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца - аорта -начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепо замкнутые и кровь (лимфа) движется по ним  в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система -посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и  питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

  Решение задач

1.   У человека цвет крови - красный, у головоногих моллюсков -голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

Ответ: У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета -гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.

2.   Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно - медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?         Ответ: В пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта, кровь отличается содержанием Г е, входившего, в состав гемоглобина и если в пепле обнаружится повышенное содержание Ге, значит, на одежде была кровь.                                                                               3.У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов. Таблетки бронхикум, анальгин, витамины «Ревит».                                         Ответ: Бронхикум - лекарство от кашляАнальгин - обезболивающееРевит – витамины . Гематоген - яблоки, гранаты - для повышения гемоглобина.

Хурьма - рекордсмен по количеству Fе среди фруктов, родина - Китай.

 

 

2

1

4

 

 

 

 

5

3

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Касимова Айгуль Кадырбаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 740
Номер материала 44888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓