Главная / Химия / Урок " Обобщение знаний об основных классах углеводородов"

Урок " Обобщение знаний об основных классах углеводородов"

Урок «Обобщение по основным классам углеводородов»

Цель: проверить глубину и прочность усвоения всеми учащимися пройденного материала; осуществлять единство обучения и воспитания, содействовать профориентации учащихся

Оборудование: таблицы «Углеводороды», прибор для получения этилена, раствор KMnO4

Ход урока

I Вступительное слово учителя ( цель урока, представление жюри, порядок проведения урока и т.д.) 4 команды

II Разминка

1 Что изучает органическая химия?

2 Какие классы углеводородов вы знаете?

3 Дайте определение алканам, алкенам, алкинам

4 Что такое гомологи? Приведите пример гомологических рядов предельных, этиленовых, ацетиленовых, ароматических углеводородов.

5 Что такое изомеры? Привести примеры.

6 Какие ученые принимали участие в создании теории строения органических соединений?

7 Сформулируйте основные положения теории строения органических веществ.


От каждой команды приглашается по 1-му представителю.

1 Задание: Нарисовать на доске строение а) алканов

б) алкенов

в) алкинов

г) аренов,

указать тип гибридизации, валентный угол, расстояние между атомами, форму молекул)

Пока выполняется 1 задание, команды получают следующее.


От команды по 1-му человеку:

2 задание: Из перечня веществ выпишите те, которые соответствуют

А) предельным б) этиленовым в) ацетиленовым г) ароматическим углеводородам

C2H4, C2H6, C6H6, C6H14, C6H12, C4H6, C3H8, C4H8, C4H10, C5H12, C5H8, C8H14

(учащиеся пишут на листах и сдают жюри)


3 Игра «Третий лишний»

Каждая команда получает задание на карточках

Задание: В каждом столбике вычеркните формулу вещества, не принадлежащего данному классу

C2H6 C8H18 C3H6 C4H10 C9H20 C7H14 C4H8 C3H6 C2H6

C3H8 C2H4 CH4 C5H12 C3H8 C7H16 C5H12 C3H8 C4H8

C6H6 C5H10 C8H16 C6H12 C2H4 C6H12 C8H16 C5H10 C4H10


CH4 C2H2 C6H6 C7H14 C5H12 CH4 C4H6 C6H6 C4H10

C3H8 C2H6 C7H8 C6H12 C6H14 C2H6 C3H8 C5H8 C3H8

C3H6 C3H4 C6H12 C6H6 C5H8 C3H6 C5H12 C8H10 C2H4

Листы сдаются жюри, а на экране – правильные ответы


4 Задания группам:

А) - В чем сходство и различие в строении и химических свойствах метана и бензола? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

- Кто впервые получил бензол из циклогексана?

- Сообщение о Зелинском


Б) – Определить молекулярную формулу вещества, если при сгорании 8,6г его получили 26, 4г углекислого газа и 12,6г воды. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 2, 966.

- Какие реакции называются цепными и кто их открыл?

- Сообщение о Семенове


В) – Составить уравнение реакции взаимодействия бутена-1 с бромоводородом. Назвать полученные вещества.

- В чем сущность правила Морковникова?

- Сообщение о Морковникове.


Г) – Какие из веществ взаимодействуют с бромной водой: этан, пропен, бензол, ацетилен? Написать уравнения возможных реакций.

- Какая химическая реакция получила название «Реакция Кучерова»? Где она применяется?

- Сообщение о Кучерове.


5 Химическая эстафета

Задание: Как осуществить превращения? Представители команды выходят по очереди и записывают уравнения реакций. Победит команда, которая справится раньше других.

А) C2H6C2H4C2H2C6H6C6H6Cl6

↓ ↓

CO2 C6H5NO2

Б) CH4 C2H2 C2H4 C2H4Br2

C6H6 C6H12 CO2

B) С2H6 → C2H5Cl → CH2=CH2 → C2H4CL2

CH3-CH3 → CO2

Г) CaC2 → C2H2 → C2H4 → C2H5CL → C4H8 → CO2

Циклобутан


6 Конкурс капитанов: получить этилен и доказать, что это непредельный углеводород (лабораторный опыт)


7 Счастливый билет (каждый вытягивает билет)

- Написать и назвать формулы изомеров состава C4H10

- В чем сходство и различие бензола и этилена по строению и свойствам? Написать уравнения реакций.

- Как распознать метан и этилен? Написать уравнения реакций.

- Какие из веществ могут образовать цис- и транс-изомеры?

а) H2C=CH-CH3 в) H3C-CH2-C = C-C2H5

І І

CH3 CH3

б) H3C-C=CH-CH3 г) H3C-C=CH-CH3

І І

CH3 Br


-Из формул веществ выпишите а) гомологи б) изомеры:

C

І

а) С-С-С б) C-C-C в) C-C-C г) С-С-С д) C-C-C е) C-C-C-C

І І І І І І І

C C C-C C C- C

С

І

ж) С-С-С з) С-С-С

І І І

С С С

- Сколько веществ изображено? Назовите их.

С

І

а) C-C-C-C б) C - C в) C-C-C-C г) С-С-С д) C-C-C-C е) С-С-С-С-С

І І І І І

С С С С С

С

І

ж) С-С-С з) С-С-С

І І І

С С С

  • Какие из веществ являются гомологами метана?

C2H4, C2H6, C3H8, C3H6, C5H12, C5H10, C6H6.


  • Какие из веществ являются гомологами этилена?

C3H8, C2H2, C5H12, C6H12, C7H14, C7H16, C20H42.

  • Напишите изомеры для вещества состава C5H10 и назовите их.

  • Дайте определение реакциям замещения. Приведите пример.

  • Дайте определение реакциям присоединения. Приведите пример.

  • Где применяют метан и его гомологи?

  • Где применяют этилен и его гомологи?

  • Где применяют бензол и его гомологи?

  • Где применяют ацетилен и его гомологи?

  • Что означает термин sp3 – гибридизация? Ответ поясните на примере метана.

  • Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов для 2-метилпропана.

  • Дайте определение реакциям гидрирования. Приведите пример.

  • Составьте формулы изомеров пентана и назовите их.

  • Напишите формулы гомологов метана и дайте им названия.

  • Напишите формулы гомологов этилена и дайте им названия.

  • Напишите формулы гомологов ацетилена и дайте им названия.

- Напишите формулы гомологов бензола и дайте им названия.

- Счастливый билет

Подведение итогов, награждение команд.



Урок " Обобщение знаний об основных классах углеводородов"
  • Химия
Описание:

Урок-игра

Класс делится на 4 команды, каждая из которых выбирает капитана и получает домашнее задание - подготовить сообщение об одном из ученых.

В течение урока команды получают задания.Урок включает несколько раундов.После каждого этапа жри подводит итоги. В конце каждый ученик выбирает билет для ответа, поэтому есть возможность проверить знания по данной теме у каждого учащегося.

В конце урока - подведение итогов и награждение команд.

Автор Овчинникова Татьяна Николаевна
Дата добавления 25.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 691
Номер материала 58257
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓