Инфоурок Литература КонспектыУрок 1 Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма глагола»

Урок 1 Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма глагола»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 7 

МО Староминский район, Краснодарский край

 

УРОК №1

ТемаНестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма 

глагола» (10 класс)

Материал подготовила:

учитель русского языка и литературы

Рубан Татьяна Ивановна

 

« Они служат к сокращению человеческого слова,  заключая в себе имени и глагола силу»  М.В. Ломоносов Цель урока

§  систематизация и обобщение знаний о причастии;

§  совершенствование умения находить причастие, определять  грамматические

§  признаки; 

§  находить и правильно писать орфограммы в причастии;

§  определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот; 

§  отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.

Развивающая:  формирование логических и мыслительных навыков-умение анализировать, рассуждать устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная:  совершенствование работы в группах, воспитание собранности, чѐткости процесса работы.

Оборудование урока: таблицы ,презентации, интерактивная доска

 

ХОД УРОКА

 

                                                   Часть речи, причастная к глаголу,                                                                  в образе  прилагательного.

                                                                                                                          В. Даль. 

I.Организационный момент.

1) Одни из самых интересных и необычных персонажей древнегреческой мифологии — это кентавры (сказочные существа с головой и руками человека и нижней частью туловища, как у  коня). Это, разумеется, фантастика, но в реальной жизни люди давным-давно научились соединять несоединимые, на первый взгляд, предметы и вещества в единое целое — и в результате получать совершенно новый предмет или вещество, с такими свойствами, каких ещѐ не было.

 

Многие новые существа и растения возникли в результате скрещивания различных пород и называются гибридами. Именно так появились очень вкусная рыба бестер (гибрид белуги и стерляди — видите, и название у нее тоже гибридное) и субтропическое растение грейпфрут, которое совмещает в себе свойства апельсина и лимона.

 

Есть свои кентавры и грейпфруты и в языке. Один из самых ярких примеров — причастие. Правда, образовался этот лингвистический гибрид без вмешательства человека — в результате постепенного развития языка. Но от этого причастие не становится менее интересным. Наоборот! Такое разнообразие и богатство признаков (а значит, и выражаемых значений) найдѐшь далеко не у каждой самостоятельной части речи.

 

2)Слово учителя. 

Я готовлюсь к единому государственному экзамену, меня ждѐт успех…

Внимание моѐ растѐт, голова мыслит ясно…

Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…

Я готов в путь…

И вот в моей тетради появляется запись…«Шестое марта. Классная работа. Тема урока

«Причастие как форма глагола». 

 

II. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы подведѐм итоги тому, что узнали ещѐ в 7 классе, что повторили в 10 классе.

Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды».  (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).

 

Ученица: Чудесные гибриды. 

Старый учѐный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. 

 

Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учѐный… Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?   

 

3)Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их.  (Причастие, причастность, причастный»)  4)Работа со словарѐм

Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его. «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чемунибудь.) 

 

Учитель: Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? 

Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (т. е. причастная к глаголу и прилагательному)

 

III.  Признаки глагола и прилагательного у причастия

(составление алгоритма)

 

Причастие

                  Признаки глагола                       Признаки прилагательного

1. Признак по действию. 1. Вопрос (Какой? Какая? Ка2. Вид (сов.и несов.) кое?) 3. Время (наст.ипрош.) 2. Род.

3.      Число.

4.      Падеж.

5.      Синтаксическая роль.

 

5) Обучающая игра «Суть».

Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?

6)Работа с учебником. Открой § 50.стр.182 Назови эти признаки и допиши.

 Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 50 и выделить суть ответа  на поставленный вопрос.

 

4.   Возвратность 6.   Краткая или полная фор5.   Переходность. ма.

 

7). Использование причастий в речи.

Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)

 

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

За столом сидят ученики и читают книгу.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса 

За столом сидят ученики, читающие книгу.

 

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

 

IV. Презентация «Образование причастий»

 

Время

Действительные

Страдательные

Настоящее

-ущ-(-ющ-) от гл.1 спр. -ащ-(-ящ-) от гл.2 спр.

-ем-(-ом-) от гл.1 спр. -им- от гл.2 спр.

Прошедшее

-вш-,-ш-

-енн-,-ѐнн-,-нн-,-н-,-т-.

 

V.Практическая работа у доски и в тетрадях Упр. №286       

 

Услыш...нный-                                                      Услышать - сов.вид.прош.вр

Увид...нный-                                                          Увидеть - сов.вид,прош.вр.

Битый-                                                                    Бить -  несов.вид,прош.вр.

Расколотый- Леле...вший-

Вид...мый- Завис...щий- Стел...щийся- Организу...мый- выращ...нный- увлеч...нный- влекомый-

расколоть  лелеять видеть зависеть стелиться организовать вырастить увлечь влечь

 

VI. Подготовка к ЕГЭ

А 11. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

1)      5

2)      2

3)      6

4)      4

(1)Ещѐ в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.

(2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. 

(3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог закончиться и абордажем. 

(4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. 

(5)Однако  промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. 

(6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

В2.  Из предложений 7-8 выпишите страдательное причастие.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. 

(8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

 

VII.Презентация «НЕ с причастиями»

 

 

8).Работа по вариантам у доски (2 учащихся)

Ненавидящий взгляд ,незамеченная оплошность, план не продуман, не скошенная на лугу трава, незакрытое окно, негодующий отец, пример не приведѐн, не уважающий никого ученик, не обдуманный, а опрометчивый поступок.

VIII. Причастный оборот. Обособление на письме причастного оборота

Причастие с зависимым словом (или с зависимыми словами) называется причастным оборотом.

Например: Тронутые заморозком листья пожелтели (тронутые заморозком – причастный оборот).

Обособление на письме причастного оборота

 

Причастный оборот обособляется на письме запятыми:

если стоит после определяемого слова      

Тополи (какие?),| покрытые росой |, наполняли воздух свежим ароматом.

 

в любом случае, если определяемое слово выражено личным местоимением  Вечером, | окончательно расстроенная |, ОНА всѐ же принялась за уборку квартиры.

 

ЕМУ, | пришедшему вечером в гости |, были оказаны все знаки внимания.

 

если причастный оборот имеет значение причины (или любое другое обстоятельственное значение), т.е. вопрос к причастному обороту можно задать не только от определяемого слова (какой?), но и от сказуемого (почему?) 

| Оглушѐнный тяжким взрывом |, Тѐркин никнет головой (почему?)

(Тѐркин (какой?) оглушѐнный тяжким взрывом)

(никнет головой (почему?), оглушѐнный тяжким взрывом)

 

Причастный оборот не обособляется, если не выполняется ни одно из трѐх этих условий.

|Привязанные к дубкам| кони нетерпеливо ожидали седоков.

 

IX. Подготовка к ЕГЭ. Задание А6.

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Замена возможна 

1.  Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. –  Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

2.  Союзное слово в винительном падеже без предлога: 

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. 

Многие животные, истребляемые человеком.человек, постепенно вымирают.

3.  Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием: Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким. 

Замена невозможна             

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2.  Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3.  Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы  тебе это лекарство.

4.  Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной. X. Тренировочные упражнения    

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? 

1)  Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2)  Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. 3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд. 2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню. 2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

3)                       Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

4)                       Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом. 

А21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1)      1, 2, 3

2)      1, 2

3)      3, 4

4)      1, 2, 3, 4

Итог урока:

1.Комментарий оценок за работу на уроке

2.Рефлексия (запись в тетради выбранного крылатого выражения и самооценка)

 

 

 

Д/з  П.52.   Правописание –н- и-нн-  в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Упр.№289(устно) Упр .№297 (письменно)

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок 1 Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма глагола»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: систематизация и обобщение знаний о причастии;совершенствование умения находить причастие, определять грамматические признаки;находить и правильно писать орфограммы в причастии;определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот;отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 775 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.11.2020 176
    • PDF 391.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рожкова Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рожкова Татьяна Алексеевна
    Рожкова Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84131
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек