Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
7
МО Староминский
район, Краснодарский край
УРОК №2
Урок русского
языка «Несклоняемые существительные» 6 класс
Материал подготовила:
учитель
русского языка и литературы
Рубан
Татьяна Ивановна
Цель: знакомство с несклоняемыми существительными,
их группами.
Задачи:
1.Учебные
-
осмысление учебного материала, выделение главного; - формирование
умения самооценки. Мировоззренческая позиция:
-
применение знаний в реальной жизненной ситуации.
2. Развивающие
- развитие речи,
мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;
- формирование навыков
самостоятельной работы;
- обогащение словарного
запаса учащихся, расширение кругозора.
3. Воспитательные
- пробуждение
познавательного интереса к предмету; - воспитание уважительного отношения к
чужому мнению;
- развитие умения
работать в паре, в группе, в коллективе.
План урока: I. Организационный
момент
II. Знакомство с новым материалом.
1.Стихотворение
2.Определение темы урока, целеполагание
3.Определение групп несклоняемых существительных Игра
« Значение слов» IV. Закрепление.
1.Задание №1
2. Задание №2
3. Тематическая
физминутка
4. Задание №3
5. Задание №4
6. Задание № 5
3. V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание. Оборудование:
1. Таблица «Группы несклоняемых существительных»
2.Индивидуальные листы с заданиями.
3. Цветок знаний.
Ход урока. I. Организационный
момент.
II. Знакомство с новым материалом.
– А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском
языке.
- Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов,
которая не подчиняется общему правилу.
1. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо
говорить»:
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим
мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без
пальты.
Кенгурав кафу зашѐл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
Учитель:
Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру,
кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) Учитель:
Все значения слов вам понятны? кашпо –
декоративная ваза для цветочного горшка, какаду – птица отряда попугаев
с хохолком на голове, кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи
пружинки, за переносицу, манто – широкое дамское платье. фойе –
помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом
спектакля, фильма, концерта.
Учитель:
А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так
оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте
ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить
.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст)
2. ОПРЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
(Все они не изменяются, не
склоняются, многие из них заимствованы из других языков).
Какова же тема нашего урока?
Тема урока: «Несклоняемые
существительные» Какова цель урока?
Что мы должны узнать?
Чему научиться на уроке?
Мы должны познакомиться с этой группой существительных,
научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи.
3. ГРУППЫ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Несклоняемые существительные – это существительные, которые
во всех падежах имеют форму только именительного падежа.
Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:
И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро
Познакомимся с группами несклоняемых существительных
(работа со схемой)
1.Заимствованные существительные с конечным гласным -О, -
Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)
§ Животный
мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
§ Одежда,
пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто,
манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино,
кашпо, домино, фортепьяно, радио.
§ Город:
авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.
§ Имена,
фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи,
Маугли, Буратино. .
2.
Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола
и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс
3.
Русские и украинские фамилии на–О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых,
Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько. 4.
Сложносокращѐнные слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ,
Игра « значение слов» с Цветком знаний.
В цветок знаний вставлены слова, ученики выходят к доске и
вытягивают слово, им нужно сказать значение слова. Фойе, трюмо, кашпо, филе,
панно, ателье.
Пальто - слово это происходит от латинского palla,
что означает «верхнее платье». В средние века пальто было без рукавов. Так
называли прямоугольный или круглый кусок ткани с отверстием для головы. И
гораздо позже пальто стало обозначать одежду с рукавами и застежкой на
пуговицах.
Эскимо - название всеми любимого мороженого дано
ему в честь эскимосов — северного народа, живущего в снегах и льдах, а история
его такова: в 1919 г. американец Христиан Нельсон разработал рецепты
мороженого, глазированного шоколадом. Его назвали «пирожок эскимоса»
(по-английски — эскимо-пай). Нельсон возил свою продукцию по городам и
продавал, одновременно показывая фильм про эскимосов. В конце концов слово
«пай» выпало, и мороженое на деревянной палочке стали называть просто эскимо. Фортепьяно
— клавишный инструмент, его изобрели в начале 18 века, его название
происходит от итальянских слов форте и пьяно, что означает громко и тихо. К
фортепьяно относятся рояль и пианино. У рояля основной корпус и струны
расположены горизонтально, у пианино же — вертикально. Фортепьяно считается
главным инструментом в симфоническом оркестре.
Метро - первое метро появилось в 1863 году в
Лондоне. Первая линия была на паровой тяге, а сам тоннель находился на
небольшой глубине. Строительство вела компания «Метрополитен Рейлвейз» (отсюда
название этого вида транспорта). В первый же год услугами метро воспользовались
9,5 миллионов человек!
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
Какаду - особого рода попугай с хохолком.
Колибри - очень маленькая птичка отряда
длиннокрылых с пестрыми перьями, живущая в Центральной и Южной Америке.
Панно - картина или рельеф, украшающие какой–нибудь
участок стены, потолка.
ВВЦ – Всероссийский выставочный центр
СМИ – средства массовой информации
ПФТ – психо-физическая тренировка
ЛФК – лечебная физическая культура
Кашне - узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.
Портмоне - небольшой кошелѐк.
Хаки - коричневато-зелѐный, защитный цвет или
плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани.
Фойе - зал в театре (кинотеатре, клубе) для
пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля, сеанса.
Салями - сорт твѐрдой копчѐной колбасы.
Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.
Цунами - гигантская разрушительная океаническая
волна, возникающая в результате подводного землетрясения или извержения
подводных или островных вулканов. Бра - настенный подсвечник,
светильник.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Задание»№2. Найдите в тексте, пользуясь
составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их.
учащиеся должны были найти(20слов) 20-19 – «5»;18- 15 –«4»;
14-10 –« 3»,меньше 10 слов – «2».
Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик,
проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчѐт
количества несклоняемых существительных, самооценка.
Прошлой весной мадам Анна Викторовна
Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже,
Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а
Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от
своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала
о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к
Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно.
Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого
Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила
стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она
уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как
на будущий год побывает в Монако или в Майами.
Тематическая физминутка:
Если я называю склоняемое сущ. делаете наклон вперед, если
несклоняемое сущ. назад. Начали:
окно (вперед), кофе
(назад), жюри (назад), шоссе (назад), облако (вперед), пианино (назад),
пальто (назад),
|
киви,
(назад), звено (вперѐд), бревно (вперед), кенгуру (назад), серебро (вперѐд),
поле (вперед), море (вперед).
|
Задание №3 «Сломай рифму»
Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом,
поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж.
Перед началом выполнения один учащийся читает стихотворение
выразительно.
1 группа
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный
стол И сидит за доминой
С
шимпанзой и какадой.
|
2группа
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут
польта выдавать.
|
Исправленный вариант:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метро (В.п.)
И поехали в метро (П.п.)
Фильм смотреть о кенгуру (П.п.).
Вот сидим мы с ним в кино (П.п.)
Без пальто (Р.п.) и без кашне (Р.п.),
А вернее, я и ты
Без кашне (Р.п.) и без пальто (Р.п.).
Любит кино (В.П.) детвора,
Если в кино (П.п.) кенгуру (И.п.), Ходит – бродит по
шоссе (Д.п.), Носит в сумке шимпанзе (В.п.).
Кенгуру (И.п.) в кафе (В.п.) зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за домино (Т.п.)
С шимпанзе (Т.п.) и какаду (Т.п.). Вдруг огромная
обезьяна
Стал играть на фортепьяно (П.п.). Тут и взрослый, сняв
пенсне (В.п.), Хохотал на всѐ кино (В.п.).
Интересное кино (И.п.).
Жаль, окончилось оно.
В гардероб пора бежать – Будут пальто (В.п.) выдавать.
4.Задание вставьте в словосочетания подходящие по
смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно,
радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.
Выйти
из
|
,
играть на
|
, гулять без ,
|
Ехать
по
|
,
бутерброд с
|
, приехать на ,
|
Кататься
на
|
,
вынуть из
|
,
слушать по ,
|
Пойти
в
|
,
работать в
|
.
|
Правильно: Выйти из метро, играть на
фортепьяно , гулять без пальто, ехать по шоссе, бутерброд с салями, приехать на
такси, кататься на пони , вынуть из портмоне , слушать по радио, пойти в
кино , работать в ателье . 5. Соедините несклоняемое имя существительное
с его значением:
Манто
|
спортивный
судья (в боксе)
|
Кашне
|
работник
консульства
|
Кашпо
|
выдающийся
музыкант или композитор
|
Жалюзи
|
меховое
широкое женское пальто
|
Атташе
|
декоративный поддон для цветочного горшка
|
Маэстро
|
шторы,
состоящие из жѐстких пластин.
|
V. Подведение итогов Что нового вы узнали на
уроке?
Что понравилось на уроке?
Что было самым интересным?
Что было самым трудным?
VI.Домашнее задание
Используя несклоняемые существительные, составить 5-8
предложений или текст на тему «Кругосветное путешествие» VII.Запасное
задание: упр. 197
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.