Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 7
МО Староминский район, Краснодарский край
УРОК №5
Урок русского языка «Не
с существительными» 6 класс
Материал
подготовила:
учитель
русского языка и литературы
Рубан
Татьяна Ивановна
Тема
урока: «Не с существительными»
Тип
урока: Изучение нового материала
Форма
урока: Комбинированный
Цель
урока: формирование знаний о правописании НЕ с
существительными Задачи урока:
ü изучить условия
слитного и раздельного написания не с существительными и
применять их;
ü развивать
логическое мышление, внимательность, умение работать в группах и
самостоятельно;
ü воспитывать
усердие, аккуратность, бережное отношение к учебным пособиям (учебнику и
раздаточным материалам), воображение, адекватное оценивание товарищей по классу
Оборудование:
компьютер,
проектор, карточки с заданиями, карточки с правилами для
вклеивания в справочник учащимся, шапка магистра наук, презентация по
теме урока
Ход урока:
Этапы
урока
|
Содержание
этапа
|
Задачи
этапа урока
|
1. Организация детей на
занятии
|
Приветствие учащихся.
Организация рабочего
места
|
Создание благоприятной
психологической обстановки
|
2. Формулировка темы
урока, постановка цели урока
|
Побывал я однажды в
стране, Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с
ДОУМЕНИЕМ: Что за ЛЕПОЕ положение!
Но кругом было
тихо-тихо, И во всем была РАЗБЕРИХА.
Мне навстречу без
всякого страха
Шел умытый, причесанный
РЯХА,
А за РЯХОЙ по травке
свежей Шли СУРАЗНЫЙ ДОТЕПА и ВЕЖА
А из школы, взявшись за
ручки, Чинным шагом шли ДОУЧКИ.
И навстречу им утром
рано Улыбалась царевна СМЕЯНА.
Но, конечно, только во
сне Есть страна без частицы НЕ.
(по С.
Бондаренко)
- Ребята,
вам понравилось стихотворение?
- Чего
в нем не хватало?
|
Заинтересовать детей,
создать ситуацию необходимости решения этой проблемы
|
|
-
Как вы думаете, как будет называться тема нашего
урока?
-
Это очень сложная тема, поэтому особенно важно быть
сосредоточенными и внимательными. Сегодня на уроке вам снова предстоит
выступить в роли ученых-языковедов. Вы сами выведете правило правописания не
с существительными.
-
Вы готовы? - Тогда в путь.
|
|
3. Работа в парах
|
-
Вы получаете карточки с материалами для наблюдения и алгоритмом работы
(приложение 1). Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать
выводы, после мы обсудим результаты работы.
Выступление
представителей от групп с оглашением результатов работы.
|
Формировать умение
анализировать языковой материал, делать выводы, воспитывать коммуникативную
культуру учащихся
|
4. Работа с учебником
|
-
Откройте учебники на стр. 95 и прочитайте правило,
соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу
учебника.
-
Итак, мы познакомились с новой орфограммой «Не с
именами существительными».
|
Развивать умение
работать с учебником, умение сравнивать результаты своей работы с правилом
|
5. Физминутка
|
- Давайте
отдохнѐм и поиграем.
|
Восстановить умственную
работоспособность.
|
6. Рефлексия
|
- А
сейчас я предлагаю вам применить данное правило на практике и проверить,
насколько вы его усвоили.
|
Осознание каждым
учащимся того, насколько хорошо он усвоил изучаемый материал
|
Запишите имена
существительные в два столбика: в левый – те, которые без НЕ- не
употребляются, в правый – те, которые употребляются без НЕ и к которым можно
подобрать синоним. Нелепость, недруг, неуклюжесть, невежа, несчастье,
невежда, неприятель, несговорчивость.
|
7. Составление
алгоритма применения правила
|
(приложение 2)
|
Обобщение материала по
новой теме.
|
8. Закрепление по теме
|
Предупредительный
диктант.
-
Я буду читать текст, а вы записываете только существительные с НЕ,
аргументируя выбор слитного или раздельного написания.
Книга
– друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается не
праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над несчастиями
людей, которые страдали от несправедливости, невежества. Мы
любим книги, где герои борются с неправдой.
|
Формировать умение
работать с алгоритмом применения правила для определения слитного или
раздельного написания НЕ и существительными, развивать внимательность, умение
выбирать необходимый языковой материал
|
9. Самооценка
|
–
Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал:
Да (понял), Частично,
Нет (не понял).
Я
усвоил(а) орфограмму «Не с именами суще
|
Формировать
требовательное отношение к своей работе
|
|
ствительными».
•
Я умею находить слово с данной орфограммой.
• Я
отличаю случаи, слитного и раздельного написания НЕ с именами
существительными.
Баллы:
•
Да – 5 баллов
•
Частично – 3 балла Нет
– 0 баллов
Сумма баллов
|
Оценка
|
15 баллов
|
5
|
12–14 баллов
|
4
|
9–11 баллов
|
3
|
3 балла
|
2
|
|
|
9. Итог урока
|
-
Итак, вы сегодня выступали в роли ученых и
самостоятельно вывели правило написания НЕ с существительными. Эта работа
была трудной? Что помогло вам справиться с трудностями?
-
Правильно знания и умения, а ещѐ дружба,
взаимопомощь.
-
Наша задача – довести до автоматизма умение делать
правильный выбор написания НЕ с существительными.
|
Обобщить информацию,
которую получили на уроке.
|
10. Домашнее задание
|
-
Дома
вам нужно будет выучить правило написания НЕ с существительными, выполнить
упр. 238, пользуясь алгоритмом, который мы составили на уроке, повторить
словарные слова
|
Объяснить задание для
самостоятельной работы дома
|
Приложение 1 Материалы
для наблюдения
Прочитайте предложения:
Ненастье задержало наш отъезд.
Внимание солдат
устремилось на неприятеля.
Он говорил не
правду, а ложь. АЛГОРИТМ
НАБЛЮДЕНИЯ
Найдите
существительное, при котором есть НЕ.
Определите, чем
является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной
частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица,
подчеркните раздельное написание).
I.
Проведите
лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения
и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово
без НЕ-?
ВЫВОД № 1:
НЕ- с существительным
пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется
без НЕ.
II.
Замените
слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению
выражением:
НЕПРИЯТЕЛЬ
– ___________________________________________
ВЫВОД № 2:
НЕ- с существительным
пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено
синонимом без НЕ- или близким по значению выражением. III.
Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем
является слово НЕ в данном предложении?
ВЫВОД № 3:
НЕ с существительным
пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является
(чем?)____________________________________. В таком предложении есть
противопоставление с союзом а.
Приложение
2
Алгоритм применения правила правописания
НЕ с именами существительными
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.