Инфоурок Литература КонспектыУрок 5 «Не с существительными»

Урок 5 «Не с существительными»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 7 

МО Староминский район, Краснодарский край

  

УРОК №5  

Урок русского языка  «Не с существительными» 6 класс

Материал подготовила:

учитель русского языка и литературы

Рубан Татьяна Ивановна

 

Тема урока:  «Не с существительными»

Тип урока:    Изучение нового материала

Форма урока:  Комбинированный

Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными Задачи урока:

ü изучить условия слитного и раздельного написания не с существительными и применять их;

ü развивать логическое мышление, внимательность, умение работать в группах и самостоятельно;

ü воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к  учебным пособиям (учебнику и раздаточным материалам), воображение, адекватное оценивание товарищей по классу

Оборудование:  компьютер,   проектор,   карточки   с   заданиями, карточки с        правилами для вклеивания в справочник учащимся, шапка магистра наук,       презентация по теме урока  

Ход урока:

 

Этапы урока

Содержание этапа

 

Задачи этапа урока

 

1. Организация детей на занятии

Приветствие учащихся.

Организация рабочего места         

Создание благоприятной психологической обстановки

2. Формулировка темы урока, постановка цели урока

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНИЕМ: Что за ЛЕПОЕ положение!

Но кругом было тихо-тихо,  И во всем была РАЗБЕРИХА.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный РЯХА,

А за РЯХОЙ по травке свежей Шли СУРАЗНЫЙ ДОТЕПА и ВЕЖА

А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом шли ДОУЧКИ.

И навстречу им утром рано Улыбалась царевна СМЕЯНА.

Но, конечно, только во сне  Есть страна без частицы НЕ.

(по С. Бондаренко)

-  Ребята, вам понравилось стихотворение?

-  Чего в нем не хватало?

Заинтересовать детей, создать ситуацию необходимости решения этой проблемы

 

 

-                      Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

-                      Это очень сложная тема, поэтому особенно важно быть сосредоточенными  и внимательными. Сегодня на уроке вам снова предстоит выступить в роли ученых-языковедов.  Вы сами выведете правило правописания не с существительными.

-                      Вы готовы? - Тогда в путь.

 

 

3. Работа в парах

- Вы получаете карточки с материалами для наблюдения и алгоритмом работы (приложение 1). Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, после  мы обсудим результаты работы.

Выступление представителей от групп с оглашением результатов работы.

 

Формировать умение анализировать языковой материал, делать выводы, воспитывать коммуникативную культуру учащихся

4. Работа с учебником

-                      Откройте учебники на стр. 95 и прочитайте правило, соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника. 

-                      Итак, мы познакомились с новой орфограммой «Не с именами существительными».              

Развивать умение работать с учебником,  умение сравнивать результаты своей работы с правилом

5. Физминутка

- Давайте отдохнѐм и поиграем.

 

 

Восстановить умственную работоспособность.

6. Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам применить данное правило на практике и проверить, насколько вы его усвоили.

Осознание каждым учащимся того, насколько хорошо он усвоил изучаемый материал

Запишите имена существительные в два столбика: в левый – те, которые без НЕ- не употребляются, в правый – те, которые употребляются без НЕ и к которым можно подобрать синоним. Нелепость, недруг, неуклюжесть, невежа, несчастье, невежда, неприятель, несговорчивость. 

 

7. Составление алгоритма применения правила

(приложение 2)

 

 

Обобщение материала по новой теме.

8. Закрепление по теме

Предупредительный  диктант.

- Я буду читать текст, а вы записываете только существительные с НЕ, аргументируя выбор слитного или раздельного  написания.

      Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается не праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над несчастиями людей, которые страдали от несправедливости, невежества. Мы любим книги, где герои борются с неправдой

 

Формировать умение работать с алгоритмом применения правила для определения слитного или раздельного написания НЕ и существительными, развивать внимательность, умение выбирать необходимый языковой материал

9. Самооценка

– Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал: 

 Да (понял), Частично, Нет (не понял). 

Я усвоил(а) орфограмму «Не с именами суще

Формировать требовательное отношение к своей работе

 

ствительными». 

     Я умею находить слово с данной орфограммой. 

     Я отличаю случаи, слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. 

Баллы: 

     Да – 5 баллов 

     Частично – 3 балла  Нет – 0 баллов 

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

5

12–14 баллов

4

9–11 баллов

3

3 балла

2

 

 

9. Итог урока

-                      Итак, вы сегодня выступали в роли ученых и самостоятельно вывели правило написания НЕ с существительными. Эта работа была трудной? Что помогло вам справиться с трудностями? 

-                      Правильно знания и умения, а ещѐ дружба, взаимопомощь.

-                      Наша задача – довести до автоматизма умение делать правильный выбор написания НЕ с существительными.

Обобщить информацию, которую получили на уроке.

10. Домашнее задание

- Дома вам нужно будет выучить правило написания НЕ с существительными, выполнить упр. 238, пользуясь алгоритмом, который мы составили на уроке, повторить словарные слова

 

Объяснить задание для самостоятельной работы дома

 

 

 

 

             

Приложение 1 Материалы для наблюдения

Прочитайте предложения:

Ненастье задержало наш отъезд.

Внимание солдат устремилось на неприятеля

Он говорил не правду, а ложь. АЛГОРИТМ НАБЛЮДЕНИЯ

Найдите существительное, при котором есть НЕ. 

Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка  или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание).

I.                    Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?

 

ВЫВОД № 1

НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно  не употребляется без НЕ.

  

II.                 Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:

НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________________________________

 

ВЫВОД № 2: 

НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.  III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?

 

ВЫВОД № 3: 

НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?)____________________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом   а.

 

             

Приложение 2  

 

 

Алгоритм применения правила правописания

НЕ с именами существительными

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок 5 «Не с существительными»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Не с существительными»Тип урока: Изучение нового материалаФорма урока: КомбинированныйЦель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительнымиЗадачи урока:изучить условия слитного и раздельного написания не с существительными и применять их;развивать логическое мышление, внимательность, умение работать в группах и самостоятельно;воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к учебным пособиям (учебнику и раздаточным материалам), воображение, адекватное оценивание товарищей по классу

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 546 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.03.2020 122
    • PDF 773 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Анастасия Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 326367
    • Всего материалов: 253

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе