Главная / Начальные классы / урок на тему:"Суффикс"

урок на тему:"Суффикс"


Тема урока «Части слова»


Задачи:

-Обобщить знания о частях слова;

-Развивать орфографическую зоркость, умение определять грамматическую основу предложения, части речи;

-Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к предмету, умение доказывать, сравнивать, обобщать; умение работать в парах, в группах;

-Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру учебного труда.

- воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи;

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну;


Цель: обобщение знаний о частях слова


Педагогические технологии:

- личностно-ориентированного обучения

- педагогика сотрудничества (учебный диалог)


Оборудование: разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, схема разбора слова по составу. Листья с записанными однокоренными словами, карточки со схемами для групп.


Тип урока:

Урок повторения и обобщения полученных знаний .


Ход урока:

I.Орг.момент.

Сәлеметсіндермі, балалар. Отырыңдар.Көніл күйініз қалай?


II.Эмоциональный настрой

Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь.


Прочитайте высказывание. Думаю, смысл его вам понятен.


УМНЫЙ НЕ ТОТ, КТО НЕ СОВЕРШАЕТ ОШИБОК, А ТОТ, КТО УМЕЕТ ИХ ИСПРАВЛЯТЬ.


  • На сегодняшнем уроке вы будете не только предупреждать ошибки, но стараться не совершать их в будущем.


К вам на урок я пришла вот с таким чудесным настроением и думаю, что у нас все получится. (вешаю на доску солнышко )

-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение.


III.Оформление тетрадей.

А)Запись числа.

Б)Минутка чистописания.


Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова : "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и", суффикс в слове грибок – «ок».)


IV. Сообщение темы и цели урока.


На доске запись. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).


ВЗБРТКЧАСТИРЕЬДНРВРПАЛО


ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП


Ответ: "Части слова".


V. Работа в парах.

А)Учитель. Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.

Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.


Б) Дифференцированная работа:

Побери из перечисленных слов, слова подходящие к данной схеме:


1 группа – корень + окончание. Зима, дорожка, сугроб, корзинка, домишко

Составьте слова по заданным схемам:

2 группа – корень + суффикс + окончание

3 группа – приставка + корень + суффикс + окончание


V.Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.


Назови слова, у которых корень совпадает с основой. Если вы правильно назовёте слова, сложите их по порядку на обратных сторонах прочтёте предложение. (Қазақстан Тәуелсіз мемлекет.)


1. Хлеб 4. Страна

2. Радуга 5.Домик

3. Подвоз 6.Книжка

(хлеб, радуга, страна)


Объясни свой выбор

Қазақстан Тәуелсіз мемлекет.

(Казахстан – независимое государство)

Беседа.

-Когда Казахстан стал независимым государством?

-Как вы понимаете слово «независимое» (свой Президент, государственная символика и т. д.)


VI. Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.


-Физминутка.

Выросли деревья в поле…


Два дерева ( 1-е – вода, 2- водить)

Перед вами два дерева. А их листья у вас на партах. Определите, с какого дерева они упали. Подойдите к доске и прикрепите листья к нужному дереву.


Учащиеся выходят и крепят листья к нужному дереву. На листьях слова: водопад, провод, водолаз, заводной, паводок, водитель, водокачка, заводить, водяной, водоем, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.


Проверьте, все ли листья попали на свое дерево?

А вот один листок упал на мой стол. Какое слово на нем написано? (водопровод) С какого дерева он упал? Докажите.


VII. Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

Найди слова с приставками: Работа в парах.

1. (за)брать 6. (в)окно

2. (у)летать 7. (за)грибами

3. (с)правиться 8. (с)другом

4. (на)правлять 9. (до)бежать

5. (до)дороги 10. (на)родину


VIII. 3а корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.


Запись на доске и в тетрадях. Выделение суффиксов.

1.Преврати большой дом в маленький. (домик)

2.Преврати большую табуретку в маленькую. (табуреточка)

3. Назови глупого человека ласково. (глупенький)

4. Преврати слово «трактор» в человека. (тракторист)

5. Преврати слово «стол» в комнату. (столовая)

6. Преврати слово «рыба» в человека. (рыбак)

7. Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)


Назови детёнышей животных: лось, волк, ёж, заяц, лиса, мышь, тигр

Объяснение учащимися написания суффикса


Физминутка

« Слово суффикс – от латинского языка приколоченный.

Часть, подставленная к корню с правой стороны».


Физминутка

Сценка «В стране словообразования»

Ведущий: Послушайте сказку: «Живут на свете удивительные части слова. И имена у них удивительные и загадочные, например, - суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: -оньк, -еньк, -знь. Иногда словно стучат каблучками: -ек, -ик, -чик, -инк. Иногда поют, как птички: -чив, -лив, -чив, -лив! А бывает, будто просят о чем-то: -н..., -льн... Суффиксы жили и с приставками дружили, и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выразить значение слова.

Приставки: Ну как вы не понимаете. Возьмём слово Выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы: Конечно, нужны и очень много! Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник. Смотрите, как значительны в этих словах суффиксы! Захотим – деревьев станет меньше, А вот уже нет никаких деревьев. А вот и человек, который охраняет лес. И всё это совершили мы – суффиксы.

Приставки: Зато если мы хотим сказать что-то очень-очень, ну просто преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят: прехорошенький, преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суффиксы: А зато с суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Катя, а Катенька!

Ведущий: Спорили, спорили приставки и суффиксы и чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень: Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-то без меня сказать!

Ведущий: Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, так у них ничего не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень: За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите и стоять вы будете от меня по разные стороны. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы ваас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок – вот такая: , у суффиксов – другая:

А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:

Ведущий: Тут всем спорам конец пришёл. Да и времени нет – слов на свете много, работы всем частям слова хватает.


9. Мини-тест:

1 группа ( сильные уч-ся)

1.Выбери слова, которые не имеют окончания:

1) кофе 4) эскимо

2) сад 5) солнце
3)конь 6) такси

2.Какое слово - “лишнее”?

1) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

2) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

3) 1. Легонько 2. Легковой 3. Залегать 4.облегчать

3.Укажи приставку, с помощью которой можно придать

слову противоположное значение:

1. Выезд 1) под-

2. Выиграть 2) в-

3. Приезжать 3) за-

4. Отбежать 4) про-

5. Открыть 5) у-

2 группа

1) часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов - __________________

2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов

в предложении- ___________________

3) часть слова, которая является общей для родственных слов- __________________

4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов - _________________

5) часть слова без окончания - _______________

2.Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание

3.Найди чужака, пришедшего к «словам-родственникам»

1) смешной, смешинка, смешить, смешать

2) побелить, белка, белый

3) лето, летать, лётчик


3 группа

1.1) часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов - __________________

2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов

в предложении- ___________________

3) часть слова, которая является общей для родственных слов- __________________

4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов - _________________

5) часть слова без окончания - _______________

2.Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание

3.Какое слово - “лишнее”?

1) лето, летать, летательный, лётчик

2) ночка, ночной, ноченька, одиночка

3) смешной, смешинка, смешить, смешать


Какие слова не имеют окончания

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди.


X.Домашнее задание Подобрать группу однокоренных слов и составить предложения с двумя из них.


XI. Итог урока

Задание: составить слово по подсказкам:

1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.

2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).

3. В приставке две буквы "е" (пере-).

4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).

5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка".

Балалар, бүгін сабақта өте жақсы жұмыс істедіңдер, рахмет. (Сегодня на уроке вы хорошо поработали и получаете следующие оценки...)

Сабақ, бетті (Урок окончен). Сау болыңдар

Үзіліске шығындар (Можете идти на перемену) - урок окончен, отдыхайте.


урок на тему:"Суффикс"
  • Начальные классы
Описание:

Задачи:

-Обобщить знания о частях слова;

-Развивать орфографическую зоркость, умение определять грамматическую основу предложения, части речи;

-Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к предмету, умение доказывать, сравнивать, обобщать; умение работать в парах, в группах;

-Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру учебного труда.

- воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи;

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну;

Цель: обобщение знаний о частях слова

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированного обучения

- педагогика сотрудничества (учебный диалог)

Автор Маркштедер Оксана Григорьевна
Дата добавления 31.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1729
Номер материала 59794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓