Инфоурок Физика КонспектыУрок на тему:"Определение показателя преломления стекла"

Урок на тему:"Определение показателя преломления стекла"

Скачать материал

Казахстан. г. Уральск

СОШ № 20.

Пак Марина Николаевна, учитель физики.

 

Урок решения задач и подготовки к выполнению лабораторной работы на тему: «Определение показателя преломления стекла». 11 класс.

Цели урока: 

Образовательные:                                                                                                                              - обобщить, систематизировать, закрепить знание законов распространения света;                                                                                                                                 - научить применять полученные знания при решении задач;

- подготовить учащихся к выполнению лабораторной работы № 2;

- отработать метод определения показателя преломления стекла, предлагаемый лабораторной работой;

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, умения анализировать полученный результат;

- развивать умение делать выводы по результатам своей деятельности;

- умение концентрировать внимание при построении чертежа.

Воспитательные:

- воспитание сотрудничества на уроке;

- работе в коллективе;

- развитие познавательного интереса при изучении физики.

 

Тип урока:  урок обобщения, систематизации и закрепление знаний  при решение задач.

 

Ход урока.

I.                   Организационный момент:

Приветствие, сообщение темы, постановка целей и задач.

    II.        Подготовка к работе (повторение основных понятий и законов распространения света). На интерактивную доску проецируется рисунок и вопросы, на которые учащимся предлагается дать ответы.  Правильные ответы выводятся на доску последовательно.

а)  как называется линия ?

б)  как называется точка ?

в)  дать определение луча ?

г)  что собой представляет ?

д)  дать определение угла ?

е)  дать определение луча?                                                

ж)  дать определение угла?

з) сформулировать законы преломления?

и) дать характеристику прозрачных сред?

к)  сравните угол и  при переходе  из

    одной среды в другую?

 

Ответы: а) - граница раздела двух сред.

               б) О – точка падения луча на  (границе раздела двух сред)

               в)  - падающий луч в точку на (границу раздела двух сред)

               г) - перпендикуляр в (.) на (границе раздела двух сред)

               д)  - угол падения (угол между падающим лучом  и  в (.)                на ).

               е) - преломленный луч.

               ж)  - угол преломления (угол между преломленным лучом  и  в (.)  на ).

               з) I.  и  в (.)  на  - лежат в одной плоскости  (падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр, восстановленный в точке падения на границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости).

                 II.             .

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред.

                и) I (воздух)  среда с большим  - оптически более      плотная (б.п.с).                

                    II (стекло) среда с меньшим  - оптически менее плотная (м.п.с).

                 к) при переходе из м.п.с   в   б.п.с   >

                     при переходе из б.п.с  в   м.п.с    <

 

III.     Решение задач   № 1442  и № 1444 из сборника задач под редакцией Степановой  Г.Н.

 

№1442. Прямоугольная стеклянная пластинка толщиной 4 см имеет показатель преломления 1,6. На её поверхность падает луч света под углом 55о . определите на сколько сместится луч после выхода из пластинки в воздух.

1-ый способ решения.

           

                            

                           

                              

            >                                                                                                                                                              >        

                      

             

            2-ой способ решения (решение методом, предложенным в лабораторной работе №2 «определение показателя преломления стекла»).

Обратить внимание: все обозначения на чертеже должны соответствовать рисунку, предложенному в лабораторной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

      ;;  

Обратить внимание: полученное значение показателя преломления  равен  показателю преломления данному по условию задачи!!!

 Такой же результат получим при расчете показателя преломления по закону преломления:

Обратить внимание: измерив величину смещения луча после выхода из пластинки в воздух убедимся, что она точно соответствует  значению ( ), рассчитанному первым способом.

 

Все результаты целесообразно оформить в таблице, что позволяет сконцентрировать внимание учащихся на том, что все способы решения дают одинаковые результаты.

 

 

 

 

Задача № 1444

Узкий параллельный пучок света падает на плоскопараллельную стеклянную пластинку под углом α , синус которого равен 0,8. Вышедший из пластинки пучок  оказался смещенным относительно продолжения падающего пучка на расстояние  2 см.  Какова  толщина пластинки, если показатель преломления стекла равен 1,7?

 

1-ый способ решения.

        

           

             

                ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                   

                          >                                   

               >

                          

 

       5.          

 

 

 2-ой способ решения (решение методом, предложенным в лабораторной работе №2 «определение показателя преломления стекла»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Измерения:

 

            ;        ;      ;   

 

 

Успешная работа при решении предложенных задач данными способами позволяет обобщить, систематизировать, а также  прочно закрепить знания законов распространения света в однородной среде и при переходе из одной прозрачной среды в другую. Какими бы способами не производился расчет, показатель преломления для данных двух сред всегда одинаковый.  Кроме того при выполнении лабораторной работы «Определение показателя преломления стекла » ученики не испытывают трудностей в построении чертежа,  получают хорошие результаты и делают правильные выводы!!!

 

Дидактические средства :

1.     мультимедийный проектор

2.     компьютер

3.     учебник

4.     сборник задач по физике . Для 9-11 классов. Составитель  Г.Н. Степанова.

 

Дома: решить задачу № 1447 –С, подготовить бланк отчета для выполнения лабораторной работы №2.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему:"Определение показателя преломления стекла""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Определение показателя преломления стекла». 11 класс.Цели урока: Образовательные: - обобщить, систематизировать, закрепить знание законов распространения света; - научить применять полученные знания при решении задач;- подготовить учащихся к выполнению лабораторной работы № 2;- отработать метод определения показателя преломления стекла, предлагаемый лабораторной работой;Развивающие:- способствовать развитию логического мышления, умения анализировать полученный результат;- развивать умение делать выводы по результатам своей деятельности;- умение концентрировать внимание при построении чертежа.Воспитательные: - воспитание сотрудничества на уроке;- работе в коллективе;- развитие познавательного интереса при изучении физики.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.01.2020 440
    • DOCX 613.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сутырина Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сутырина Елена Викторовна
    Сутырина Елена Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90063
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции