Казахстан. г.
Уральск
СОШ № 20.
Пак Марина
Николаевна, учитель физики.
Урок
решения задач и подготовки к выполнению лабораторной работы на тему: «Определение
показателя преломления стекла». 11 класс.
Цели
урока:
Образовательные:
- обобщить, систематизировать, закрепить знание законов распространения
света; -
научить применять полученные знания при решении задач;
- подготовить
учащихся к выполнению лабораторной работы № 2;
- отработать метод
определения показателя преломления стекла, предлагаемый лабораторной работой;
Развивающие:
- способствовать
развитию логического мышления, умения анализировать полученный результат;
- развивать умение
делать выводы по результатам своей деятельности;
- умение
концентрировать внимание при построении чертежа.
Воспитательные:
- воспитание
сотрудничества на уроке;
- работе в
коллективе;
- развитие
познавательного интереса при изучении физики.
Тип урока: урок
обобщения, систематизации и закрепление знаний при решение задач.
Ход
урока.
I.
Организационный
момент:
Приветствие,
сообщение темы, постановка целей и задач.
II. Подготовка к работе
(повторение основных понятий и законов распространения света). На интерактивную
доску проецируется рисунок и вопросы, на которые учащимся предлагается дать
ответы. Правильные ответы выводятся на доску последовательно.
а) как называется
линия ?
б) как называется
точка ?
в) дать
определение луча ?
г) что собой
представляет ?
д) дать
определение угла ?
е) дать
определение луча?
ж) дать
определение угла?
з) сформулировать
законы преломления?
и) дать
характеристику прозрачных сред?
к) сравните угол и при
переходе из
одной среды в
другую?
Ответы: а) - граница раздела двух сред.
б)
О – точка падения луча на (границе раздела двух
сред)
в) - падающий луч в точку на (границу
раздела двух сред)
г) - перпендикуляр в (.) на (границе
раздела двух сред)
д) - угол падения (угол между падающим
лучом и в (.)
на ).
е) - преломленный луч.
ж) - угол преломления (угол между
преломленным лучом и в (.)
на ).
з) I. , и в (.) на
- лежат в одной плоскости (падающий
луч, преломленный луч и перпендикуляр, восстановленный в точке падения на
границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости).
II. .
Отношение синуса
угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух
сред.
и)
I (воздух) среда с большим - оптически более плотная
(б.п.с).
II (стекло)
среда с меньшим -
оптически менее плотная (м.п.с).
к) при переходе из м.п.с в б.п.с >
при переходе из б.п.с в м.п.с <
III. Решение задач № 1442 и №
1444 из сборника задач под редакцией Степановой Г.Н.
№1442. Прямоугольная стеклянная пластинка
толщиной 4 см имеет показатель преломления 1,6. На её поверхность падает луч
света под углом 55о . определите на сколько сместится луч после
выхода из пластинки в воздух.
1-ый способ решения.
>
>
2-ой
способ решения (решение методом, предложенным в лабораторной работе №2
«определение показателя преломления стекла»).
Обратить внимание: все обозначения
на чертеже должны соответствовать рисунку, предложенному в лабораторной работе
;;
Обратить
внимание:
полученное значение показателя преломления равен
показателю преломления данному по условию задачи!!!
Такой же
результат получим при расчете показателя преломления по закону преломления:
Обратить
внимание:
измерив величину смещения луча после выхода из пластинки в воздух убедимся, что
она точно соответствует значению ( ), рассчитанному
первым способом.
Все результаты
целесообразно оформить в таблице, что позволяет сконцентрировать внимание
учащихся на том, что все способы решения дают одинаковые результаты.
Задача № 1444
Узкий параллельный
пучок света падает на плоскопараллельную стеклянную пластинку под углом α ,
синус которого равен 0,8. Вышедший из пластинки пучок оказался смещенным
относительно продолжения падающего пучка на расстояние 2 см. Какова толщина
пластинки, если показатель преломления стекла равен 1,7?
1-ый способ
решения.
;
;
>
>
5.
2-ой способ
решения (решение методом, предложенным в лабораторной работе №2 «определение
показателя преломления стекла»).
Измерения:; ;
;
; ;
Успешная работа
при решении предложенных задач данными способами позволяет обобщить,
систематизировать, а также прочно закрепить знания законов распространения
света в однородной среде и при переходе из одной прозрачной среды в другую.
Какими бы способами не производился расчет, показатель преломления для данных
двух сред всегда одинаковый. Кроме того при выполнении лабораторной работы
«Определение показателя преломления стекла » ученики не испытывают трудностей в
построении чертежа, получают хорошие результаты и делают правильные выводы!!!
Дидактические
средства :
1. мультимедийный
проектор
2. компьютер
3. учебник
4. сборник
задач по физике . Для 9-11 классов. Составитель Г.Н. Степанова.
Дома: решить
задачу № 1447 –С, подготовить бланк отчета для выполнения лабораторной работы
№2.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.