Главная / Физика / урок на тему:"Определение показателя преломления стекла"

урок на тему:"Определение показателя преломления стекла"

hello_html_m32e5e6d0.gifhello_html_m6f09ef7a.gifhello_html_m4bb39dad.gifhello_html_3445618a.gifhello_html_m1e217bfa.gifКазахстан. г. Уральск

СОШ № 20.

Пак Марина Николаевна, учитель физики.


Урок решения задач и подготовки к выполнению лабораторной работы на тему: «Определение показателя преломления стекла». 11 класс.

Цели урока:

Образовательные: - обобщить, систематизировать, закрепить знание законов распространения света; - научить применять полученные знания при решении задач;

- подготовить учащихся к выполнению лабораторной работы № 2;

- отработать метод определения показателя преломления стекла, предлагаемый лабораторной работой;

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, умения анализировать полученный результат;

- развивать умение делать выводы по результатам своей деятельности;

- умение концентрировать внимание при построении чертежа.

Воспитательные:

- воспитание сотрудничества на уроке;

- работе в коллективе;

- развитие познавательного интереса при изучении физики.


Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепление знаний при решение задач.


Ход урока.

  1. Организационный момент:

Приветствие, сообщение темы, постановка целей и задач.

II. Подготовка к работе (повторение основных понятий и законов распространения света). На интерактивную доску проецируется рисунок и вопросы, на которые учащимся предлагается дать ответы. Правильные ответы выводятся на доску последовательно.C:\Users\comps\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\рис2 - 0001.jpg

а) как называется линия hello_html_1e2d009c.gif?

б) как называется точка hello_html_m7fb1af8e.gif?

в) дать определение луча hello_html_m2e853530.gif?

г) что собой представляет hello_html_7cfc768f.gif?

д) дать определение угла hello_html_6e1c5f2.gif?

е) дать определение лучаhello_html_m749ad65b.gif?

ж) дать определение углаhello_html_m202e398.gif?

з) сформулировать законы преломления?

и) дать характеристику прозрачных сред?

к) сравните угол hello_html_m17c0599a.gifи hello_html_m7e91be2b.gif при переходе из

одной среды в другую?


Ответы: а) hello_html_1e2d009c.gif- граница раздела двух сред.

б) О – точка падения луча на hello_html_1e2d009c.gif (границе раздела двух сред)

в) hello_html_m2e853530.gif - падающий луч в точку hello_html_m7fb1af8e.gifна hello_html_1e2d009c.gif(границу раздела двух сред)

г) hello_html_7cfc768f.gif- перпендикуляр в (.) hello_html_m7fb1af8e.gifна hello_html_1e2d009c.gif(границе раздела двух сред)

д) hello_html_6e1c5f2.gif - угол падения (угол между падающим лучом hello_html_m2e853530.gif и hello_html_m7532947c.gif в (.) hello_html_m7fb1af8e.gif на hello_html_1e2d009c.gif).

е) hello_html_m749ad65b.gif- преломленный луч.

ж) hello_html_m202e398.gif - угол преломления (угол между преломленным лучом hello_html_m749ad65b.gif и hello_html_m7532947c.gif в (.) hello_html_m7fb1af8e.gif на hello_html_1e2d009c.gif).

з) I. hello_html_m2e853530.gif, hello_html_m749ad65b.gif и hello_html_m7532947c.gif в (.) hello_html_m7fb1af8e.gif на hello_html_1e2d009c.gif - лежат в одной плоскости (падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр, восстановленный в точке падения на границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости).

II. hello_html_m6a48f5e5.gif hello_html_m4195f16.gifhello_html_165f4685.gif.

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред.

и) I (воздух) среда с большим hello_html_m4195f16.gifhello_html_165f4685.gif- оптически более плотная (б.п.с).

II (стекло) среда с меньшим hello_html_m4195f16.gifhello_html_165f4685.gif- оптически менее плотная (м.п.с).

к) при переходе из м.п.с в б.п.с hello_html_m17c0599a.gif > hello_html_m7e91be2b.gif

при переходе из б.п.с в м.п.с hello_html_m17c0599a.gif < hello_html_m7e91be2b.gif


III. Решение задач № 1442 и № 1444 из сборника задач под редакцией Степановой Г.Н.


1442. Прямоугольная стеклянная пластинка толщиной 4 см имеет показатель преломления 1,6. На её поверхность падает луч света под углом 55о . определите на сколько сместится луч после выхода из пластинки в воздух.

1-ый способ решения.

hello_html_33c19080.gif

hello_html_m3d761f9b.gifhello_html_m635fd7af.gifhello_html_m2e7d285.gifhello_html_5f2092b4.gif

hello_html_71647a4d.gifhello_html_m734d5320.gif

hello_html_m311ea9cd.gifhello_html_m2cd7c02f.gif

hello_html_5ec298e.gifhello_html_m20066a0a.gif

hello_html_m17c0599a.gif>hello_html_m7e91be2b.gif hello_html_670042ea.gif hello_html_mf5d36b9.gif>hello_html_m6879f82b.gifhello_html_78961ffb.gif

hello_html_m355f2394.gif

hello_html_m16dd925a.gif

2-ой способ решения (решение методом, предложенным в лабораторной работе №2 «определение показателя преломления стекла»).

Обратить внимание: все обозначения на чертеже должны соответствовать рисунку, предложенному в лабораторной работеC:\Users\comps\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\рис2 - 0002.jpg



















hello_html_m2e7d285.gifhello_html_61d35e9d.gifhello_html_macbe146.gifhello_html_2ed00bac.gifhello_html_mb624402.gif

hello_html_m3b8ce10a.gifhello_html_m6cf5b6f2.gifhello_html_m73f5422a.gifhello_html_m3380679d.gif;hello_html_m27739594.gif; hello_html_m44a53891.gifhello_html_888c004.gif

Обратить внимание: полученное значение показателя преломления hello_html_m5be22a7a.gif равен показателю преломления данному по условию задачи!!!

Такой же результат получим при расчете показателя преломления по закону преломления: hello_html_606b22e0.gif

Обратить внимание: измерив величину смещения луча после выхода из пластинки в воздух убедимся, что она точно соответствует значению ( hello_html_3cab5090.gif), рассчитанному первым способом.


Все результаты целесообразно оформить в таблице, что позволяет сконцентрировать внимание учащихся на том, что все способы решения дают одинаковые результаты.



hello_html_m17c0599a.gif

hello_html_m7e91be2b.gif

hello_html_7836b05d.gifhello_html_m61c8a752.gif

hello_html_2bf38e2d.gif

hello_html_m468af310.gifhello_html_6647018.gif

hello_html_e233877.gif

hello_html_m58d24b02.gif

hello_html_f711b71.gifhello_html_m61c8a752.gif

hello_html_539c2232.gifhello_html_m61c8a752.gif

hello_html_18a0c46f.gif

hello_html_1a1ba485.gif

hello_html_m5bc9bc0e.gif

hello_html_m2b99f2fa.gif

hello_html_m1f9fddc9.gif

hello_html_m15c43bdc.gif

hello_html_m56578d14.gif

hello_html_2e761977.gif

hello_html_39b926ac.gif

hello_html_m1f9fddc9.gif

hello_html_m26310f54.gif

hello_html_1985d41.gif

hello_html_4e4a19b8.gif



Задача № 1444

Узкий параллельный пучок света падает на плоскопараллельную стеклянную пластинку под углом α , синус которого равен 0,8. Вышедший из пластинки пучок оказался смещенным относительно продолжения падающего пучка на расстояние 2 см. Какова толщина пластинки, если показатель преломления стекла равен 1,7?


1-ый способ решения.

hello_html_33c19080.gif

hello_html_m449826a3.gifhello_html_m2e7d285.gifhello_html_7ec3f936.gif

hello_html_b1394cf.gifhello_html_mcdc9bb1.gifhello_html_m5dbb0787.gif

hello_html_cacc318.gifhello_html_m3b8ce10a.gifhello_html_m6ebbeb9e.gif; hello_html_m66e0e4c6.gif

hello_html_m720cf24a.gifhello_html_m73f5422a.gifhello_html_2e00e976.gif; hello_html_4a6cad64.gif

hello_html_m17c0599a.gif> hello_html_m7e91be2b.gif

hello_html_8b83501.gifhello_html_4dc4382f.gif> hello_html_m7d01157d.gifhello_html_m2ea625b2.gif

hello_html_m355f2394.gif


5. hello_html_5f2092b4.gif hello_html_5d16cfa7.gif hello_html_m616600ed.gif

hello_html_130d1503.gifhello_html_m1a3aff3b.gif



2-ой способ решения (решение методом, предложенным в лабораторной работе №2 «определение показателя преломления стекла»).

C:\Users\comps\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\рис3 - 0003.jpg



















Измерения:hello_html_m6a756d96.gif; hello_html_m101deb.gif; hello_html_3cab5090.gif


hello_html_1a1ba485.gif; hello_html_58b61b9f.gif; hello_html_18a0c46f.gif; hello_html_m725bacfc.gif


hello_html_m17c0599a.gif

hello_html_m7e91be2b.gif

hello_html_7836b05d.gifhello_html_m61c8a752.gif

hello_html_2bf38e2d.gif

hello_html_m468af310.gifhello_html_6647018.gif

hello_html_e233877.gif

hello_html_m58d24b02.gif

hello_html_f711b71.gifhello_html_m61c8a752.gif

hello_html_539c2232.gifhello_html_m61c8a752.gif

hello_html_18a0c46f.gif

hello_html_1a1ba485.gif

hello_html_4dc4382f.gif

hello_html_m7d01157d.gif

hello_html_69da8523.gif

hello_html_298c5045.gif

hello_html_m56578d14.gif

hello_html_b3a05e7.gif

hello_html_6693b522.gif

hello_html_38f0c8b1.gif

hello_html_m2e251f00.gif

hello_html_m725bacfc.gif

hello_html_58b61b9f.gif


Успешная работа при решении предложенных задач данными способами позволяет обобщить, систематизировать, а также прочно закрепить знания законов распространения света в однородной среде и при переходе из одной прозрачной среды в другую. Какими бы способами не производился расчет, показатель преломления для данных двух сред всегда одинаковый. Кроме того при выполнении лабораторной работы «Определение показателя преломления стекла » ученики не испытывают трудностей в построении чертежа, получают хорошие результаты и делают правильные выводы!!!


Дидактические средства :

  1. мультимедийный проектор

  2. компьютер

  3. учебник

  4. сборник задач по физике . Для 9-11 классов. Составитель Г.Н. Степанова.


Дома: решить задачу № 1447 –С, подготовить бланк отчета для выполнения лабораторной работы №2.




урок на тему:"Определение показателя преломления стекла"
  • Физика
Описание:

«Определение показателя преломления стекла». 11 класс.

Цели урока:

Образовательные: - обобщить, систематизировать, закрепить знание законов распространения света; - научить применять полученные знания при решении задач;

- подготовить учащихся к выполнению лабораторной работы № 2;

- отработать метод определения показателя преломления стекла, предлагаемый лабораторной работой;

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, умения анализировать полученный результат;

- развивать умение делать выводы по результатам своей деятельности;

- умение концентрировать внимание при построении чертежа.

Воспитательные:

- воспитание сотрудничества на уроке;

- работе в коллективе;

- развитие познавательного интереса при изучении физики.

Автор Пак Марина Николаевна
Дата добавления 29.04.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1507
Номер материала 58583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓