9класс.
Раздел: Технология ручной и механической обработки древесины
и древесных материалов.
Тема: Конструирование и изготовление изделий
из древесины. Изготовление подцветочника.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами
конструирования и изготовления изделий из древесины.
Задачи: Обучающая: обеспечить
усвоение учащимися приёмов изготовления изделий из
древесины ручным инструментом и на токарном станке СТД-120.
Воспитательная: воспитывать у учащихся способность к
творчеству.
Развивающая: способствовать развитию навыков применять знания
на практике.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: устный опрос,
рассказ, Демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Ход урока.
1.Организационно-подготовительная часть.
Приветствие
учителя, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку, сообщение темы ,
цели и задачи урока.
2. Теоретическая часть.
Конструирование-
это один из этапов создания изделия
В
школьных мастерских также можно конструировать и изготавливать разные изделия
из древесины или древесных материалов. При конструировании обязательно
учитывают следующее; прочность,
надёжность, технологичность, экономичность.
Подцветочники
можно изготавливать одностоечные, трёхстоечные, четырёхстоечные,
восьмистоечные, девятистоечные.
Для
изготовления нашего изделия нам понадобятся; бруски 50*50 мм, ЛДСП 500*900 мм(основание
в виде овала),ЛДСП диаметром 600 мм(основание в виде трёх лепестков), ЛДСП 250*250
мм, клей ПВА, саморезы 50 мм.( можно размер выбирать по своему усмотрению или
по тому какой имеется в школе материал, на усмотрение учителя).
Инструменты: станки СТД-120,сверлильный станок,
эл. лобзик, свёрла «пёрки» -25-30 мм, стамески для черновой и чистовой
обработки древесины, шлифовальная шкурка крупной и мелкой зернистости, войлок.
(фото №1)
(фото №2)
Берём
картон размечаем осевые линии и строим ромб, а дальше строим овал ( применяем
черчение- построение овала).( фото- 1).Также можно на картоне построить
окружность диаметром 600 мм, а затем разделив на три части и применяя
сопряжения построить основание подцветочника в виде трёх лепестков под три
стойки ( фото-2). На осевых линиях размечаем отверстия под стойки первая стойка
высотой 250 мм, вторая стойка 350 мм, третья 450 мм. Количество стоек (овал) можно
выбирать по своему усмотрению от 4 до 8 или 9.Передние стойки высотой 250 мм, средние
350 мм, задние 450мм. С картона вырезаем шаблон овала или трёх лепесткового
основания прикладываем к ЛДСП, обводим карандашом. С помощью электрического лобзика
вырезаем основание, торцы обрабатываем шлифовальной шкуркой.
С помощью керна намечаем точки сверления и
на сверлильном станке сверлим отверстия под стойки, отверстия просверливаем
сквозные .Первый этап изготовления нашего изделия мы закончили и приступаем к
изготовлению крышек на которые устанавливаются горшки с цветами. Берём ЛДСП
250*250 мм ,проводим по диагонали прямые и находим центр. С помощью циркуля
вычерчиваем окружность диаметром 180- 220 мм. Затем с помощью электрического лобзика
вырезаем по окружности и получаем круглую крышку, обрабатываем с помощью
шлифовальной шкурки торцы полученной детали. В центре просверливаем отверстие
диаметром 25- 30 мм на глубину 10 мм. Все размеры контролируем с помощью
штангенциркуля и кронциркуля.
Точение
конических и фасонных поверхностей стоек – диаметр стоек 38- 40 мм.
Углубления
диаметр -30 -32мм.
Вытачивание
стоек.
Высота
передних стоек – 250 мм.
Высота
средних стоек – 350 мм.
Высота
задних стоек – 450 мм.
Точение ножек подцветочника.
Высота ножек -100
мм.
Каждый
учитель в праве сам выбирать какой вид древесины применять для изготовления
стоек. Мы применяем древесину берёзы и сосны, так как в нашей зоне преобладает
в основном берёза. Эта древесина хорошо подвергается обработке.
Берём
брусок диаметром 50*50 мм, данную заготовку называют болванкой. На болванке припуск
по длине 50-70 мм и 10- 15 мм по диаметру. На торцах по диагонали проводят
линии, в точках пересечения ставят циркуль и проводят окружность. Затем
закрепляем болванку в зажимах столярного верстака. С помощью рубанка строгаем
рёбра так, чтобы в сечении получился восьмигранник. На одном торце ножовкой
делают пропил для крепления в трезубце, на втором накернивают кернером
углубление для центра задней бабки и смазывают литолом.
Точение
проводить надо с помощью различных стамесок для черновой и чистовой обработки,
затем с помощью шлифовальной шкурки и войлока полируем изделие. Готовые стойки
покрываем лаком, цвет лака выбирается по своему усмотрению.
Точно
также вытачиваем ножки высотой 100 мм, диаметром 38-40 мм. Готовые ножки
покрываем лаком, цвет по усмотрению учителя.
3. Практическая часть.
Вводный инструктаж.
Сконструируйте
несколько вариантов одного и того же изделия из древесины.
Выполнить
технические рисунки лучшего изделия и чертежи деталей.
Продумайте,
будет ли данное изделие прочным, надёжным, технологичным.
Правила техники безопасности.
1)Необходимо
соблюдать общие правила техники безопасности, работать только исправным и
остро заточенным инструментом.
2)
Соблюдать меры предосторожности при работе с эл. лобзиком.
3)
Надёжно закреплять заготовки в станке и верстаке.
4)
Быть осторожным при сверлении отверстий и при работе стамесками.
5)
Нельзя сдувать стружку и сметать рукой, пользоваться только щёткой.
Текущий инструктаж.
Для
выполнения задания учащихся разбить на звенья и поставить перед ними задачу.
Одно
звено работает над изготовлением основания и крышек. Второе вытачивает на
токарном станке стойки и ножки.
1)
Самостоятельное выполнение учащимися задания.
2)
Текущие наблюдения учителя за работой учащихся.
3)
Контроль за соблюдением правил техники безопасности.
4)
Ответы на возникающие вопросы в процессе работы.
5)
Проверка правильности выполнения задания и помощь в процессе работы.
6)
Сборка деталей в изделие (Покрыть стойки лаком, установить их с помощью клея в
свои гнёзда, затем крышки с помощью клея и саморезов закрепить на стойках. Установить
ножки снизу основания. С помощью клея и саморезов закрепить их).
Заключительный инструктаж.
Оценка
результатов работы учащихся.
Выбор
лучших работ.
Разбор
допущенных ошибок и анализ причин.
4. Итоговая часть.
Установка
на следующий урок. На следующем уроке мы продолжим работу по изготовлению
данного изделия из древесины- подцветочника.
Учащиеся
получат представление о процессе конструирования и изготовления изделий из
различных древесных материалов.
5. Домашнее задание:
Повторить
пройденный материал.
Если
дома есть подцветочники, изучить как они изготовлены.
Прочитать
параграф 4 в учебнике.
Литература:
учебник технологии (9 класс),авторы: Е.В.Ермилова, Н.М. Адамкулов, И.А.
Товченик
Токарное творчество, авторы: А.Е. Глозман, Е.С. Глозман.
Учебник черчения (9 класс), авторы: В.В. Никитенко, В.Б. Кульбаева,
Р.М. Мухамадеева.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.