Инфоурок Информатика КонспектыУрок на тему "Строчные величины в Паскале"

Урок на тему "Строчные величины в Паскале"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ СТРОКИ презнтация к уроку.pptx

Скачать материал "Урок на тему "Строчные величины в Паскале""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • СТРОКИЯзык программирования Паскаль

    1 слайд

    СТРОКИ
    Язык программирования Паскаль

  • Количество символов в строке называется ее длиной.
 Длина строки может лежать...

    2 слайд

    Количество символов в строке называется ее длиной.
    Длина строки может лежать в диапазоне от 0 до 255.
    Например, строка ‘Мама мыла раму.’ имеет длину = 15.

    Строка – последовательность символов, заключенная в апострофы

  • Var  
имя переменной: string[длина строки]
Например: S: string[20]
T: string...

    3 слайд

    Var
    имя переменной: string[длина строки]
    Например: S: string[20]
    T: string


    Описание строки:

  • К каждому символу строки можно обращаться через индекс. 
 Например, в строке...

    4 слайд

    К каждому символу строки можно обращаться через индекс.
    Например, в строке S=’Мама мыла раму.’
    s[1]=’М’
    s[8]=’л’
    s[15]=’.’

  • Выбрать строчные величины:
а) 1234
б)  ‘1234’
в) ‘Зима’
г) 2016 годЗадание

    5 слайд

    Выбрать строчные величины:
    а) 1234
    б) ‘1234’
    в) ‘Зима’
    г) 2016 год
    Задание

  • Операция сцепления (+) 

A:=’Привет,’;
B:=’Маша’
S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Маша...

    6 слайд

    Операция сцепления (+)

    A:=’Привет,’;
    B:=’Маша’
    S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Маша!’

    Операции над строками

  • S1=‘ТЕПЛО’
S2 =‘ХОЛОД’ 
Чему равно S2+S1? 

A2=‘is good’
A1=‘life -’
Чему рав...

    7 слайд

    S1=‘ТЕПЛО’
    S2 =‘ХОЛОД’
    Чему равно S2+S1?

    A2=‘is good’
    A1=‘life -’
    Чему равно А1+А2?
    Задание

  • 
S:=length (‘Идет урок’);
 k=9 
Функция length (S) – длина строки

    8 слайд


    S:=length (‘Идет урок’);
    k=9


    Функция
    length (S) – длина строки

  • Чему равно 
Length (‘-Мама мыла раму.’)
Length (‘Папа выносил мусор!!!’)
Leng...

    9 слайд

    Чему равно
    Length (‘-Мама мыла раму.’)
    Length (‘Папа выносил мусор!!!’)
    Length (‘Настя пила чай?’)



    Задание

  • выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов. 
 ...

    10 слайд

    выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.
     
    Например, S:=’Информатика’
    S1:=copy(S, 3, 5)
    S1=’форма’

    Функция copy(S, Pos, N)

  • S1=‘ПРИВЕТ!’
S2=‘МИР’
S3=COPY(S2,1,2)
S4=COPY(S1,2,1)
 Чему равно S5=S3+S4?За...

    11 слайд

    S1=‘ПРИВЕТ!’
    S2=‘МИР’
    S3=COPY(S2,1,2)
    S4=COPY(S1,2,1)
    Чему равно S5=S3+S4?
    Задание

  • обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S 
 
K:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1
 m:...

    12 слайд

    обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S
     
    K:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1
    m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4
    l:=pos(‘r’, ‘site’) l=0

    Функция Pos(S1, S)

  • Чему равно POS(2016, Скоро новый 2016 год)
Чему равно POS(2016, На улице нет...

    13 слайд

    Чему равно POS(2016, Скоро новый 2016 год)
    Чему равно POS(2016, На улице нет снега)

    Задание

  • вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos. 
 
S:=’мир’;
 inser...

    14 слайд

    вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.
     
    S:=’мир’;
    insert(‘ку’, S, 1);
    S=’кумир’;

    Процедура
    insert(S1, S, pos)

  • S1=‘БОР’
INSERT(S1,1,’ЗА’)

S1=‘МАША’
INSERT(S1,3,’МА’)
Задание

    15 слайд

    S1=‘БОР’
    INSERT(S1,1,’ЗА’)

    S1=‘МАША’
    INSERT(S1,3,’МА’)

    Задание

  • удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos. 
 
S:=’absdef’;
 delet...

    16 слайд

    удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.
     
    S:=’absdef’;
    delete(S, 3, 2); S=’abef’
    delete(S, 2, 6); S=’a’

    Процедура delete(S, pos, N)

  • S1=‘КУСОК’
DELETE(S1, 1, 2)

S2=‘ЦВЕТ’
DELETE(S2, 2, 6)
Задание

    17 слайд

    S1=‘КУСОК’
    DELETE(S1, 1, 2)

    S2=‘ЦВЕТ’
    DELETE(S2, 2, 6)

    Задание

  •  Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та...

    18 слайд


     Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).
    Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’<’col2’ ‘aaa’<’aaaa’

    Операции отношения
    (сравнения )двух строк =,<, >

  • Сравните (поставьте знак):
‘Иванов’    ‘Иванова’	
‘Моряк’	‘Море’
‘оно’	‘она’...

    19 слайд

    Сравните (поставьте знак):
    ‘Иванов’ ‘Иванова’
    ‘Моряк’‘Море’
    ‘оно’‘она’

    Задание

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ открытый урок.docx

Учебный модуль

«Строковый тип данных в языке программирования Pascal»

10 класс (информационно-технологический профиль)

Цели урока:

Образовательные: познакомить с понятием строки, строковым типом данных, сформировать умения пользоваться операциями и функциями над строками, сформировать умение решать задачи с использованием строк.

Развивающие:  развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое мышление.

Воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока:

1 м/м - изучение и первичное закрепление знаний (АП)

2 м/м – закрепление теоретических знаний на практике (АП)

3 м/м – практическая работа (АП)

Оборудование: ПК, программное обеспечение – среда программирования TurboPascal, проектор, экран, презентация  «Строки», карточки

Виды работы: подача нового материала, работа с опорным конспектом, работа в группах, работа за ПК.

Этапы урока:

1 м/м

 Организационный момент. Актуализация знаний: Постановка цели урока. Изучение нового материала. Первичное закрепление изученного материала.

2 м/м Практическая работа на ПК с пояснениями учителя

3 м/м Практическая работа.  Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

 

 

Этапы:

Актуализация знаний.

Слайд № 1

 Определите типы данных следующих переменных:

X:=145;

 Y:=87.56;

 C:=‘A’;

Если бы перед нами стояла задача:

Задача: Составить программу для определения стоимости телеграммы. (допущение: слова в телеграмме разделены пробелом, «красной строки» нет, знаки препинания отсутствуют), вариант, когда в телеграмме нет ни одного слова не рассматривать+.

Какие бы типы данных из ранее изученных вы применили? Ответы детей.

Паскаль позволяет обрабатывать не только числовые данные, но и символьные. И  сегодня мы будем работать с новым типом данных – строками.

Постановка темы, целей и задач урока.

 

Изучение нового материала. Составление опорного конспекта

Как мы распознаем строку в книге, тексте? Ответы детей.

А что же такое строки в Паскале?

Строки в Паскале – 1 ученик

Как вы думаете, какие операции можно выполнять со строками? Ответы детей. Объяснение нового материала:

Объединение строк – 2 ученик(задание на закрепление)

Длина строки – 3 ученик(задание на закрепление)

Операция COPY– 4 ученик(задание на закрепление)

Операция POS– 5 ученик(задание на закрепление)

Операция INSERT– 6 ученик(задание на закрепление)

Операция DELETE– 7 ученик(задание на закрепление)

Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >  - учитель

 

Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).

 Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’<’col2’ ‘aaa’<’aaaa’

 Сравните (поставьте знак):‘Иванов’      

‘Иванова’ 

‘Моряк’    

‘Море’      

‘оно’

‘она’

Опорный конспект по теме: Строковый тип данных.

 Строка – последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной.

 Длина строки может лежать в диапазоне от 0 до 255.

 Например, строка Мама мыла раму.имеет длину = 15.

Описание строки:

Var  имя переменной: string[длина строки]

 Например, Var  n: string[40]

Var  s: string; {в таком случае устанавливается максимальная длина строки 255 символов}

К каждому символу строки можно обращаться через индекс.

 Например, в строке S=’Мама мыла раму.’

s[1]=’М

s[8]=’л

s[15]=’.’

 

Операции над строками:

 Операция сцепления (+)

A:=’Привет,’;

 B:=’Маша’

 S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Маша!’

 Чему равна строка M? M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’  

M=

 

Стандартные функции и процедуры.

 Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S

 

K:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1

m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4

l:=pos(‘r’, ‘site’) l=0

Чему равно x? x:= pos(‘Саша’, ‘Шла Саша по шоссе.’)       

X=

 Функция lengths(S) – длина строки

K:=lengths(‘Здравствуй, зима!’);

k=16

Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.

 

Например, S:=’Информатика’

 S1:=copy(S, 3, 5)

 S1=’форма’

 Чему равна строка M?M:=copy(S,1,4)    

M=

 

 Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.

 

S:=’absdef’;

 delete(S, 3, 2); S=’abef’

delete(S, 2, 6); S=’a’

 Чему станет равной строка M после выполнения операторов?

 М:=’Мой родной город’

delete(M,5,7)       

M=’Мойгород’

 

 Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.

 

S:=’мир’;

insert(‘ку’, S, 1);

S=’кумир’;

 Чему станет равной строка M после выполнения операторов?

 М:=’моток

insert(‘ло’,M,3)   

M=

2 м/м

Закрепление изученного на компьютере. Набрать и запустить программу:

Program  primer1;

Var  a, b, c, s: string;

Begin

 S:=‘Мистика

 A:=copy(S,2,4);

A:=A+’на’;

 B:=‘где-то там’;

delete(B,7,4);

 S:=‘рядовой’;

 C:=copy(s,1,4);

 C:=C+’м

 S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’

writeln(S);

End.

Результат выполнения программы записать в тетрадь.

 

Дана строка. Подсчитать сколько в ней слов.

 S:=’Мама мыла раму’ k=2 (количество пробелов)

Var  S: string;

k: integer;

Begin

Writeln (’введитестроку’);

Read( S);

k:=0;

n:=pos(‘ ’, S);

While n<>0 Dobegin

k:=k+1;

delete(S, n, 1);

n:=pos(‘ ’,S);

End;

Writeln (’количествослов = ’,k+1);

End.

 А если нужно будет вместо пробелов вставить, например, символ . Как изменится программа?

 Нужно добавить строку insert('',S, n);

 

3 м/м Дифференцированная практическая работа по карточкам.

1.     Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,

 Боря любит играть на балалайке.

 Ответ: 2

2.     Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой а.

Например,

На улице хорошая погода.

 Ответ: 2

3.     Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, что и первое слово.

Например,

 Маша едет на машине. Ответ: 1

4.     Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,

Яблоко-вкусный фрукт.

 Ответ: блк-вкснйфркт

5.     Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы н.

Например,

Наталья Ивановна никогда не грустит.

 Ответ: 3

6.     Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,

Кошки - мышки-веселая игра.

 Ответ: 2

7.     Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее слово.

Например,

Утюг греется очень быстро.

 Ответ: 1

8.     Составьте программу, которая в строке удаляет все согласные буквы

Например,

Осень-прекрасная пора года.

 Ответ: Оеь-еааяоаоа

9.     Составьте программу, которая в строке заменит букву О на И.

Например, Кот.

 Ответ: Кит

10. Составьте программу, которая в строке заменит букву Ш на Х.

Например,

 Мышки ели шишки.

 Ответ: Мыхки ели хихки.

 

11. Дана строка. Заменить в ней все восклицательные знаки на вопросительные.

Например,

 Привет! Отличная погода!

 Ответ: Привет? Отличная погода?

12.  Дана строка. Удалить в ней все буквы а

Например,

 Шла Саша по шоссе.

 Ответ: Шл Сш по шоссе.

13. Составьте программу, которая в строке подсчитает количество букв Ф.

Например,

 Федор купил фотоаппарат.

 Ответ: 2.

 

14. Составьте программу, которая в строке заменит букву И на О.

Например,

 Кит.

 Ответ: Кот

15. Составьте программу, которая в строке заменит букву Р на Л.

Например,

 Рыбки плавали в пруду.

 Ответ: Лыбки плавали в плуду.

 

Итоги урока и Д/З.  Что нового вы узнали? Какие знания вам помогли усвоить материал урока? Что на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет? Над чем вам необходимо поработать?

 

(Выставляются оценки)

 

Д/З учить конспект. Задача в конспекте.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему "Строчные величины в Паскале""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Кроме часто применяемых при решении задач в Паскале типов данных, таких как real или integer, очень полезными могут оказаться строчные (string) или символьные (char) переменные. Данный урок открывает тему "Строчные величины". Дается понятие строки в Паскале, рассказывается о функциях и процедурах, обрабатывающих строчные величины, приводятся примеры программ.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.12.2020 681
    • RAR 389.1 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Очирова Зоя Бадмаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Очирова Зоя Бадмаевна
    Очирова Зоя Бадмаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75484
    • Всего материалов: 248

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация преподавания информационных систем и технологий в профессиональном образовании

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 27 регионов

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов