Главная / Информатика / Урок на тему "Строчные величины в Паскале"

Урок на тему "Строчные величины в Паскале"

Название документа СТРОКИ презнтация к уроку.pptx

СТРОКИ Язык программирования Паскаль 
Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки может лежать ...
Var имя переменной: string[длина строки] Например: S: string[20] T: string Оп...
К каждому символу строки можно обращаться через индекс. Например, в строке S=...
Выбрать строчные величины: а) 1234 б) ‘1234’ в) ‘Зима’ г) 2016 год Задание 
Операция сцепления (+) A:=’Привет,’; B:=’Маша’ S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Маша!’...
S1=‘ТЕПЛО’ S2 =‘ХОЛОД’ Чему равно S2+S1? A2=‘is good’ A1=‘life -’ Чему равно ...
S:=length (‘Идет урок’); k=9 Функция length (S) – длина строки 
Чему равно Length (‘-Мама мыла раму.’) Length (‘Папа выносил мусор!!!’) Lengt...
выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.   Н...
S1=‘ПРИВЕТ!’ S2=‘МИР’ S3=COPY(S2,1,2) S4=COPY(S1,2,1) Чему равно S5=S3+S4? За...
обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S   K:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1 m:=p...
Чему равно POS(2016, Скоро новый 2016 год) Чему равно POS(2016, На улице нет ...
вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.   S:=’мир’; insert(...
S1=‘БОР’ INSERT(S1,1,’ЗА’) S1=‘МАША’ INSERT(S1,3,’МА’) Задание 
удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.   S:=’absdef’; delete(...
S1=‘КУСОК’ DELETE(S1, 1, 2) S2=‘ЦВЕТ’ DELETE(S2, 2, 6) Задание 
 Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та ...
Сравните (поставьте знак): ‘Иванов’ ‘Иванова’	 ‘Моряк’	‘Море’ ‘оно’	‘она’ Зад...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 СТРОКИ Язык программирования Паскаль 
Описание слайда:

СТРОКИ Язык программирования Паскаль 

№ слайда 2 Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки может лежать в д
Описание слайда:

Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки может лежать в диапазоне от 0 до 255. Например, строка ‘Мама мыла раму.’ имеет длину = 15. Строка – последовательность символов, заключенная в апострофы 

№ слайда 3 Var имя переменной: string[длина строки] Например: S: string[20] T: string Описа
Описание слайда:

Var имя переменной: string[длина строки] Например: S: string[20] T: string Описание строки: 

№ слайда 4 К каждому символу строки можно обращаться через индекс. Например, в строке S=’Ма
Описание слайда:

К каждому символу строки можно обращаться через индекс. Например, в строке S=’Мама мыла раму.’ s[1]=’М’ s[8]=’л’ s[15]=’.’ 

№ слайда 5 Выбрать строчные величины: а) 1234 б) ‘1234’ в) ‘Зима’ г) 2016 год Задание 
Описание слайда:

Выбрать строчные величины: а) 1234 б) ‘1234’ в) ‘Зима’ г) 2016 год Задание 

№ слайда 6 Операция сцепления (+) A:=’Привет,’; B:=’Маша’ S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Маша!’ Оп
Описание слайда:

Операция сцепления (+) A:=’Привет,’; B:=’Маша’ S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Маша!’ Операции над строками 

№ слайда 7 S1=‘ТЕПЛО’ S2 =‘ХОЛОД’ Чему равно S2+S1? A2=‘is good’ A1=‘life -’ Чему равно А1+
Описание слайда:

S1=‘ТЕПЛО’ S2 =‘ХОЛОД’ Чему равно S2+S1? A2=‘is good’ A1=‘life -’ Чему равно А1+А2? Задание 

№ слайда 8 S:=length (‘Идет урок’); k=9 Функция length (S) – длина строки 
Описание слайда:

S:=length (‘Идет урок’); k=9 Функция length (S) – длина строки 

№ слайда 9 Чему равно Length (‘-Мама мыла раму.’) Length (‘Папа выносил мусор!!!’) Length (
Описание слайда:

Чему равно Length (‘-Мама мыла раму.’) Length (‘Папа выносил мусор!!!’) Length (‘Настя пила чай?’) Задание 

№ слайда 10 выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.   Напр
Описание слайда:

выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.   Например, S:=’Информатика’ S1:=copy(S, 3, 5) S1=’форма’ Функция copy(S, Pos, N) 

№ слайда 11 S1=‘ПРИВЕТ!’ S2=‘МИР’ S3=COPY(S2,1,2) S4=COPY(S1,2,1) Чему равно S5=S3+S4? Задан
Описание слайда:

S1=‘ПРИВЕТ!’ S2=‘МИР’ S3=COPY(S2,1,2) S4=COPY(S1,2,1) Чему равно S5=S3+S4? Задание 

№ слайда 12 обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S   K:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1 m:=pos(
Описание слайда:

обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S   K:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1 m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4 l:=pos(‘r’, ‘site’) l=0 Функция Pos(S1, S) 

№ слайда 13 Чему равно POS(2016, Скоро новый 2016 год) Чему равно POS(2016, На улице нет сне
Описание слайда:

Чему равно POS(2016, Скоро новый 2016 год) Чему равно POS(2016, На улице нет снега) Задание 

№ слайда 14 вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.   S:=’мир’; insert(‘ку
Описание слайда:

вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.   S:=’мир’; insert(‘ку’, S, 1); S=’кумир’; Процедура insert(S1, S, pos) 

№ слайда 15 S1=‘БОР’ INSERT(S1,1,’ЗА’) S1=‘МАША’ INSERT(S1,3,’МА’) Задание 
Описание слайда:

S1=‘БОР’ INSERT(S1,1,’ЗА’) S1=‘МАША’ INSERT(S1,3,’МА’) Задание 

№ слайда 16 удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.   S:=’absdef’; delete(S,
Описание слайда:

удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.   S:=’absdef’; delete(S, 3, 2); S=’abef’ delete(S, 2, 6); S=’a’ Процедура delete(S, pos, N) 

№ слайда 17 S1=‘КУСОК’ DELETE(S1, 1, 2) S2=‘ЦВЕТ’ DELETE(S2, 2, 6) Задание 
Описание слайда:

S1=‘КУСОК’ DELETE(S1, 1, 2) S2=‘ЦВЕТ’ DELETE(S2, 2, 6) Задание 

№ слайда 18  Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та стр
Описание слайда:

 Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки). Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’<’col2’ ‘aaa’<’aaaa’ Операции отношения (сравнения )двух строк =,<, > 

№ слайда 19 Сравните (поставьте знак): ‘Иванов’ ‘Иванова’	 ‘Моряк’	‘Море’ ‘оно’	‘она’ Задани
Описание слайда:

Сравните (поставьте знак): ‘Иванов’ ‘Иванова’ ‘Моряк’ ‘Море’ ‘оно’ ‘она’ Задание 

Название документа открытый урок.docx

Учебный модуль

«Строковый тип данных в языке программирования Pascal»

10 класс (информационно-технологический профиль)

Цели урока:

Образовательные: познакомить с понятием строки, строковым типом данных, сформировать умения пользоваться операциями и функциями над строками, сформировать умение решать задачи с использованием строк.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока:

1 м/м - изучение и первичное закрепление знаний (АП)

2 м/м – закрепление теоретических знаний на практике (АП)

3 м/м – практическая работа (АП)

Оборудование: ПК, программное обеспечение – среда программирования TurboPascal, проектор, экран, презентация «Строки», карточки

Виды работы: подача нового материала, работа с опорным конспектом, работа в группах, работа за ПК.

Этапы урока:

1 м/м

Организационный момент. Актуализация знаний: Постановка цели урока. Изучение нового материала. Первичное закрепление изученного материала.

2 м/м Практическая работа на ПК с пояснениями учителя

3 м/м Практическая работа. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.





Этапы:

Актуализация знаний.

Слайд № 1

Определите типы данных следующих переменных:

X:=145;

Y:=87.56;

C:=‘A’;

Если бы перед нами стояла задача:

Задача: Составить программу для определения стоимости телеграммы. (допущение: слова в телеграмме разделены пробелом, «красной строки» нет, знаки препинания отсутствуют), вариант, когда в телеграмме нет ни одного слова не рассматривать+.

Какие бы типы данных из ранее изученных вы применили? Ответы детей.

Паскаль позволяет обрабатывать не только числовые данные, но и символьные. И сегодня мы будем работать с новым типом данных – строками.

Постановка темы, целей и задач урока.



Изучение нового материала. Составление опорного конспекта

Как мы распознаем строку в книге, тексте? Ответы детей.

А что же такое строки в Паскале?

Строки в Паскале – 1 ученик

Как вы думаете, какие операции можно выполнять со строками? Ответы детей. Объяснение нового материала:

Объединение строк – 2 ученик(задание на закрепление)

Длина строки – 3 ученик(задание на закрепление)

Операция COPY– 4 ученик(задание на закрепление)

Операция POS– 5 ученик(задание на закрепление)

Операция INSERT– 6 ученик(задание на закрепление)

Операция DELETE– 7 ученик(задание на закрепление)

Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, > - учитель



Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).

Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’<’col2’ ‘aaa’<’aaaa’

Сравните (поставьте знак):‘Иванов’

‘Иванова’

‘Моряк’

‘Море’

‘оно’

‘она’

Опорный конспект по теме: Строковый тип данных.

Строка – последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной.

Длина строки может лежать в диапазоне от 0 до 255.

Например, строка Мама мыла раму.имеет длину = 15.

Описание строки:

Var имя переменной: string[длина строки]

Например, Var n: string[40]

Var s: string; {в таком случае устанавливается максимальная длина строки 255 символов}

К каждому символу строки можно обращаться через индекс.

Например, в строке S=’Мама мыла раму.’

s[1]=’М

s[8]=’л

s[15]=’.’



Операции над строками:

Операция сцепления (+)

A:=’Привет,’;

B:=’Маша’

S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Маша!’

Чему равна строка M? M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’

M=



Стандартные функции и процедуры.

Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S



K:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1

m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4

l:=pos(‘r’, ‘site’) l=0

Чему равно x? x:= pos(‘Саша’, ‘Шла Саша по шоссе.’)

X=

Функция lengths(S) – длина строки

K:=lengths(‘Здравствуй, зима!’);

k=16

Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.



Например, S:=’Информатика’

S1:=copy(S, 3, 5)

S1=’форма’

Чему равна строка M?M:=copy(S,1,4)

M=



Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.



S:=’absdef’;

delete(S, 3, 2); S=’abef’

delete(S, 2, 6); S=’a’

Чему станет равной строка M после выполнения операторов?

М:=’Мой родной город’

delete(M,5,7)

M=’Мойгород’



Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.



S:=’мир’;

insert(‘ку’, S, 1);

S=’кумир’;

Чему станет равной строка M после выполнения операторов?

М:=’моток

insert(‘ло’,M,3)

M=

2 м/м

Закрепление изученного на компьютере. Набрать и запустить программу:

Program primer1;

Var a, b, c, s: string;

Begin

S:=‘Мистика

A:=copy(S,2,4);

A:=A+’на’;

B:=‘где-то там’;

delete(B,7,4);

S:=‘рядовой’;

C:=copy(s,1,4);

C:=C+’м

S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’

writeln(S);

End.

Результат выполнения программы записать в тетрадь.



Дана строка. Подсчитать сколько в ней слов.

S:=’Мама мыла раму’ k=2 (количество пробелов)

Var S: string;

k: integer;

Begin

Writeln (’введитестроку’);

Read( S);

k:=0;

n:=pos(‘ ’, S);

While n<>0 Dobegin

k:=k+1;

delete(S, n, 1);

n:=pos(‘ ’,S);

End;

Writeln (’количествослов = ’,k+1);

End.

А если нужно будет вместо пробелов вставить, например, символ . Как изменится программа?

Нужно добавить строку insert('',S, n);



3 м/м Дифференцированная практическая работа по карточкам.

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,

Боря любит играть на балалайке.

Ответ: 2

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой а.

Например,

На улице хорошая погода.

Ответ: 2

  1. Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, что и первое слово.

Например,

Маша едет на машине. Ответ: 1

  1. Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,

Яблоко-вкусный фрукт.

Ответ: блк-вкснйфркт

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы н.

Например,

Наталья Ивановна никогда не грустит.

Ответ: 3

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,

Кошки - мышки-веселая игра.

Ответ: 2

  1. Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее слово.

Например,

Утюг греется очень быстро.

Ответ: 1

  1. Составьте программу, которая в строке удаляет все согласные буквы

Например,

Осень-прекрасная пора года.

Ответ: Оеь-еааяоаоа

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву О на И.

Например, Кот.

Ответ: Кит

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву Ш на Х.

Например,

Мышки ели шишки.

Ответ: Мыхки ели хихки.



  1. Дана строка. Заменить в ней все восклицательные знаки на вопросительные.

Например,

Привет! Отличная погода!

Ответ: Привет? Отличная погода?

  1. Дана строка. Удалить в ней все буквы а

Например,

Шла Саша по шоссе.

Ответ: Шл Сш по шоссе.

  1. Составьте программу, которая в строке подсчитает количество букв Ф.

Например,

Федор купил фотоаппарат.

Ответ: 2.



  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву И на О.

Например,

Кит.

Ответ: Кот

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву Р на Л.

Например,

Рыбки плавали в пруду.

Ответ: Лыбки плавали в плуду.



Итоги урока и Д/З. Что нового вы узнали? Какие знания вам помогли усвоить материал урока? Что на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет? Над чем вам необходимо поработать?



(Выставляются оценки)



Д/З учить конспект. Задача в конспекте.





Урок на тему "Строчные величины в Паскале"
  • Информатика
Описание:

Кроме часто применяемых при решении задач в Паскале типов данных, таких как real или integer, очень полезными могут оказаться строчные (string) или символьные (char) переменные. Данный урок открывает тему "Строчные величины". Дается понятие строки в Паскале, рассказывается о функциях и процедурах, обрабатывающих строчные величины, приводятся примеры программ.

Автор Рагулина Елена Анатольевна
Дата добавления 25.01.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 389
Номер материала MA-064115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓