Главная / Русский язык и литература / Урок на тему: "Предложения с обращениями" (5 класс)

Урок на тему: "Предложения с обращениями" (5 класс)

Урок по теме: "Предложения с обращениями." (5-й класс)

Цели и задачи урока:

  • Знать об использовании обращения в речи

  • Уметь находить обращение в предложении;

  • Уметь отличать подлежащее от обращения

  • Учить постановке знаков препинания при обращении

  • Развивать устную и письменную речь учащихся

Оборудование: компьютер, экран

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию.

Кто сегодня отсутствует? Жаль, его (её, их) нам так не хватает! А всем нам должно хватить на уроке хорошего настроения, знания предыдущего материала, желания открыть истину. При наличии всех этих составляющих нас всех ждет успех.

II. Повторение пройденного

Слайд 2


Отметить верные утверждения:

1.Однордные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2.Однородные члены относятся к разным членам предложения. 3.Однородные члены предложения не зависят друг от друга. 4.Однородными могут быть только главные члены предложения.

5.Между однородными членами предложения запятая ставится, если они не соединены союзами.

6.Между однородными членами запятая не ставится, если они соединены союзами а, но.

7.Между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения.

8.При однородных членах могут быть обобщающие слова.

9.После обобщающих слов перед однородными ставится двоеточие.

Слайд 3

Код ответов: 1, 3, 5, 7, 8, 9.

Слайд 4

В каком предложении есть ошибка в знаках препинания?

1.Ветер поднимал с земли листья, мелкий мусор. 2.Ребячьи голоса звучат звонко, и радостно. 3.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 4.Река широкая, но мелкая.

III. Изучение новой темы

Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – “Обращение”.

Запись темы. (Слайд 5)

Назовите цели урока.

И, как всегда, мы оценим роль таких умений для практической жизни.

Слайд 6

Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим.

Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.

  • Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи…

  • Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врешь ты мне назло.

  • Дурачина ты, простофиля!
    Выпросил, дурачина, корыто!

  • Смилуйся, государыня рыбка:
    Еще пуще старуха бранится…

Выводы после наблюдений:

Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)

Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)

Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.

Ты, Саша (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?

У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.

Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.

Слайд 7

Укажите отличия в предложениях. Выделите грамматические основы.

Готовятся к новому урожаю селяне. Селяне, готовьтесь к новому урожаю.

О роли существительного в им. п. в предложении.( на доске)

1. Наблюдение над существительным в им. п.

Пронаблюдайте за существительными в им. п. в данных предложениях.

hello_html_21930d5e.png

hello_html_73c98e19.png

Какими членами предложения может являться имя существительное в им. п.?

Выводы:

Обращение не является членом предложения

Какую еще роль может выполнять существительное в им. п.?

Местоимения ты и вы не должны использоваться в качестве обращений

2. Придумайте аналогичные примеры, запишите, выделите грамматические основы предложений.

Слайд 8

Работа по учебнику:

Выполнение упражнения 210.



Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.

Продолжим наши наблюдения.

Слайд 9

  • Балдушка, погоди ты морщить море…
    Свет наш солнышко! Ты ходишь

  • Круглый год по небу…
    А Балда приговаривал с укоризной:

  • Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

  • Не губи меня, девица!

Как на письме выделяются обращения, если стоят в начале или в конце предложения?

А если находятся в середине?

А если произносятся с особой, восклицательной интонацией?

Слайд 10

А теперь составим в тетради схемы постановки знаков препинания при обращении.

[О, – =]. [О! – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].

Психологическая разминка

Внимательно посмотрите на схемы предложений, а теперь закройте глаза и мысленно представьте себе их.



Слайд 11

V. Проверочная работа.

1. Укажите предложения с обращениями.

1) Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее. (А. Пушкин.) 2) Кажется, ему Татьяна нравится? (И. Тургенев.) 3) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне… (И. Тургенев.) 4) Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед. (А. Пушкин.) 5) В трактире знали Герасима и понимали его знаки. (И. Тургенев.)

Ключ 1,3,4.

Слайд 12

V. Итоги урока

Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:

11 слайд.

  • Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того, ___________________.

  • В устной речи обращение выделяется __________________________________________,

  • а в письменной _____________________________________________________________.

  • Обращение не является ______________________________________________________.

  • Слова ты и вы _____________________________________________________________.

  • Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится _____________________________________________.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.

VI. Домашнее задание

Упражнение 212, составить 5 предложений с разными обращениями, адресованными одному лицу

VII. Рефлексивный момент урока

Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? С чем мы должны были познакомиться? Чему научиться? Составьте, хорошие мои, предложения с обращениями ко мне, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку и свое настроение.



Урок на тему: "Предложения с обращениями" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели и задачи урока:

  • Знать об использовании обращения в речи
  • Уметь находить обращение в предложении;
  • Уметь отличать подлежащее от обращения
  • Учить постановке знаков препинания при обращении
  • Развивать устную и письменную речь учащихся

Оборудование: компьютер, экран

Отметить верные утверждения:

1.Однордные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2.Однородные члены относятся к разным членам предложения. 3.Однородные члены предложения не зависят друг от друга. 4.Однородными могут быть только главные члены предложения.

5.Между однородными членами предложения запятая ставится, если они не соединены союзами.

6.Между однородными членами запятая не ставится, если они соединены союзами а, но.

7.Между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения.

Автор Гавриш Екатерина Вячеславовна
Дата добавления 23.10.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 446
Номер материала MA-068071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓