План – конспект урока географии в 9 классе
Учитель географии
МБОУ лицей № 3: Калиничева И.И.
Тема: «Национальный и религиозный состав населения
России».
Цели: познакомить учащихся с особенностями национального и религиозного
состава населения России.
Задачи:
- образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава
населения страны, языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом
населения Республики Коми;
- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать
статистический материал, работать с дополнительными источниками;
- воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к
культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.
Оборудование:
карты: политико-административная, народы
России; учебник А.Е.Домогацкий «География: население и хозяйство России», 9
класс, Москва: «Русское слово», 2013 г; раздаточный материал «Данные переписи
населения 2010 года», атлас России, мультимедиа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Этапы урока:
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение новой темы.
4. Обобщение и закрепление знаний.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент.
( приветствие, проверка готовности
обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).
Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие
эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая
соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем
нашу работу.
Мы продолжаем изучение раздела «Население России».
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения
России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо
выполнить письменную работу по домашнему заданию.
Географический диктант по теме « Численность населения России».
1. Численность населения России составляет _______ млн.человек (142,9)
2. В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)
3. Численность населения страны зависит от ___________________________
и_________________________________ ( естественного и механического движения)
4. Естественный прирост – это ________________________________________________
5. ( разница между рождаемостью и смертностью).
5. Отрицательный естественный прирост является признаком ________________
населения ( убыли).
6. Естественная убыль населения называется _____________________ (
депопуляцией)
7. Переход от одного типа воспроизводства к другому называется
_______________________________________ ( демографической революцией).
8. Причины демографических кризисов – это ______________________,
________________________, ______________________. ( революции и войны,
эпидемии, голод).
9. Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при
_________________________ типе воспроизводства ( традиционном).
10.Высокий естественный прирост характерен для
региона России ____________________
(Северный Кавказ).
( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).
Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.(слайд
№1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность,
этнос).
( обучающиеся объясняют значение слов, если
возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).
Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем
говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к
теме урока).
Тема урока- « Национальный и религиозный состав населения России»
( слайд №2 с темой
урока).( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).
3.Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе
географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей
культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между
народами. При затруднении вывод делает учитель).
Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)
1. Россия – многонациональная страна.
2.Национальный и религиозный состав
населения России.
3.Языковые семьи и группы. Религии.
4.Особенности национального и
религиозного состава населения Республики Коми.
5.Закрепление.
4.Изучение новой темы.
1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина,
наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут
бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.
Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиесяназывают
страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд
№4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый
национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или
традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции
и обычаи населения Северного Кавказа).
Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а
христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают
втетради).
С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся).
Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь
проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.
Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность
населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие
фоновой окраски).
Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями,
религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)
2 вопрос.Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной
карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это
семьи? (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и
называют языковые семьи).
(слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)
- индоевропейская – 89% населения,
- алтайская - 7%,
- уральская – 2%,
- кавказская – 2%.
( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).
Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы (обучающиеся
анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленные учителем вопросы)
- Какие группы выделяются в индоевропейской семье?
- Какие народы называют братьями-славянами и почему?
И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся
отвечают напоставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию
народ.) Народ - это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями,
традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают
определения в тетрадь).
Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? (
обучающиесяработают с раздаточным материалом « Национальный состав населения,
2010 г.», отвечаютна поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд
№7).
Многочисленные народы: русские – 80%
татары – 3.7%
украинцы – 3%
чуваши – 1.2%
чеченцы
армяне
Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает
1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет
несколько десятков человек.
Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических
материалахи записывают в тетрадь).
Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)
Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский
язык также является языком межнационального общения. Он является родным для
86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.
Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих
четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А
теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают
с картой в атласе, один – у доски).
Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики –
татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый
титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся
записываютопределение в тетради). Но титульный народ, как правило, не
составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между
народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди
других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в
Коми – коми составляют около 25%.
( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и
отвечают на поставленные учителем вопросы).
1.
Назовите народы, входящие в первую десятку по
численности.
2.
Народы алтайской группы исповедуют преимущественно
ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.
3.
Какой народ Северного Кавказа исповедует
православие?
4.
Какой народ, исповедующий буддизм, живет в
европейской части России?
Назовите основные
религии, которые исповедует население России.(обучающиеся отвечают на
поставленный вопрос и записывают в тетради)
Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
(слайд №7)
Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории
страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)
- историческое формирование и заселение территории страны;
- внешние миграции.
Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный
этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую»
национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции,
статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).
Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы
обучающихся)
Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому
здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из
самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический
кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения
имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся
национально-территориальное устройство региона.
В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять
их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера
сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а
помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте
толерантны!».
3 вопрос. Учитель: мы проживаем на территории Республики Коми. Какой
народ является титульным для этой республики? (ответы обучающихся – коми).
К какой языковой семье и группе относятся коми?(обучающиеся анализируют
таблицу №10 учебника и отвечают напоставленный вопрос). Доля населения коми
в республике составляет около 25% ( обучающиеся записывают данные в тетради)
Какие народы еще проживают на территории республики? ( анализируют
статистический материал «Национальный состав населения Республики Коми,
записывают данные в тетради) (слайд №9). Какие народы проживают на
территории нашего города? На территории Интинского района проживает около 70-ти
национальностей, в т.ч. русские -60%, украинцы- 13%, коми-9%.
Посмотрите на таблицу в учебнике и определите к каким языковым семьям и группам
относятся народы, живущие рядом с нами (обучающиеся анализируют таблицу и
отвечают на поставленный вопрос).
Какие же причины определили национальный состав населения республики? (обучающиеся
отвечают, учитель обобщает ответы и результаты записывают в тетрадь)
- сталинские репрессии;
- освоение и добыча полезных ископаемых;
- внутренние миграции.
Как вы думаете, почему у нас в республике, нашем городе не возникают сложные
национальные конфликты? (ответы обучающихся).
Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала
предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на
листах спечатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу,
используя ответы и критерии оценки на слайде №10).
Содержание проверочной работы:
1.
Самый многочисленный народ России относится к
языковой семье?
а) алтайской б) индоевропейской
в) уральской
2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:
а) карелы б) белорусы в) якуты
3. Второй по численности народ России – это
а) украинцы б) башкиры в) татары
4. Народ европейской части России- это
а) буряты б) тувинцы в) коми
5. К какой группе относятся коми?
а) славянской б) монгольской в) фино-угорской
Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на
«отлично» и «хорошо».
Итог урока.
Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы
доказали, что Россия- многонациональное государство?
- Что нового для себя вы узнали?
-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить
межнациональной напряженности? ( слайд №11)
( обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)
Учитель задает домашнее задание - параграф 6, внимательно прочитать, составить
кроссворд «Население России», не менее 15 слов с вопросами. ( обучающиеся
записывают домашнее задание в дневник).
( учитель
выставляет отметки и комментарует)
Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше
настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?
Спасибо за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.