Главная / Технология / Урок на тему: "ДПИ из соломки"

Урок на тему: "ДПИ из соломки"

Учитель технологии высшей категории Тлеулиев Мырзакельд Байкатович Урок на тему: "ДПИ из соломки"

Цель урока: проявить интерес и навыками выполнения аппликации из соломки.

Задачи: 1.Образовательная – дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения аппликации, раскрытие творческих способностей. 2.Воспитательная – формирование умений работать с природным материалом, соломкой, воспитание трудолюбия, бережное отношение к народно-прикладному искусству. 3.Развивающая – развивать художественный вкус, выработать навыки выполнения аппликации, развивать трудолюбие, самостоятельную творческую деятельность.

Оборудование и инструменты: нож-резак, ножницы, кисточка , карандаш, деревянная линейка, рисунок изделия, березовая дощечка с разметкой, полоски соломки, электрический утюг. Наглядные пособия: образцы аппликаций, образцы изделия, инструкционные карты. Ход урока:

Организационная часть Подготовить необходимое оборудование и материалы

Ознакомление с новой темой Предметы быта, шкатулка, панно, цветочница должны быть не только красивыми и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство в полной мере способствует этому. Вопрос учащимся: с помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта? (Резьба по дереву, чеканка, фигурное точение, ажурное пиление и, безусловно, аппликация). Аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта. Аппликация (от лат. "прикладывание") – один из видов искусства, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Пользуясь приемами аппликации, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.

Вводный инструктаж. Изучение нового материала. Виды аппликации: В зависимости от используемого материала аппликацию можно разделить на следующие виды: 1)аппликация из ткани; 2)аппликация из кожи; 3)аппликация из бумаги; 4)аппликация из нетрадиционных материалов . 5)аппликация из соломки. Аппликация из соломки может быть: 1) предметной (изображение любого предмета); 2) декоративной (изображение орнамента, узора); 3) сюжетной (сюжет из сказки, песни). Соломка очень сложный и капризный материал, требует аккуратности и терпения. На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации из соломки в виде геометрического орнамента. Образцы изделия, образцы орнамента перед вами. Аппликация из соломки необычайно привлекательны - они отливают золотом. Происходит это от того, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в одном положении. Составляя из форм, находящимися под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой способностей детей. История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь. Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы. Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса. Каждая из этих видов соломы имеет свои особенности. Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого цвета. При проведении работ необходимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с резаком, ножницами и электрическим утюгом (учащиеся вспоминают правила). Технология выполнения работы Последовательность создания аппликации: 1)Сбор материала в природе; 2)Подготовка соломки к работе; а) очистка, сортировка; б) обрезка соломки от коленца до коленца; в) разглаживание соломки; г) подготовка изделий к работе. 3)Выбор эскиза изделия; 4)Разметка основы изделия; 5) Вырезка деталей: ромб, квадрат и полоска; 6)Наклейка деталей из соломки на основу. Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому, которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки. Для подготовки к работе соломку резаком разрезают вдоль волокна. Разрезанные соломки закладывают в ванночку с водой и замачивают несколько часов. После чего на куске фанеры горячим утюгом соломку разглаживают. Если соломку проглаживать очень горячим утюгом, то можно получить полоски соломы цвета меди и золота или даже коричневого цвета. Соломку можно окрашивать анилиновыми красками в разные цвета. Любое изделие из дерева, которое вы собираетесь инкрустировать соломкой, необходимо подготовить к работе, тщательно зачистить шкуркой, заделать трещины и после этого загрунтовать. Для грунтовки применяется столярный клей, который должен быть консистенции жидкой сметаны. В клей вводится черная тушь и гуашь (на пол- литра клея один флакон туши 20-25 гр. гуаши). Гуашь необходимо вводить в клей вместе с тушью для того, чтобы на поверхности грунтовки после ее высыхания можно было видеть следы карандаша. Грунт может быть другого цвета - бордовый, коричневый, используем анилиновые краски и гуашь такого же цвета. Грунт наносится в 3-4 слоя. После просушки каждого слоя изделие необходимо зачищать мелкой шкуркой, и только последний слой не ошкуривать. Выбираем эскиз шкатулки с геометрическим орнаментом (приложение 1). Орнамент- это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное его назначение - украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Сегодня рассмотрим геометрический орнамент. Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники, линии- главные составляющие элементы узора, в различных комбинациях образуют множество орнаментов. Ребята, геометрический орнамент был выполнен на предыдущих занятиях в виде чертежей орнаментов на изделии. А также были сделаны пробные приемы работы в технике оракал. Это аппликация из разноцветной бумаги, материал который применяются в оформительских работах Работа начинается с разметки основы изделия. На передней и боковой стороне, а также на крышке шкатулки проводим линий, по которым в дальнейшем наклеиваем полоски и квадраты. На крышке в центре чертим два круга, которую делим на 16 частей, по линиям разметки наклеиваем ромбы, квадратики, треугольники. ( Приложение.2) Когда разметка нанесена, берем разглаженную полоску соломки, и от нее резаком отрезаем полоску требуемой нам ширины. Отрезанную полоску прикладываем к дощечке с разметкой, прижимаем линейкой и резаком отрезаем вдоль линейки по линиям разметки, например ромб или квадрат. Отрезанную соломку слегка смачиваем водой с помощью губки. Затем готовую деталь прикладываем к основе по разметке, слегка прижимаем и приглаживаем ручкой резака. Так как мы прикладываем к клеевому грунту влажную соломку, то она пристает к нему. При работе соломка к грунту приклеивается только внутренней стороной. Если в ходе работы допущена неточность, то наклеенную соломку можно очистить резаком и опять покрыть слоем грунта. Инкрустация выполняется по предварительно сделанному рисунку или разметке. Когда одна из поверхностей изделия будет готова, эту сторону необходимо покрыть светлым нитролаком. Аналогично выполняют и другие стороны изделия. Затем покрыть лаком все изделие. Сделать это совершенно необходимо для того, чтобы закрепить соломку и придать рисунку блеск. Изделие будет выглядеть эффектно. Готовая аппликация (Приложение3) Закрепление нового материала: Вопросы учащимся: 1)Какие виды аппликаций вы узнали? 2)Из каких элементов состоит геометрический орнамент, и способы их выполнения? 3)Какой материал необходим для выполнения аппликации? Подведение итогов. Практическая работа учащихся Выполнение аппликации "Геометрический орнамент" из плоской соломки. Текущий инструктаж. Определение правильности выполнения орнамента, определение направления расположения соломки, подбора тональности, контроль качества нарезания геометрических элементов. Самоконтроль и взаимоконтроль. Последовательность выполнения аппликации "Геометрический орнамент" по инструкционной карте (приложение 2) Заключительная часть урока Подведение итогов и выставление оценок. Домашнее задание: На следующее занятие принести те же инструменты и материалы для выполнения и завершения аппликации. Уборка кабинета.


Тлеулиев Мырзакельд Байкатович средняя общеобразовательная школа№9 Учитель технологии высшей категории г.Уральск ЗКО 4 микр-он д.3 кв.65. тел:30-13-28, сот.8-705-230-41-48

Приложение 1


hello_html_m5c3c1c07.pnghello_html_411fe2c7.jpg


























Инструкционная карта Приложение 2

Аппликация из соломки


Последовательность выполнения аппликации из соломки



Пример выполнения аппликации на шкатулке


1.Выбрать эскиз шкатулки


Приложение 2


1.При выполнении аппликации из геометрических элементов на плоскости изделия проведем линии разметки, осевые линии и два круга. Для примера возьмем крышку шкатулки. Рис.1 Размер шкатулки: длина 130мм, ширина 80мм. От боковой стороны до полоски 25мм. Диаметр окружности 30мм. и 60 мм.


hello_html_5332a43d.pngРис.1

2. На березовой доске, где предварительно сделана разметка геометрических фигур, выполнить изготовления этих элементов - ромба, квадрата, полоски, в необходимом количестве. Работа выполняется при помощи острого резака и линейки. Линейкой прижимаем полоски соломкой, которая совмещена с разметкой на доске. Резаком вдоль линейки выполняем резания соломки. Рис.2


hello_html_50546a80.jpgРис.2

3. Сначала наклеить две полоски соломки ширенной один два миллиметра, определенной длины. Затем квадрат размером 7х7мм наклеить углами к полоске, а верхними и нижними углами по вертикальной линий, не выходя за пределы горизонтальных линий.

Маленькие квадраты размерами 5х5 мм наклеить между большими квадратами. Линии сторон этих квадратов пересекаются. Рис.3


hello_html_m788f1bb8.jpgРис.3


4. В середине изделия провести два круга диаметром 30мм. и 60мм. Разделить окружность на 16 частей. По всем осевым линиями выложить ромбы. Между ромбами по большому кругу выложить квадраты. В малом круге наклеит треугольники, которые отходят от ромбов к центру рис.4



hello_html_m73df05b9.jpgРис.4

Приложение 3

Готовая аппликация

Уhello_html_m4808d07.jpgчитель технологии Тлеулиев М.Б. и ученики 11класса СОШ№9 с изделиями





hello_html_m11af0ae8.jpg





















hello_html_5bde1c2d.jpg
















hello_html_4bd14000.jpg







hello_html_11c162f5.jpg










hello_html_701e7417.jpg














hello_html_476dafb5.jpg






























hello_html_168b1bb6.jpg

























hello_html_1db66b66.jpg

hello_html_40c29e27.jpg
















hello_html_3e78a82b.jpg




















hello_html_m6ca0b0e1.jpghello_html_1ab8a3d5.jpg

Урок на тему: "ДПИ из соломки"
  • Технология
Описание:

Урок на тему: "ДПИ из соломки"

Цель урока: проявить интерес и навыками выполнения аппликации из соломки.

Задачи: 1.Образовательная – дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения аппликации, раскрытие творческих способностей. 2.Воспитательная – формирование умений работать с природным материалом, соломкой, воспитание трудолюбия, бережное отношение к народно-прикладному искусству. 3.Развивающая – развивать художественный вкус, выработать навыки выполнения аппликации, развивать трудолюбие, самостоятельную творческую деятельность.

Оборудование и инструменты: нож-резак, ножницы, кисточка , карандаш, деревянная линейка, рисунок изделия, березовая дощечка с разметкой, полоски соломки, электрический утюг. Наглядные пособия: образцы аппликаций, образцы изделия, инструкционные карты. Ход урока:

Организационная часть Подготовить необходимое оборудование и материалы

Ознакомление с новой темой Предметы быта, шкатулка, панно, цветочница должны быть не только красивыми и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство в полной мере способствует этому. Вопрос учащимся: с помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта? (Резьба по дереву, чеканка, фигурное точение, ажурное пиление и, безусловно, аппликация). Аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта. Аппликация (от лат. "прикладывание") – один из видов искусства, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Пользуясь приемами аппликации, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.

Вводный инструктаж. Изучение нового материала. Виды аппликации: В зависимости от используемого материала аппликацию можно разделить на следующие виды: 1)аппликация из ткани; 2)аппликация из кожи; 3)аппликация из бумаги; 4)аппликация из нетрадиционных материалов . 5)аппликация из соломки. Аппликация из соломки может быть: 1) предметной (изображение любого предмета); 2) декоративной (изображение орнамента, узора); 3) сюжетной (сюжет из сказки, песни).
Автор Тлеулиев Мырзакельд Байкатович
Дата добавления 12.05.2015
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 732
Номер материала 59233
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓