Главная / Русский язык и литература / Урок-мастерская (построение новых знаний)

Урок-мастерская (построение новых знаний)

Название документа названия размеров.docx



Дактиль



Амфибрахий



Анапест



Хорей



Ямб

Название документа разработка урока.docx

Урок-мастерская (построение новых знаний)

Тема: Основы стихосложения. Трёхсложные размеры стиха.

Цель создание условий для осознания, творческого осмысления, активного восприятия новой учебной информации, приобретение знаний о самом себе

Задачи:

  • Развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление, навыки аргументированного разговора и письма;

  • Повышать интерес к процессу обучения;

  • Вырабатывать навыки социальной компетенции.


Оборудование: компьютер, документ-камера, презентация, раздаточный материал, таблички, м/ф «Незнайка-поэт»


Ход урока:

  1. Организационный момент

Дорогие ребята, сегодня мы с вами снова пришли в мастерскую, где продолжим разговор об основах стихосложения. У нас в гостях настоящие Мастера своего дела – учителя русского языка и литературы.

Занятие мне хочется начать с пожелания всем нам радости общения, радости постижения новых знаний и, конечно, творчества, ибо это заложено в каждом из здесь сидящих.

Девиз урока: Делай все по-своему, исходя из своих способностей и возможностей.

У каждого урока есть свои правила, а мы называем их заповедями, вспомним?

Я

  • Умею самостоятельно, творчески мыслить

  • Умею делать выводы

  • Умею слушать других

  • Талантлив (а) во всём

  1. Ход урока


  1. Индуктор

На доске записана Большая тема «Основы стихосложения», а тему сегодняшнего занятия нам подскажет это необычное слово: ДАмАн

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в нашей мастерской? Затрудняетесь?

Так вот, прежде чем мы откроем для себя новые знания, давайте приведём в систему всё то, что уже хорошо известно.





  1. «Социоконструкция» (работа в группе)


Перед вами лист бумаги, маркеры, геометрические фигуры с надписями. Соберите их в «гроздь». Составьте кластер «Стихотворение». Как называют автора стихотворений? Всё собрание стихотворений поэта – это поэзия.

Дома вы писали синквейны. Что получилось? (демонстрация через документ-камеру)


  1. «Афиширование» (вывешивание схемы, созданной группой)


  1. Формирование нового информационного запроса

Посмотрите, пока вы работали, на доске появились ещё загадочные буквы – ХоЯм. Как вы думаете, что они означают? Размеры стиха. Давайте вспомним алгоритм определения стихотворного размера.

Определите размеры стихов, составьте схемки.

Давайте вернёмся к нашим тайным знакам, которые не смогли расшифровать в начале урока. Попробуем ещё раз? О чём хотят сказать нам странные буквы? Есть ещё и трёхсложные размеры стиха. Как же выглядят они схематично? Попробуйте самостоятельно составить схемы трёхсложных размеров.


  1. Создание индивидуального творческого продукта, «афиширование» (воспроизведение через документ-камеру).


  1. Новая информация и ее обработка

Итак, трёхсложных размеров – 3. Дактиль, амфибрахий, анапест.

  1. «Разрыв». Проверим наши выводы, сравним с материалом учебника. Всё правильно мы сформулировали? Молодцы.


  1. Дополнение кластера

На моём столе – листочки со стихотворениями, возьмите и приготовьтесь прочитать. С началом музыкального фрагмента встаньте и постройтесь у доски, образуя 2 группы. Без подсказок сможете?

  1. Тестирование онлайн и на листочках по карточкам.

  2. Рефлексия

Перед вами на столах листочки с цветограммой. Оцените сегодняшний урок и свою работу, своё настроение.

Легко ли сочинять стихи? Что для этого нужно знать?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Незнайка – поэт»

Название документа рефлексия.docx












Мне всё понравилось на уроке



Проявил (а) свои способности, активно работал (а)













Урок интересный, но не всё понравилось



Узнал (а) много нового, но

не всегда активно проявлял (а) себя












Урок обыкновенный, могло быть интереснее



Не совсем доволен (довольна) собой, могу работать лучше












Мне было на уроке совсем неинтересно, скучно



Я ничего не делал (а),

ничего не понял (а)





Название документа составляем кластер.docx

Как составить кластер («гроздь»)


1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.


Как составить кластер («гроздь»)


1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.


Как составить кластер («гроздь»)


1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.


Как составить кластер («гроздь»)


1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.


Как составить кластер («гроздь»)


1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.



Название документа стихи о размерах.docx

Хор хореем распевает: 
Раз - удар, два - пропускает, - 
Третий, пятый слог - ударный, 
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея, 
Повторяй в уме скорее :
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.


В России ямбами поэты 
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета: 
Где чётный слог - там "ударять". 
Поможет выявить нам ямб 
Повтор: "ВодА - водА- водА, 
ВодА - водА - водА - водА", - 
Звучит так ямба ритм всегда.


Дактиль - он первый размер из трёхсложных, 
Пальцем считать ударения можно. 
Первый, четвёртый, седьмой и десятый 
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое, 
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте 
И средь стихов всегда дактиль узнайте.


Второй из трёхсложных размер - амфибрахий. 
Здесь в каждой стопе ударение в центре. 
Ударные слоги в кольце безударных 
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно. 
"Железо - железо", - подряд повторяйте, 
И вы без труда амфибрахий узнаете.


А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе, 
Он, как зеркало, дактиль он наоборот, 
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать 
Колокольчика нежный серебряный звон. 
"Серебро - серебро", - надо вам повторять, 
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

Урок-мастерская (построение новых знаний)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Основы стихосложения. Трёхсложные размеры стиха.

Цель создание  условий для осознания,  творческого осмысления, активного восприятия новой учебной информации, приобретение знаний о самом себе

Задачи:

ØРазвивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление, навыки аргументированного разговора и письма;

ØПовышать интерес к процессу обучения;

ØВырабатывать навыки социальной компетенции.

 Оборудование: компьютер, документ-камера, презентация, раздаточный материал, таблички, м/ф «Незнайка-поэт»

   Девиз урока: Делай все по-своему, исходя из своих способностей и возможностей.

 

Автор Голещихина Алевтина Анатольевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 370
Номер материала 12270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓