- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
- Тема: § 22. Общеупотребительные слова
- 03.10.2020
- 2832
- 143
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Открытый урок по литературе в 6 классе
Мастерская по повести А. С. Пушкина « Метель».
Цели:обучающая - проанализировать повесть А.С.Пушкина «Метель»;
обсудить нравственные проблемы, которые поднимаются в повести А.С.Пушкина «Метель»;
развивающая - развитие познавательных умений, умений учебного труда;
воспитательная - воспитание любви к природе, уважения к родителям
Задачи:
создать условия для самореализации всех учащихся
включить в учебный процесс каждого ученика,
развивать творческие способности, речь, мышление учащихся.
Оборудование: магнитная доска, проектор, компьютер, презентация,
Педагогическая технология - «мастерская»
Словарная работа:
кантата- 1) крупное, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра; 2) торжественное стихотворение, состоящее из нескольких частей;
буря, вьюга, метель, вихрь (лексическое значение синонимов, перевод на чувашский язык)
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте прослушаем с вами небольшую музыкальную композицию.
Прослушивание песни Г. Свиридова «Поёт зима, аукает» из кантаты «Памяти
С. Есенина». (кантата- 1) крупное, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра; 2) торжественное стихотворение, состоящее из нескольких частей). Слайд 1.
- О чём это музыкальное произведение? Что изображает эта музыка?
О зиме, о метели, о вьюге…
- А как вы думаете, почему я выбрала именно эту музыкальную композицию? Как она связана с нашим уроком?
Потому что дома нам задано было прочитать повесть А.С.Пушкина «Метель», в которой есть описания зимы, метели… Слайд 2.
- Правильно! Сегодня на уроке литературы нам необходимо проанализировать повесть(Cлайд 3) А.С.Пушкина «Метель», одну из повестей, включенных в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Слайд 4.
2.Индукция.
- Сейчас откройте тетради и запишите слово МЕТЕЛЬ, как хотите. Можно буквами, можно рисунком. Можно большими буквами, можно маленькими. Используя цветные карандаши, фломастеры, краски, изобразите это слово.
- Какого цвета будет ваше слово? Почему? ( Учащиеся работают в тетрадях. «Афиширование» работ.)
- Рассмотрите работы друг друга. У кого самая интересная работа?
- А теперь к слову МЕТЕЛЬ подберём смысловые ассоциации. Вспомните метель, всмотритесь внимательно в это слово ещё раз. Закройте глаза, представьте это явление. Запишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями о метели.
- Можно записать эти слова вокруг того слова, которое вы уже изобразили.
- Произнесите слова, которые вам захотелось произнести.
Я представляю холод, снег, снежинки, ветер, свист, вьюга, мороз…
(Учащиеся обмениваются словами вслух, понравившиеся записывают себе в тетрадь.)
3.Социализация.
-Давайте прочитаем стихотворения А.С.Пушкина о зиме.
Чтение учащимися стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы». Слайд 5
-Давайте дополним свои ассоциации пушкинскими. Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились и запомнились из стихотворений. Допишите их к своим ассоциациям.
-Снег летучий, мчатся тучи, ночь мутна, вьюга злится, мутно небо, вихри снежные…
(Учащиеся работают в тетрадях.) Слайд 6.
Физкультминутка (зимняя прогулка в метель)
4. Анализ повести А.С.Пушкина «Метель». (Работа с текстом по учебнику)
-А теперь вернёмся к нашей повести. Назовите главных персонажей.
-Маша, Владимир, Бурмин.
-Прочитав произведение, мы узнаём, что все они попадают в метель.
Маша, Владимир и Бурмин становятся жертвами метели.
-Давайте поговорим о роли метели в повести. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа в повести? Слайд 7.
-Метель можно считать полноправным героем. Все события в повести происходят во время метели. Кому-то она мешает, кого-то направляет… Слайд 8.
-Всё верно. Повесть названа «Метель», т.к. метель есть та сила, что изменила жизнь героев повести. Метель играет роль судьбы, случая, от которого, по мысли Пушкина, может зависеть жизнь человека. Метель заметает жизненную дорогу, человек не видит перед собой ясного пути, не знает, что его ждёт. Слайд 9.
Задание: разделите лист бумаги на 3 части для характеристики персонажей.
Маша Владимир Бурмин ( Работа с текстом.) Слайд 10, 11,12.
-Постарайтесь найти в тексте и выписать слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев с метелью. Считайте метель полноправным героем.
Маша Владимир Бурмин
Метель пытается остановить, не пускает, дует сильный ветер, ставни стучат; затем разрешает.
Метель кружит, путает.
Метель толкает, ведёт, направляет. «Неведомая сила толкала меня» Слайды 13,14,15.
Вывод: метель определила судьбу героев.
-Что такое судьба? Как вы понимаете это слово?
Это то, что происходит у нас в жизни. Это то, что не зависит от нас, от нашей воли.
- А теперь выясним, как судьба распорядилась жизнью героев пушкинской «Метели». Рассмотрим Машу и Владимира. За что наказаны молодые герои? Почему Маша названа в повести «молодой преступницей»? Слайд 16.
Маша и Владимир не слушают своих родителей. Поэтому А.С.Пушкин и называет Машу «молодой преступницей»? Слайд 16.
- Правильно! А.С.Пушкин утверждает, что без благословления отца и матери нельзя совершать такой важный шаг как вступление в брак. За такой поступок судьба карает Машу и Владимира. Маша названа преступницей именно потому, что преступила закон христианский, нравственный, гласящий о почитании своих родителей.
-За что прощает судьба Бурмина и Машу? Какой важный жизненный урок извлёк Бурмин из своей преступной проказы? Слайд 17.
-Маша прощена за верную любовь, страдания. Бурмин за то, что раскаялся.
-Бурмин прощён ещё и за то, что вернулся с войны с «Георгием в петлице». Пушкин с удовольствием соединяет своих молодых героев.
5. Социализация.
-Теперь выберите слова, которые могут быть ключевыми для разговора или сочинения по этой повести. Запишите их, как вам хочется.
-О чём эта повесть? Слайд 18.
О любви, о метели, о судьбе, о почитании старших, о предзнаменовании… Слайд 18.
6. Домашнее задание:
-Выберите главное слово из всех написанных. Выразите свои ощущения вокруг одного слова. Напишите небольшое сочинение. Это домашнее задание. Слайд 19.
7. Рефлексия (анализ своего пути, успеха и неуспеха, своего состояния, своих ощущений).
Проводится устно.
-Опишите своё состояние во время работы.
Было трудно…
Было легко…
Я удивился…
Какое открытие сделал…
Я узнал…
8. Итоги урока (объявление оценок с комментариями)
Урок окончен. Слайд 20: спасибо за работу.
6 664 567 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Яганова Людмила Валериановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.