Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок литературного чтения в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Я"

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Я"

Скачать материал

Конспект урока литературного чтения в 1 классе.

Смирнова Светлана Александровна

МКОУ «Свирьстройская школа»

Учитель начальных классов

 

Тема урока: Знакомство с буквой Я.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: -  создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи;
- работать над формированием навыков  правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты.

Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.


Основные понятия: Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Слого – звуковой анализ слова, предложение, рассказ.

 

Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема);  логические – характеризуют звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Ресурсы:

- основные: учебник  В.Г.Горецкий «Азбука»
- дополнительные: проектор, экран, презентация, счётные палочки,  звуковка, яблоня, яблочки.

 

 

 

Ход урока

1.     Мотивирование к учебной деятельности. слайд 1 (1 мин.)

- Ребята, давайте создадим хорошее, солнечное настроение. Посмотрите на солнышко, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Проверим правила посадки:

Руки – на парте.

Ноги – на месте.

Локти - у края.

Спина – прямая. (хором)

– Здравствуйте, ребята!

– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний. (1 мин.)  

– А вы знаете, как называется наша страна? (Россия) слайд 2

– С помощью чего записано это слово? (Слово записано с помощью букв)

– А что мы произносили? (Мы произносим звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (Звуки и буквы делятся на гласные и согласные)

– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)

– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

– Какую работу выполняют гласные в слове? (Гласные образуют слоги)

– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

III. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (1 мин)

   -Кто догадался, какую букву мы будем исследовать сегодня на уроке? (Мы будем изучать букву «я».)

- А как вы догадались? ( В слове Россия все буквы изучены кроме буквы Я) Некоторые ребята испытывают затруднения в ответе. слайд 3

-Назовите тему нашего урока. ( Тема  нашего урока: « Буква Я») слайд 4

- Прочитайте на слайде тему урока.  ( Читает Чайковский Александр)

- Молодцы, ребята, вы правильно определили тему нашего урока.

IV.Открытие нового знания.(4 мин)

Знакомство с новой буквой.

- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Слайд 5) (Мы видим печатные буквы Я, большую и маленькую)

- Из скольких элементов состоит буква Я?  (Из 3-х элементов: прямой палочки, полуовала и наклонной палочки).

Ребята, составьте букву Я из счетных палочек.

- На что же похожа буква  Я? Послушаем стихотворения:

Подготовленные заранее ребята читают стихотворения:

1.     Я бродяга с рюкзаком,

Путешествую пешком.

2.     Буква Я шагает гордо,

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я-

Буква, слог и слово!

– Буква Я – хитрая буква

– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до столицы нашей Родины.

– Как она называется? (Столица нашей Родины - Москва)

– В России очень ценятся яблоневые сады

– Раскрывая в путешествии секреты буквы «Я», мы будем сажать яблоньки. слайд 6

– Помогать нам в этом будет девочка Рая.

– За правильные ответы вы будете получать яблочки.

V. Физкультминутка (1мин)

 Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности. (8 мин)

– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

   Дети читают самостоятельно.

– На какой вопрос нам надо ответить?  (К какой группе букв относится буква «Я»?)

– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (Она образует слог)

– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (Гласные мы обозначаем красным цветом)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

 

http://festival.1september.ru/articles/611406/1.gif

– Обведём контур нужным цветом 

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (Мы слышим два звука)

– Какие? ([й`а])

– Напечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (Звук [й] -согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?  (Мягкие звуки мы обозначаем синим цветом)

– Раскрасьте первый тапочек синим цветом.

– Напечатайте второй звук буквы. (Дети печатают звук [а])

 

– Произнесите его.

– Какой он? (Звук[а] –гласный так как мы его можем петь и воздух не встречает преграду)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Гласные звуки обозначаем красным цветом)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

– Итак, давайте подведём итог.

 

 

– Какая это буква? (гласная )

– Сколько звуков у буквы Я? (У неё два звука)

– Какие? ([й`а])

– Молодцы, ребята. Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем второй секрет буквы Я. слайд 7: девочка со 2 вопросом

Дети читают самостоятельно.

– На какой вопрос нам надо ответить? (В каких случаях буква Я обозначает два звука?)

- Отгадайте загадку.

Красное, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (яблоко) слайд 8

– Сколько в слове слогов? (Определяем количество слогов. В слове яблоко- 3 слога)

- Откройте тетради, выполним неполный звуковой разбор слова яблоко. (1 ученик на доске) Обозначим части в воздухе. Обозначим части в тетради. Обозначьте звуки по порядку. Проверьте.

- Обозначьте гласные звуки. Проверьте.

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

- Произнесите слово с ударением.

– Какой слог ударный? (первый слог)

– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (Мы обозначим первое слияние буквой «я»)

– Напечатайте букву я под слиянием.

– Посмотрите на слово. слайд 8

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (Буква Я обозначает два звука в начале слова.  Это звуки [й] и [а])

– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды. слайд 9

– Значит мы не до конца ответили на вопрос.

- Как зовут девочку, которая с нами сегодня путешествует?  (Её зовут Рая) слайд 10

VII.Самостоятельная работа . (4 мин)

Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)

– Давайте сделаем неполный звуковой разбор этого слова.(1 ученик у доски). Проверяем.

– Сколько в слове слогов?  (Ра-я – 2 слога)

– Назовите 1 слог. ([рааа])

– Каким гласным образован слог? ([а])

– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

– Какой он? (твёрдый)

– Почему? ([а] обозначает его твёрдость)  

– Назовите 2 слог. ([й`аааа])

– Каким гласным образовании слог? ([а])

– Назовите согласный перед ним. ([й`])

– Какой он? (мягкий)

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите звуки второго слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Посмотрите на слово. слайд 10 

– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?( Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы).

– Молодцы. Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос. слайд 11

VIII.Физкультминутка (релаксационная) (1 мин)

- А теперь немного отдохнём:

Все легли, глаза закрыли.

Мысли разные ушли.

Напряжение улетело

И расслаблено всё тело.

Но пора уже вставать.

Все встряхнулись.

Потянулись –

И друг другу улыбнулись.

Продолжение работы по теме урока.(3 мин)

– Открываем третий секрет буквы Я. слайд 12: девочка с 3 вопросом

Дети читают самостоятельно

– На какой вопрос нам надо ответить?   (Какую работу выполняет буква Я в слиянии?)

Чтение слогов-слияний с буквой Я

– Посмотрите на экран. слайд со слияниями 13

-Прочитайте слияния самостоятельно.

Чтение слияний вслух. (6 учеников)

-Как читаются согласные в слиянии с буквой Я? ( Согласные в слиянии с буквой Я читаются мягко.)

Вывод:

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии? (Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии)

– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос. слайд 14

– Открываем четвёртый секрет буквы Я. слайд 15: девочка с 4 вопросом (Обобщите, что вы знаете о букве Я?) слог.

1.Буква Я – гласная, так как образует слог.

2.Буква Я – обозначает два звука в начале слова и после гласного.

3. Буква Я – в слиянии смягчает согласный звук.

- Молодцы, ребята. Посмотрите, сколько  много яблочек на наших яблоньках. Это значит, что мы открыли все секреты буквы Я . слайд 16

IX. Первичное закрепление. (9 мин)

 - Откройте учебник по закладке на с. 111.

- Какую букву вы видите в верхнем правом углу страницы? (мы видим букву Я).

Еще раз посмотрите,  как она пишется.

Чтение выделенных слов  (Ребята в паре друг другу по очереди читают слова)

– Найдите текст в учебнике. Сейчас нам прочитает текст Сергеева Вика, а вы внимательно слушайте, после прочтения скажите, о чём говорится в тексте. (текст читает хорошо читающая ученица)

 Вопросы по содержанию текста:

- О чём этот текст? (Этот текст о России)

- Что мы посадим у дома? (Мы посадим у дома сад, там вырастут сливы и яблони)

- Перед вами карта России. Что вы знаете о нашей стране? (Наша страна – Россия. Столица нашей Родины – Москва. В Москве много мест, которые знают все Россияне: это Кремль, Красная площадь.

  - Назовите символы нашей страны. (Символы нашей страны – это герб, гимн и флаг)

Чтение текста учащимися. (Работа в паре)

– найдите в словах букву я.

– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1.

Игра со звуками[й][а]  и [а] слайд 17

(класс разбивается на варианты)

1 вариант – это звуки[й][а], 2 вариант – это звук[а] 

– 1 ученик целыми словами читает слова слад

– Если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант

– Если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант

– Кто ошибся – выбывает из игры, садится на место.

Варианты меняются звуками, всё начинается сначала.

 - Прочитайте слова на слайде. Найдите слова, где есть буква Я. слад 18

X. Рефлексия деятельности. Итог.(2 мин)

– С какой буквой познакомились? (Мы познакомились с буквой Я)

 - Что интересного узнали о ней?

– Прочитайте вывод урока в учебнике. (Вывод читает хорошо читающий ученик- Поташев Никита)

– Его надо выучить дома.

– Дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.

-  Как вы думаете, понравился ли наш урок Рае?

– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?

 - Оцените свою работу при помощи яблочек:

-  кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт зелёное  яблочко;
-  кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием -жёлтое яблочко;
-  кому было трудно успевать и выполнять задания —красное яблочко.

- А теперь повесьте свои яблочки на нашу яблоньку. Посмотрите, какая яблонька у нас получилась.

– Вы сегодня все молодцы!

– Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока.

Класс – 1

В классе – 26 человек.

Тема урока: Знакомство с буквой Я.

Это 42 урок в разделе: букварный период. Тема рассчитана на 3 урока.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: -  создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи;
- работать над формированием навыков  правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты.

Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.


Основные понятия:
Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Слого – звуковой анализ слова, предложение, рассказ.

 

Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема);  логические – характеризуют звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.


Ресурсы:

- основные: учебник  В.Г.Горецкий «Азбука»
- дополнительные: проектор, экран, презентация,
счётные палочки,  звуковка.

 

 

 

 

При проведении урока мною использовались следующие технологии:

1.         Деятельностного метода:

- мотивирование к учебной деятельности;

- актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности;

- формулировка темы урока, постановка учебной задачи;

            - усвоение новых знаний и способов деятельности;

            -  закрепление знаний и способов действий;

             - рефлексия деятельности.

  2   . Личностное ориентирование:

            - оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться;

            - стимулирование учащихся: хвалю, обращаюсь к самолюбию.

    3. Здоровьесберегающие технологии:

           - состояние психологического микроклимата;

           - учёт социально – психологического развития учащихся;

Использовала следующую систему дидактических принципов:

1.      Принцип деятельности – ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в результате собственной деятельности.

2.      Принцип целостности – изучение материала неразрозненно, а во взаимной связи.

3.      Принцип психологической комфортности.

Выбранная мною структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап по усвоению новых знаний и способов деятельности. На данном этапе были использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

1.      По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися)

- наглядные (демонстрация презентации, звуковка)

- практические ( работа в тетрадях, составление буквы из счётных палочек,

работа со звуковкой)

2.   По виду учебной деятельности:

- проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленной перед учащимися проблемы)

 

На уроке использовались информационные компьютерные средства для организации познавательной активности, повышая качество образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

 

Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

 

В течении всего урока была соблюдена логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

 

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приёмы, способствующие сохранению здоровья учащихся. В течении всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

 

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз- мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применила 2 физкультминутки.

 

На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребёнка, мною была проведена «Рефлексия»- объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает оценить каждого ребёнка на уроке, а учащимся почувствовать свою зависимость и успешность. В ходе урока применяла жетоны оценивания.

 

Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока. Считаю урок результативным.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Я""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Знакомство с буквой Я.Это 42 урок в разделе: букварный период. Тема рассчитана на 3 урока.Тип урока: Открытие новых знанийЦели: - создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи; - работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти; - воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе. Планируемые результаты.Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Проявляют интерес к изучению нового.Урок направлен на открытие нового знания. С первых минут урока ребят увлекает путешествие по нашей стране. Девочка Рая помогает учащимся сажать яблоньки, тем самым раскрывая особенности буквы Я. За каждое правильное задание дети получают яблочки. В ходе урока дети работают в парах, в конце урока проводится рефлексия деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.03.2020 651
    • DOCX 38.6 кбайт
    • 57 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Агафонов Сергей Михайлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Агафонов Сергей Михайлович
    Агафонов Сергей Михайлович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68829
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 30 регионов

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 23 регионов