Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Я"

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Я"

Конспект урока литературного чтения в 1 классе.

Смирнова Светлана Александровна

МКОУ «Свирьстройская школа»

Учитель начальных классов



Тема урока: Знакомство с буквой Я.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи;
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты.

Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.


Основные понятия: Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Слого – звуковой анализ слова, предложение, рассказ.


Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Ресурсы:

- основные: учебник В.Г.Горецкий «Азбука»
- дополнительные: проектор, экран, презентация, счётные палочки, звуковка, яблоня, яблочки.







Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности. слайд 1 (1 мин.)

- Ребята, давайте создадим хорошее, солнечное настроение. Посмотрите на солнышко, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Проверим правила посадки:

Руки – на парте.

Ноги – на месте.

Локти - у края.

Спина – прямая. (хором)

Здравствуйте, ребята!

Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний. (1 мин.)  

А вы знаете, как называется наша страна? (Россия) слайд 2

С помощью чего записано это слово? (Слово записано с помощью букв)

А что мы произносили? (Мы произносим звуки)

Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (Звуки и буквы делятся на гласные и согласные)

Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)

Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

Какую работу выполняют гласные в слове? (Гласные образуют слоги)

Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

III. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (1 мин)

-Кто догадался, какую букву мы будем исследовать сегодня на уроке? (Мы будем изучать букву «я».)

- А как вы догадались? ( В слове Россия все буквы изучены кроме буквы Я) Некоторые ребята испытывают затруднения в ответе. слайд 3

-Назовите тему нашего урока. ( Тема нашего урока: « Буква Я») слайд 4

- Прочитайте на слайде тему урока. ( Читает Чайковский Александр)

- Молодцы, ребята, вы правильно определили тему нашего урока.

IV.Открытие нового знания.(4 мин)

Знакомство с новой буквой.

- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Слайд 5) (Мы видим печатные буквы Я, большую и маленькую)

- Из скольких элементов состоит буква Я? (Из 3-х элементов: прямой палочки, полуовала и наклонной палочки).

Ребята, составьте букву Я из счетных палочек.

- На что же похожа буква Я? Послушаем стихотворения:

Подготовленные заранее ребята читают стихотворения:

  1. Я бродяга с рюкзаком,

Путешествую пешком.

  1. Буква Я шагает гордо,

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я-

Буква, слог и слово!

Буква Я – хитрая буква

Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до столицы нашей Родины.

Как она называется? (Столица нашей Родины - Москва)

В России очень ценятся яблоневые сады

Раскрывая в путешествии секреты буквы «Я», мы будем сажать яблоньки. слайд 6

Помогать нам в этом будет девочка Рая.

За правильные ответы вы будете получать яблочки.

V. Физкультминутка (1мин)

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности. (8 мин)

Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

Дети читают самостоятельно.

На какой вопрос нам надо ответить? (К какой группе букв относится буква «Я»?)

Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

Тянется? (да)

Какая это буква? (гласная)

Какую работу она будет выполнять в слове? (Она образует слог)

Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

Каким цветом мы обозначаем гласные? (Гласные мы обозначаем красным цветом)

Положите перед собой звуковку буквы Я.


http://festival.1september.ru/articles/611406/1.gif

Обведём контур нужным цветом 

Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

Сколько звуков слышим? (Мы слышим два звука)

Какие? ([й`а])

Напечатайте первый звук буквы. ([й`])

Произнесите его.

Какой он? (Звук [й] -согласный, мягкий)

Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (Мягкие звуки мы обозначаем синим цветом)

Раскрасьте первый тапочек синим цветом.

Напечатайте второй звук буквы. (Дети печатают звук [а])


Произнесите его.

Какой он? (Звук[а] –гласный так как мы его можем петь и воздух не встречает преграду)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Гласные звуки обозначаем красным цветом)

Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Итак, давайте подведём итог.



Какая это буква? (гласная )

Сколько звуков у буквы Я? (У неё два звука)

Какие? ([й`а])

Молодцы, ребята. Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Открываем второй секрет буквы Я. слайд 7: девочка со 2 вопросом

Дети читают самостоятельно.

На какой вопрос нам надо ответить? (В каких случаях буква Я обозначает два звука?)

- Отгадайте загадку.

Красное, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (яблоко) слайд 8

Сколько в слове слогов? (Определяем количество слогов. В слове яблоко- 3 слога)

- Откройте тетради, выполним неполный звуковой разбор слова яблоко. (1 ученик на доске) Обозначим части в воздухе. Обозначим части в тетради. Обозначьте звуки по порядку. Проверьте.

- Обозначьте гласные звуки. Проверьте.

Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

Каким гласным образован этот слог? ([а])

Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

Какой он? (согласный, мягкий)

Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

- Произнесите слово с ударением.

Какой слог ударный? (первый слог)

Назовите два звука первого слияния. ([й`а])

Какой буквой мы их обозначим? (Мы обозначим первое слияние буквой «я»)

Напечатайте букву я под слиянием.

Посмотрите на слово. слайд 8

Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

Вывод:

Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (Буква Я обозначает два звука в начале слова. Это звуки [й] и [а])

Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды. слайд 9

Значит мы не до конца ответили на вопрос.

- Как зовут девочку, которая с нами сегодня путешествует? (Её зовут Рая) слайд 10

VII.Самостоятельная работа . (4 мин)

Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)

Давайте сделаем неполный звуковой разбор этого слова.(1 ученик у доски). Проверяем.

Сколько в слове слогов? (Ра-я – 2 слога)

Назовите 1 слог. ([рааа])

Каким гласным образован слог? ([а])

Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

Какой он? (твёрдый)

Почему? ([а] обозначает его твёрдость)  

Назовите 2 слог. ([й`аааа])

Каким гласным образовании слог? ([а])

Назовите согласный перед ним. ([й`])

Какой он? (мягкий)

Какой слог ударный? (первый)

Назовите звуки второго слияния. ([й`а])

Какой буквой мы их обозначим? (я)

Посмотрите на слово. слайд 10

Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Вывод:

Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?( Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы).

Молодцы. Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос. слайд 11

VIII.Физкультминутка (релаксационная) (1 мин)

- А теперь немного отдохнём:

Все легли, глаза закрыли.

Мысли разные ушли.

Напряжение улетело

И расслаблено всё тело.

Но пора уже вставать.

Все встряхнулись.

Потянулись –

И друг другу улыбнулись.

Продолжение работы по теме урока.(3 мин)

Открываем третий секрет буквы Я. слайд 12: девочка с 3 вопросом

Дети читают самостоятельно

На какой вопрос нам надо ответить? (Какую работу выполняет буква Я в слиянии?)

Чтение слогов-слияний с буквой Я

Посмотрите на экранслайд со слияниями 13

-Прочитайте слияния самостоятельно.

Чтение слияний вслух. (6 учеников)

-Как читаются согласные в слиянии с буквой Я? ( Согласные в слиянии с буквой Я читаются мягко.)

Вывод:

Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии? (Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии)

Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос. слайд 14

Открываем четвёртый секрет буквы Я. слайд 15: девочка с 4 вопросом (Обобщите, что вы знаете о букве Я?) слог.

1.Буква Я – гласная, так как образует слог.

2.Буква Я – обозначает два звука в начале слова и после гласного.

3. Буква Я – в слиянии смягчает согласный звук.

- Молодцы, ребята. Посмотрите, сколько много яблочек на наших яблоньках. Это значит, что мы открыли все секреты буквы Я . слайд 16

IX. Первичное закрепление. (9 мин)

- Откройте учебник по закладке на с. 111.

- Какую букву вы видите в верхнем правом углу страницы? (мы видим букву Я).

Еще раз посмотрите, как она пишется.

Чтение выделенных слов (Ребята в паре друг другу по очереди читают слова)

Найдите текст в учебнике. Сейчас нам прочитает текст Сергеева Вика, а вы внимательно слушайте, после прочтения скажите, о чём говорится в тексте. (текст читает хорошо читающая ученица)

Вопросы по содержанию текста:

- О чём этот текст? (Этот текст о России)

- Что мы посадим у дома? (Мы посадим у дома сад, там вырастут сливы и яблони)

- Перед вами карта России. Что вы знаете о нашей стране? (Наша страна – Россия. Столица нашей Родины – Москва. В Москве много мест, которые знают все Россияне: это Кремль, Красная площадь.

- Назовите символы нашей страны. (Символы нашей страны – это герб, гимн и флаг)

Чтение текста учащимися. (Работа в паре)

найдите в словах букву я.

подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1.

Игра со звуками[й][а]  и [а] слайд 17

(класс разбивается на варианты)

1 вариант – это звуки[й][а], 2 вариант – это звук[а] 

1 ученик целыми словами читает слова слад

Если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант

Если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант

Кто ошибся – выбывает из игры, садится на место.

Варианты меняются звуками, всё начинается сначала.

- Прочитайте слова на слайде. Найдите слова, где есть буква Я. слад 18

X. Рефлексия деятельности. Итог.(2 мин)

С какой буквой познакомились? (Мы познакомились с буквой Я)

- Что интересного узнали о ней?

Прочитайте вывод урока в учебнике. (Вывод читает хорошо читающий ученик- Поташев Никита)

Его надо выучить дома.

Дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.

- Как вы думаете, понравился ли наш урок Рае?

Кому сегодня было сложно?

У кого всё получилось?

- Оцените свою работу при помощи яблочек:

- кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт зелёное яблочко;
- кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием -жёлтое яблочко;
- кому было трудно успевать и выполнять задания —красное яблочко.

- А теперь повесьте свои яблочки на нашу яблоньку. Посмотрите, какая яблонька у нас получилась.

Вы сегодня все молодцы!

Спасибо за урок!





































Самоанализ урока.

Класс – 1

В классе – 26 человек.

Тема урока: Знакомство с буквой Я.

Это 42 урок в разделе: букварный период. Тема рассчитана на 3 урока.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи;
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты.

Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.


Основные понятия: Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Слого – звуковой анализ слова, предложение, рассказ.


Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.


Ресурсы:

- основные: учебник В.Г.Горецкий «Азбука»
- дополнительные: проектор, экран, презентация, счётные палочки, звуковка.








При проведении урока мною использовались следующие технологии:

  1. Деятельностного метода:

- мотивирование к учебной деятельности;

- актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности;

- формулировка темы урока, постановка учебной задачи;

- усвоение новых знаний и способов деятельности;

- закрепление знаний и способов действий;

- рефлексия деятельности.

2 . Личностное ориентирование:

- оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться;

- стимулирование учащихся: хвалю, обращаюсь к самолюбию.

3. Здоровьесберегающие технологии:

- состояние психологического микроклимата;

- учёт социально – психологического развития учащихся;

Использовала следующую систему дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в результате собственной деятельности.

  2. Принцип целостности – изучение материала неразрозненно, а во взаимной связи.

  3. Принцип психологической комфортности.

Выбранная мною структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап по усвоению новых знаний и способов деятельности. На данном этапе были использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися)

- наглядные (демонстрация презентации, звуковка)

- практические ( работа в тетрадях, составление буквы из счётных палочек,

работа со звуковкой)

2. По виду учебной деятельности:

- проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленной перед учащимися проблемы)



На уроке использовались информационные компьютерные средства для организации познавательной активности, повышая качество образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.



Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.



В течении всего урока была соблюдена логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.



Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приёмы, способствующие сохранению здоровья учащихся. В течении всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.



На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз- мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применила 2 физкультминутки.



На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребёнка, мною была проведена «Рефлексия»- объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает оценить каждого ребёнка на уроке, а учащимся почувствовать свою зависимость и успешность. В ходе урока применяла жетоны оценивания.



Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока. Считаю урок результативным.











Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Я"
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Знакомство с буквой Я.

Это 42 урок в разделе: букварный период. Тема рассчитана на 3 урока.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи;
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты.

Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.

Урок направлен на открытие нового знания. С первых минут урока ребят увлекает путешествие по нашей стране. Девочка Рая помогает учащимся сажать яблоньки, тем самым раскрывая особенности буквы Я. За каждое правильное задание дети получают яблочки. В ходе урока дети работают в парах, в конце урока проводится рефлексия деятельности.


Автор Смирнова Светлана Александровна
Дата добавления 07.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1174
Номер материала MA-063042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓