Конспект урока литературного чтения в 1 классе.
Смирнова Светлана Александровна
МКОУ «Свирьстройская школа»
Учитель начальных классов
Тема урока:
Знакомство с буквой Я.
Тип
урока: Открытие новых знаний
Цели:
- создать условия для
ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи;
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и
выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха,
логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и
успеха.
Здоровьесберегающие задачи:
сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и
активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Планируемые
результаты.
Знакомятся с
гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного
звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего
согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют
навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в
соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.
|
Основные понятия: Буква Я в начале слов и после гласных в середине и
на конце слов. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Слого –
звуковой анализ слова, предложение, рассказ.
Формируемые
универсальные учебные действия.
Личностные:
положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей.
Регулятивные:
корректируют деятельность: вносят изменения в
процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать
с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют
звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других
людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии.
|
Ресурсы:
- основные:
учебник В.Г.Горецкий «Азбука»
- дополнительные: проектор, экран, презентация, счётные палочки, звуковка,
яблоня, яблочки.
Ход урока
1. Мотивирование
к учебной деятельности. слайд 1 (1 мин.)
- Ребята, давайте
создадим хорошее, солнечное настроение. Посмотрите на солнышко, улыбнитесь ему,
улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Проверим правила
посадки:
Руки – на парте.
Ноги – на месте.
Локти - у края.
Спина – прямая.
(хором)
– Здравствуйте, ребята!
– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие
по нашей стране.
II.
Актуализация знаний. (1 мин.)
– А вы знаете, как называется наша страна? (Россия) слайд
2
– С помощью чего записано это слово? (Слово записано с помощью
букв)
– А что мы произносили? (Мы произносим звуки)
– Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а
звуки проговариваем и слышим)
– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка?
(Звуки и буквы делятся на гласные и согласные)
– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)
– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)
– Какую работу выполняют гласные в слове? (Гласные образуют слоги)
– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают
или мягкость, или твёрдость согласного)
III.
Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (1 мин)
-Кто
догадался, какую букву мы будем исследовать сегодня на уроке? (Мы будем изучать
букву «я».)
- А
как вы догадались? ( В слове Россия все буквы изучены кроме буквы Я) Некоторые
ребята испытывают затруднения в ответе. слайд 3
-Назовите
тему нашего урока. ( Тема нашего урока: « Буква Я») слайд 4
- Прочитайте
на слайде тему урока. ( Читает Чайковский Александр)
-
Молодцы, ребята, вы правильно определили тему нашего урока.
IV.Открытие нового знания.(4 мин)
Знакомство с новой
буквой.
- Посмотрите на
следующий слайд. Что вы видите? (Слайд 5) (Мы видим печатные буквы Я,
большую и маленькую)
- Из скольких элементов
состоит буква Я? (Из 3-х элементов: прямой палочки, полуовала и наклонной
палочки).
Ребята, составьте
букву Я из счетных палочек.
- На что же похожа
буква Я? Послушаем стихотворения:
Подготовленные
заранее ребята читают стихотворения:
1. Я
бродяга с рюкзаком,
Путешествую пешком.
2. Буква
Я шагает гордо,
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я-
Буква, слог и слово!
–
Буква Я – хитрая буква
–
Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой
крайней её точки до столицы нашей Родины.
– Как
она называется? (Столица нашей Родины - Москва)
– В
России очень ценятся яблоневые сады
–
Раскрывая в путешествии секреты буквы «Я», мы будем сажать яблоньки. слайд 6
–
Помогать нам в этом будет девочка Рая.
– За
правильные ответы вы будете получать яблочки.
V. Физкультминутка
(1мин)
Раз –
поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VI.
Усвоение новых знаний и способов деятельности. (8 мин)
–
Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом
Дети читают самостоятельно.
– На
какой вопрос нам надо ответить? (К какой группе букв относится буква «Я»?)
– Давайте
послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
–
Тянется? (да)
–
Какая это буква? (гласная)
–
Какую работу она будет выполнять в слове? (Она образует слог)
– Как
она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или
твёрдость согласного)
– Каким
цветом мы обозначаем гласные? (Гласные мы обозначаем красным цветом)
–
Положите перед собой звуковку буквы Я.
–
Обведём контур нужным цветом
–
Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
–
Сколько звуков слышим? (Мы слышим два звука)
– Какие?
([й`а])
–
Напечатайте первый звук буквы. ([й`])
–
Произнесите его.
–
Какой он? (Звук [й] -согласный, мягкий)
–
Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (Мягкие звуки мы обозначаем синим
цветом)
–
Раскрасьте первый тапочек синим цветом.
– Напечатайте
второй звук буквы. (Дети печатают звук [а])
–
Произнесите его.
–
Какой он? (Звук[а] –гласный так как мы его можем петь и воздух не встречает
преграду)
–
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Гласные звуки обозначаем красным
цветом)
– Раскрасьте
второй тапочек красным цветом.
–
Итак, давайте подведём итог.
–
Какая это буква? (гласная )
–
Сколько звуков у буквы Я? (У неё два звука)
–
Какие? ([й`а])
–
Молодцы, ребята. Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит
мы правильно ответили на вопрос.
–
Открываем второй секрет буквы Я. слайд 7: девочка со 2 вопросом
Дети
читают самостоятельно.
– На
какой вопрос нам надо ответить? (В каких случаях буква Я
обозначает два звука?)
-
Отгадайте загадку.
Красное,
румяное,
Я
расту на ветке.
Любят
меня взрослые,
И
маленькие детки (яблоко) слайд 8
–
Сколько в слове слогов? (Определяем количество слогов. В слове яблоко- 3 слога)
- Откройте
тетради, выполним неполный звуковой разбор слова яблоко.
(1 ученик на доске) Обозначим части в воздухе. Обозначим части в тетради.
Обозначьте звуки по порядку. Проверьте.
- Обозначьте
гласные звуки. Проверьте.
–
Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])
–
Каким гласным образован этот слог? ([а])
–
Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])
–
Какой он? (согласный, мягкий)
–
Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])
–
Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])
-
Произнесите слово с ударением.
–
Какой слог ударный? (первый слог)
–
Назовите два звука первого слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы
их обозначим? (Мы обозначим первое слияние буквой «я»)
–
Напечатайте букву я под слиянием.
–
Посмотрите на слово. слайд 8
– Где
в слове стоит буква Я? (в начале слова)
Вывод:
–
Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (Буква Я обозначает два
звука в начале слова. Это звуки [й] и [а])
–
Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды. слайд 9
–
Значит мы не до конца ответили на вопрос.
- Как
зовут девочку, которая с нами сегодня путешествует? (Её зовут Рая) слайд 10
VII.Самостоятельная
работа . (4 мин)
Звуковой
разбор слова «Рая» (один человек у доски)
–
Давайте сделаем неполный звуковой разбор этого слова.(1 ученик у доски).
Проверяем.
–
Сколько в слове слогов? (Ра-я – 2 слога)
–
Назовите 1 слог. ([рааа])
–
Каким гласным образован слог? ([а])
–
Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])
–
Какой он? (твёрдый)
–
Почему? ([а] обозначает его твёрдость)
–
Назовите 2 слог. ([й`аааа])
–
Каким гласным образовании слог? ([а])
–
Назовите согласный перед ним. ([й`])
–
Какой он? (мягкий)
–
Какой слог ударный? (первый)
–
Назовите звуки второго слияния. ([й`а])
–
Какой буквой мы их обозначим? (я)
–
Посмотрите на слово. слайд 10
– Где
в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)
Вывод:
–
Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?( Буква Я обозначает
два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы).
–
Молодцы. Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы
правильно ответили на вопрос. слайд 11
VIII.Физкультминутка
(релаксационная) (1 мин)
- А
теперь немного отдохнём:
Все
легли, глаза закрыли.
Мысли
разные ушли.
Напряжение
улетело
И
расслаблено всё тело.
Но
пора уже вставать.
Все
встряхнулись.
Потянулись
–
И друг
другу улыбнулись.
Продолжение
работы по теме урока.(3 мин)
–
Открываем третий секрет буквы Я. слайд 12: девочка с 3 вопросом
Дети
читают самостоятельно
– На
какой вопрос нам надо ответить? (Какую работу выполняет буква Я
в слиянии?)
Чтение
слогов-слияний с буквой Я
–
Посмотрите на экран. слайд со слияниями 13
-Прочитайте
слияния самостоятельно.
Чтение
слияний вслух. (6 учеников)
-Как
читаются согласные в слиянии с буквой Я? ( Согласные в слиянии с буквой Я
читаются мягко.)
Вывод:
–
Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии? (Буква Я обозначает мягкость
согласного звука в слиянии)
–
Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно
ответили на вопрос. слайд 14
–
Открываем четвёртый секрет буквы Я. слайд 15: девочка с 4 вопросом (Обобщите,
что вы знаете о букве Я?) слог.
1.Буква
Я – гласная, так как образует слог.
2.Буква
Я – обозначает два звука в начале слова и после гласного.
3.
Буква Я – в слиянии смягчает согласный звук.
-
Молодцы, ребята. Посмотрите, сколько много яблочек на наших яблоньках. Это
значит, что мы открыли все секреты буквы Я . слайд 16
IX.
Первичное закрепление. (9 мин)
- Откройте
учебник по закладке на с. 111.
- Какую букву вы
видите в верхнем правом углу страницы? (мы видим букву Я).
Еще раз посмотрите,
как она пишется.
Чтение
выделенных слов (Ребята в паре друг другу по очереди читают слова)
–
Найдите текст в учебнике. Сейчас нам прочитает текст Сергеева Вика, а вы
внимательно слушайте, после прочтения скажите, о чём говорится в тексте. (текст
читает хорошо читающая ученица)
Вопросы
по содержанию текста:
- О
чём этот текст? (Этот текст о России)
- Что
мы посадим у дома? (Мы посадим у дома сад, там вырастут сливы и яблони)
-
Перед вами карта России. Что вы знаете о нашей стране? (Наша страна – Россия.
Столица нашей Родины – Москва. В Москве много мест, которые знают все Россияне:
это Кремль, Красная площадь.
-
Назовите символы нашей страны. (Символы нашей страны – это герб, гимн и флаг)
Чтение
текста учащимися. (Работа в паре)
–
найдите в словах букву я.
–
подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1.
Игра
со звуками[й][а] и [а] слайд 17
(класс
разбивается на варианты)
1
вариант – это звуки[й][а], 2 вариант – это звук[а]
– 1
ученик целыми словами читает слова слад
– Если
буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант
– Если
буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант
– Кто
ошибся – выбывает из игры, садится на место.
Варианты
меняются звуками, всё начинается сначала.
-
Прочитайте слова на слайде. Найдите слова, где есть буква Я. слад 18
X.
Рефлексия деятельности. Итог.(2 мин)
– С
какой буквой познакомились? (Мы познакомились с буквой Я)
- Что
интересного узнали о ней?
–
Прочитайте вывод урока в учебнике. (Вывод читает хорошо читающий ученик-
Поташев Никита)
– Его
надо выучить дома.
– Дома
составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.
- Как
вы думаете, понравился ли наш урок Рае?
– Кому
сегодня было сложно?
– У
кого всё получилось?
-
Оцените свою работу при помощи яблочек:
- кому было всё
понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт зелёное яблочко;
- кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием -жёлтое яблочко;
- кому было трудно успевать и выполнять задания —красное яблочко.
- А теперь
повесьте свои яблочки на нашу яблоньку. Посмотрите, какая яблонька у нас
получилась.
– Вы
сегодня все молодцы!
–
Спасибо за урок!
Самоанализ
урока.
Класс – 1
В классе – 26 человек.
Тема урока:
Знакомство с буквой Я.
Это 42 урок в разделе: букварный период.
Тема рассчитана на 3 урока.
Тип
урока: Открытие новых знаний
Цели:
- создать условия для
ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи;
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и
выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха,
логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к Родине, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и
успеха.
Здоровьесберегающие задачи:
сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и
активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Планируемые
результаты.
Знакомятся с
гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного
звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего
согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют
навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в
соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.
|
Основные понятия: Буква
Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква Я –
показатель мягкости согласного звука. Слого – звуковой анализ слова,
предложение, рассказ.
Формируемые
универсальные учебные действия.
Личностные:
положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей.
Регулятивные:
корректируют деятельность: вносят изменения в
процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать
с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют
звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других
людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии.
|
Ресурсы:
-
основные: учебник
В.Г.Горецкий «Азбука»
- дополнительные: проектор, экран, презентация, счётные
палочки, звуковка.
При проведении урока мною использовались
следующие технологии:
1.
Деятельностного метода:
-
мотивирование к учебной деятельности;
-
актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности;
-
формулировка
темы урока, постановка учебной задачи;
- усвоение новых знаний и
способов деятельности;
- закрепление знаний и
способов действий;
- рефлексия
деятельности.
2 . Личностное ориентирование:
- оценка себя, как умелого,
знающего ученика, способного многого добиться;
- стимулирование учащихся:
хвалю, обращаюсь к самолюбию.
3. Здоровьесберегающие технологии:
- состояние психологического
микроклимата;
- учёт социально –
психологического развития учащихся;
Использовала следующую систему дидактических
принципов:
1.
Принцип деятельности – ребёнок не получает знания в готовом
виде, а добывает их в результате собственной деятельности.
2.
Принцип целостности – изучение материала неразрозненно, а во
взаимной связи.
3.
Принцип психологической комфортности.
Выбранная мною структура урока
соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом
является этап по усвоению новых знаний и способов деятельности. На данном
этапе были использованы материалы, активизирующие познавательную активность
младших школьников.
На уроке были использованы следующие
методы обучения:
1.
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися)
- наглядные (демонстрация презентации, звуковка)
- практические ( работа в тетрадях, составление буквы из счётных
палочек,
работа со звуковкой)
2. По виду учебной деятельности:
- проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленной перед
учащимися проблемы)
На уроке использовались информационные компьютерные средства для
организации познавательной активности, повышая качество образования учащихся.
Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведённое на все этапы урока, было рационально
распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
В течении всего урока была соблюдена логика изложения учебного
материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических
принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала
использовались проблемные вопросы и ситуации.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке
использовались методы и приёмы, способствующие сохранению здоровья учащихся.
В течении всего урока мои действия, как педагога, включали способы
поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного
здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая
смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования
позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с
требованиями гигиены зрения.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз-
мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию
здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я
применила 2 физкультминутки.
На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребёнка,
мною была проведена «Рефлексия»- объективное оценивание самого себя. Данный
вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает оценить каждого ребёнка
на уроке, а учащимся почувствовать свою зависимость и успешность. В ходе
урока применяла жетоны оценивания.
Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что
доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.
Считаю урок результативным.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.