Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок литературного чтения на тему "С. Есенин "Поет зима – аукает…" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "С. Есенин "Поет зима – аукает…" (3 класс)

Скачать материал

Урок литературного чтения

 в 3 классе.

 

Тема:  С. Есенин «Поет зима – аукает…».

Цели: познакомить со стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает…»; способствовать развитию внимания, образного мышления, речи, выразительного чтения; продолжить работу по воспитанию любви к природе.

 

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.      Чтение стихов С. Есенина в группах.

2.      Чтение стихов наизусть (по 1 человеку от группы).

III.   Подготовка к введению нового.

(Включаю запись куплетов на стихи С.Есенина.)

1)      Клен ты мой опавший,

Клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись

Под метелью белой?

2)      Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым!

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

      3)  Отговорила роща золотая

           Березовым, веселым языком,

           И журавли, печально пролетая,

           Уж не жалеют больше ни о ком.

- На чьи стихи прослушали  куплеты? Почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

 

     IV. Сообщение темы урока.

- Творчеству,  какого поэта будет посвящен урок?

  На уроке вспомним стихи Сергея Есенина, интересные моменты из его детства, познакомимся со стихотворением «Поет зима – аукает…», будем работать над выразительным чтением этого стихотворения.

 

V. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

- Какие стихи Сергея Есенина вы знаете?

(Дети читают наизусть отрывки стихов. На доске рисунки к стихотворениям С.Есенина.)

- О чем стихи?

 - Какое определение подходит к стихотворениям Есенина?

 (Певучие стихи. На многие стихи Есенина известные композиторы сочинили музыку.)

 - Что способствовало тому, что Есенин стал «певцом русской природы»?

Сообщение ученика.

- Сергей Есенин родился в 1895 году и умер в 1925 году. Детство и юность провел среди красоты русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте.

  Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поем.

2. Анализ зимнего пейзажа.

- Посмотрите на картину. Какое время изображено?

- Что конкретно изображено на картине?

- На этой картине  изображен зимний лес. Все замерло. Застыли ёлочки под снежным покрывалом, недвижным кажется воздух.

3. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

-Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин описал зимний лес в своем стихотворении «Поет зима – аукает…». После знакомства со стихотворением вы должны будете сказать, к какой части можно отнести эту картину.

4. Анализ произведения.

1). – Поработаем над первой строфой.

(Каждую строфу учащиеся читают про себя и вслух.)

- Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»?

- С кем сравнивает автор зиму?

-Как слова доказывают такое сравнение?

«Мохнатый лес» - это какой лес?

-Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?

- А как он шумит?

_ Что значит «баюкает стозвоном сосняка?»

- Как вы понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»?

- Что значит «седые облака»?

- Итак, какую картину можно  нарисовать по первой строфе?

2). – Прочитайте про себя вторую строфу. Вслух.

- Найдите строчки, в которых изображена метель.

- С чем она сравнивается? Почему?

- Итак, какая  погода описывается в стихотворении?

- Найдите строчки, в которых говорится о воробышках.

- Как автор характеризует воробьев?

- Как вы понимаете слово «игривые»?

- Почему воробышек сравнивают с детками сиротливыми»?

- Почему воробьи прижались именно у окна?

Физкультминутка.

- Еще раз прочитайте вслух вторую строфу. Какой звук ясно слышим?

- Что напоминает вам звук [р]?

- Почему автор использует слова, в которых часто встречается звук [р]?

- Какой характер у вьюги?

- А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте. Как вы себя чувствуете в такую вьюгу?

- Покажите, как вы замерзли.

- Что нужно сделать, чтобы согреться?

- Прыгаем на левой ножке, на правой ножке, полетаем…

- Ну что, воробышки, согрелись?

- А теперь садимся на ветки и работаем дальше.

3). Анализ произведения (продолжение).

- Прочитайте про себя третью строфу. Вслух.

- Как автор называет воробышек?

- Как вы понимаете слово пташки?

- Как вы понимаете слово озябли?

- Как греются птички?

- Почему воробышки озябли?

- Какое чувство вызывают у поэта воробышки?

- Какие слова говорят о жалости поэта к воробьям? Как поэт называет воробьев?

- Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами?

- Найдите строчки, в которых описывается вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу?

- Прочитайте 4 строфу.

- Почему пташки дремлют у «мерзлого окна»?

- Что им снится?

- Какой снится воробышкам в студеную зимнюю пору весна?

_ Как вы понимаете эти строчки?

- Почему воробышкам снится весна?

Вывод.

- Какая тема стихотворения?

 -Главная мысль стихотворения?

- Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

5.Работа над выразительным чтением стихотворения.

1) -Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударении.

(Учитель читает, дети подчеркивают слова.)

2)-Карандашом отметим паузы.

(II- точка,, I – запятая).

3)- С каким чувством будем читать о весне?

- Как будем читать о воробьях?

 – Как прочитаем о вьюге?

4)– Читаем хором.

     -Читает дуэт.

(Чтение ребята оценивают по  памятке :(самооценка)

3.      Выразительно ли читал?

4.      С чувством ли читал?

5.      Эмоционально ли читал?

6.      Соблюдал ли нужную интонацию?

7.      Правильно ли ставил логические ударения?

8.      Выделял ли голосом особые места?

9.      Не было ли ошибок в словах?)

 

VI. Итог урока.

- С каким стихотворением познакомились на уроке?

- Кто его написал?

- Как Сергея Есенина называют в народе?

- Что хотел автор показать этим стихотворением?

- Какое настроение появилось у вас от этого стихотворения?

 

VII. Домашнее задание.

1) Научиться читать стихотворение выразительно.

2) Любителям поэзии выучить стихотворение наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

   

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения на тему "С. Есенин "Поет зима – аукает…" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: С. Есенин «Поет зима – аукает…».Цели: познакомить со стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает…»; способствовать развитию внимания, образного мышления, речи, выразительного чтения; продолжить работу по воспитанию любви к природе.Ход урока:1) Организационный момент;2) Проверка домашнего задания;3) Подготовка к введению нового;4) Сообщение темы урока;5) Работа по теме урока:а) вступительная беседа;б) анализ зимнего пейзажа;в) чтение стихотворения подготовленным учеником;г) анализ произведения;д) работа над выразительным чтением стихотворения;6) Итог урока;7) Домашнее задание;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.09.2020 84
    • DOCX 38 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ящук Елена Яковлевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ящук Елена Яковлевна
    Ящук Елена Яковлевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89766
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1114 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 273 человека

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе