Урок литературного чтения
в 3 классе.
Тема: С. Есенин
«Поет зима – аукает…».
Цели: познакомить
со стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает…»; способствовать развитию
внимания, образного мышления, речи, выразительного чтения; продолжить работу по
воспитанию любви к природе.
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.
Чтение стихов С. Есенина в группах.
2.
Чтение стихов наизусть (по 1 человеку от группы).
III. Подготовка к введению нового.
(Включаю
запись куплетов на стихи С.Есенина.)
1)
Клен ты мой опавший,
Клен
заледенелый,
Что
стоишь нагнувшись
Под
метелью белой?
2)
Не жалею, не зову, не плачу,
Все
пройдет, как с белых яблонь дым!
Увяданья
золотом охваченный,
Я
не буду больше молодым.
3)
Отговорила роща золотая
Березовым,
веселым языком,
И
журавли, печально пролетая,
Уж не
жалеют больше ни о ком.
- На чьи стихи прослушали
куплеты? Почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?
IV. Сообщение темы урока.
- Творчеству,
какого поэта будет посвящен урок?
На уроке вспомним
стихи Сергея Есенина, интересные моменты из его детства, познакомимся со
стихотворением «Поет зима – аукает…», будем работать над выразительным чтением
этого стихотворения.
V. Работа по
теме урока.
1. Вступительная
беседа.
- Какие стихи
Сергея Есенина вы знаете?
(Дети читают
наизусть отрывки стихов. На доске рисунки к стихотворениям С.Есенина.)
- О чем стихи?
- Какое
определение подходит к стихотворениям Есенина?
(Певучие стихи. На
многие стихи Есенина известные композиторы сочинили музыку.)
- Что
способствовало тому, что Есенин стал «певцом русской природы»?
Сообщение
ученика.
- Сергей Есенин
родился в 1895 году и умер в 1925 году. Детство и юность провел среди красоты
русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться
равнодушным к этой красоте.
Любуясь картинами
родной природы, он стремился передать свое восхищение красотой русской природы
в своих стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поем.
2. Анализ зимнего пейзажа.
- Посмотрите на картину. Какое время
изображено?
- Что конкретно изображено на картине?
- На этой картине изображен зимний лес. Все
замерло. Застыли ёлочки под снежным покрывалом, недвижным кажется воздух.
3. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
-Послушайте, как певец русской природы, поэт
Сергей Есенин описал зимний лес в своем стихотворении «Поет зима – аукает…».
После знакомства со стихотворением вы должны будете сказать, к какой части
можно отнести эту картину.
4. Анализ произведения.
1). – Поработаем над первой строфой.
(Каждую строфу учащиеся читают про себя и
вслух.)
- Как вы понимаете выражение «Поет зима –
аукает…»?
- С кем сравнивает автор зиму?
-Как слова доказывают такое сравнение?
«Мохнатый лес» - это какой лес?
-Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?
- А как он шумит?
_ Что значит «баюкает стозвоном сосняка?»
- Как вы понимаете выражение «с тоской
глубокою плывут облака»?
- Что значит «седые облака»?
- Итак, какую картину можно нарисовать по
первой строфе?
2). – Прочитайте про себя вторую строфу.
Вслух.
- Найдите строчки, в которых изображена
метель.
- С чем она сравнивается? Почему?
- Итак, какая погода описывается в
стихотворении?
- Найдите строчки, в которых говорится о
воробышках.
- Как автор характеризует воробьев?
- Как вы понимаете слово «игривые»?
- Почему воробышек сравнивают с детками
сиротливыми»?
- Почему воробьи прижались именно у окна?
Физкультминутка.
- Еще раз прочитайте вслух вторую строфу.
Какой звук ясно слышим?
- Что напоминает вам звук [р]?
- Почему автор использует слова, в которых
часто встречается звук [р]?
- Какой характер у вьюги?
- А сейчас представьте себя воробышками.
Встаньте. Как вы себя чувствуете в такую вьюгу?
- Покажите, как вы замерзли.
- Что нужно сделать, чтобы согреться?
- Прыгаем на левой ножке, на правой ножке,
полетаем…
- Ну что, воробышки, согрелись?
- А теперь садимся на ветки и работаем дальше.
3). Анализ произведения (продолжение).
- Прочитайте про себя третью строфу. Вслух.
- Как автор называет воробышек?
- Как вы понимаете слово пташки?
- Как вы понимаете слово озябли?
- Как греются птички?
- Почему воробышки озябли?
- Какое чувство вызывают у поэта воробышки?
- Какие слова говорят о жалости поэта к
воробьям? Как поэт называет воробьев?
- Почему Сергей Есенин использовал в
стихотворении слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами?
- Найдите строчки, в которых описывается
вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу?
- Прочитайте 4 строфу.
- Почему пташки дремлют у «мерзлого окна»?
- Что им снится?
- Какой снится воробышкам в студеную зимнюю
пору весна?
_ Как вы понимаете эти строчки?
- Почему воробышкам снится весна?
Вывод.
- Какая тема стихотворения?
-Главная мысль стихотворения?
- Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
5.Работа над выразительным чтением стихотворения.
1) -Подчеркнем карандашом слова, на которые
падает логическое ударении.
(Учитель читает, дети подчеркивают слова.)
2)-Карандашом отметим паузы.
(II- точка,, I – запятая).
3)- С каким чувством будем читать о весне?
- Как будем читать о воробьях?
– Как прочитаем о вьюге?
4)– Читаем хором.
-Читает дуэт.
(Чтение ребята оценивают по памятке :(самооценка)
3.
Выразительно ли читал?
4.
С чувством ли читал?
5.
Эмоционально ли читал?
6.
Соблюдал ли нужную интонацию?
7.
Правильно ли ставил логические ударения?
8.
Выделял ли голосом особые места?
9.
Не было ли ошибок в словах?)
VI. Итог урока.
- С каким стихотворением познакомились на
уроке?
- Кто его написал?
- Как Сергея Есенина называют в народе?
- Что хотел автор показать этим
стихотворением?
- Какое настроение появилось у вас от этого
стихотворения?
VII. Домашнее задание.
1) Научиться читать стихотворение
выразительно.
2) Любителям поэзии выучить стихотворение
наизусть.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.