Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения на тему:" А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» ( 4 класс)

Урок литературного чтения на тему:" А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» ( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

по теме: А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»


Цели урока.

Ознакомление с содержанием произведения А. П.Платонова "Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов.

Развитие навыков аналитического мышления.

Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.

Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.

Прививать чувство сострадания, понимания, любви к Родине, милосердия, любви ко всему живому, способность дарить добро.

Обучение умению слышать и слушать музыку.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, портрет писателя, музыка

Ход урока.


Спешите делать добрые дела…


1. Пятиминутка чтения.

- про себя;

- в полголоса;

- в полный голос, выразительное чтение;

- быстрым темпом;

- обычным темпом.

2. Актуализация знаний.

Дома вы познакомились с произведением «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Кто автор этого произведения? (портрет - презентация)


Биографию этого писателя нам расскажет Даша.


Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже 1 сентября 1899 г. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году. Настоящая фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства знал бедность и нищету. Отец Платонова работал машинистом паровоза, а затем слесарем на железной дороге.
Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой.
Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.
С 13 лет он начинает трудиться, работает на Воронежском паровозоремонтном заводе. Учится в железнодорожном техникуме, служит в армии (призван в 1919 г.) Работает помощником машиниста, инженером – электриком.
В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.
В 1944 г. Платонов возвращается с фронта тяжело больной, но продолжает работать, ведь с 1927 г. он – профессиональный литератор. В 50-е годы он много пишет, и книги его издаются. Платонов работает в разных жанрах: стихи, рассказы, повести, романы, сказки. В своих произведениях он поднимает вечные вопросы: о смысле человеческой жизни, размышляет о месте человека в мире, обращается к душе отдельного человека и ко всему мироустройству.


- Назовите имя и отчество писателя. Что из его биографии вы запомнили?


Его произведения изучаются и в школе: «Никита», «Еще мама», «Неизвестный цветок», «Корова», «Юшка» и др.


3.Работа над произведением. Работа в группах.

«Любовь к родине, или Путешествие воробья».


-Кто главный герой? Каким вы представляете себе музыканта?


Как вы поняли, о чём этот рассказ? (О жизни. О жизни скрипача, старика музыканта.)


Что же такое жизнь? Как ее понимает музыкант? Мы сегодня и попытаемся с вами разобраться…

1 группа

- Почему скрипач каждый вечер ходил играть на Тверской бульвар? (Ответьте своими словами, затем предложениями текста с.136)

Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью.

Скрипач хотел дарить людям добро, потому что делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он бы одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире: вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.

- Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач?
Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях добрые чувства своей нежной музыкой.


(Включается соло для скрипки «Вечная любовь»), памятник Пушкину.

- Давайте попробуем нарисовать устную словесную картину.


Сумерки спускаются на бульвар, делая все задумчивым и тихим. Воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника и, забыв обо всем, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким- то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты.
А музыка льется, унося всех в чудесный счастливый мир. Счастливы и музыкант, и люди, окружающие его.
Музыкант приносит счастье.

Представили эту картину?


- Почему старик никогда не брал денег за свою работу?
Он играл не из-за денег, а просто для людей. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло. Ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей.


Что же такое жизнь?

(Способность любить бескорыстно, бескорыстие).


2 группа

- Какое чувство вызвал воробей у старого музыканта? (презентация)
Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Он задумался о трудной судьбе воробья. Ему стало жаль маленькую птичку.


Что же такое жизнь?

Он испытывал сострадание, сопереживание.


- Почему музыкант так привязался к воробью?
Старик чувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство.


- Что чувствовал скрипач, когда смотрел, как воробей клюёт хлеб? ( ответьте предложением текста с. 141)

Он тосковал, когда воробей не прилетал и «чувствовал добро в своем сердце», когда он клевал хлеб внутри футляра.


Что же такое жизнь?

(Способность дарить добро).

3 группа

- Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Что произошло с ним? Расскажите.
Снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, и воробей остался один в урагане. Воробья вихрем унесло в далекую южную страну, которую можно сравнить с раем.


- Как описывается страна вечного лета, в которую попал воробей?(найдите отрывок в тексте с.144)
«Здесь пищи было много, неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни».


- Почему воробей тоскует в этой стране?
Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба.


Как называется рассказ?
Любовь к Родине.

Что же такое жизнь?

(Любовь к Родине)


Вы поработали в группах, занимайте свои места.


Происходит чудо, воистину сказочное: воробей, совершив второе путешествие - на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом.
А потом умирает.
- Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции - завершается трагически?
Как бы вы ответили на этот вопрос?


Нет, смерть воробья отнюдь не случайна. Воробей из тех, кто привык брать от жизни всё необходимое. Он лишён способности трудиться, любить, отдавать, жертвовать ради других. Именно, благодаря этим качествам, чудо жизни оказывается возможным.

- Как вы поняли, что такое жизнь?

(Способность любить бескорыстно).

(Способность сострадать, сопереживать.)


(Способность дарить добро).

(Любовь к Родине)


Наши улицы, бульвары и дома по-прежнему полны одиноких пожилых людей. Им нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово. Не жалейте тепла души.


Спешите делать добрые дела…

Резерв. Тетрадь с.68.

4. Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру:
О чем заставляет задуматься рассказ?

5. Рефлексия.

Поделитесь своими впечатлениями от урока: чему вас научил урок, какие открытия для себя вы сделали?

6. Оценки за урок.




Урок литературного чтения на тему:" А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» ( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока литературного чтения на тему: "А. П. Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" познакомит учащихся с биографией писателя, с глубоким смыслом данного произведения, с музыкой великих русских композиторов. Данный урок воспитывает чувство сострадания, понимания, любви к Родине, милосердия, любви ко всему живому, способность дарить добро.

Автор Михайленко Елена Анатольевна
Дата добавления 06.07.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1590
Номер материала 60215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓