Главная / Начальные классы / урок литературного чтения

урок литературного чтения

МБОУ «Изобильненская СОШДС»

























Методическая разработка урока чтения во 2 классе

по теме : «Зимушка-зима»







Подготовила

учитель начальных классов

Усатая А.А.

























Урок внеклассного чтения во 2 классе

«Зимушка-зима»

Цели урока:

  • Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а  также на основе восприятия новых произведений искусства.

  • Развитие  у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие монологической речи, коммуникативной и информативной компетентности, умения   работать в парах.

  • Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

1. Презентация на проекторе, под названием «Зимушка-зима». (Зимние пейзажи,картинки калейдоскопа.) Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.
2. Аудиозапись
пьесы П.И.Чайковского «Времена года»



  1. -Вступительное слово учителя

Сегодня у нас урок внеклассного чтения . А догадались ли вы о каком времени года мы будем говорить?(зимний пейзаж на слайде)

Зима – одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Зима это – обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, забавы детей и даже взрослых.

Что вы ожидаете от нашего урока? (высказывания детей)

2 -Давайте подберём слова,каким вы хотите, чтобы был наш урок:

-Увлекательным , удивительным

-Развивающим,радостным

-Обучающим, обобщающим

-Красивым

3 -Словарная работа:

Но урок у нас будет необычным.Он пройдёт в форме калейдоскопа.Ребята, а вы знаете, что такое КАЛЕЙДОСКОП? (объяснение + картинки на слайде)


4 Постановка учебной задачи.

5. Ребята, скажите ,что вы себе представляете, когда говорите слово «ЗИМА», с чем ассоциируется это слово?

( снег , санки ,ёлка ,мороз ,каток ,снежки, снеговик, коньки )

(Ассоциативный куст на слайде выстраивается)

6.Проверка индивидуальных заданий к уроку:

- Кто больше подобрал слов –признаков зимы? Какая зима?

(ответы детей : красивая, морозная, белая. холодная, весёлая, и т.д.)

-Рассказать чем дети любят заниматься зимой. (рассказы детей о зимних забавах)

- Чего вы не хотите зимой, о чём бы вы попросили у природы? (просьбы детей, чтобы не было гололёда, сильного ураганного ветра ,сильных морозов и т.д.)



7. Работа в группах(карточки) : Собери пословицу :

  • Декабрь год кончает, зиме середина.

  • Январь -году начало, под февраль налетели.

  • Вьюги да метели зиму начинает.

(Проверка – стрелочки на слайде)

8. Физминутка. (снежинка на слайде)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли.

9.Творческая работа в парах, развитие воображения, речи:

Учитель: Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла художников и композиторов ,и наших ребят тоже- выставка детских рисунков о зиме на доске.

 Картины художников.

Перед вами репродукции картин А. Пластова, А. Саврасова,К. Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У  И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.

Ваша задача сейчас слушая пьесу П.Чайковского «Времена года» описать картину « На горке».

10. Выразительное чтение стихотворений:

Учитель: А сейчас мы послушаем как поэты описывали красоту зимней природы в своих произведениях.

Дети рассказывают наизусть подготовленные стихотворения, мы анализируем их.

А.С. Пушкин

- Какое настроение передаёт это стихотворение? Воспользуйтесь словарём настроений. 

радость волнение 

восхищение любование 
интерес веселье 
нежность грусть 



Ф . Тютчев- Какой представляет зиму автор? Подтвердите словами из

текста. 


И.З.Суриков Какое настроение передаёт это стихотворение?

С. Есенин - Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем это стихотворение напоминает сказку?

-Любит ли Есенин зимнюю березу?

- Ребята, вам нравятся деревья в зимнем убранстве?

11.Развитие речи учащихся:

Художники слова, создавая свои рассказы, очень тщательно работают над словом, кропотливо подбирают их, чтобы нарисовать яркую картину.
Попробуем и мы создать небольшие тексты – зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть вот такая заготовка.

  • Зима, холодная, белая ,чистая, весёлая.

  • Города, сёла, поля, леса, луга.

  • Волшебница, королева, царевна.

  1. Работа над произведением С.Михалкова «Событие»

-С каким произведением я вас познакомила, когда мы ходили на экскурсию в зимний лес?

-О каких событиях говорится встихотворении? Кто главные герои?

-Как вы их охарактеризуете?

-Ваши предложения: как можно обойтись на празднике без срубывания ёлки?



  1. Итог..

  Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Вам понравилось? Подошёл к концу наш урок. 
- О чём мы говорили на уроке? 
- Что вам понравилось больше всего? 
- Всё ли мы сказали на уроке? Есть ли ещё над чем подумать и поработать? 
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всё ли намеченное выполнили? 
- Какое из заданий выполняли с удовольствием? 
- За что бы вы похвалили себя? Товарищей?
- Спасибо вам за урок! 

А зима только на пороге. Вы ещё полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем, красотой зимних деревьев, покувыркаетесь в глубоких сугробах, покатаетесь на  санках, на горках. А на уроках чтения мы встретимся с новыми литературными произведениями, которые будут посвящены волшебному времени года – ЗИМЕ!


- Что вас особенно тронуло и поразило, заставило затрепетать сердце?


 – Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
(Облагораживает душу, делает человека прекрасным, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.)

14. Домашнее задание 
Составить рукописную книгу «Зимушка-зима». Включить в неё сочинение, 
рисунки, любимые стихи о зиме, загадки, приметы зимы, пословицы и поговорки. 

































Использованная литература:

Учебник Литературное чтение 2 класс. Климанова, Горецкий

М. Просвещение 2014г.

Ф.Тютчев . Стихи . М. Просвещение 1989г.

Стихи и рассказы о природе. М. Просвещение 1990г.









































урок литературного чтения
  • Начальные классы
Описание:

Урок построен с учётом дидактических принципов и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока велась системная работа по формированию читательской компетентности младших школьников с позиции осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Исследовательская работамотивированных учащихся позволила активно включиться в работу.

Домашнее задание, которое было задано накануне данного урока, носило исследовательский характер, что способствует формированию навыков самоконтроля и самооценки.

На протяжении урока велась связь с русским языком и окружающим миром. Ребята выполняли задания поискового характера: «объясни», «докажи» и задания репродуктивного характера: «покажи», «вспомни», «перескажи».

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому материалу на протяжении всего урока использовался наглядный материал.

Автор Усатая Алла Анатольевна
Дата добавления 25.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 322
Номер материала MA-065191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы