Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 5 классе "Васюткино озеро"

Урок литературы в 5 классе "Васюткино озеро"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

В.П.Вардая (учитель литературы)

Тема урока: В.П. Астафьев. Васюткино озеро.

Цели урока: Совершенствовать навыки анализа текса, развивать творческие особенности обучающихся, прививать любовь к чтению произведений В.П.Астафьева.

Задачи урока:

создать условия для понимания такой истины как возможность прислушиваться к советам взрослых.

создать условия для понимания смысла жизни на основе рассказа.

работать над философским смыслом произведения.

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.


Вид урока: комплексный.

 

Методы:

  1. Словесные

  2.  Наглядные

  3. Объяснительно-иллюстративные .

  4. Практические.

  5. Репродуктивные.




Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.









Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

Организационный  момент, мотивация  к учебной деятельности 

Проверка подготовленности к уроку

Обучающиеся готовятся к уроку.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Блиц-опрос (по группам или по рядам).- А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. За каждый правильный ответ группа (ряд) получает жетончик.

  • На какой реке происходили события?

  • Назовите возраст Васютки.

  • Чем снабжал Васютка рыбаков?

  • Что такое затеси?

  • Какую птицу первой увидел Васютка?

  • Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

  • Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?

  • О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

  • Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?

  • По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

  • Как звали Васюткину собаку?

  • Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

  • Работа в группах: вспомнить всех:

  • 1) птиц;

  • 2)животных;

  • 3) рыб.

Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение, анализируют.



Енисей

Орехами



Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы


Постановка учебной задачи.


-Откуда Васютка так много знает?

- А почему заблудился?

Но упорство Васютки должно быть вознаграждено. Но как? (ответ на этот вопрос найдём в течение урока)

- За что ругает себя Васютка?

- А как бы вы стали вести себя в данной ситуации?

- Какое решение принимает Васютка? О чем говорит такое решение?





- Васютка бодрится, но … легко ли ему?







- Когда Васютка окончательно понял, что заблудился?





- Как передает писатель состояние мальчика в этот момент?













- Что кроется в словах “Будь что будет”?

- “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, - говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

- Что сделал Васютка в первую очередь?



- Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем?

- Что помогло Васютке провести первую ночь?

На фоне записи с пением птиц читается отрывок со слов: “Где это я?” - изумленно подумал Васютка до слов: “Тайга не откликалась”.- Васютка один, а вокруг… “Тайга, тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…” Почему тайга показалась мальчику “молчаливой, равнодушной…”? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Что пытается найти Васютка среди тайги?

- Куда решает идти Васютка и почему?



-Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха?

Приметой чего является трава в тайге?

На что надеялся Васятка?

А оказалось?

Ответы и выводы детей подталкивают к пониманию того, что беда у Васютки случилась из-за невнимательного отношения к советам взрослых.

(В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ).

(Идти на юг к Енисею).

(Он пытается взять себя в руки, успокоить себя).

(“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” - надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” - вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” - что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” - все – таки он не сдается).

(“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”).

(“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, - отрешенно подумал он”).

(Равнодушие к своей жизни, к судьбе).

(Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”).

(Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи).



(Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром).

(Его знания и умения).




(… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем).

(Полоску лиственника, лиственничный лес обычно тянется по берегам реки).

(На сервер, километров через сто тайга кончится, начнется тундра. А в южную сторону тайга тянется на тысячи километров).

(Тонкие стебли травы).

(Приметой водоема).

(Что это Енисей). (Лесное озеро, подернутое у берегов ряской (обращение к словарю).

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..





Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.







Познавательные: сравнение, оценивание.









Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.


Физминутка.



Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Чтение 2 части рассказа.

Чтение вслух «по цепочке»

Чтение, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Закрепление изученного материала

Беседа.

- С кем автор сравнивает Васютку?

-Как зовут учительницу Васютки?

-Какой день для Васютки самый тяжёлый?


Коммуникативные УУД:строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).




Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

2. осознание ценности литературы

РегулятивныеУУД.

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Прочитать рассказ





Урок литературы в 5 классе "Васюткино озеро"
  • Русский язык и литература
Описание:
Тема урока: В.П. Астафьев. Васюткино озеро.
Цели урока: Совершенствовать навыки анализа текса, развивать творческие особенности обучающихся, прививать любовь к чтению произведений В.П.Астафьева.
Задачи урока:

– создать условия для понимания такой истины как возможность прислушиваться к советам взрослых.

– создать условия для понимания смысла жизни на основе рассказа.

– работать над философским смыслом произведения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Автор Вардая Валентина Платоновна
Дата добавления 15.04.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 547
Номер материала MA-066453
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓