Инфоурок Литература КонспектыУрок литературы в 5 классе "Васюткино озеро"

Урок литературы в 5 классе "Васюткино озеро"

Скачать материал

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

В.П.Вардая (учитель литературы)

       Тема урока: В.П. Астафьев. Васюткино озеро.

Цели урока: Совершенствовать навыки анализа текса, развивать творческие особенности обучающихся, прививать любовь к чтению произведений В.П.Астафьева.

Задачи урока:

– создать условия для понимания такой истины как возможность прислушиваться к советам взрослых.

–  создать условия для понимания смысла жизни на основе рассказа.

– работать над философским смыслом произведения.

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

 

Вид урока: комплексный.

 

Методы:

1.      Словесные

2.       Наглядные

3.      Объяснительно-иллюстративные .

4.      Практические.

5.      Репродуктивные.

 

 

 

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

 



 

 



Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

Организационный  момент, мотивация  к учебной деятельности 

Проверка подготовленности к уроку

     

Обучающиеся готовятся к уроку.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Блиц-опрос (по группам или по рядам).- А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. За каждый правильный ответ группа (ряд) получает жетончик.

  • На какой реке происходили события?
  • Назовите возраст Васютки.
  • Чем снабжал Васютка рыбаков?
  • Что такое затеси?
  • Какую птицу первой увидел Васютка?
  • Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
  • Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?
  • О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
  • Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?
  • По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
  • Как звали Васюткину собаку?
  • Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
  • Работа в группах: вспомнить всех:
  • 1) птиц;
  • 2)животных;
  • 3) рыб.

Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение, анализируют.

 

 

Енисей

Орехами

 

 

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

 

Постановка учебной задачи.

 

-Откуда Васютка так много знает?

- А почему заблудился?

Но упорство Васютки должно быть вознаграждено. Но как? (ответ на этот вопрос найдём в течение урока)

- За что ругает себя Васютка?

- А как бы вы стали вести себя в данной ситуации?

 - Какое решение принимает Васютка? О чем говорит такое решение?

 

 

- Васютка бодрится, но … легко ли ему?

 

 

 

- Когда Васютка окончательно понял, что заблудился?

 

 

- Как передает писатель состояние мальчика в этот момент?

 

 

 

 

 

 

- Что кроется в словах “Будь что будет”?

- “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, - говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

- Что сделал Васютка в первую очередь?

 

- Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем?

- Что помогло Васютке провести первую ночь?

На фоне записи с пением птиц читается отрывок со слов: “Где это я?” - изумленно подумал Васютка до слов: “Тайга не откликалась”.- Васютка один, а вокруг… “Тайга, тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…” Почему тайга показалась мальчику “молчаливой, равнодушной…”? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Что пытается найти Васютка среди тайги?

- Куда решает идти Васютка и почему?

 

-Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха?

 Приметой чего является трава в тайге?

На что надеялся Васятка?

А оказалось?

Ответы и выводы детей подталкивают к пониманию того, что беда у Васютки случилась из-за невнимательного отношения к советам взрослых.

(В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ).

(Идти на юг к Енисею).

(Он пытается взять себя в руки, успокоить себя).

(“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” - надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” - вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” - что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” - все – таки он не сдается).

(“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”).

(“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, - отрешенно подумал он”).

(Равнодушие к своей жизни, к судьбе).

(Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”).

(Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи).

 

 

(Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром).

(Его знания и умения).

 

 

 

(… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем).

(Полоску лиственника, лиственничный лес обычно тянется по берегам реки).

(На сервер, километров через сто тайга кончится, начнется тундра. А в южную сторону тайга тянется на тысячи километров).

(Тонкие стебли травы).

 (Приметой водоема).

(Что это Енисей). (Лесное озеро, подернутое у берегов ряской (обращение к словарю).

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..

 

 

Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

 Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

 

 

 

Познавательные: сравнение, оценивание.

 

 

 

 

Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.

 

Физминутка.

 

 

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,             

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Чтение 2 части рассказа.

Чтение вслух «по цепочке»

Чтение, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Закрепление изученного материала

      Беседа.

- С кем автор сравнивает Васютку?

-Как зовут учительницу Васютки?

-Какой день для Васютки самый тяжёлый?

 

Коммуникативные УУД:строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

 

 

 

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

2. осознание ценности  литературы

РегулятивныеУУД.

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Прочитать рассказ

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 5 классе "Васюткино озеро""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: В.П. Астафьев. Васюткино озеро. Цели урока: Совершенствовать навыки анализа текса, развивать творческие особенности обучающихся, прививать любовь к чтению произведений В.П.Астафьева. Задачи урока: – создать условия для понимания такой истины как возможность прислушиваться к советам взрослых. – создать условия для понимания смысла жизни на основе рассказа. – работать над философским смыслом произведения.Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 015 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.03.2020 190
    • DOCX 23.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Русских Инна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Русских Инна Сергеевна
    Русских Инна Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73226
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 102 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек