Учитель русского
языка и литературы
СОШ имени
С.М.Кирова г. Карачева
Калошина Елена
Валерьевна
Тема
урока: «Удивительный и трудный мир крестьянских детей».
(По
стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»)
Цели урока: 1.
Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»;
показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н. Некрасова.
2. Учить анализировать поэтический текст,
выявлять авторскую позицию, показать приемы раскрытия характеров героев.
3. Познакомить учащихся с картинами русских
художников; научить видеть общность сюжетов, тем; способствовать формированию
эстетической восприимчивости.
4. Прививать любовь к Родине, народу,
воспитывать уважение к чужому труду.
Оборудование: компьютер, проектор,
презентация;
Рекомендуемые репродукции картин для презентации:
К.Маковский «Игра в бабки», «Крестьянские
мальчики», «Крестьянский обед в поле»; В.Маковский «Мальчики-удильщики»;
А.Венецианов «Захарка», «Гумно»;
А. Кившенко «Жнитво»;
А.Степанов «Журавли летят»;
И.Прянишников «Дети на рыбалке».
Н.Богданов-Бельский «Крестьянские дети».
И. Шишкин «Рожь»; «Полдень. Окрестности Москвы».
И.Левитан «Владимирка».
А.Пластов « Некрасов на охоте».
Ход
урока
1 стадия –
вызов.
Цель – побудить учащихся к активной деятельности
на уроке.
1. Слайд 1. Картина
К. Маковского «Игра в бабки» (или «Крестьянские мальчики»)
- Обратите
внимание на героев картины художника К.Маковского. Опишите их (социальное
положение, возраст, одежда, взгляд).
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
(о детях, о детстве, о жизни детей)
- Верно. Речь пойдет о ваших сверстниках, живших
в 19 веке в крестьянских семьях.
- Что вы представляете, когда слышите
словосочетание «крестьянские дети»? (бедность, тяжелый труд, безграмотность,
раннее взросление и др.)
-Знаете ли вы произведения о детях, написанные
в 19 веке?
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением
поэта, в творчестве которого тема детства и образы детей занимают большое
место. Ни один поэт не написал столько произведений о детях и для детей, сколько
Н.А.Некрасов. (Слайд 2. Портрет Н.Некрасова)
-Попробуем увидеть их жизнь такой, какой ее увидел
поэт, а помогут нам в этом картины русских художников.
2. Рассказ учителя.
Детство Николай Алексеевич Некрасов провел в ярославской усадьбе своего отца,
небогатого помещика. Сельцо Грешнево было расположено неподалеку от города
Ярославля, на левом берегу большой русской реки – Волги. Грешнево было окружено
лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса,
в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Коля
Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры
Некрасова, как магнит, привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем
барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в
деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке,
собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с
гор на салазках.
Некрасов никогда не прерывал связи с родными
местами, где прошли первые годы его жизни, и использовал любую возможность для
того, чтобы приехать туда поохотиться, отдохнуть, отвлечься от суеты столичной
жизни и напряженной журналистской работы. Только на родине поэт обретал
душевный покой и возможность спокойно обдумать и писать свои произведения. В
один из таких приездов было создано стихотворение «Крестьянские дети» (1861)
( Предварительное задание: выяснение значений
непонятных или устаревших слов)
3. Основные вопросы урока
- Каким изобразил поэт мир крестьянских детей?
- Как относится к ним автор?
4. Чтение стихотворения учителем.
2 стадия -
осмысление
Цель – аналитическое чтение текста, получение
новой информации
1. - История
встречи с детьми - это красивая рама картины. Какие же «краски» преобладают в
этой картине?
Итак, мы будем рисовать картину с помощью
слов-образов.
- Можем ли мы запечатлеть события, описанные
в стихотворении, на одном полотне?
(Нет. Стихотворение представляет собой
рассказ. Следовательно, в этой истории есть начало (завязка), продолжение
(развитие действия) и конец (развязка).
Таким образом, мы можем выделить 3
основные части стихотворения.
2. Работа по композиции.
План
(Слайд 3)
- Встреча автора-охотника с деревенскими
ребятишками.
- Размышления поэта о крестьянских детях,
картины их жизни.
3. Прощание с крестьянскими детьми
3. Анализ стихотворения.
Работа над 1 частью стихотворения.
- Обратимся к
началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день.
- Найдите в начале стихотворения описание
природы? Какое настроение передано в нем?
(автор радуется веселым лучам
солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон
передает приподнятое настроение поэта)
- Пейзаж в начале
стихотворения наполнен солнечным светом, озвучен голосами птиц – звуками
светлого лета. Перед нами солнечный, радостный русский пейзаж. Подобный пейзаж
мы видим на полотнах Ивана Шишкина – русского живописца (Слайды 4, 5).
- Какие цвета преобладают на картинах?
- Какими цветами вы «разрисовали» бы солнечный
день в стихотворении?
- В стихах
Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и
прежде всего с жизнью крестьянина, с его
трудом и повседневными заботами. И, наверное, не случайно при описании
крестьянских детей Некрасов использует природные образы. Какие? (глаза
сравнивает с полевыми цветами, «как в поле цветы» - сравнение )
- Какие слова использует автор, выражая свое
отношение к детям?
( «в них столько покоя, свободы и ласки», «в
них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье»)
Вывод: умиление и
нежность переполняют охотника.
(Учитель обращает внимание на картину А. Венецианова
«Захарка». Слайд 6).
- Таким ли представляли вы крестьянского
мальчишку?
- Как бы вы назвали эту картину? (цитата из
стихотворения - «в них столько святой доброты»)
Затем в стихотворение врываются голоса крестьянских
детей, девять голосов.
- Можем ли мы определить характер каждого
мальчика по их репликам? (Да.
Первый мальчик наблюдательный, второй –
склонный к размышлениям, третий – Гриша – осторожный, четвертый – смелый.
Другие ребята удивляются и, восхищенные, рассматривают барина, его часы, ружье,
собаку).
- Какой приговор «вынесли» дети охотнику? Что
означает такой приговор? Как он характеризует мальчишек? (наблюдательные,
сообразительные, смекалистые).
- Чтение по ролям отрывка от слов «Чу! Шепот
опять!...» до «…Услышит, молчи!»
Материал
для учителя
Дети пытаются определить социальную
принадлежность героя. Они рассуждают так. Люди охотятся, чтобы добыть дичь и
съесть ее. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат,
охотится не ради пропитания и может спокойно отдыхать, лежать на печи. Они
видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с крестьянином их
деревни, а «баре», по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с
крестьянами, поэтому гость – не барин.
А вот таким увидел Некрасова на охоте художник
А. Пластов (Слайд 7).
Работа над 2 частью стихотворения.
Комментированное чтение
- Случайная встреча с деревенскими ребятами
вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской
детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский
сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они
легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик –
нет.
- О чем рассказывает автор? (показывает картины
вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в
общем труде).
- Как называет автор крестьянских детей? («милые
плуты», «счастливый народ»)
- В чем же они счастливы? («в их жизни так
много поэзии слито», поэт завидует им)
- Почему автор завидует им? (счастливое
время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами)
- Каково отношение к крестьянским детям? (любовь,
понимание)
- Как вы понимаете строчки «ни науки, ни неги
не ведают в детстве они»? (строчки проникнуты горькой иронией)
- Далее автор вводит в свой рассказ образ
дороги.
- О какой дороге идет речь? Как вы понимаете
слова: «…у нас же дорога большая была»? (дорога – тракт, шоссе; дорога –
жизненный путь) (слайд 8, И.Левитан. «Владимирка»)
Индивидуальное задание. (Приложение 1)
- Образ дороги –
символичен. Это не только тракт, по которому едут или идут, это и символ
жизненного пути. Каждый выбирает дорогу сам.
- А какой путь ждет крестьянских детей? (рабочий
путь)
(слайд 9, объяснение значений слов:
вологжанин, лудильщик, шерстобит)
- Почему крестьянских детей так интересовали
рассказы прохожего люда?
- Какое значение имела проходящая через село
дорога для крестьянских ребятишек?
(Так ребята узнавали мир, расширяли
кругозор. Тогда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров, и дорога и
проходившие по ней люди были единственным источником информации о мире и о
жизни).
- Далее автор снова возвращает нас в один из
летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.
- Чем закончился поход за грибами? (купанием
в реке)
- Что делают дети, вернувшись домой?
(Домой они вернулись с полными лукошками,
т.е. это не только приятное времяпрепровождение, но и полезное занятие.
Кто помогает родителям нянчить младших, кто
тащит на пожню квас, кто играет, отдыхает) (Слайды
10, 11: репродукции картин В.Маковского, К.Маковского, И.Прянишникова)
- После грибной поры пришла пора сбора ягод
(прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела….. до «…живого в
деревню тащат с торжеством»)
- Подсчитайте количество предложений в этом
отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. (Из шести предложений
четыре – восклицательные).
-Какой вывод можно сделать? (эти
предложения проникнуты особыми чувствами)
- Какое настроение передает нам поэт с помощью
этого отрывка?
(радостное, веселое, задорное)
- Но вот радостное повествование о безмятежном
детстве крестьянских детей обрывается, меняется интонация повествования. Автор
рассказывает о том, как постепенно крестьянские дети приобщаются к тяжелому
крестьянскому труду, который сначала оборачивается для них «нарядной своей
стороной», а затем становится непосильным бременем.
Крестьянские дети рано начинали трудиться
(сообщения учеников) (Приложение 2)
(Во время прослушивания сообщений показ
слайдов (Слайды 12,13,14. Репродукции картин А.Венецианова)
- Как вы понимаете выражение «нарядной своей
стороной»? (Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от
красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит
богатый урожай).
- Какие чувства испытывает ребенок,
участвующий в общем труде? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он
принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту
работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в
труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)
- Обратите внимание на картину К.Маковского
«Крестьянский обед в поле». Каким настроением проникнута эта картина?
- Как вы понимает выражение «Ванюша в деревню
въезжает царем»? (сидя на стоге сена)
Навить сено – накладывать сено. Просушенное
сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в
деревню въезжает царем»
- Как прививали любовь к труду? (собственным
примером)
- Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб? Прочитать.
Объяснить значение слов. Подсчитать количество слов, указывающих на процесс
выращивания хлеба.
(Слайд 15 с текстом, постепенно
выделяем глаголы, указывающие на процесс выращивания хлеба)
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает
зерно,
Как поле потом зеленеть
начинает,
Как колос растет,
наливает зерно.
Готовую жатву подрежут
серпами,
В снопы перевяжут,
на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят
цепами,
На мельнице смелют
и хлеб испекут.
(Объяснить значение подчеркнутых слов:
Жатва – урожай
Серп – орудие
крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для
срезывания хлебных злаков (колосьев) с поля.
Сноп – связка
сжатых стеблей с колосьями.
Рига – сарай
для сушки снопов и молотьбы.
Цепы – ручное
орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне
подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и
выбивала зерна из колосьев).
- Итак, чтобы вырастить хлеб надо немало
потрудиться: посеять, вырастить, собрать урожай, сохранить его, испечь хлеб. А
этот труд тяжелый и в наше время, поэтому бережно относитесь к хлебу.
Выращивание хлеба – это труд многих людей, необходимо ценить его.
- Да, «крестьянский ребенок свободно растет»,
«он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…», но Некрасов показывает
и «оборотную сторону медали»
- Как вы понимаете выражение «две стороны
одной медали»?
(обычно употребляется в переносном значении:
одна сторона – положительная, другая - отрицательная)
- И вот из жаркого доброго лета мы переносимся
в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз» (слайд)
- Чтение по ролям
- Почему всплыла в памяти поэта давняя
встреча? Как дополняет эта сцена раздумья поэта о жизни крестьянских детей?
(Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее
приобщение к тяжелому, непосильному крестьянскому труду).
- Как автор рисует поведение мальчика? (он
не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый)
- Почему автор употребил слово «шествует»? (шествовать
– идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость)
Внешне несуразная картина: лошадь,
большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших
рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая
чувствуется в обращении автора. (Слайд 16, иллюстрация эпизода)
- Как речь мальчика характеризует его? (он
отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает
отцу)
- В репликах мальчика звучит чувство
собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя
несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение.
Маленький мужичок испытывает гордость и
ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к
мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость
звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом).
- Какие чувства испытывает автор? (Не
жалость, а уважение к этому чувству мужской ответственности, трудолюбию и
бесстрашию малыша)
- Почему рассказчику сначала кажется, что «как
будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
(все это не настоящее, не мог поверить в
реальность происходящего)
Вывод. Эта сцена
проникнута глубоким сочувствием и уважением к шестилетнему труженику, к столь
раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского
детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». И ранее приветливая,
ласковая природа оборачивается «нелюдимой, мертвящей зимой».
-Итак, какую «картину» нарисовал нам автор.
Какие краски вы возьмете, чтобы выразить свое впечатление от прочитанного? (контрастные:
светлые и темные)
- Что вы отнесете к светлой стороне? А к
темной? (постепенное появление содержания слайда 17)
Каким
предстает мир крестьянских детей
«Светлая»
сторона (удивительный)
|
«Темная» сторона (трудный)
|
Привольная жизнь на лоне
природы:
- «грибные набеги»;
- походы за ягодами,
орехами;
- купание в реке,
рыбалка;
- общение с людьми
«рабочего звания»
|
Раннее приобщение к
тяжелому крестьянскому труду:
- помощь родителям по
дому;
- работа в поле;
- помощь при заготовке
дров;
- ответственность за жизнь
семьи.
|
Вывод: Некрасов
испытывает нежность, умиление, любовь и восхищение
|
Некрасов сочувствует, но
в то же время уважает маленьких тружеников
|
- Описанная поэтом картина рождает
… честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Мысли о крестьянских детях, об их
дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского
народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.
Обращение к детям – кульминация.
- Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает
хранить поэт?
(«Вековое наследство» - это лучшие традиции
русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость
жизни, радость труда. И это обращение адресовано не только к крестьянским
детям, но и к будущим поколения. Это завещание Некрасова).
Анализ 3 части стихотворения
- Каким
настроением проникнут финал стихотворения? (радостным, веселым; автор и дети
объединяются; нет никаких преград; мальчики уже не боятся героя; сам автор
наслаждается шумным восторгом ребятишек).
Так дружески заканчивается встреча
охотника с крестьянскими детьми, и эта сцена еще раз подчеркивает, с какой
симпатией относится поэт к своим героям. Этот эпизод – прообраз каких-то
небывало хороших времен, которые обязательно должны наступить.
3 стадия – рефлексия
Цель – обобщение полученной информации.
- Совпали ваши представления о жизни крестьянских
детей с тем, как изобразил их
Н. Некрасов?
- Узнали вы что-то новое? Что вас больше всего
поразило (удивило, обрадовало, огорчило)?
- Каково ваше отношение к героям
стихотворения?
- Интересно ли вам было читать стихотворение?
Все ли вам было понятно?
- Какие фрагменты стихотворения вам бы
хотелось проиллюстрировать?
Домашнее задание.
1. Написать мини-сочинение «Что я узнал о
жизни крестьянских детей?»
2. Иллюстрация фрагмента стихотворения.
Приложение 1
Индивидуальное задание. «Сельцо Грешнево, -
вспоминал сам поэт, стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…
барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало, и было
ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в
сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».
Тракт – большая наезженная дорога (устар.).
Почтовый тракт.
Приложение 2
О работе детей
Дети на селе начинали трудиться рано. На
первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителя
пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и
гонял скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне – управлял лошадью. В
девять лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину,
вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним
хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К
четырнадцати годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через
год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.
Девочки в крестьянской семье тоже не сидели
без дела: лет в шесть начинали осваивать прялку, в десять – работали серпом,
шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее
хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала,
стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила
сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек
учила мать, а мальчиков учил отец.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.