Инфоурок Литература КонспектыУрок литературы в 5 классе. Удивительный и трудный мир крестьянских детей. (По стихотворению Н. Некрасова "Крестьянские дети")

Урок литературы в 5 классе. Удивительный и трудный мир крестьянских детей. (По стихотворению Н. Некрасова "Крестьянские дети")

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Николай Алексеевич Некрасов.ppt

Скачать материал "Урок литературы в 5 классе. Удивительный и трудный мир крестьянских детей. (По стихотворению Н. Некрасова "Крестьянские дети")"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Удивительный и трудный мир крестьянских детей в стихотворении Н.А.Некрасова «...

    1 слайд

    Удивительный и трудный мир крестьянских детей в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

  • В. Маковский «Игра в бабки» (1870)

    2 слайд

    В. Маковский «Игра в бабки» (1870)

  • Николай Алексеевич Некрасов…Благодарение Богу,
Я совершил еще раз
Милую эту д...

    3 слайд

    Николай Алексеевич Некрасов
    …Благодарение Богу,
    Я совершил еще раз
    Милую эту дорогу,
    Вот уж запасный амбар,
    Вот уж и риги… как сладок
    Теплого колоса пар!
    - Останови же лошадок!
    Видишь: из каждых ворот
    Спешно идет обыватель.
    Все-то знакомый народ,
    Что ни мужик,
    то приятель.

  • Каким предстает мир крестьянских детей ?

    4 слайд

    Каким предстает мир крестьянских детей ?

  • ПланВстреча автора-охотника с деревенскими ребятишками.
Размышление поэта о к...

    5 слайд

    План
    Встреча автора-охотника с деревенскими ребятишками.
    Размышление поэта о крестьянских детях, картины их жизни.
    Расставание с крестьянскими детьми.

  • И. Шишкин. Рожь.

    6 слайд

    И. Шишкин. Рожь.

  • И. Шишкин. Полдень. Окрестности Москвы

    7 слайд

    И. Шишкин. Полдень. Окрестности Москвы

  • А.Г.Венецианов. Захарка. 1825 г.

    8 слайд

    А.Г.Венецианов. Захарка. 1825 г.

  • Н.П.Богданов-Бельский. Крестьянские дети

    9 слайд

    Н.П.Богданов-Бельский. Крестьянские дети

  • А.Пластов. Н.А.Некрасов на охоте

    10 слайд

    А.Пластов. Н.А.Некрасов на охоте

  • 11 слайд

  • И. Левитан. Владимирка

    12 слайд

    И. Левитан. Владимирка

  • Вологжанин – житель города Вологды.
Лудильщик – рабочий, который лудит (покры...

    13 слайд

    Вологжанин – житель города Вологды.
    Лудильщик – рабочий, который лудит (покрывает специальным сплавом олова) посуду.
    Портной – мастер по шитью одежды.
    Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

  • В.Е. Маковский. Мальчики-удильщики. 1887 г.

    14 слайд

    В.Е. Маковский. Мальчики-удильщики. 1887 г.

  • А.Г.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи.1820-е.

    15 слайд

    А.Г.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи.1820-е.

  • А.Г.Венецианов. Жнецы. 1825 г.

    16 слайд

    А.Г.Венецианов. Жнецы. 1825 г.

  • А.Г. Венецианов. Спящий пастушок. 1823-1824.

    17 слайд

    А.Г. Венецианов. Спящий пастушок. 1823-1824.

  • Он видит, как поле отец                ,
Как в рыхлую землю                зе...

    18 слайд

    Он видит, как поле отец ,
    Как в рыхлую землю зерно,
    Как поле потом ,
    Как колос , зерно.
    Готовую жатву серпами,
    В снопы , на ригу ,
    , цепами,
    На мельнице и хлеб .

    удобряет
    бросает
    зеленеть начинает
    растет
    наливает
    подрежут
    перевяжут
    свезут
    Просушат
    колотят-колотят
    смелют
    испекут

  • А.Г.Венецианов. На пашне. Весна. 1820 г.

    19 слайд

    А.Г.Венецианов. На пашне. Весна. 1820 г.

  • А.Г.Венецианов. На жатве. Лето. 1820 г.

    20 слайд

    А.Г.Венецианов. На жатве. Лето. 1820 г.

  • А.Г.Венецианов. Гумно. 1821 г.

    21 слайд

    А.Г.Венецианов. Гумно. 1821 г.

  • Жатва – 1. Уборка урожая зерновых культур путем срезания их стеблей под корен...

    22 слайд

    Жатва – 1. Уборка урожая зерновых культур путем срезания их стеблей под корень;
    2. Собранный таким образом урожай

  • Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубрен...

    23 слайд

    Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков (колосьев) с поля.

  • Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями

    24 слайд

    Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями

  • Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы

    25 слайд

    Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы

  • Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на...

    26 слайд

    Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев.

  • Бабки – старинная игра крестьянских детей, в которой использовались кости

    27 слайд

    Бабки – старинная игра крестьянских детей, в которой использовались кости

  • 28 слайд

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Открытый урок Некрасов.doc

Учитель русского языка и литературы

СОШ имени С.М.Кирова г. Карачева

Калошина Елена Валерьевна

 

 

 

Тема урока: «Удивительный и трудный мир крестьянских детей».

(По  стихотворению  Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»)

 

 

Цели урока: 1. Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»; показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н. Некрасова.

2.  Учить анализировать поэтический текст, выявлять авторскую позицию, показать приемы раскрытия характеров героев.

3. Познакомить учащихся с картинами русских художников; научить видеть общность сюжетов, тем; способствовать формированию эстетической восприимчивости.

4. Прививать любовь к Родине, народу, воспитывать уважение к чужому труду.

 

 Оборудование: компьютер, проектор, презентация;

Рекомендуемые репродукции картин для  презентации:

К.Маковский «Игра в бабки», «Крестьянские мальчики», «Крестьянский обед в поле»; В.Маковский «Мальчики-удильщики»;

А.Венецианов «Захарка», «Гумно»;

А. Кившенко «Жнитво»;

А.Степанов «Журавли летят»;

И.Прянишников «Дети на рыбалке».

Н.Богданов-Бельский «Крестьянские дети».

И. Шишкин «Рожь»; «Полдень. Окрестности Москвы».

И.Левитан «Владимирка».

А.Пластов « Некрасов на охоте».

 

Ход урока

1 стадия – вызов.

Цель – побудить учащихся к активной деятельности на уроке.

 

1. Слайд 1. Картина К. Маковского «Игра в бабки» (или «Крестьянские мальчики»)

- Обратите внимание на героев картины художника К.Маковского. Опишите их (социальное положение, возраст, одежда, взгляд).

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

(о детях, о детстве, о жизни детей)

- Верно. Речь пойдет о ваших сверстниках,  живших в 19 веке в крестьянских семьях.

- Что вы представляете, когда слышите словосочетание «крестьянские дети»? (бедность, тяжелый труд, безграмотность, раннее взросление и др.)

-Знаете ли вы произведения о детях, написанные в 19 веке?

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, в творчестве которого тема детства и образы детей занимают большое место. Ни один поэт не написал столько произведений о детях и для детей, сколько Н.А.Некрасов. (Слайд 2. Портрет Н.Некрасова)

-Попробуем увидеть их жизнь такой, какой ее увидел поэт, а помогут нам в этом картины русских художников.

2. Рассказ учителя.     Детство Николай Алексеевич Некрасов провел в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика. Сельцо Грешнево было расположено неподалеку от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки – Волги. Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Коля Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры Некрасова, как магнит, привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках.

     Некрасов никогда не прерывал связи с родными местами, где прошли первые годы его жизни, и использовал любую возможность для того, чтобы приехать туда поохотиться, отдохнуть, отвлечься от суеты столичной жизни и напряженной журналистской работы. Только на родине поэт обретал душевный покой и возможность спокойно обдумать и писать свои произведения. В один из таких приездов было создано стихотворение «Крестьянские дети» (1861)

 

( Предварительное задание: выяснение значений непонятных или устаревших слов)

 

3. Основные вопросы урока

- Каким изобразил поэт  мир крестьянских детей?

- Как относится к ним автор?

 

4. Чтение стихотворения учителем.

 

2 стадия -  осмысление

Цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации

 

1. - История встречи с детьми - это красивая рама картины. Какие же «краски»  преобладают в этой картине?

 Итак, мы будем рисовать картину с помощью слов-образов.

 

-  Можем ли мы запечатлеть события, описанные в стихотворении, на одном полотне?

(Нет. Стихотворение представляет собой рассказ. Следовательно, в этой истории есть начало (завязка), продолжение (развитие действия) и конец (развязка).

     Таким образом, мы можем выделить 3 основные части стихотворения.

2.  Работа по композиции.

План (Слайд 3)

  1. Встреча автора-охотника с деревенскими ребятишками.
  2. Размышления поэта о крестьянских детях, картины их жизни.

      3.   Прощание с крестьянскими детьми

 

3. Анализ стихотворения.

Работа над 1 частью стихотворения.

-  Обратимся к началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день.

- Найдите в начале стихотворения описание природы? Какое настроение передано в нем?

   (автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта)

 

 - Пейзаж в начале стихотворения наполнен солнечным светом, озвучен голосами птиц – звуками светлого лета. Перед нами солнечный, радостный русский пейзаж. Подобный пейзаж мы видим на полотнах Ивана Шишкина – русского живописца (Слайды 4, 5).

- Какие цвета преобладают на картинах?

- Какими цветами вы «разрисовали» бы солнечный день в стихотворении?

 

- В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и

прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами. И, наверное, не случайно при описании крестьянских детей Некрасов использует природные образы. Какие? (глаза сравнивает с полевыми цветами, «как в поле цветы» - сравнение )

-  Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям?

( «в них столько покоя, свободы и ласки», «в них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье»)

Вывод: умиление и нежность переполняют охотника.

(Учитель обращает внимание на картину А. Венецианова «Захарка». Слайд 6).

- Таким ли представляли вы крестьянского мальчишку?

- Как бы вы назвали эту картину? (цитата из стихотворения - «в них столько святой доброты»)

 

     Затем в стихотворение врываются голоса крестьянских детей, девять голосов.  

- Можем ли мы определить характер каждого мальчика по их репликам? (Да.

 Первый мальчик наблюдательный, второй – склонный к размышлениям, третий – Гриша – осторожный, четвертый – смелый. Другие ребята удивляются и, восхищенные, рассматривают барина, его часы, ружье, собаку).  

 

- Какой приговор «вынесли»  дети охотнику? Что означает такой приговор? Как он характеризует мальчишек? (наблюдательные, сообразительные, смекалистые).

 

- Чтение по ролям отрывка от слов «Чу! Шепот опять!...» до «…Услышит, молчи!»

 

Материал для учителя

     Дети пытаются определить социальную принадлежность героя. Они рассуждают так. Люди охотятся, чтобы добыть дичь и съесть ее. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, охотится не ради пропитания и может спокойно отдыхать, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с крестьянином их деревни, а «баре», по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами, поэтому гость – не барин.

 

А вот таким увидел Некрасова на охоте художник А. Пластов (Слайд 7).

 

 

Работа над 2 частью стихотворения. Комментированное чтение

 - Случайная встреча с деревенскими ребятами вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик – нет.

 

- О чем рассказывает автор? (показывает  картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в общем труде).

- Как называет автор крестьянских детей? («милые плуты», «счастливый народ»)

- В чем же они счастливы? («в их жизни так много поэзии слито», поэт завидует им)

- Почему автор завидует им? (счастливое время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами)

- Каково отношение к крестьянским детям? (любовь, понимание)

- Как вы понимаете строчки «ни науки, ни неги не ведают в детстве они»? (строчки проникнуты горькой иронией)

 

- Далее автор вводит в свой рассказ образ дороги.

- О какой дороге идет речь? Как вы понимаете слова: «…у нас же дорога большая была»? (дорога – тракт,  шоссе; дорога – жизненный путь) (слайд 8, И.Левитан. «Владимирка»)

 

  Индивидуальное задание. (Приложение 1)

 

- Образ дороги – символичен. Это не только тракт, по которому едут или идут, это и символ жизненного пути. Каждый выбирает дорогу сам.

- А какой путь ждет крестьянских детей? (рабочий путь)

(слайд 9, объяснение значений слов: вологжанин, лудильщик, шерстобит)

 

- Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

(Так ребята узнавали мир, расширяли кругозор. Тогда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров, и дорога и проходившие по ней люди  были единственным источником информации о мире и о жизни).

 

- Далее автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.

 

- Чем закончился поход за грибами? (купанием в реке)

- Что делают дети, вернувшись домой?

(Домой они вернулись с полными лукошками, т.е. это не только приятное времяпрепровождение, но и полезное занятие.

Кто помогает родителям нянчить младших, кто тащит на пожню квас, кто играет, отдыхает) (Слайды 10, 11: репродукции картин В.Маковского, К.Маковского, И.Прянишникова)

 

 - После грибной поры пришла пора сбора ягод (прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела….. до «…живого в деревню тащат с торжеством»)

- Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. (Из шести предложений четыре – восклицательные).

-Какой вывод можно сделать? (эти предложения проникнуты  особыми чувствами)

- Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

(радостное, веселое, задорное)

 

-  Но вот радостное повествование о безмятежном детстве крестьянских детей обрывается, меняется интонация повествования. Автор рассказывает о том, как постепенно крестьянские дети приобщаются к тяжелому крестьянскому труду, который сначала оборачивается для них «нарядной своей стороной», а затем становится непосильным бременем.

 

     Крестьянские дети рано начинали трудиться (сообщения учеников) (Приложение 2)

(Во время прослушивания сообщений показ слайдов (Слайды 12,13,14. Репродукции картин А.Венецианова)

 

- Как вы понимаете выражение «нарядной своей стороной»? (Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай).

- Какие чувства испытывает ребенок, участвующий в общем труде? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

- Обратите внимание на картину К.Маковского «Крестьянский обед в поле». Каким настроением  проникнута эта картина?

 

- Как вы понимает выражение «Ванюша в деревню въезжает царем»? (сидя на стоге сена)

Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем»

 

- Как прививали любовь к труду? (собственным примером)

 

- Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб? Прочитать. Объяснить значение слов. Подсчитать количество слов, указывающих на процесс выращивания хлеба.

(Слайд 15 с текстом, постепенно выделяем глаголы, указывающие на процесс выращивания хлеба)

 

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

 

(Объяснить значение подчеркнутых  слов:

Жатва – урожай

Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков (колосьев) с поля.

Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев).

 

- Итак, чтобы вырастить хлеб надо немало потрудиться: посеять, вырастить, собрать урожай, сохранить его, испечь хлеб. А этот труд тяжелый и в наше время, поэтому бережно относитесь к хлебу. Выращивание хлеба – это труд многих людей, необходимо ценить его.

 

 

- Да, «крестьянский ребенок свободно растет», «он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…», но Некрасов показывает и «оборотную сторону медали»

- Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»?

(обычно употребляется в переносном значении: одна сторона – положительная, другая - отрицательная)

 

- И вот из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз» (слайд)

 

- Чтение по ролям

 

- Почему всплыла в памяти поэта давняя встреча? Как дополняет эта сцена раздумья поэта о жизни крестьянских детей? (Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее приобщение к тяжелому, непосильному  крестьянскому труду).

 

- Как автор рисует поведение мальчика? (он не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый)

- Почему автор употребил слово «шествует»? (шествовать – идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость)

     Внешне несуразная картина: лошадь, большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая чувствуется в обращении автора. (Слайд 16, иллюстрация эпизода)

- Как речь мальчика характеризует его? (он отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает отцу)

 - В репликах мальчика звучит чувство собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение.

Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом).

 

- Какие чувства испытывает автор? (Не жалость, а уважение к этому чувству мужской ответственности, трудолюбию и бесстрашию малыша)

 

- Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?

(все это не настоящее, не мог поверить в реальность происходящего)

 

Вывод. Эта сцена проникнута глубоким сочувствием и уважением к шестилетнему труженику, к столь раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». И ранее приветливая, ласковая природа оборачивается «нелюдимой, мертвящей зимой».

 

-Итак, какую «картину» нарисовал нам автор. Какие краски вы возьмете, чтобы выразить свое впечатление от прочитанного? (контрастные: светлые и темные)

- Что вы отнесете к светлой стороне? А к темной? (постепенное появление содержания слайда 17)

 

Каким предстает мир крестьянских детей

 

«Светлая» сторона (удивительный)

«Темная» сторона (трудный)

Привольная жизнь на лоне природы:

- «грибные набеги»;

- походы за ягодами, орехами;

- купание в реке, рыбалка;

- общение с людьми «рабочего звания»

Раннее приобщение к тяжелому крестьянскому труду:

- помощь родителям по дому;

- работа в поле;

- помощь при заготовке дров;

- ответственность за жизнь семьи.

Вывод: Некрасов испытывает нежность, умиление, любовь и восхищение

Некрасов сочувствует, но в то же время уважает  маленьких тружеников

 

 

 

- Описанная поэтом картина рождает

… честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

     Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.

 

Обращение к детям – кульминация.

- Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?

(«Вековое наследство» - это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость труда. И это обращение адресовано не только к крестьянским детям, но и к будущим поколения. Это завещание Некрасова).

 

Анализ 3 части стихотворения

- Каким настроением проникнут финал стихотворения? (радостным, веселым; автор и дети объединяются; нет никаких преград; мальчики уже не боятся героя; сам автор наслаждается шумным восторгом ребятишек).

     Так дружески заканчивается встреча охотника с крестьянскими детьми, и эта сцена еще раз подчеркивает, с какой симпатией относится поэт к своим героям. Этот эпизод – прообраз каких-то небывало хороших времен, которые обязательно должны наступить.

 

3 стадия – рефлексия

Цель – обобщение полученной информации.

 

- Совпали ваши представления о жизни крестьянских детей с тем, как  изобразил их

Н. Некрасов?

- Узнали вы что-то новое? Что вас больше всего поразило (удивило, обрадовало, огорчило)?

- Каково ваше отношение к героям стихотворения?

- Интересно ли вам было читать стихотворение? Все ли вам было понятно?

- Какие фрагменты стихотворения вам бы хотелось проиллюстрировать?

 

Домашнее задание.

1. Написать мини-сочинение «Что я узнал о жизни крестьянских детей?»

2. Иллюстрация  фрагмента стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Индивидуальное задание. «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге… барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало, и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

Тракт – большая наезженная дорога (устар.). Почтовый тракт.

 

 

 

 

Приложение 2

О работе детей

 

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителя пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне – управлял лошадью. В девять лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К четырнадцати годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

 

 

 

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: лет в шесть начинали осваивать прялку, в десять – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, а мальчиков учил отец.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 5 классе. Удивительный и трудный мир крестьянских детей. (По стихотворению Н. Некрасова "Крестьянские дети")"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок разработан по технологии развития критического мышления с применением информационно-коммуникативных технологий. Основные приемы: работа со словом, выявление авторской позиции, знакомство с картинами русских художников на крестьянскую тематику. Цели: привить любовь к Родине, народу, воспитать уважение к чужому труду.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 961 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2020 1997
    • RAR 10 мбайт
    • 40 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богатырева Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Богатырева Анна Юрьевна
    Богатырева Анна Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81401
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 73 регионов

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе