Урок литературы в 7 классе
Тема : «Мир природы , портреты и рассказы мальчиков в
рассказе
И. С. Тургенева «Бежин луг»
Цели : Образовательные:
расширить представление учащихся о творчестве Тургенева; сформировать умение
составлять характеристику героя.
Коррекционные:
коррекция логического мышления.
Развивающие
: развивать навыки связной устной речи, умение выражать собственную
позицию, умение вести диалог.
Воспитательные
: воспитывать интерес и любовь к художественному слову, прививать интерес к
творчеству Тургенева .
Ход урока:
1.
Организационный момент:
психолого — педагогический настрой.
2.Вступительное
слово учителя :
Наш сегодняшний урок будет посвящен творчеству
удивительного русского писателя Х1Х века Ивана Сергеевича Тургенева. Его жизнь
охватывает значительную историческую эпоху . Он родился во времена парусного
флота и ямских троек , а умер в эпоху телеграфа и телефона. Тургенев провел
детство в имении матери Спасском — Лутовинове , расположенном в Орловской
губернии . «Я родился и вырос в семье , где царили подзатыльники, щипки .
Колотушки , пощечины... Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне»,-
вспоминал писатель, который дал клятву всю жизнь бороться против ненавистного
врага — крепостного права. Впечатления детства нашли отражение в цикле
рассказов «Записки охотника» , работа над которым началась в 1846 году и
продолжалась около шести лет. В 1852 году 22 рассказа были объединены автором в
одну книгу и составили первое большое произведение И.С.Тургенева. «Я рад, что
эта книга вышла , она останется моей лептой , внесенной в сокровищницу русской
литературы», - признался позднее автор. Рассказывая о жизни крепостной деревни,
о русской природе, писатель знакомит нас с героем- повествователем, охотником.
Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с
наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но
при этом его присутствие никого не стесняет и часто даже остается незамеченным.
Итак, сегодня мы познакомимся с рассказом Тургенева из «Записок охотника»
«Бежин луг» ,увидим мальчиков, услышим их рассказы. Есть ,кроме людей,еще один
герой в произведении . Кто это ,мы сейчас узнаем . Ребята получили задания,
найти понятия литературоведческих терминов по определениям. Выделите первые
буквы и узнаете имя еще одного героя «Бежина луга».
–
изображение внешности героя в произведении (
портрет )
–
небольшое эпическое произведение, повествующее об
одном или нескольких событиях в жизни человека ( рассказ )
–
наука , изучающая прошлое ( история )
–
созвучие концов стиха (рифма )
–
перенесение человеческих черт на неодушевленные
предметы (олицетворение )
–
произведение, предназначенное для постановки на
сцене (драма)
–
создатель литературного произведения (автор )
Учитель: у нас получилось слово ПРИРОДА. Именно
природа станет своеобразной героиней нашего урока.
Почему рассказ называется «Бежин луг». Такой
луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу реки
Снежеть. Он представляет собой большую ровную низину, окруженную со всех сторон
лесом. Подберите однокоренные слова к слову Бежин.
Существует легенда, что именно на этот луг
убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью Варварой
Петровной. Поэтому луг и назвали Бежин.
Но вернемся к слову ПРИРОДА. Было дано
опережающее задание : найти описание утра и ночи в рассказе.
3.
Выступления учащихся. /
таблицы «Утро», «Ночь» /.
4.
Учитель: Мы убедились , что Тургенев , стремясь передать полноту своих
ощущений ,воздействует на различные органы
чувств: слух, обоняние, зрение. Это придает картинам природы особую
выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идете по
лесу, вы видите деревья, траву, небо и т.. д. А что еще. / Слышим пение
птиц, шелест ветра, чувствуем запахи цветов и трав/.
А теперь сопоставьте эти описания природы,
обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, какие — ночью. /Утром
преобладают краски, ночью — звуки. Утром звуки гармоничные, зрительные образы
чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками, звуки либо
приглушенные, либо резкие, внезапные, настораживающие/. Какие чувства
испытывает человек утром и ночью. /Ночь — это неизвестность, загадка, тайна,
поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся
огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается , вглядывается. Утром
мы, как /./правило, расслаблены. Мы ждем от наступающего дня чего-то хорошего,
радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает./
5. Стихотворение И.Сурикова «В ночном»
Летний вечер. За лесами солнышко уж
село;
На краю далёком неба зорька заалела;
Но и та потухла. Топот в поле
раздаётся;
То табун коней в ночное по лугам
несётся.
Ухватя коней за гриву,скачут дети в
поле.
То — то радость и веселье, то-то детям
воля!
По траве высокой кони на просторе
бродят;
Собралися дети в кучку разговор
заводят...
И на ум приходят детям бабушкины
сказки:
Вот с метлой несётся ведьма на ночные
пляски;
Вот над лесом мчится леший с головой
косматой,
А по небу, сыпля искры, змей летит
крылатый;
И какие-то все в белом тени в поле
ходят...
Детям боязно — и дети огонёк
разводят...
6.Учитель: Что такое ночное. Ребятишки выводят в
поле пастись лошадей. Влияет ли природа на детей. /Ночь заставила рассказывать
именно страшилки /.
7. Беседа:
–
Кто рассказывает нам историю . / автор, охотник /
табличка, портрет.
–
Что с ним происходит/заблудился и подходит к костру
,возле которого сидят ребятишки, пасущие коней /.
–
Как звать детей./ Федя, Ппавлуша, Костя ,Илюша,
Ваня/.
8. Гимнастика для глаз.
9. Индивидуальные задания:
-Найти и зачитать описания мальчиков.
-Дать характеристику мальчикам, используя
прилагательные — карточки.
-Найти в словаре : предание.
10.
Учитель: Мы познакомились с героями рассказа. О чем говорят мальчики.
/ О домовом, русалке, Тришке, светопреставлении
покойнике, утопленнике/.
11.
Физ. Минутка.
12.
Инсценирование «Русалка»
Костя:Вы ведь знаете Гаврилу, слободского
плотника. А знаете ли вы, отчего он такой все невесёлый всё молчит. Пошёл он в
лес по орехи да и заблудился. Вот и присел он под дерево и задремал. Вот
задремал он и слышит вдруг, кто-то его зовёт.
Русалка: Гаврила!
Костя: Гаврила смотрит — никого. Он опять
задремал. Опять зовут.
Русалка: Гаврила!
Костя: Он глядит: а перед ним на ветке Русалка
сидит , качается, смеётся и его к себе зовёт. Гаврила так и обмер.
Гаврила: встаёт и идёт к Русалке, потом
останавливается и медленно крестится.
Костя: А уж как ему трудно было крест-то
класть, говорит, рука будто каменная, не ворочается.
Русалка плачет.
Гаврила: Чего ты, лесное зелье, плачешь.
Русалка: Не креститься бы тебе, человече, жить
бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты
крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней.
Костя: Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле
тотчас и понятственно стало, как ему излесу выйти. А только с тех пор он всё
невесёлый ходит.
13.
Учитель: Мы увидели одну из историй, рассказанных мальчиками. Как можно назвать
эти истории. /Предания, былички /. Таблички.
ПРЕДАНИЯ — устный рассказ, история,
передающаяся из поколения в поколение.
БЫЛИЧКИ — народные произведения суеверного
характера, повествующие о встречах сосверхъестественными существами.
14.
Краткий пересказ историй,
рассказанных мальчиками.
15.
Подведение итогов:
–
Что можно сказать о деревенских ребятишках. / Они
из бедных крестьянских семей, дружны между собой, близки к природе .
–
А теперь оцените себя сами.
МОЯ САМООЦЕНКА
Вопросы
|
да
|
нет
|
1.Был я активен на уроке
|
|
|
2.Мои ответы были оригинальными
|
|
|
3.Я внёс свой вклад в работу на уроке
|
|
|
4.Я чувствовал поддержку одноклассников
|
|
|
5.Мне было интересно и познавательно на
уроке
|
|
|
16.
Домашнее задание:
Потапова И., Симоненко В.,Шахматов
И., Петров А. - вопрос № 4, стр.212
Шафнер А.. Шнайдер В., Гольцова Т.,
Палихов П. - вопрос № 5 , стр. 212
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.