Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 6 классе «Надо помнить…» по произведению Альберта Лиханова «Последние холода»

Урок литературы в 6 классе «Надо помнить…» по произведению Альберта Лиханова «Последние холода»

Урок литературы в 6 классе

«Надо помнить…» по произведению Альберта Лиханова «Последние холода»

Класс: 6

Тема урока: «Надо помнить…» по произведению Альберта Лиханова «Последние холода»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Альберта Лиханова;

  2. Знакомство с литературными терминами.

Развивающие:

  1. Развить навыки работы с текстом (раздаточный материал);

  2. Развить умение находить и объяснять художественные средства выразительности;

  3. Развитие речи учащихся;

  4. Формирование навыков аналитической работы и взаимодействия в группах.

Воспитывающие:

  1. Воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое.

  2. Воспитание любви к чтению.

  3. Воспитание доброты, благородства, человеческого участия.

  4. Воспитание патриотизма, любви к Родине.

Оборудование:

  • Информационные карточки;

  • Карта успеваемости ученика;

  • Мультимедийный проектор;

  • Интерактивная доска;

  • Презентор;

  • портрет писателя А.Лиханова,

  • выставка книг писателя,

  • фонограмма с музыкальными произведениями,

  • презентация.

Ход урока

Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника

На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»

На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» куда, УЧЕНИК ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки.

На доске написан эпиграф к уроку «Мы-то это помним.

Не забыли бы вы, новые люди.

Не забудьте!»



Этап урока

Содержание


Время

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационная часть

Приветствует учащихся.


Встают со своих мест приветствуют учителя.

Приветствуют партнера по плечу, по лицу

1 минута

2. Основная часть

На доске записан эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: «Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди! Не забудьте!»

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать?













Да, ребята, вы правы сегодня мы с вами поговорим об этом страшном слове «Война».

Ребята, а какие произведения, которые затрагивают тему войны, мы уже знаем?



Действительно, очень многие писатели затрагивают эту страшную тему. Посмотрите, пожалуйста, на экран. На экране изображен современный детский и юношеский писатель Альберт Лиханов, именно ему принадлежат строки нашего эпиграфа.

Ребята, у Альберта Лиханова очень много достойных произведений, которые бы я посоветовала вам почитать. Но особенно мне запомнилась повесть «Последние холода».

Скажите, а в чем особенности повести как литературного жанра?








Хорошо, вы правы. Сформулируйте и запишите, пожалуйста в тетради определение повести.

А теперь давайте немного пофантазируем. Как я уже сказала, название повести «Последние холода», как вы думаете, о чем это произведение.

Подумайте 30 секунд.


А теперь обсудите ваши мнения в командах. Каждому участнику дается по 1 минуте, начинает участник №1.

Давайте послушаем несколько вариантов.











Все варианты достойны.

Теперь я предлагаю познакомиться вам с главными героями нашей повести.

Ссылка на фильм. Заранее включен с ____ мин.

http://www.brod.kz/films/poslednie_holoda

Кто главные герои повести?

В какое время происходит действие повести?

Теперь ваше мнение о содержании повести изменилось?








Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых.

Произведения А.Лиханова – разговор о доброте, внимании друг к другу, понимании и взаимной ответственности.

А сейчас я предлагаю вам изучить фрагменты из повести.

На ваших столах лежат распечатанные материалы (приложение 1), Первая часть – это начало повести, вторая часть – завершение.

Прочитав данные отрывки, предложите завязку, кульминацию и развязку произведения.

Набросайте план своей повести в тетрадь.


Поделитесь своими задумками с командой. 1 минута на каждого, начинает участник №2.

В каждой команде получился свой рассказ, который создан по мотивам повести Альберта Лиханова «Последние холода».

Очень хочется послушать, что же у вас получилось.




Ребята, на доске написаны слова: доброта, бескорыстие, мужество, самоотверженность, чувство собственного достоинства, чуткость, доброжелательность, человеческое участие. Необходимы ли они для понимания военного времени?










Интересно ли вам сравнить ваше произведение с оригиналом?

Тогда я предлагаю вам дома прочесть повесть Альберта Лиханова «Последние холода»

Война – это страшное время, но Альберт Лиханов показывает нам, что время после войны не менее страшно. В мыслях главного героя вы видите удивление: «Ведь война закончилась!» - Да, но горе будет высасывать жизнь из человека еще многие годы.

Композиция у произведения кольцевая: автор начинает и заканчивает повесть воспоминаниями об учителе – Анне Николаевне. Именно этот человек, по мнению рассказчика, научил ребят быть человеком.

«Да, войны кончаются рано или поздно.

Но голодуха отступает медленнее, чем враг.

И слезы долго не высыхают.

И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки.

Мы-то это помним.

Не забыли бы вы, новые люди.

Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна.» - так заканчивается повесть Альберта Лиханова.

Ребята, о чем мы должны помнить?









Мы должны не только помнить сами, мы должны рассказывать об этом своим будущим внукам и детям. Нет ни одной семьи в России, которую бы не коснулось это страшное слово – война. Мы вместе с ученицей 9а класса Ханиповой Дианой подготовили вам стенд.

Стенд история моей семьи в годы ВОВ.

Для чего мы это сделали?








У вас в семье тоже наверняка есть герои, о которых стоит рассказать. Дома я предлагаю вам вместе с родителями создать проект «История моей семьи в годы ВОВ».

В каком виде можно представить проект?






Предполагаемые ответы учеников:

- Я думаю, что сегодня мы будем говорить о каких-то исторических событиях, которые мы должны помнить!

- Я думаю, что сегодня речь пойдет о Великой Отечественной войне, ведь в этом году наша страна отмечает 70 Победы над фашистскими захватчиками!

- Я думаю, что мы должны помнить о наших бабушках и дедушках, которые совершили подвиги для того, чтобы мы жили в мирное время!

- «Неизвестный цветок» А.П. Платонова;

- «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…» К.М.Симонова;

- «Сороковые» Д.С. Самойлов;

- «Уроки французского» В.Г. Распутина.


















- По сравнению с рассказом, повесть большего объема.

- В повести больше действующих лиц.

- Обычно, повесть делится на главы.

- Время и место событий не так локальны как в рассказе.

Дети записывают определение в тетрадь.









Думают о содержании повести.

Дети обсуждают возможные события, происходящие в произведении.


- Может быть, речь пойдет о последней зиме во время ВОВ.

- Может, это печальная история про человека, не дожившего до весны.

- Может быть, выражение «Последние холода» употреблено в переносном значении, и речь пойдет об изменении жесткого характера человека.






Дети просматривают фрагмент фильма.



- Дети.

- Война.


- Это повесть о детях в годы ВОВ. А повесть названа так, потому что события происходят зимой.

- На картине зимы не видно. Я думаю, что под холодами понимается суровость войны. А холода последние, потому что война заканчивается.

















Изучают фрагменты из повести.







Дети сочиняют свои повести, записывают план к ним.

Рассказывают свои сюжеты.









Представляют свои наработки (самые удачные из них собраны в приложении 2)









- Я считаю, что каждое произведение о войне призывает нас к реализации данных понятий.

- Я думаю, что в военные годы таких слов очень не хватает.

- Мне кажется, что эти слова, наоборот, набирают большую силу в годы войны.

- Да.












































- О годах ВОВ.

- О подвигах нашего народа.

- О жизнях, положенных ради нашего светлого будущего.

- О голодных детях.

- Даже о той столовке номер весемь.














- Чтобы рассказать о герое Севетского союза – защитнике нашего государства.

- Чтобы мы знали героев в лицо.

- Чтобы мы помнили о страшном времени 1941-1945.









- Стенгазета.

- Информационная бюллетень.

- Видеофильм.

- Фотоколлаж.

2 минуты





















30 секунд









1 минута

















1 минута









2 минуты











30 секунд

4 минуты





2 минуты











5 минут









2 минуты













1 минута

















2 минуты







2 минуты



4 минуты









3 минуты











2 минуты













1 минута

3 минуты











































1 минута











2,5 минуты











30 секунд







1 минута


3.Подведение итогов урока.


Прошло уже почти 70 лет, как мы живем без войны, 70 лет сияет над нами мирное небо, а со страниц повести А.Лиханова мы слышим слова:

Люди, не забудьте о тех, у кого горе, о тех, кто живет плохо сейчас, о тех, кому нужна ваша помощь, ваша доброта.

Еще в начале XX века великий Чехов А.П. говорил:

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти; стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.


1 минута


Домашнее задание

Прочитать повесть А.Лиханова «Последние холода»

Создать проект «История моей семьи в годы ВОВ»





Заполнение карт результативности (приложение 3)

1 минута


Данный урок построен на основе собственной методики «Как воспитать читающее поколение». В основе урока положен принцип «Творим рядом с автором». Главная идея данного принципа в увлечении ребят творческим процессом. Выдавать информацию по частям: сначала имя автора, затем название произведения, образ главных героев, сопоставление начала и конца произведения. Когда ребенок создает произведение сам, ему хочется сравнить его с оригиналом. В результате получаем 90% читающих в классе (обычно это число составляет 50-60%).




















Приложение 1



У него было желтое, почти покойницкое лицо, а на лбу, прямо над переносицей, заметно синела жилка. Глаза его тоже были желтыми, но, может, это мне только показалось оттого, что такое лицо? По крайней мере, в них что-то светилось такое, в этих глазах. Какое-то полыхало страшноватое пламя. Наверное, такие глаза бывают у сумасшедших. Я сперва так и подумал: у этого парня не все в порядке. Или он чем-то болен, какой-то такой странной болезнью, которой я никогда не видывал.

Еще он бросал странные взгляды. У меня даже сердце сжалось, слышно застучала кровь в висках. Мальчишка смотрел мне в глаза, потом быстро опускал взгляд на тарелку, быстро-быстро двигал зрачками: на меня, на тарелку, на меня, на тарелку. Будто что-то такое спрашивал. Но я не мог его понять. Не понимал его вопросов.

Завязка.

Кульминация.

Развязка.

На виске у мальчишки вздрагивала, пульсировала синяя жилка, похожая на гармошку, он смотрел на меня очень внимательно, не отрывая взгляда, и вдруг проговорил:

Мальчик, если можешь, оставь!

Я опустил ложку…

Я опустил ложку и посмотрел на пацана. «Но ведь война кончилась!» – хотел сказать, вернее, хотел спросить я.

А он глядел на меня голодными глазами.

Когда так смотрят, язык не поворачивается.

Я промолчал. Я виновато подвинул ему миску, а вилкой проделал границу ровно посередине котлеты.

Приложение 2.1

Мои мама и папа погибли на фронте. Я, как старший брат, взял полную опеку над своей сестренкой. К счастью, в живых оставалась бабушка, старенькая и немощная, но благодаря ей, нас не забрали в детский дом. Небольшого клочка земли хватало, чтобы не умереть с голоду. Зимой, конечно, было намного тяжелее, но концы с концами сводили.

Однажды поутру, когда мы с сестренкой пошли поливать тоненькие стебельки щавеля, мы обнаружили, что десять кустов картофеля (это все, на что хватило семян) были выкопаны. Слезы наполнили мои глаза. Теперь надежда только на школьную столовку, где котлеты из хлеба вырывали из рук ребята постарше.

Каждый день я ждал окончания войны. Ложась спать, я чувствовал, как желудок сводит от голода. Я засыпал лишь тогда, когда представлял себе мирное небо.

И вот 9 мая 1945 года по всей стране прокатилась весть: «Победа!»

Я думал, что все беды позади, но…

Приложение 2.2

Так я впервые увидел немца. Он не на много отличался от нас: такой же усталый взгляд, те же худые щеки, те же тонкие пальцы, тот же пустой желудок.

В тот момент в моей голове пронеслась мысль о том, что мне его очень жаль. Ведь этот, потерявшийся в наших лесах, солдатик не просился на фронт. Он стал пешкой в руках сумасшедшего правителя.

Спустя некоторое время он окреп, раны его затянулись, он немного начал понимать по-русски. Так я обрел лучшего друга, но врага всей страны – немца.

Мы каждый день беседовали о горестях войны и ждали ее окончания.

Когда Москва сообщила о том, что наши войска взяли Берлин, я был на заводе – точил детали для бомбардировочных самолетов. Полный счастья, я несся домой. Друга в доме не оказалось… Я долго искал его потом. Я до сих пор о нем ничего не знаю.

Время немного залечило душевные раны. Но однажды, поздним летним вечером я увидел в окне мальчишку…


Приложение 3

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________


Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

Устный ответ

1 балл за каждый ответ


Особенности жанра повести

1 балл за каждую особенность


Презентация собственного рассказа

От 3-х до 5-и баллов (самооценка)


ИТОГО

6 и выше – «5»

5-4 балла – «4»

Если ты набрал меньше баллов, не расстраивайся! В следующий раз у тебя получится!!!



Урок литературы в 6 классе «Надо помнить…» по произведению Альберта Лиханова «Последние холода»
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок построен на основе собственной методики «Как воспитать читающее поколение». В основе урока положен принцип «Творим рядом с автором». Главная идея данного принципа в увлечении ребят творческим процессом. Выдавать информацию по частям: сначала имя автора, затем название произведения, образ главных героев, сопоставление начала и конца произведения. Когда ребенок создает произведение сам, ему хочется сравнить его с оригиналом. В результате получаем 90% читающих в классе (обычно это число составляет 50-60%).

Автор Абдуллина Эльвира Дамировна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1573
Номер материала 58332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓