Урок литературы в 6 классе.
Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».
Цели:
1.Познакомить
учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о
жанре новеллы, о героическом характере в литературе
3.Развивать умение
грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки
коллективной работы
4.Воспитывать
нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Ход урока.
I.Организация урока.
II. Вступительное слово учителя о жизни и
творчестве писателя.
Проспер Мериме –
представитель французской литературы XIX века.
Родился он в
Париже в 1803 г.Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где
преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет
на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента,
и его настоящим призванием стали литература, история языков,археология. Позже
П. Мериме был избран членом Французской академии.
Творческий путь
писателя начался в 1825 году с издания сборника пьес под названием «Театр Клары
Гасуль». В период до 1829 года было написано большое количество
баллад,поэм,роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее
творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы- новеллой.Герои
Мериме всегда необыкновенные,исключительные люди, с нелегкой судьбой.Достаточно
вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе
написана по мотивам новеллы Мериме.Шедевром новеллистического искусства стала
его новелла «Маттео Фальконе»,где трагическая история героя – маленького
Фортунатто – потрясает читателя.
Новелла «Маттео
Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык.Одним
из переводчиков был Н.В. Гоголь. В этом произведении писателя интересуют
преимущественно проблемы нравственные и эстетические,он глубже проникает во
внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью,
с обстоятельствами жизни.
Мериме знал
русский язык,русскую литературу. Он перёвел на французский язык новеллу «Пиковая
дама» и поэму «Цыганы»Пушкина,ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева,
с которым был знаком и переписывался.
Творчество
Мериме – историка,создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для
читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус,
помогает читателям оценить достоинства прозы.
III.Работа над понятие новеллы.
- Произведение
«Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.
Новелла-небольшое эпическое произведение,сопоставимое
с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием
описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на
жизнь героя, раскрывающий его характер.
-Вы прочитали новеллу
«Маттео Фальконе». И вы помнили,наверное, при этом, что необходимо внимательно
и вдумчиво читать произведения именно первый раз,ведь может случиться, что во
второй раз вам его не придётся прочитать, а сюжет,его герои, отдельные детали и
фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и
культуры человека.
IV.Тест по прочитанному.
Выполнение теста на
выявление знания текста учащимися.
1.Действие новеллы
происходит:
А)на побережье
моря
Б)на крутом
возвышенье
В)в ущелье гор
2.Маки – это:
А)цветы
красного цвета
Б)
плантация,для выращивания товара контрабандистов
В) густые
беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.
3. «Человек
небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными,как смола, волосами, орлиным
носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» -
это портрет:
А)Маттео
Фальконе
Б)Джаннетто
Санпьеро
В) Теодора
Гамба
4.Фортунато спрятал
бандита:
А)в погребе
Б)в доме
В)в копне сена
5.Желтые Воротники
– это:
А)пастухи
Б)корсиканские
солдаты
В)бандиты,
которые прятались в маки
6.Маттео Фальконе
был довольно богатый человек и жил:
А)в просторном
одноэтажном доме со множеством комнат
Б)в двухэтажном
особняке
В)жилище его
состояло из одной квадратной комнаты
7.Фортунато был
мальчик:
А)корыстный
Б)бескорыстный
В)очень трусливый
8.Солдаты:
А)сразу
пристрелили пойманного бандита
Б)перевязали ему
рану
В)заковали его в
кандалы
9. Маттео Фальконе
А)был связан с
бандитами общими незаконными делами
Б)был зол на
бандитов
В)уважительно
относился к ним за их мужество и смелость
10.Джаннето:
А)смертельно
оскорбил Маттео,задел его родовую честь
Б)сочувственно
покачал головой,увидев появившегося Маттео
В)кричал и
ругался на Маттео последними словами
11.Маттео:
А)похвалил сына
за полученные от сержанта часы
Б)вдребезги
разбил их
В)не обратил на
часы внимания
12.Маттео заставил
сына перед смертью молиться:
А)чтобы дать себе
время остыть,простить ребёнка и изменить своё страшное решение
Б)чтобы дать сыну
умереть христианином
В)чтобы
сын,помолившись,раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью,и тогда
бы отец его простил.
13.Поступок Маттео
вы объясняете:
А)великой
любовью к родине
Б)эгоизмом
В)чувством
собственного достоинства и чести.
КОД:1-б,2-в,3-а,4-в,5-б,6-в,7-а,8-б,9-в,10-а,11-б,12-б,13-в.
(Ответ на 13 вопрос
выявляет личное восприятие героев учащимися,поэтому иные ответы не расценивать
как неправильные).
V.Словарная
работа.
-В тексте вам
встретились слова, значение которых было не понятно. Давайте поработаем с ними.
Изучение сносок
учебника и составление комментариев, например:
Маки-участок,покрытый густым кустарником.
Экю-старинная французская монета.
Обыватель- здесь: мирный житель,не участвующий в
военных действиях.
Прогалина- место, свободное от зарослей.
Панихида – поминальная молитва.
VI.Анализ
новеллы.
Класс делится на
группы и каждая получает задание. Даётся немного времени на его обсуждение,
далее заслушивается выступление каждой группы.
Группа1.Перескажите отрывок с начала до слов «….как
ему пришлось в этом раскаяться». Озаглавьте его. Ответьте на вопросы 2-3 и з раздела
учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 2. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Прошло
уже несколько часов…» до слов «…как ни в чём не бывало растянулся на
солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите,
что мальчик был сообразительным и находчивым.
Группа 3. Прочитайте по ролям отрывок со слов
«Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов «Искушение было слишком
велико…».Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он
оказался предателем?
Группа 4. Перескажите близко к тексту отрывок со слов
«Фортунато поднял левую руку…» до слов «…несмотря на наше родство». Почему
Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто?
Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?
Группа 5. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Наконец
он принял смелое решение…» до слов «…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем
отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают
отношение героев к поступку Фортунато?
Группа 6. Перескажите отрывок со слов «Прошло около
десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и
Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?
VII.Подведение итогов.
-Кто же виноват в
смерти Фортунато?(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился
жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству.
Причастен к этому и сержант Гамба,подкупивший мальчика, спровоцировавший его
поступок.
-Кто же он, Маттео
Фальконе,- герой или убийца? ( В фигу4ре Маттео Фальконе обнаруживается
конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и
герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения
он убийца,совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей
Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны
большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына.
Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство.Сила характера Маттео
Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт
сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)
Мы убедились,
насколько сложении инеоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.
И последнее. Отметим
значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна-значит «удача».
Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое
несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.
Домашнее задание.
Выполнить «Творческое
задание» учебника или письменно ответить на один из вопросов:
1.В чём вина и беда
Фортунато?
2.Можно ли оправдать
жестокий поступок Маттео Фальконе?
Прочитать сказку А.
де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.