Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 6 классе. М.М. Пришвин «Кладовая солнца». «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»

Урок литературы в 6 классе. М.М. Пришвин «Кладовая солнца». «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»

Урок литературы в 6 классе. М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

-воспитание ценностного отношения к людям, к жизни через переосмысление текста и содержания произведения;

-формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.

-показ единства человека и природы, неразрывной тесной связи всего существующего в мире

Задачи урока:

-раскрыть смысл названия произведения;

-научить анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении;

-развить навыки коммуникативные навыки устной и письменной речи;

- продолжить обучению исследовательской деятельности, развивать творческие способности каждого ученика.


  1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Слайд 2.


Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами рассматривали сюжет, познакомились с очаровательными, смелыми, заботливыми ребятами, Настей и Митрашей. Слайд 4. Подробно анализировали отдельные эпизоды и определяли их роль в произведении.

Вспоминаем стихотворение Рыленкова «Всё в тающей дымке…» Слайд 2. О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?


Вывод: мы будем учиться видеть, слышать, читать тайные знаки природы, проникать в её тайны.


Как вы понимаете слова Н. Рыленкова? Чем лексическое значение слова УВИДЕТЬ отличается от лексического значения слова ВСМОТРЕТЬСЯ?

Увидеть- просто смотреть

Всмотреться - напрячь зрение и внимание, чтобы рассмотреть, разбрать.


Пришвин М.М. умел очень внимательно всматриваться в окружающую природу, а затем в своих произведениях щедро раскрывал тайны и красоты естественного мира для своих читателей.

Не случайно главные герои произведения, Настя и Митраша, проходят путь нравственного взросления именно на природе. Блудово болото изменяет их жизнь.


Многие сцены произведении Пришвина связаны с Блудовым болотом. Итак, войдем вместе с нашими героями в этот страшный мир Блудова болота.


Для реализации замысла урока работали три группы учащихся:


- группа художников - «всматривалась»: целью работы было увидеть, какой изображает окружающий детей мир природы писатель и постараться точно передать своё вИдение в иллюстрациях.

- группа музыкантов - «вслушивалась»: задачей работы было внимательное прочтение произведения, чтобы услышать звучащий в сказке-были мир природы и постараться подобрать подходящие музыкальные фрагменты к отрывкам из текста.


- группа натуралистов - открывала кладовые природы: мы исследовали мир природы с точки зрения полезности или опасности для человека и создали презентации.


  1. Слайд 5. «Звонкая борина», стр.124 (выразительное чтение отрывка учащимся и демонстрация иллюстрации). О волчьем лыке нам расскажут натуралисты.


Слайд 6. Музыкальное сопровождение (1 дорожка – «Звуки нового дня») – чтение отрывка от слов стр. 125 « Пока дети так говорили..»)

Слайд 7. Подумаем, что говорят птицы? («здравствуйте» и « победа»).


  1. Слайд 8. Выразительное чтение отрывка учащимся от слов «Лет двести..» , музыкальное сопровождение (5 дорожка).

Слайд 9. Демонстрация иллюстрации « Сюда к Лежачему камню..» ; музыкальное сопровождение (1 звуковая дорожка).


Вывод: Природа настороженно вслушивается в разговор детей — Насти и Митраши. Между ними начинается спор, перерастающий в ссору. Природа чутко улавливает изменения в настроении брата и сестры и реагирует по-своему:

  1. Слайд 10,11, 12. Выразительное чтение отрывка учащимся четвёртое предупреждения Митраше (стр. 129-130) и лирическое отступление стр. 140.


Порассуждаем: Какую роль играют в сказке-были звери и птицы? Какие они?

Как автор их рисует, найдите подтверждение в тексте (на стр. 135 от слов « Вдруг над головой..»)?

Наблюдение: Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждебно: он охотник, ружье несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка, лисичка и особенно волк хотят ему зла. Другие — чибис, кулик, глухарь — жители лесного мира предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором. У каждого зверька, птицы свои повадки, характер, облик, голос.


Вывод: Пришвин любовно рисует их, не идеализирует, не сближая со сказочным представлением о каждом из них. Иногда какое-нибудь животное напоминает героев, служит для разъяснения их состояния или черт характера.

  1. Слайд 13,14. Демонстрация авторского видения - иллюстрации (выразительное чтение на стр.134 со слов «… старушки-ёлочки…»).

Порассуждаем: Как называется приём, который является одним из способов воздействия на читателя? (олицетворение)


  1. Слайд 15,16. Выразительное чтение на стр.143 со слов «День идёт к закату»); музыкальное сопровождение (звуковая дорожка 2).


  1. Слайд 17. Выразительное чтение на стр.134 « ..солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона.. »; музыкальное сопровождение (звуковая дорожка 4).

Порассуждаем: Название произведения многозначно. А вы можете сказать, почему оно так называется?

  1. Слайд 18,19.

Вывод: Блудово болото называет автор “кладовой солнца”, в котором скопились огромные запасы торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Но не только о торфе идет речь. Пришвин говорит и о людях, их душевном богатстве. Как торф - «кладовая солнца»- то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла любви.)

Порассуждаем: в каком значении употребляется слово « кладовая солнца»? (в переносном- метафора).

8) Теперь дадим слово натуралистам. Какие тайны хранит Блудово болото? (презентация группы натуралистов).


ИТОГИ УРОКА.

9) Слайд 20. Природу в русской литературе любили и живописали многие писатели. Но пример такого органического слияния с природой, как это чувствуешь в книгах Пришвина, не сразу подберешь. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво преданным.

И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин.

Рефлексия. Сочинение Никиты Малеева «О чём мне рассказал осенний листочек».

«О чём мне рассказал осенний листочек».

Осенним вечером мы остались дома одни: мама пошла в магазин, папа ещё не приехал с работы.

- Никита! Никита!- теребила меня за рукав моя младшая сестра.- Расскажи сказку!

-О чём? Бабушка летом тебе столько сказок рассказывала!- запротестовал я.- Ничего нового я не придумаю!

-Нет, ты знаешь! Ты в школе учишься!- не отставала она.

И я вспомнил, как на уроке русского языка мы фантазировали, о чём может рассказать осенний листочек, когда ветер отрывает его от дерева, и он летит, летит, летит... Тогда я думал: « О чём же он может рассказать, если не умеет говорить?»

… Я шёл из школы, задумался и не заметил, как за воротник куртки зацепился берёзовый листик – жёлтый с тонкими зелёными прожилками, резные кончики слегка загнулись, как крючочки. Под ногами шуршали разноцветные опавшие листья, и я не сразу понял, откуда доносится тоненький голосочек. Что-то шелестело у моего уха… Чудеса! Это листик говорил! И как интересно! Оказалось, он знал, что раньше на месте нашего города было болото, а недалеко в лесу водились белки и бурундуки. Прошло немного времени, и здесь появились люди, построили город со школами, магазинами, большими домами. Стало шумно, и звери ушли из этих мест дальше в тайгу. Теперь в центре города на площади стоит большая бронзовая белка, она волшебная: если ей потереть носик и загадать желание, то оно обязательно исполнится.

Листик попросился на волю – я положил его под берёзу и пошёл домой. Теперь я мог написать сочинение! Но тут же вспомнил, что листочки живут недолго, только три-четыре месяца, а он так много знал! Откуда? Я быстро побежал обратно в парк. Хорошо, что листик никуда не улетел. Я едва узнал его: все листики были похожи друг на друга, как братья - близнецы. Оказалось, он рос на берёзе в парке около Протоки, а рядом стояла большая старая сосны, и на неё часто прилетала сорока. Вот откуда все в лесу знали новости нашего города…

-А что ещё рассказывала сорока?- не успокаивалась сестричка.

Но тут пришла из магазина мама, и я решил, что это будет моя следующая сказка - про Сороку - всезнайку.


Технологическая карта урока


Название проекта

Исследование текста повести М. Пришвина. Сказка-быль "Кладовая солнца".

Авторы

Учащиеся 6 класса

Цели проекта

Формирование умений работать с текстом,  владеть методами поиска, выделять смысловую основу.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому. Развивать речь, кругозор учащихся, пополнять словарный запас, прививать интерес и любовь к литературе.

Короткое описание идеи проекта

Проект предполагает раскрыть важную роль природы в жизни человека, опираясь на творчество М. Пришвина.

«Союзники»

учащиеся

Предметы (включая класс, тему), знания которых используются (углубляются в ходе проекта)

Литература 6 класс, изобразительное искусство, музыка, биология.

Основополагающие вопросы проекта

Вдумчивое чтение, бережное отношение человека к природе.

Проблемные вопросы проекта

Учиться видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.

Учебные вопросы проекта

Что мы знаем о природе? Как человек должен относиться к природе?

Этапы проекта

Этап

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

 Подготовительный

 Определить цели, выбрать название, составить план работы.

 Совместная работа с учащимися по  выбору рекламы, распределению групп.

 Поисковый

 Систематизация материала по теме, подбор иллюстраций, музыкальных фрагментов,

работа с текстом.

Составление презентации.

 

 Направляет учащихся на подбор необходимой информации. Контролирует и помогает исследовать текст.

Представление проекта

Защита групповой работы, подведение итогов.

Организация проведения защиты своего этапа работы.

 

Как используется (может использоваться)  ИКТ

Сеть интернет

Готовый продукт проекта

Иллюстрации, музыкальное сопровождение, презентация.

Дидактические материалы проекта

Урок по сказке-были М.М.Пришвина

Как будет проходить представление проекта

В форме участия в открытом уроке

Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта

Информационная, эстетическая, экологическая.

Возможные точки роста проекта

Проведение открытого образовательного мероприятия.



Урок литературы в 6 классе. М.М. Пришвин «Кладовая солнца». «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»
  • Русский язык и литература
Описание:

рок литературы в 6 классе. М.М. Пришвин «Кладовая солнца».«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

-воспитание ценностного отношения к людям, к жизни через переосмысление текста и содержания произведения;

-формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.

-показ единства человека и природы, неразрывной тесной связи всего существующего в мире

Задачи урока:

-раскрыть смысл названия произведения;

-научить анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении;

-развить навыки коммуникативные навыки устной и письменной речи;

- продолжить обучению исследовательской деятельности, развивать творческие способности каждого ученика.

Автор Жукова Ирина Анатольевна
Дата добавления 08.09.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1292
Номер материала MA-060639
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓