Главная / Русский язык и литература / Урок литературы на тему "Роман "Обломов" в русской критике" (10 класс)

Урок литературы на тему "Роман "Обломов" в русской критике" (10 класс)

Образовательная организация: МАОУ «СОШ № 43 г.Челябинска» Учитель: Воронина Евгения Николаевна

Предмет: литература Класс: 10

Тема «Роман «Обломов» в русской критике

Цели: образовательная: 1) ознакомление с оценкой образа Обломова критиками Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.

2) сравнение разных оценок и формулирование своей точки зрения;

развивающая: развитие коммуникативных навыков; развитие умения работать в группе, умения формулировать и аргументировать свою позицию; развивать навыки работы с текстом и с таблицей;

воспитательная: воспитывать уважение к личности, исторической эпохе.

Ход урока:

  1. Оргмомент, актуализация знаний обучающихся:

"Золотое сердце" или "русская лень"? (на доске)

О каком персонаже пойдет речь? (Обломов).

Кто дал такие характеристики герою? (критики)

Действительно, так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.

Сформулируйте тему урока. (Тема: Роман "Обломов" в русской критике.)

Какова наша цель? (Цель: изучить и сравнить оценки романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.)

  1. Повторение: давайте вспомним, какие положительные и отрицательные качества присутствуют у героя? Цена вопроса 1 балл, его забирает лидер (2 минуты на заполнение, 1 - на проверку)

Два столбца

"Золотое сердце"

"Русская лень"

Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта

Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность



Заполняют по рядам (вариантам) у доски (проверка экспертами)

Глядя на полученный результат, какие выводы вы можете сделать?

Вывод: Обломов - сложный образ, отражающий противоречивость русского национального характера. Литературное направление – реализм.

  1. Формирование групп: Каждый из вас работал дома над одной критической статьей. Согласно вашему выбору, мы распределили вас на 4 группы (список групп и рассадка). Отдельно представлю вам экспертов: они изучили к уроку по 2 статьи.



  1. Задание группам (3 балла – 5 минут):

Представьте и аргументируйте оценку образа Обломова в статье критика по плану составить рассказ об интерпретации образа героя по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений

Подсказка (-1 балл):

  1. В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

  2. Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

  3. Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).

Эксперты, обсуждая прочитанные статьи, заполняют таблицу «шаблон» (5 минут)

Заполнить таблицу «Образ Обломова в русской критике»

Николай Александрович Добролюбов

«Что такое «обломовщина?»

Александр Васильевич Дружинин «Роман Гончарова «Обломов»

Дмитрий Иванович Писарев «Обломов»












  1. Обмен (переформирование групп с тем, чтобы каждая статья была представлена один из обучающихся): представить позицию критика, статью которого вы изучили,

Заполнить таблицу

«Образ Обломова в русской критике»

Н.И. Добролюбов

«Что такое «обломовщина?»

А.В. Дружинин «Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Д.И. Писарев «Обломов. Роман И.А. Гончарова»






Задача эксперта: проверить фактическую правильность представляемой информации, определить количество баллов, заработанных каждым

Критерии оценивания: верное утверждение – 1 балл, неполный /неточный ответ – 0.5 балла.

Участник

Тезис

Аргумент

Противоречие

Итог
















Итоговые баллы записать в тетрадь на полях



  1. Вернитесь в начальные группы: сформулируйте вывод по таблице самостоятельно, отразив свою точку зрения о главном герое романа

Эксперты формулируют вопросы по критическим статям (по одному к каждой статье)



  1. Вспомните, какие критические школы развивались во второй половине 20 века? Эстетическая критика, Реальная критика, Нигилисты – революционеры. Укажите, какие критические школы представляют критики Добролюбов, Дружинин и Писарев. (1 балл)

  2. Опрос экспертов (при правильном ответе на вопрос 2 балла получает ученик и 1 балл - учитель, ответ на свой вопрос – 1 балл):

Например,

    • Почему Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?

    • Почему Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?

    • Почему Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?


  1. Формулирование вывода: В критике XIX века мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: "художественность" или "социальная значимость" произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз "лишнего человека", менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера.

  2. Рефлексия: «мои затруднения» или «мои успехи».

Карта времени урока

Работа групп

Работа экспертов

0.Оргмомент

1

0.Оргмомент

1. Целеполагание (тема, цель)

2

1. Целеполагание (тема, цель)

2. Повторение (качества героя)

2 +1 на вывод

1

2. Проверка и подсчет

3. Формирование групп

2

3. Формирование групп

4.Групповая работа «Обломов»

5

5

  1. Заполнение таблицы

  1. Обмен (таблица)

10

10

  1. Оценка

  1. Вывод по таблице

3

6

  1. Формулируют вопросы

  1. Критические школы

3

  1. Итоговый вопрос от экспертов

3

3

7.Критические школы

  1. Вывод

3


  1. Рефлексия

6



42 (резерв – 3 минуты)






Материалы для распечатывания:

Задание группам (3 балла):

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений





Задание группам (3 балла):

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений



Задание группам (3 балла):

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений





Задание группам (3 балла):

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений















Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).

Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).









Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).







Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).





Образ Обломова в русской критике

(эксперт _____________________________)

Николай Александрович Добролюбов

«Что такое «обломовщина?»

Александр Васильевич Дружинин «Роман Гончарова «Обломов»

Дмитрий Иванович Писарев «Обломов»






















Задача эксперта: проверить фактическую правильность представляемой информации, определить количество баллов, заработанных каждым

Критерии оценивания: верное утверждение – 1 балл, неполный /неточный ответ – 0.5 балла.

Участник

Тезис

Аргумент

Противоречие

Итог
















Итоговые баллы записать в тетрадь на полях

    • Почему Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?


    • Почему Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?


    • Почему Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?



    • Почему Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?


    • Почему Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?


    • Почему Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?





Урок литературы на тему "Роман "Обломов" в русской критике" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок завершает изучение романа "Обломов" и предваряет сочинение. Работа выстроена на изучении критических статей Н. А. Добролюбова "Что такое "обломовщина?", Д. И. Писарева "Обломов. Роман И.А. Гончарова", А. В. Дружинина "Роман И.А, Гончарова "Обломов". Урок разработан в технологии коллективного способа обучения.

Автор Воронина Евгения Николаевна
Дата добавления 30.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2706
Номер материала MA-062803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓