Главная / История / УРОК-ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ

УРОК-ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ

Урок - лабораторное занятие



Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором ор­ганизуется самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебнику, историческим текстам, художественной литературе.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному ус­воению исторических знаний и развитию исторического сознания. У ребят вырабатываются умения самостоятельной работы: читать доку­менты, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.

В итоге лабораторной работы обязательно в тетради должен быть оформлен определённый результат.

На данном уроке используются: учебник, актовые документы, ис­торические очерки.

На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание: самостоятельно познакомиться с народными волнениями XVII века.

Перед началом урока класс делится на несколько групп, каждая из ко­торых в начале урока получает задание. Учителю важно позаботиться о том, чтобы в каждой группе был ученик, способный организовать её работу.


























Предмет История Отечества

Профессия социальный работник,I курс на базе 9 классов

Урок 53.

Урок - лабораторное занятие( 2 час по 40 мин).

Тема урока :«Восстание под предводительством Степана Разина»
Задачи урока: объяснить противоречия развития России в XVII в., систематизировать знания учащихся о крупнейшем восстании второй половины XVII в., о личности Ст. Разина, развивать умения работать с документами, учебником, картой; формировать навыки сравнения, анализа. Воспитывать чувство уважения к родной истории.

Тип урока: лабораторное занятие.

Цель урока: выработать у учащихся умения: самостоятельно работать с первоис-

точниками ,читать документы, извлекать и анализировать информацию, рассуж-дать, критически оценивать документальные данные и делать логически правиль-

ные выводы, составлять таблицы по исследуемому вопросу, уметь выделять необ-

ходимое из прочитанного.

Оборудование урока: карта «Народные восстания в России в XVII в.»,портрет С.Разина, на доске запись определения «крестьянская война»,раздаточные карточ ки с терминами «казаки», «холопы», «стрельцы», «бояре», «помещики», «царь».
На доске: портрет СТ. Разина; карта «Народные восстания в России в
40 - 70 гг.
XVII века». Определение «крестьянская война».
Эпиграф: Но свободы русской зарево разгорелося вокруг,

Против силы государевой города восстали вдруг.

Слава Разина победная по Руси пошла теперь...

Н. Кончаловская.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Ход урока :

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (запись в рапортичке) 2 мин

Доклад старосты об отсутствующих

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны повторить материал прошлого урока.

Учащиеся повторяют по конспектам

тему прошлого урока и

2.Проверка знаний учащихся 15 мин


Группа делится на команды по 4 человека и начинает повторение домашнего задания

Каждая команда выбирает командира

Объясняю правила конкурса «Свиток истории» и крите-

рии оценок:на протяжении всего урока команды получают «Грамоты успеха» за ответы(2 карточки-ответ без ошибок,1 карточка-ответ с неточностью),1 карточка за активность в обсуждении вопросов и предложенных проблемных ситуаций,1-за объективность оценок команд-соперников.

Командиры команд отрывают часть

«свитка» с вопросами и вместе с командой дают ответы.



При необходимости вношу поправки в самостоятельную

деятельность учащихся

Команды отвечают ,а «соперни-

ки» оценивают правильность ответа.

Выделяю наиболее активных участников конкурса из чис-

ла учащихся.Они получают «Грамоту успеха»


Подводятся итоги проверки знаний, полученных на пре-дыдущем уроке

Команды подсчитывают количество карточек.

3.Изложение нового материала 20 мин

проводится с работой по заполнению таблиц



Актуализация темы: 3 мин

-Почему 17 век назвали бунташным? Какие бунты и вос-

стания произошли в течение столетия? И после кратких ответов учащихся вывешивается схема

БалашовскоеДви

жение 1632-34 гг

Соляной бунт

1648 г

Медный бунт

1662

Причины:тяжкие

поборы и повин

ности народа.

Притеснения и взяточничество

Служилых людей.

Выпуск медных денег,приравнен ныхсеребряным

Называю цели урока и ставлю проблемную задачу:

Выступление народа под руководством С.Разина наука

оценивает по- разному: одни учёные считают его восста

нием,другие – крестьянской войной.Изучив документы,

мы должны будем дать этому событию свою оценку:оно

было восстанием или крестьянской войной?



Заслушиваются сообщения по опережающему заданию:

1.Об исторических условиях развития России во второй половине 17 в

2.Об усилении противоречий в стране вследствие укрепления самодержавной власти.

3.О влиянии церковного раскола на

внутреннюю ситуацию в России

Учащиеся оценивают сообщения и

задают вопросы выступающим.

План работы групп:


Каждая группа получает документы, вопросы по ним работает в течение 22 минут.

Результаты работы заносятся в таблицу на доске или на ватмане и вывешиваются на интерактивной доске

1 группа:

по учебнику определяет политические, экономические,

социальные причины восстания, их закономерность и

предопределённость в крепостнической России

Учащиеся работают с документами:

«Сообщение касательно подробностеймятежа,произведён

ного в Московии Стенькой Разиным» и с «Прелестными грамотами»С.Разина и В.Уса

2 группа :

по первоисточникам исследует требования восставших и отвечает на вопрос :«На кого были рассчитаны прелест-

ные письма» вождей восставших слоев народа?»


Учащиеся работают с документами:«Прелестными грамотами»С.Разина и В.Уса ,других вождей восставших




3 группа:

по учебнику и документам определяет социальный и на-

циональный состав участников движения

Учащиеся работают с

документами:1)от 1670 г,3 октября –«Расспросные

речи в Тамбовской приказной избе сына боярского С.Невежина и крестьянина В. Шелудяка о действиях восставших в Ломовском уезде.

2)1670 г, октябрь, «Расспросные речи в полковом стане воеводы князя Ю.Долгорукого пленных участников

движения



4 группа:

по документам Судного Приказа и докладам бояр царю исследует вопрос о степени организации восставших их вооружении, организованности ,сплочённости.

1)документ 1670,29 сентября «Расспросные речи казака Н. Самбуленко о начале похода С.Разина с Дона на Волгу, о взятии им Царицына, Чёрного Яра и Астрахани.

2) документ 1670,20 октября «Из от-писок полкового воеводы князя Ю.Долгорукого в Приказ Казанского

дворца.

5 группа :

по документам современников С.Разина – мемуарам не-известного английского купца и немецкого наёмного офицера Людвига Фабрициуса ,служившего в русской ар

мии.а также сочинениям В. Сиповского «Родная старина

о степени противоборства, жестокости и насилии с обеих сторон.

1) «Сообщение касательно подробностей мятежа,произведённого в Мос-

ковии Стенькой Разиным»-автор неизвестен.

2) «Русские записки»

Л.Фабрициуса

3) «Родная старина»

В. Сиповского

4.Закрепление в виде беседы по вопросам: 10 мин.

Предлагается проверить свои ответы по таблице.



Причины

движения



Требования

восставших



Состав

восставших



Степень

организо

ванности



Охват

террито

рии


Дейст

Вия вос

Ставши

В горо

дах






Команды получают закрепительные

Задания в виде таблицы,исправляют ошибки и сдают ответы,устно обос-новывая тх и проверяют ответы сопе рников.

1.Рост на

логов.

2.Сыск беглых

3.Голод в

городах

4.Ухуд-шение

положе

ния слу-

жилых

5.Эпиде-

мии.






1.Отсутст-вие чётких

требований

в«Прелестн.

письмах призывы

Избавлять-

Ся от бояр

1.Казаки,

крестьяне,

работные

люди.

2.Русские

украинцы,

мордва,

чуваши,

татары,

марийцы.

1.Количес

тво:до 10

тысяч

плохо воо ружённых войск.

Пехота,ко

нница

Дон,По-волжье,

Северо-

Восток Украин

Северн.

районы


1.Жесто

кость насилие над бояр

ством и дворяна

ми.Орга низация

управле

ния: ка-

зачий круг,

выборы

атамана



Учащимся даётся указание проверить заполненную таблицу и сверить её с вариантами правильных ответов на

Доске. Потом предлагается ответить на ряд вопросов:

1.Какие документы вы использовали? Дайте им характе-ристику.2.Какие из них заслуживают наибольшего доверия и почему?

-расспросные речи(протоколы допросов)

- «прелестные грамоты»(письма вождей движения;

-«отписки» воевод(донесения царскому правительству

-мемуары очевидцев(Л.Фабрициуса,известного англичанина

Надо отметить,что из приведённых источников,наиболее достоверны воспоминания и мемуары очевидцев и совре

менников,как наименее заинтересованных в восстании лиц.

2,Учащимся объясняю условия конкурса «Свиток» в ко тором предлагается найти правильный ответ на «перепу-

танные» вопросы.Оцениваю правильность ответов каждой команды и при необходимости вношу поправки в оценку деятельности каждой команды.По результатам совместной оценки раздаю «Грамоты успеха».

5.Подведение итогов урока 5 мин


Выводы:

Итак,по результатам сделанной работы можно согласиться с мнением,что движение под руководством С.Разина было крестьянской войной,жестоким противоборством низов и боярства,царской власти на огромной территории России.Вы познакомились с проблемой крестьянских вой и восстаний,можете высказать мысли о их различиях,научились определять их ха

рактер,факторы возникновения и борьбы народа за свои пра-ва.Узнали о политике царского правительства и проблемах развития России во 2-й половине 17 в.Можно сказать,что

1)причинами поражения восстания были наивный монархизм

стихийность выступления,локальность,слабая организованно

сть,плохое вооружение,отсутствие единого руководства,и еди нства действий.Значение восстания было в том.что оно заста-

вило царское правительство смягчить режим управления.

По итогам совместной оценки за урок учащимися и препода-вателями выставляются оценки в журнал теоретического обу чения





Заслушиваются ответы учащих-ся из каждой группы(по 1 мин)

По поставленному вопросу пе-ред уроком и каждая группа де-лает вывод.

6.Домашнее задание. 5 мин.


Конспект урока,§ 34 учебника,ответы на вопросы к нему

Запись домашнего задания.

Используемая учебная литература:

1.Учебник Истории России. А.Н.Сахаров,В.И.Буганов Ч.1

2.Книга для чтения по истории Отечества Л,Б.Яковер.

3.Мир русской истории.Под ред.А.Н.Мячина

4.Медиаприложение «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
















































































МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Профессиональное училище № 50



hello_html_186c0e4.gif

















САМАРА,2004




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Профессиональное училище № 50

hello_html_m3b769657.gif















Утверждено:

Зам.директора по УР О.Ю.Дорошенко


На методической комиссии общеобразовательных дисциплин:


Председатель методической комиссии М.В.Евдокимова


САМАРА,2005








МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Профессиональное училище № 50





КОМПЛЕКТ ТЕСТОВ

ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

Разработал: Андреев М.К.


Утверждено:


На методической комиссии общеобразовательных дисциплин


Председатель методической комиссии М.В.Евдокимова



САМАРА,2005







МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Профессиональное училище № 50


РЕФЕРАТ



hello_html_6f118da5.gif















ПОДГОТОВИЛ: ЛЫСЯКОВ А.,гр.109


ПРОВЕРИЛ: АНДРЕЕВ М.К.



САМАРА,2005

УРОК-ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ
  • История
Описание:

Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором ор­ганизуется самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебнику, историческим текстам, художественной литературе.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному ус­воению исторических знаний и развитию исторического сознания. У ребят вырабатываются умения самостоятельной работы: читать доку­менты, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.

В итоге лабораторной работы обязательно в тетради должен быть оформлен определённый результат.

На данном уроке используются: учебник, актовые документы, ис­торические очерки.

На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание: самостоятельно познакомиться с народными волнениями XVII века.

Перед началом урока класс делится на несколько групп, каждая из ко­торых в начале урока получает задание. Учителю важно позаботиться о том, чтобы в каждой группе был ученик, способный организовать её работу.

 

Автор Андреев Михаил Константинович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 864
Номер материала 43215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓