Главная / Русский язык и литература / Урок-конспект русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание не- с именами существительными»

Урок-конспект русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание не- с именами существительными»

Урок-конспект русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание не- с именами существительными»

Цель:познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными, сформировать умения применять правило на письме

Формировать УУД:

Личностные: установление связи между учебной деятельностью и мотивом, формирование нравственно-эстетических ценностей (любовь к родному краю, трудолюбие)

Регулятивные: учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы (заполнение таблицы достижений, взаимопроверка), учить работать по образцу ( опора на алгоритм)

Коммуникативные:развивать внимание учащихся, умения слушать и записывать; монологическую и диалогическую речь, учить способам взаимодействия и сотрудничества.

Познавательные:учить формулировке проблемы, формировать логические умения: анализ, сравнение, построение цепочек рассуждений

Основные понятия:орфограмма-контакт, орфограмма-пробел

Межпредметные связи:литература, краеведение

Ресурсы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева Учебник русского языка для 6 класса, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.



Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Оргмомент

Организация рабочего места, рациональное размещение учебных средств

Приветствие.

Добрый день, ребята! Здравствуйте, друзья! Я ведь могу к вам так обращаться, ведь мы с вами в дружеских отношениях.


Целеполагание

С опорой на уже известное учить формулировке темы и проблемы

Подберите, пожалуйста, к слову «друг» синонимы

Присоединим приставку не к существительному «приятель» и создадим новое слово с новым противоположным лексическим значением




Товарищ, приятель











Неприятель - противник, враг, враждебно настроенный человек.


Актуализация

Развивать внимание

Обратите внимание на записанные предложения

Неприятель медленно приближался.

Он мне не приятель, а враг.

Слова написаны по-разному.

Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся?


Выявление причин затруднения. Постановка цели

Формировать умения постановки проблемы

Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся?



Какую проблему будем решать?

Формулировка и запись темы урока в тетрадь «Слитное и раздельное написание не- с именами существительными»

Когда не ссуществительными пишется раздельно, а когда слитно


Открытие нового знания

Формирование нравственно-эстетических ценностей, умения выдвигать гипотезы, развитие внимания, логических умений(анализ, синтез, обобщение), развитие монологической и диалогической речи,

Слово учителя

Чтобы решить эту проблему, я приглашаю вас в путешествие.



Слайд 1

Чтение стихотворения учителем



Слайд 2

- Как вы думаете, ребята, где мы будем путешествовать?

Пройдя по маршруту, мы решим поставленную перед нами задачу и заполним таблицу. (таблица в распечатанном виде у каждого обучающегося)

Слайд 3

Узнали парк?

А какие ещё парки есть в нашем городе? « Держинского», «Боевка», «Бородино», «Пионеров»

Ребята, парк «Пионеров» один из старейших в городе, в 2013 году будет праздновать своё столетие.

Найдите существительное с не. Как оно написано. Как вы думаете, почему?



Слайд 4

Выполнить задание. Вывод запишите в таблицу



Слайд 5

Узнали здание. Это наш прекрасный театр. Мы с удовольствием посещаем спектакли. Выполните задание.

Слайд 6

Замените слова синонимами. К какому выводу пришли? Заполнение таблицы



Слайд 7



Слайд 8

Назовите слово, написанное с не. Правильно ли оно написано, есть ли такое слово? А есть ли такие слова «неработа», «нешкола». Нет таких слов.



Слайд 9

В нашем городе много прекрасных мест для отдыха и развлечений. Но чтобы вы могли учиться, развлекаться, ваши родители трудятся на различных предприятиях. Их много в нашем городе.

Прочитайте заголовок слайда. Что это? Как написано не с существительным? Почему?



Слайд 10

Объясните написание не с существительными в предложении.

Слайд11

Вы помогаете своим родителям, выполняете различные поручения, ходите в магазин.

Прочитаем первое стихотворение. Кто автор этих строк? Объясните постановку запятой в первом предложении. А для чего используется союз а ? А как в этом случае написано не с существительным.

Слайд 12

Раскройте скобки в предложениях. Запишите вывод в таблицу.



На этом закончилось наше маленькое путешествие.

























По городу Курску

























Первомайский



« Держинского», «Боевка», «Бородино», «Пионеров»

















Непоседы. Слитно. Без не не употребляется







Заполнение таблицы

















Чтение стихотворения.









Заполнение таблицы





Чтение стихотворения



Чтение учащимися диалога.















































Пословица.Раздельно.





Высказывают предположения







Чтение и объяснениеЗапись вывода в таблицу.





















Агния Барто

Чтение второго стихотворения.











Для противопоставления













Заполнение таблицы

Реализация построенного проекта

Сравнение, сопоставление

Проверяем, что у вас получилось. Откройте учебник на странице 49 и прочитайте правило.

Сравнивают записи в таблице и формулировки правила. Исправляют неточности и ошибки.

Первичное закрепление во внешней речи

Учить работать по образцу, по алгоритму, рассуждать, правилам участия в коллективной деятельности

А теперь будем применять полученные знания. Чтобы не ошибиться в написании не с существительным, будем использовать ход рассуждения, данный в алгоритме на странице 50

Письменно в тетрадях выполняют упражнения, проговаривая ход рассуждения. Взаимопроверка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формирование логических умений: обобщение и классификация


Выполняют тестовое задание(в распечатанном виде)Проверяют самостоятельно (Слайд 13)

Включение в систему знаний и повторение

Учить связной речи, применять изученное на практике

Придумайте и запишите 3 предложения на тему «Школа», используя разные случаи написания существительных с не

Записывают предложения

Рефлексия деятельности

Учить самооценке, самоконтролю


Заполнение таблицы достижений. Продолжить фразу(Слайд 14)



Домашнее задание:

Всем: выучить правило на стр. 49

-те, кто не допустил ошибок в тесте, сочиняют лингвистическую сказку по данному началу « Жили-были приставка и частица не…»

- остальные выполняют упражнение 84

Приложения

Физкультминутка «МАРТЫШКИ»

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!



Тест

1. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

а)если существительное с не может быть заменено синонимом без не;

б)если в предложении есть противопоставление с союзом а;

в)если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.

2. Выберите слова, которые без "не" не употребляются:

а)(не)годование;

б)(не)внимательность;

в)(не)вежа;

г)(не)грамотность;

д)(не)забудка.

3.Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":

а)(не)доверие;

б)(не)ряха;

в)(не)правда;

г)(не)видимка;

д)не)вежливость;

4. Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:

а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

в)) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

г)) (Не)друг не посочувствует.

д)) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

е) (Не)счастье спутало все наши планы.

5. Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.


Правописание не с существительными

Слитно (орфограмма - контакт)

Раздельно (орфограмма-пробел)









Таблица достижений


Заполнение таблицы

Упражнение 81

Тест

Какова цель задания?




Выполнено ли задание?




Выполнено верно или с ошибкой?




Выполнено самостоятельно или с помощью?




Какую отметку можно поставить?












Урок-конспект русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание не- с именами существительными»
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока-путешествия по родному городу лежит проблемно-диалогическое обучение. Использется презентация. Это первый урок по теме, урок изучения нового материала, на котором обучающиеся сами ставят цели,наблюдают и делают выводы, решают проблему, поставленную в начале урока, закрепляют полученные знания, используя алгоритм, осуществляют самооценку и самоконтроль. 

Используемые ресурсы:Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева Учебник русского  языка для 6 класса, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.

 

Автор Попельницкая Валентина Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1092
Номер материала 44741
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓