Урок-конспект
русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание не- с
именами существительными»
Цель:познакомить учащихся с
условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными,
сформировать умения применять правило на письме
Формировать
УУД:
Личностные: установление связи между
учебной деятельностью и мотивом, формирование нравственно-эстетических
ценностей (любовь к родному краю, трудолюбие)
Регулятивные:
учить
самооценке, самоконтролю выполняемой работы (заполнение таблицы достижений,
взаимопроверка), учить работать по образцу ( опора на алгоритм)
Коммуникативные:развивать внимание учащихся,
умения слушать и записывать; монологическую и диалогическую речь, учить
способам взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные:учить формулировке проблемы,
формировать логические умения: анализ, сравнение, построение цепочек рассуждений
Основные
понятия:орфограмма-контакт,
орфограмма-пробел
Межпредметные
связи:литература,
краеведение
Ресурсы:
Р.Н.Бунеев,
Е.В. Бунеева Учебник русского языка для 6 класса, раздаточный материал,
мультимедийный проектор, компьютер.
Этапы урока
|
Формирование УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающегося
|
Оргмомент
|
Организация рабочего места, рациональное
размещение учебных средств
|
Приветствие.
Добрый день, ребята! Здравствуйте, друзья! Я
ведь могу к вам так обращаться, ведь мы с вами в дружеских отношениях.
|
|
Целеполагание
|
С опорой на уже известное учить формулировке
темы и проблемы
|
Подберите, пожалуйста, к слову «друг»
синонимы
Присоединим приставку не к существительному
«приятель» и создадим новое слово с новым противоположным лексическим
значением
|
Товарищ, приятель
Неприятель - противник, враг, враждебно
настроенный человек.
|
Актуализация
|
Развивать внимание
|
Обратите внимание на записанные предложения
Неприятель медленно приближался.
Он мне не приятель, а враг.
Слова написаны по-разному.
Как вы думаете, с какой темой в разделе
"Имя существительное" мы сегодня познакомимся?
|
|
Выявление причин затруднения. Постановка
цели
|
Формировать умения постановки проблемы
|
Как вы думаете, с какой темой в разделе
"Имя существительное" мы сегодня познакомимся?
Какую проблему будем решать?
|
Формулировка и запись темы урока в тетрадь «Слитное
и раздельное написание не- с именами существительными»
Когда не ссуществительными пишется
раздельно, а когда слитно
|
Открытие нового знания
|
Формирование нравственно-эстетических
ценностей, умения выдвигать гипотезы, развитие внимания, логических умений(анализ,
синтез, обобщение), развитие монологической и диалогической речи,
|
Слово учителя
Чтобы решить эту проблему, я приглашаю вас в
путешествие.
Слайд 1
Чтение стихотворения учителем
Слайд 2
- Как вы думаете, ребята, где мы будем
путешествовать?
Пройдя по маршруту, мы решим поставленную
перед нами задачу и заполним таблицу. (таблица в распечатанном виде у каждого
обучающегося)
Слайд 3
Узнали парк?
А какие ещё парки есть в нашем городе? «
Держинского», «Боевка», «Бородино», «Пионеров»
Ребята, парк «Пионеров» один из старейших в
городе, в 2013 году будет праздновать своё столетие.
Найдите существительное с не. Как оно
написано. Как вы думаете, почему?
Слайд 4
Выполнить задание. Вывод запишите в таблицу
Слайд 5
Узнали здание. Это наш прекрасный театр. Мы
с удовольствием посещаем спектакли. Выполните задание.
Слайд 6
Замените слова синонимами. К какому выводу
пришли? Заполнение таблицы
Слайд 7
Слайд 8
Назовите слово, написанное с не. Правильно
ли оно написано, есть ли такое слово? А есть ли такие слова «неработа», «нешкола».
Нет таких слов.
Слайд 9
В нашем городе много прекрасных мест для
отдыха и развлечений. Но чтобы вы могли учиться, развлекаться, ваши родители
трудятся на различных предприятиях. Их много в нашем городе.
Прочитайте заголовок слайда. Что это? Как
написано не с существительным? Почему?
Слайд 10
Объясните написание не с существительными
в предложении.
Слайд11
Вы помогаете своим родителям, выполняете
различные поручения, ходите в магазин.
Прочитаем первое стихотворение. Кто автор
этих строк? Объясните постановку запятой в первом предложении. А для чего
используется союз а ? А как в этом случае написано не с существительным.
Слайд 12
Раскройте скобки в предложениях. Запишите
вывод в таблицу.
На этом закончилось наше маленькое
путешествие.
|
По городу Курску
Первомайский
« Держинского», «Боевка», «Бородино»,
«Пионеров»
Непоседы. Слитно. Без не не употребляется
Заполнение таблицы
Чтение стихотворения.
Заполнение таблицы
Чтение стихотворения
Чтение учащимися диалога.
Пословица.Раздельно.
Высказывают предположения
Чтение и объяснениеЗапись вывода в таблицу.
Агния Барто
Чтение второго стихотворения.
Для противопоставления
Заполнение таблицы
|
Реализация построенного проекта
|
Сравнение, сопоставление
|
Проверяем, что у вас
получилось. Откройте учебник на странице 49 и прочитайте правило.
|
Сравнивают записи в таблице и формулировки
правила. Исправляют неточности и ошибки.
|
Первичное закрепление во внешней речи
|
Учить работать по образцу, по алгоритму, рассуждать,
правилам участия в коллективной деятельности
|
А теперь будем применять полученные знания.
Чтобы не ошибиться в написании не с существительным, будем использовать ход
рассуждения, данный в алгоритме на странице 50
|
Письменно в тетрадях выполняют упражнения,
проговаривая ход рассуждения. Взаимопроверка.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
|
Формирование логических умений: обобщение и
классификация
|
|
Выполняют тестовое задание(в распечатанном
виде)Проверяют самостоятельно (Слайд 13)
|
Включение в систему знаний и повторение
|
Учить связной речи, применять изученное на
практике
|
Придумайте и запишите 3 предложения на тему
«Школа», используя разные случаи написания существительных с не
|
Записывают предложения
|
Рефлексия деятельности
|
Учить самооценке, самоконтролю
|
|
Заполнение таблицы достижений. Продолжить
фразу(Слайд 14)
|
Домашнее
задание:
Всем:
выучить правило на стр. 49
-те,
кто не допустил ошибок в тесте, сочиняют лингвистическую сказку по данному
началу « Жили-были приставка и частица не…»
-
остальные выполняют упражнение 84
Приложения
Физкультминутка «МАРТЫШКИ»
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о
чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Тест
1. Найдите неверное утверждение.
Не с существительными пишется слитно:
а)если существительное с не может быть заменено
синонимом без не;
б)если в предложении есть противопоставление с союзом
а;
в)если существительное с не может быть заменено
близким по значению выражением без не.
2. Выберите слова, которые без "не" не
употребляются:
а)(не)годование;
б)(не)внимательность;
в)(не)вежа;
г)(не)грамотность;
д)(не)забудка.
3.Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без
"не":
а)(не)доверие;
б)(не)ряха;
в)(не)правда;
г)(не)видимка;
д)не)вежливость;
4. Выберите примеры раздельного написания
"не" с существительными:
а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
в)) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
г)) (Не)друг не посочувствует.
д)) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
е) (Не)счастье спутало все наши планы.
5. Выберите из текста примеры неправильного написания
"не" с существительными, указав их номера.
Никакое растение не производит такое впечатление, как
баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это
дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб
невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт
баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора
окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление,
(6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона.
В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
Правописание
не с существительными
Слитно (орфограмма - контакт)
|
Раздельно (орфограмма-пробел)
|
|
|
|
|
Таблица достижений
|
Заполнение таблицы
|
Упражнение 81
|
Тест
|
Какова цель задания?
|
|
|
|
Выполнено ли задание?
|
|
|
|
Выполнено верно или с ошибкой?
|
|
|
|
Выполнено самостоятельно или с помощью?
|
|
|
|
Какую отметку можно поставить?
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.